Файл: Романов М.М. Чудесная магистраль очерк о Крым. горн. троллейбус. линии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

расценку, то предполагаемую ялтинскую доро­ гу постигнет та же участь, которая постигла черноморскую, то есть дорога проведена не бу­ дет. Следовательно, в интересах самих же зем­ левладельцев поумерить свои алчные аппе­ титы.

Предупреждение было своевременным, оно разоблачило своекорыстные замыслы земле­ владельцев.

Опасения Гарина-Михайловского были вполне основательны. Через десять лет, когда впервые сделали попытку приступить к стро­ ительству, именно ажиотаж вокруг цен на зем­ лю и спекуляция землевладельцев послужили одним из главных препятствий для разверты­ вания работ.

Но экономия и бережливость не были са­ моцелью Михайловского. Дорога должна была проходить по прекрасной местности, она пред­ назначалась для людей, едущих лечиться, от­ дыхать, и он мечтал украсить ее гротами, во­ допадами, арками, замками, думал создать, как он говорил А. И. Куприну, из простого ком­ мерческого предприятия беспримерный памят­ ник русского дорожного зодчества.

В полной мере сказались в Крыму и орга­ низаторские способности Гарина-Михайловско­ го. Инженер-писатель сплотил изыскательские партии в дружные коллективы. А. И. Куприн, который близко наблюдал жизнь экспедиции,

22

оставил интересные заметки об установившихся там порядках. Были они, конечно, совершенно исключительны для России того времени. К обеду и ужину, например, инженеры и техники вместе с Николаем Георгиевичем и его семьей собирались к общему столу, в аллею, сплетен­ ную из виноградных лоз. Отношения у него со всеми работниками, начиная от главного по­ мощника и кончая чертежником или контор­ щиком, были одинаково просты, дружественны и приятны, с легким оттенком добродушной шутки.

А. И. Куприн опубликовал свои заметки в 1908 году, когда он не мог сказать всю прав­ ду о том, чему был свидетелем в Кастрополе. Его жена М. К. Куприна-Иорданская, в книге, выпущенной в наше время, дополнила воспоми­ нания мужа очень важными подробностями. Они показывают, в какие тяжелые условия по­ ставило царское правительство Н. Г. ГаринаМихайловского. Коллективные обеды и ужины, которые выглядят так красиво в воспомина­ ниях А. И. Куприна, оказывается, нередко превращались в арену острых политических столкновений. Провокаторы типа Табурно пы­ тались поймать любого, в том числе и Гари­ на-Михайловского, на неосторожно сказанном слове.

Н. Г. Гарин-Михайловский объяснял Куп­ рину:

23


— Я стараюсь не допускать за столом спо­ ров. Молодежь несдержанна, всегда в увлече­ нии может сказать лишнее, что может быть превратно истолковано. А потом пойдет слух, что у нас ведутся революционные разговоры...

Наши убеждения с Табурно диаметрально про­ тивоположны...

Начальник экспедиции создал в изыска­ тельских партиях атмосферу деловитости и горячей увлеченности делом, личным пове­ дением показывая всем пример. Он вникал во взаимоотношения работников изыскательских партий, решительно поддерживая все передо-, вое.

«Крымский курьер» напечатал корреспон­ денцию о недружелюбном, издевательском приеме, который оказали некоторые работники экспедиции своему коллеге, женщине-инжене- ру Коневской. Ее появление было встречено усмешками, пошловатыми замечаниями, многие не верили, что она справится с нелегкими обя­ занностями изыскателя. Но прошло некотчрое время, Коневская отлично выполняла все за­ дания, показав основательные знания и умение. И произошло это благодаря вниманию и такту начальника экспедиции, который всячески под­ держивал необычного для тех времен работ­ ника.

Как далеко заходила забота Гарина-Михай­ ловского о своих сотрудниках и о том, чтобы

24

работа в экспедиции протекала без перебоев, показывает такая подробность. В Кастрополь с семьями приехали не только начальник экс­ педиции (а у него из 11 детей было несколько малышей), но и многие инженеры, практи­ канты. Сосчитали детей — оказалось двадцать два человека. Руководитель работ тотчас при­ гласил в Кастрополь врача и фельдшерицу и организовал детский сад и ясли.

