Файл: Скворцов М.И. Счисление и определение места корабля навигационными способами учебный материал.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
/
кругами (рис. 7в); очень малые фигуры — подобными им фигурами.
Свойство конформности имеетбольшое практическое зна чение: на карте в конформной проекции можно производить прокладку углов (курсов, пеленгов) с помощью транспортира. Однако надо учитывать, что все сказанное выше относилось к особенностям изображения лишь ближайшей окрестности рассмотренной нами точки К. В любой точке кон формной карты масштаб изображения одинаков по всем направлениям, но в разных точках карты он должен быть различен.
Действительно, если бы удалось создать такую карту, чтобы ее проекция была конформной, а мас штаб одинаков во всех точках, то она представ ляла бы собой изображе ние земной поверхности на плоскости без искажений, что, как выше сказано, невозможно. . Изменение масштаба изображения от точки к точке ведет к то му, что оно, сохраняя по
добие в деталях, искажает очертания более крупных контуров, например, материков.
К проекции морских карт предъявляются следующие тре бования:
1.Изображение должно быть конформным. Это позволяет прокладывать углы на карте с помощью транспортира.
2.Изображение локсодромии — линии, по которой переме щается корабль, следуя постоянным курсом, должно представ
лять собой прямую линию. Это позволяет при прокладке ли ний курсов на карте пользоваться параллельной линейкой с прямолинейными ребрами.
Удовлетворяющая этим требованиям проекция была пред ложена в 1569 г. голландским математиком и географом Ге рардом Крамером (Меркатором), чье имя она и носит. Отме тим некоторые ее особенности. Если корабль следует истинным курсом 0° или 180°, то линией, по которой он перемещается, будет один из земных меридианов; при курсе 90° (270°) —
23
одна из параллелей. Следовательно, меридианы и параллели на пашей карте должны изображаться прямыми линиями. По скольку земные параллели пересекаются с меридианами под прямыми углами, а проекция должна быть конформна, то ясно, что меридианы и параллели карты должны изображаться взаимно-перпендикулярными прямыми линиями. В частности, все меридианы карты должны пересекать экватор под прямым углом, т. е. должны быть параллельны друг другу. Подобным образом и все параллели карты должны быть параллельны друг другу.
Покажем, как может быть построена такая карта. Пред ставим себе (рис. 8) глобус, изображающий земной шар в
масштабе т0, меридианы |
которо |
||
го сделаны |
из |
проволоки, а па |
|
раллели — |
из |
резиновых |
нитей. |
Мысленно представим себе, что мы распрямили меридианы глобуса так, чтобы они стали прямолинейными. Понятно, что для этого придется растягивать параллели; немного — те, которые расположены у эквато ра, и значительно — близкие к по люсам. Получившийся цилиндр раз вернем на плоскость. Получим кар тографическую сетку, изображенную на р и с. 9. На этой сетке меридианы и параллели, отстоящие друг от друга на равное число градусов, об разуют квадраты; все меридианы параллельны друг другу и образуют с параллелями углы в 90°, т. е. вы
полнено одно из условий, вытекающих из поставленных нами требований.
