Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
и) пйказать на карте невязку, надписать время и отсчет лага, соответствующие моменту обсервации, произвести запись в навигационном журнале.
§ 19. о п р е д е л е н и е м е с т а п о р а с с т о я н и я м д о НЕСКОЛЬКИХ
ОРИЕНТИРОВ
1. Радиолокационные станции. Они позволяют измерять расстояние с ошибкой, не превосходящей 1,5—3% от макси мальной дальности шкалы, на которой производится измерение. Их недостатком является то, что, как правило, невозможно из мерение расстояний до ориентиров, находящихся за береговой чертой, ибо импульсы от них маскируются эхо-сигналами дру гих объектов.
2.Оптические дальномеры. Позволяют измерять расстоя ния только до имеющих четкие очертания предметов; точность их ниже, чем у радиолокационных станций.
3.Секстан. Измеряется вертикальный угол, под которым виден предмет, для чего дважды отраженное зеркалами секстана изображение вершины предмета совмещается с прямо видимым его основанием (урезом воды).
Отсчет секстана исправляется поправкой индекса и поправ кой секстана:
7 = |
O C ( i + s ) . |
|
|
|
|
Из рис. 31, где h — высота ориентира, D — расстояние до |
|||||
него, видно: |
|
|
|
|
|
D = h: ctg 7 = |
— |
' |
|
|
|
|
|
tg r |
|
|
|
По этой формуле вычислена таблица 29а МТ-53. |
|||||
Угол т, как правило, мал (менее 5°); поэтому, |
выразив его |
||||
в минутах дуги, можем положить: |
|
|
|
|
|
tg-{ = 4'tgV = —-— |
|
|
|||
|
. |
3438’ |
|
|
|
D =3438 —t • |
|
|
|
||
Если высота предмета |
выражена |
в метрах, а расстояние |
|||
до ориентира — в морских милях, то |
|
|
|
||
D (мор. мили) = 3438 к(м) |
13 |
h{M) |
|||
|
1852 |
7' |
7 |
7' |
' |
55
Нами получена легко запоминающаяся формула: >
D (мор. |
мили) |
|
13_ к(м) |
(29) |
||
|
7 |
т'~ |
||||
Пример. |
|
|
|
|
||
|
29',0. |
|
|
|
|
|
/( =-- 49 .и, ( - |
|
|
|
|
||
13 |
h |
13 |
• |
49 |
3,5 морских миль. |
|
D ^ — ----- — - — ---—— = |
|
|||||
/ |
7 |
7 |
• |
Д) |
|
|
Когда основание предмета скрыто за . горизонтом (расстояние до ориентира превышает дальность видимого горизонта с вы соты глаза наблюдателя), вычисление расстояния производит ся по таблицам 29-6 МТ-53.
Для определения места по двум расстояниям |
надо |
выби |
||||
рать такие ориентиры, чтобы |
разность пеленгов между |
ними |
||||
лежала в |
пределах от 30° .до |
150°. Первыми |
измеряются те |
|||
|
|
|
расстояния, которые меня |
|||
|
|
|
ются медленнее, т. е. до ори |
|||
|
|
|
ентиров, находящихся ближе |
|||
|
|
|
к траверзу корабля, а пос |
|||
|
----- |
D |
ледними — до |
|
ориентиров, |
|
|
Рис. |
31 |
находящихся |
на носовых |
||
|
(кормовых) курсовых углах |
|||||
корабля. |
Для |
|
||||
нанесения обсервации на карту |
"следует из |
места каждого ориентира, как из центра, провести дугу окруж ности радиусом, равным измеренному до него расстоянию. Затем, как при всех обсервациях, наносится счислимая точка, соответствующая моменту обсервации, показывается невязка, надписываются момент и отсчет лага возле обсервованной точ ки, производится запись в навигационном журнале.
При прокладке обсервации по трем расстояниям возможно появление треугольника погрешностей. Поскольку современ ным средствам измерения расстояний не свойственны скольконибудь значительные систематические ошибки, его причинами могут быть либо промах в опознании ориентира, либо случай ные ошибки наблюдений. В первую очередь надо убедиться в правильности опознания ориентиров; если она сомнений не вы зывает — обсервованным местом считать центр треугольника погрешностей.
$ 20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ПО РАЗНОВРЕМЕННЫМ ЛИНИЯМ ПОЛОЖЕНИЯ
Ранее мы разбирали случаи, когда возможно определение места посредством одновременного или почти одновременного измерения пеленгов или расстояний до нескольких ориентиров. Но в практике кораблевождения часты и такие случаи, когда
56
/ /
с корабля виден только один ориентир, причем по каким-либо причинам отсутствует возможность измерять расстояния до пего. В любой момент возможно измерение лишь одного пелен га, что дает только одну линию положения. Для определения же места корабля надо иметь не менее двух линий положения. В таких случаях прибегают к разновременным наблюдениям,
к измерению одного и того же навигационного |
параметра |
(в данном случае пеленга) в моменты, отделенные |
друг от |
друга сравительно большими промежутками времени. Рассмот рим наиболее часто встречающиеся случаи.
1. Определение места по пеленгам на один ориентир
(крюйс-пеленг). Пусть в момент времени Т\, при отсчете лага ол\ был измерен пеленг ориентира А. Через некоторое время, в момент Т2 (отсчет лага ол2) произведено вторичное пеленго вание того же ориентира. В этом случае место корабля может быть определено способом крюйс-пеленга.
