Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и) пйказать на карте невязку, надписать время и отсчет лага, соответствующие моменту обсервации, произвести запись в навигационном журнале.

§ 19. о п р е д е л е н и е м е с т а п о р а с с т о я н и я м д о НЕСКОЛЬКИХ

ОРИЕНТИРОВ

1. Радиолокационные станции. Они позволяют измерять расстояние с ошибкой, не превосходящей 1,5—3% от макси­ мальной дальности шкалы, на которой производится измерение. Их недостатком является то, что, как правило, невозможно из­ мерение расстояний до ориентиров, находящихся за береговой чертой, ибо импульсы от них маскируются эхо-сигналами дру­ гих объектов.

2.Оптические дальномеры. Позволяют измерять расстоя­ ния только до имеющих четкие очертания предметов; точность их ниже, чем у радиолокационных станций.

3.Секстан. Измеряется вертикальный угол, под которым виден предмет, для чего дважды отраженное зеркалами секстана изображение вершины предмета совмещается с прямо­ видимым его основанием (урезом воды).

Отсчет секстана исправляется поправкой индекса и поправ­ кой секстана:

7 =

O C ( i + s ) .

 

 

 

Из рис. 31, где h — высота ориентира, D — расстояние до

него, видно:

 

 

 

 

 

D = h: ctg 7 =

'

 

 

 

 

tg r

 

 

По этой формуле вычислена таблица 29а МТ-53.

Угол т, как правило, мал (менее 5°); поэтому,

выразив его

в минутах дуги, можем положить:

 

 

 

 

tg-{ = 4'tgV = —-—

 

 

 

.

3438’

 

 

D =3438 —t

 

 

 

Если высота предмета

выражена

в метрах, а расстояние

до ориентира — в морских милях, то

 

 

 

D (мор. мили) = 3438 к(м)

13

h{M)

 

1852

7'

7

7'

'

55


Нами получена легко запоминающаяся формула: >

D (мор.

мили)

 

13_ к(м)

(29)

 

7

т'~

Пример.

 

 

 

 

 

29',0.

 

 

 

 

/( =-- 49 .и, ( -

 

 

 

 

13

h

13

49

3,5 морских миль.

 

D ^ — ----- — - — ---—— =

 

/

7

7

Д)

 

 

Когда основание предмета скрыто за . горизонтом (расстояние до ориентира превышает дальность видимого горизонта с вы­ соты глаза наблюдателя), вычисление расстояния производит­ ся по таблицам 29-6 МТ-53.

Для определения места по двум расстояниям

надо

выби­

рать такие ориентиры, чтобы

разность пеленгов между

ними

лежала в

пределах от 30° .до

150°. Первыми

измеряются те

 

 

 

расстояния, которые меня­

 

 

 

ются медленнее, т. е. до ори­

 

 

 

ентиров, находящихся ближе

 

 

 

к траверзу корабля, а пос­

 

-----

D

ледними — до

 

ориентиров,

 

Рис.

31

находящихся

на носовых

 

(кормовых) курсовых углах

корабля.

Для

 

нанесения обсервации на карту

"следует из

места каждого ориентира, как из центра, провести дугу окруж­ ности радиусом, равным измеренному до него расстоянию. Затем, как при всех обсервациях, наносится счислимая точка, соответствующая моменту обсервации, показывается невязка, надписываются момент и отсчет лага возле обсервованной точ­ ки, производится запись в навигационном журнале.

При прокладке обсервации по трем расстояниям возможно появление треугольника погрешностей. Поскольку современ­ ным средствам измерения расстояний не свойственны скольконибудь значительные систематические ошибки, его причинами могут быть либо промах в опознании ориентира, либо случай­ ные ошибки наблюдений. В первую очередь надо убедиться в правильности опознания ориентиров; если она сомнений не вы­ зывает — обсервованным местом считать центр треугольника погрешностей.

$ 20. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ПО РАЗНОВРЕМЕННЫМ ЛИНИЯМ ПОЛОЖЕНИЯ

Ранее мы разбирали случаи, когда возможно определение места посредством одновременного или почти одновременного измерения пеленгов или расстояний до нескольких ориентиров. Но в практике кораблевождения часты и такие случаи, когда

56


/ /

с корабля виден только один ориентир, причем по каким-либо причинам отсутствует возможность измерять расстояния до пего. В любой момент возможно измерение лишь одного пелен­ га, что дает только одну линию положения. Для определения же места корабля надо иметь не менее двух линий положения. В таких случаях прибегают к разновременным наблюдениям,

к измерению одного и того же навигационного

параметра

(в данном случае пеленга) в моменты, отделенные

друг от

друга сравительно большими промежутками времени. Рассмот­ рим наиболее часто встречающиеся случаи.

1. Определение места по пеленгам на один ориентир

(крюйс-пеленг). Пусть в момент времени Т\, при отсчете лага ол\ был измерен пеленг ориентира А. Через некоторое время, в момент Т2 (отсчет лага ол2) произведено вторичное пеленго­ вание того же ориентира. В этом случае место корабля может быть определено способом крюйс-пеленга.