Но будет ли такая карта конформной (равноугольной)? Очевидно, что нет. В самом деле, длина всех меридианов та кой карты осталась той же, что и у глобуса; масштаб изобра жения вдоль меридианов остался прежним (т„). Параллели , же нам пришлось растягивать. Если считать Землю шаром, то длина параллели, соответствующей широте места <р, как видно из рис. 10, равна 2л r = 2 n R coscp. На условном глобусе (р и с. 8) та же параллель изображается окружностью длиной 2/w0Tccosrf, а на карте (ри с. 9) все параллели имеют одина ковую длину, равную длине экватора (2m0^R). Сле довательно, масштаб изображения по параллели нашей карты оказался равным:
24
m2 |
2mnnR |
m,t |
. |
(17) |
= ----- ^ |
cos® |
|||
|
2я R cos® |
|
|
Поскольку масштаб изображения на карте неодинаков по параллели и по меридиану, т. е. условие (16) не соблюдено, карта будет не конформной; проведенная на земной поверхно
сти окружность будет изображаться растянутым в направле нии параллели эллипсом. Чтобы добиться конформности, надо мысленно «растянуть» карту вдоль меридианов так, чтобы в любой точке масштаб изображения по всем направлениям, в том числе и по направлению меридиана, был равен масштабу по параллели, вы ражаемому формулой (17):
т |
тп |
( 18) |
|
|
cosep |
Сетка меридианов и параллелей такой карты имеет вид, показанный на рис. 11. Это — меркаторская проекция, удовлетворяющая постав ленным требованиям: меридианы и параллели изображаются взаимно
перпендикулярными прямыми линиями; карта конформна. Следовательно, локсодромия на такой карте изображается также прямой линией. Отметим некоторые существенные осо бенности меркаторской проекции:
25
1. Поскольку локсодромия изображается на карте прямой линией, прокладку линий курсов и линий пути можно произ водить параллельной линейкой с прямолинейными срезами.
2. Масштаб изображения не является постоянным, оди наковым для всей карты; он увеличивается с увеличением
широты. Следовательно, производя измерение и прокладку расстояний на меркаторской карте, надо прикладывать нож ки циркуля-измерителя к боковой рамке карты в той же ши роте, в которой лежит измеряемое расстояние.
3.На поверхности Земли кратчайшим путем из одной
точки |
в другую, как известно, является |
дуга большого |
круга |
карте в меркаторской проекции дуга |
большого круга |
На |
(ортодромия) изображается кривой линией, выпуклостью на правленной к ближайшему'полюсу (см. рис, 11). То, что крат чайшему расстоянию между двумя точками соответствует не прямая линия, сомнений вызывать не должно, если учесть изменение масштаба с изменением широты. Разность рассто яний между двумя точками на Земле по ортодромии и по локсодромии может достигать нескольких сот миль.
Пользуясь морской картой, в первую очередь надо озна комиться с ее заголовком (район, охватываемый картой; мас штаб; к какому уровню приведены глубины; к какому году приведено магнитное склонение, его годовое изменение; в1
1 Большим кругом в геометрии называется след сечения поверхности сферы плоскостью, проходящей через ее центр.
26
каких единицах выражены высоты), обратить внимание на разбивку рамок карты, на предупреждения, на сведения о геодезической основе карты, год издания, большую и малую корректуру. Навигационная прокладка на походе корабля должна вестись только на картах, откорректированных по всем Извещениям Мореплавателям, полученным на корабле до его выхода в море. После выхода корабля в море теку щая корректура карт производится по сведениям, содержа щимся в передаваемых по радио навигационным извещениям (НАВИМ). Каждый мореплаватель должен отлично знать условные знаки морских карт и планов
ЗАДАЧИ И УПРАЖНЕНИЯ К \ГЛАВЕ /
A. Рассчитать разности широт и разности долгот между точками с координатами:
1. |
ф1 = |
43°37' N-, |
л, = |
т чт о*'-, |
||
|
ср2 = |
40°46' N ; |
U = |
133°23' О 1. |
||
2. |
ф ,= |
14°22' N\ |
Я |= |
|
23°14'И7; |
|
|
ф2= |
7°56' S) |
к2= |
|
17°28' W. |
|
3. |
ф, — 13°03' 5; |
h = |
167°29' W\ |
|||
|
ф2 = |
17°27' N; |
Л* = |
176°48' Osf. |
||
Б. Решить задачи. |
|
|
||||
4. |
ИК = |
30°; |
КУ — 45° |
правого борта. ИП = ’> |
||
5. |
ИК = |
30°; |
КУ = 45° |
левого борта. ИП — ? |
6. Корабль следует ИК = 340°. На курсовом угле 70° пра вого борта обнаружена цель, курсовой угол которой 60° пра вого борта. Найти курс цели (нарисовать схему).