Проложим на карте (рис. 32) первую (I) и вторую (II) линии пеленгов. Нам известно, что в момент времени Т\ ко рабль находился, где-то на первой линии пеленга (I), во вто
рой момент |
времени |
Т2— где-то |
на |
второй линии |
(II); где |
|
именно — нам предстоит найти. За |
время между измерениями |
|||||
первого |
и второго пеленгов корабль |
прошел некоторое рас |
||||
стояние |
S, |
которое |
нам известно. |
Следовательно, |
чтобы |
решить поставленную задачу: найти, в какой именно точке на линии второго пеленга нахо дился корабль в момент Т2, надо вместить плавание 5 между линиями пеленгов / п
II. Для этого выполняются следующие построения:
а. Из произвольной точ ки В на линии первого пелен га провести прямую, парал лельную линии пути кораб ля.
б. По этой прямой отло жить отрезок ВС, равный (в' масштабе карты) расстоя-» нию S, пройденнпому кораб
лем за время между измерениями .первого и второго пеленга.
в. Из конца этого отрезка |
(точки С) провести прямую, па |
раллельную линии первого |
пеленга. Точка К ее пересечения |
с линией второго пеленга (II) |
и будет искомым местом корабля |
(счислимо-обсервованным местом).
Правильность построения ясна из чертежа. Действительно,
' 57
проведем прямую ЕК, параллельную |
линии |
|
пути |
корабля. |
||||||
Фигура ВСКЕ представляет собой параллелограмм. |
|
|||||||||
Следовательно, |
ЕК = ВС = S. |
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Начало отрезка ЕК находится на линии I, |
конец— на ли |
|||||||||
нии //, |
его длина— S. Таким образом, точка К удовлетворяет |
|||||||||
условиям задачи. |
определения |
места корабля носит название |
||||||||
Этот |
способ |
|||||||||
крюйс-пеленга. Точка К называется |
счислимо-обсервоввнной |
|||||||||
'потому, что для ее нахождения, помимо измерения |
пеленгов, |
|||||||||
используются данные счисления. Она обозначается |
треуголь |
|||||||||
ником с точкой в центре. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Определение места корабля способом крюйс-пеленга сводит |
||||||||||
ся к выполнению следующих действий: , |
|
|
|
|
||||||
а) |
измерить первый пеленг, записать отсчет лага и момент |
|||||||||
по часам; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
б) |
исправить пеленг поправкой компаса; |
сделать запись в |
||||||||
в) |
проложить |
линию пеленга на карте, |
||||||||
навигационном журнале; |
|
изменится |
не менее, чем на |
|||||||
г) |
когда пеленг на ориентир |
|||||||||
30°, измерить его вторично, записать отсчет лага |
и момент по |
|||||||||
часам; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
д) |
исправить второй пеленг поправкой |
компаса |
и проло |
|||||||
жить его на карте; |
|
пройденное |
за |
промежуток |
||||||
е) |
рассчитать |
расстояние 5, |
||||||||
времени |
между |
измерениями |
первого и второго пеленгов и, |
выполнив описанное выше построение, вместить его между ли ниями первого и второго пеленгов, найдя таким образом счис- лимо-обсервованную точку на линии второго пеленга;
з) нанести счислимую точку, соответствующую моменту времени Т2, и показать невязку; произвести запись в навигаци онном журнале, помня, что при записи второго пеленга долж но показываться снятое с карты расстояние до ориентира DK.
Построения, выполняемые для определения места корабля в случаях, когда за время между измерениями первого и вто рого пеленгов корабль изменил курс или скорость, а также при учете течения, принципиально не отличаются от описан ных выше и в особых пояснениях не нуждаются (р и с. 33, 34).
При определении места по крюйс-пеленгу необходимо иметь в виду, что ошибки счисления в течение промежутка вре мени между измерениями первого и второго пеленгов непос редственно влияют на точность счислимо-обсервованного ме ста. Поэтому надо обращать особое внимание на аккуратность и точность счисления.
58
2. Определение места по разновременным пеленгам двух ориентиров. Если место корабля определяется по двум ориен тирам, «о по каким-либо причинам произвести их одновремен ное пеленгование невозможно (например, к моменту появле ния в видимости второго ориентира первый закрыло туманом), то применяется тот же способ вмещения пройденного кораблем
Р и с. 33 |
Р и с. 34 |
расстояния между .линиями первого и второго пеленгов. Пусть в момент Т\ при отсчете лага ол\ измерен пеленг первого ориентира; в момент времени Т2 (отсчет лага ол2) — пеленг второго ориентира. Проложим линии пеленгов на карте (р и с. 35). Из произвольной точки С на линии первого пеленга проведем прямую, параллельную линии пути корабля, и по ней отложим плавание (пройденное кораблем расстояние) 5 за промежуток времени между из мерениями первого и второго пеленгов. Из полученной та
ким образом точки D прове дем линию, параллельную ли нии первого пеленга. Точка К ее пересечения с линией второ го пеленга и будет искомым счислимо-обсервованным ме стом корабля; как и обсер вация по крюйс-пеленгу, оно обозначается треугольником
сточкой в центре.
3.Приведение разновременных линий положения к одному моменту. Рассматривая рис. 35, обратим внимание на сле дующее обстоятельство. Производя построение для вмещения
плавания корабля между первой и второй линиями положения, мы проводим линию, параллельную линии пути корабля из
59