Проложим на карте (рис. 32) первую (I) и вторую (II) линии пеленгов. Нам известно, что в момент времени Т\ ко­ рабль находился, где-то на первой линии пеленга (I), во вто­

рой момент

времени

Т2— где-то

на

второй линии

(II); где

именно — нам предстоит найти. За

время между измерениями

первого

и второго пеленгов корабль

прошел некоторое рас­

стояние

S,

которое

нам известно.

Следовательно,

чтобы

решить поставленную задачу: найти, в какой именно точке на линии второго пеленга нахо­ дился корабль в момент Т2, надо вместить плавание 5 между линиями пеленгов / п

II. Для этого выполняются следующие построения:

а. Из произвольной точ­ ки В на линии первого пелен­ га провести прямую, парал­ лельную линии пути кораб­ ля.

б. По этой прямой отло­ жить отрезок ВС, равный (в' масштабе карты) расстоя-» нию S, пройденнпому кораб­

лем за время между измерениями .первого и второго пеленга.

в. Из конца этого отрезка

(точки С) провести прямую, па­

раллельную линии первого

пеленга. Точка К ее пересечения

с линией второго пеленга (II)

и будет искомым местом корабля

(счислимо-обсервованным местом).

Правильность построения ясна из чертежа. Действительно,

' 57


проведем прямую ЕК, параллельную

линии

 

пути

корабля.

Фигура ВСКЕ представляет собой параллелограмм.

 

Следовательно,

ЕК = ВС = S.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Начало отрезка ЕК находится на линии I,

конец— на ли­

нии //,

его длина— S. Таким образом, точка К удовлетворяет

условиям задачи.

определения

места корабля носит название

Этот

способ

крюйс-пеленга. Точка К называется

счислимо-обсервоввнной

'потому, что для ее нахождения, помимо измерения

пеленгов,

используются данные счисления. Она обозначается

треуголь­

ником с точкой в центре.

 

 

 

 

 

 

 

Определение места корабля способом крюйс-пеленга сводит­

ся к выполнению следующих действий: ,

 

 

 

 

а)

измерить первый пеленг, записать отсчет лага и момент

по часам;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б)

исправить пеленг поправкой компаса;

сделать запись в

в)

проложить

линию пеленга на карте,

навигационном журнале;

 

изменится

не менее, чем на

г)

когда пеленг на ориентир

30°, измерить его вторично, записать отсчет лага

и момент по

часам;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д)

исправить второй пеленг поправкой

компаса

и проло­

жить его на карте;

 

пройденное

за

промежуток

е)

рассчитать

расстояние 5,

времени

между

измерениями

первого и второго пеленгов и,

выполнив описанное выше построение, вместить его между ли­ ниями первого и второго пеленгов, найдя таким образом счис- лимо-обсервованную точку на линии второго пеленга;

з) нанести счислимую точку, соответствующую моменту времени Т2, и показать невязку; произвести запись в навигаци­ онном журнале, помня, что при записи второго пеленга долж­ но показываться снятое с карты расстояние до ориентира DK.

Построения, выполняемые для определения места корабля в случаях, когда за время между измерениями первого и вто­ рого пеленгов корабль изменил курс или скорость, а также при учете течения, принципиально не отличаются от описан­ ных выше и в особых пояснениях не нуждаются (р и с. 33, 34).

При определении места по крюйс-пеленгу необходимо иметь в виду, что ошибки счисления в течение промежутка вре­ мени между измерениями первого и второго пеленгов непос­ редственно влияют на точность счислимо-обсервованного ме­ ста. Поэтому надо обращать особое внимание на аккуратность и точность счисления.

58


2. Определение места по разновременным пеленгам двух ориентиров. Если место корабля определяется по двум ориен­ тирам, «о по каким-либо причинам произвести их одновремен­ ное пеленгование невозможно (например, к моменту появле­ ния в видимости второго ориентира первый закрыло туманом), то применяется тот же способ вмещения пройденного кораблем

Р и с. 33

Р и с. 34

расстояния между .линиями первого и второго пеленгов. Пусть в момент Т\ при отсчете лага ол\ измерен пеленг первого ориентира; в момент времени Т2 (отсчет лага ол2) — пеленг второго ориентира. Проложим линии пеленгов на карте (р и с. 35). Из произвольной точки С на линии первого пеленга проведем прямую, параллельную линии пути корабля, и по ней отложим плавание (пройденное кораблем расстояние) 5 за промежуток времени между из­ мерениями первого и второго пеленгов. Из полученной та­

ким образом точки D прове­ дем линию, параллельную ли­ нии первого пеленга. Точка К ее пересечения с линией второ­ го пеленга и будет искомым счислимо-обсервованным ме­ стом корабля; как и обсер­ вация по крюйс-пеленгу, оно обозначается треугольником

сточкой в центре.

3.Приведение разновременных линий положения к одному моменту. Рассматривая рис. 35, обратим внимание на сле­ дующее обстоятельство. Производя построение для вмещения

плавания корабля между первой и второй линиями положения, мы проводим линию, параллельную линии пути корабля из

59