7. |
КК = |
137°,3; |
КП = 332°,7; |
AK = + 4°J. |
ИК = ? |
ИП = |
? |
|
|
|
|
8. |
КК = |
317°,0; |
КПХ— 11б°,3; |
КП2= 127°,6; АК = |
—3°,3. |
ИК — ? ИП — ?
B.Привести склонение к году плавания:
9.Склонение с карты 7°,8 Ost приведено к 1958 г., годо вое увеличение 0°,20. Плавание — в 1963 г.
10. Склонение с карты 8°,3' W приведено к 1958 г., годо вое уменьшение 0°,16. Плавание — в 1963 г.1
1 Навигационно-гидрографическая терминология. Условные знаки и сокращения. Приложение к т. IV «Курса кораблевождения» УГС ВМФ, Л., 1962.
2?
11. Склонение с картьГ 0°,5 W приведено к 1950 г., годо вое уменьшение 0°,13. Плавание— в 1963 г.
Г. Рассчитать поправку магнитного компаса, истинные курсы и пеленги (девиация — из таблицы, приложение 1):
12. КК = 90°,0; d = 7°,50"; Л77, = 132°,3; КП2= 316°,7.
13. tfK = 213°,0; d = 6°,7 W; КП\ — 176°,7; КП2= 224°,4.
Д. Рассчитать магнитный курс, поправку магнитного ком паса и компасный курс (девиация — из таблицы):
14. ИК = 315°,0; d = 7°,5 Ost.
15. И К = 33°,0; d — 3°,7 W.
Е. Рассчитать пройденное расстояние по лагу и по обо ротам:
|
16. |
V — 18 узлов; |
Дл = |
-f-5,0°/о; |
ол-| = 23,7; |
ол2 — 33,7; |
||
^ = 35 лшн. |
|
|
|
|
|
|
||
|
17. |
К = |
24 |
узла; |
Дл = |
—4,0%; |
0Л| =■37,6; |
ол2 = 47,2; |
t |
= 2 3 |
жын. |
|
|
|
|
|
|
t |
18. |
I/ = |
20 |
узлов; |
Дл = |
—3,5%; |
оЛ |=28,4; |
ол2 = 44,3; |
— 46 лши. |
|
|
|
|
|
|
Г Л А В А П
СЧИСЛЕНИЕ ПУТИ КОРАБЛЯ
§ 9. ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКОГО СЧИСЛЕНИЯ ПУТИ КОРАБЛЯ ПО ПОКАЗАНИЯМ КОМПАСА И ЛАГА
Графическим счислением называется совокупность действий, состоящих в последовательном нанесении мест корабля на кар те на основе знания предыдущего места и элементов движения своего корабля (направления и скорости его перемещения).
Под влиянием работы гребных винтов корабль перемещает ся относительно воды в направлении своей диаметральной плоскости. Следовательно, если отсутствует действие ветра, направление перемещения корабля относительно воды совпа дает с направлением диаметральной плоскости корабля и со ставляет с истинным меридианом угол, равный истинному кур су корабля, который вычисляется по фромуле (5):
ИК = КК + АК.
Напомним, что в случае, когда истинный курс рассчитывает ся по показаниям гироскопического компаса, в этой формуле должна учитываться средняя поправка гирокомпаса, опреде ленная из ряда наблюдений (см. § 6).
Проложив из исходной точки прямую, составляющую с ме ридианом карты угол, равный истинному курсу корабля, по лучим линию курса— ту линию, по которой корабль переме щается относительно воды при отсутствии ветра (см. рис. 12). Если можно пренебречь и течением, то эта линия изображает направление перемещения корабля относительно берега и на вигационных опасностей.
Пусть в исходной точке счисления корабль находился в момент времени Ти при отсчете лага ол\. Тогда, чтобы найти место корабля в последующий момент времени Т2 при отсчете лага ол2, надо по линии курса отложить от исходной точки рас стояние, пройденное кораблем за промежуток времени
( П - Т О .
29