В ноябре 1903 года Н. Г. Гарин-Михайлов­ ский выехал в Петербург с результатами изыс­ каний и планами строительства дороги. Начал­ ся период их рассмотрения и утверждения. Но весной 1904 года его неожиданно направили на Дальний Восток — строить железную доро­ гу на территории, которая вскоре стала ареной военных действий. На Дальнем Востоке он вел революционную работу, был членом Харбин­ ского комитета РСДРП, с фронта русско-япон­ ской войны писал корреспонденции, в которых рассказывал правду о положении в армии, что, конечно, не нравилось царскому правительству. Будь иное время, царские сатрапы, не заду­ мываясь, расправились бы с неугодным чело­ веком, но в революционную пору, да еще та­

кого

популярного писателя

они остерегались

тронуть. А в ноябре 1906

года

Гарин-Михай­

ловский внезапно умер.

постаралось отом­

Царское правительство

стить

инженеру-патриоту.

Оно

объявило не

25


заслуживающими доверия составленные Гари- ным-Михайловским материалы и планы дороги в Крыму, запретило ими пользоваться и ссы­ латься на них.

Но против воли царского правительства, вопреки его запретам все дореволюционные изыскатели и проектировщики южнобережной дороги обращались к идеям и выводам, кото­ рые оставил Гарин-Михайловский. Для него это дело было не обычным. Близко знавшие инженера люди передают, что он нередко го­ ворил полушутя-полусерьезно о том, что по­ стройка Крымской южнобережной дороги бу­ дет для него лучшим посмертным памятником.

Выдающийся русский писатель А. И. Куп­ рин в этой связи говорил однажды о ГаринеМихайловском:

— Когда я в первый раз увидел московское метро, оно меня поразило... Впечатление такое, что находишься в хрустальном дворце, озарен­ ном солнцем, а не глубоко под землей. Я вспом­ нил о замечательном, в то время казавшемся неисполнимой фантастической мечтой, плане Га­ рина-Михайловского построить непревзойден­ ную по красоте крымскую железную дорогу. И я вновь почувствовал душевную боль, ду­ мая о том, как рано ушел от нас Николай Георгиевич, не увидев своей прекрасной мечты, претворенной в действительности...

В чудесной троллейбусной магистрали вдоль

26

Южного берега Крыма, сооруженной в наши дни, воплотилась и далекая мечта пламенного патриота, писателя-инженера.

СХВАТКА ДЕЛЬЦОВ

В1904 году на Южном берегу появились иностранные капиталисты. Это были англи­ чане. Они обратили внимание на неустроен­ ность дорог в курортном районе и пытались по­ лучить концессию. Несколько раз предлагали они свои «услуги» не только до, но и после Октябрьской революции.

Вконце 1907 года за новые изыскания по южнобережной дороге с разрешения прави­ тельства принялись два инженера — Д. П. Кандауров и С. Н. Чаев, обладаваше капита­

лом для начала работ.

В феврале 1909 года они представили свои материалы в комиссию по новым железным до­ рогам, избрав опять бахчисарайский вариант. Как и раньше, побудило к этому, очевидно, не­ желание затрагивать интересы землевладель­ цев, у которых обязательно пришлось бы от­ чуждать земли, если направление было бы иное, и особенно интересы царя и царской семьи.

Комиссия по новым дорогам поддержала этот проект. Оставалось дожидаться решения высших инстанций.

27


Между тем потребность в дороге возраста­ ла. В сезон 1907— 1908 года за границу выез­ жало отдыхать и лечиться 230 тысяч русских граждан, а в Ялте за это же время побывало всего 30 тысяч человек. Это был самый убеди­ тельный довод к тому, что дорогу нужно строить как можно скорей.

Но неожиданно в это дело вторгся новый претендент ■— владелец имения Форос (оно расположено у подножия горного массива, на котором находятся Байдарские ворота) миллио­ нер Ушков. Инженеры-путейцы натолкнулись в лице Ушкова на сильного и изобретательно­ го конкурента, который был известен в дело­ вом мире своим оригинальничанием и спеку­ ляциями.

Наблюдая несколько позднее этого капита- ^ста, А. М. Горький писал: «...это неинтерес­ ный человек, вполне безнадежный, как лицо, способное на работу культурную». Владелец' Фороса был самодуром и невеждой в вопросах техники.

И этот человек азартно вмешался в подго­ товку строительства дороги. Он отверг избран­ ное направление, отверг технические принципы трассы и т. д. А самое главное, что он при­ знал ненужным — это помощь казны в строи­ тельстве. Он предложил за небольшую цену построить по направлению Севастополь—Ял­ та—Алушта электрическую дорогу трамвай­

28

ного типа, какую видел в Калифорнии, по­ строить быстро и целиком на свои средства, не требуя ни одной копейки от правительства.

Ясно, что предложение показалось заман­ чивым. Продвижение чаевского проекта было приостановлено.

Началась борьба дельцов, длившаяся дол­ гих четыре года, до середины 1913 года. По многочисленным документам в Центральном историческом архиве в Ленинграде, в Крым­ ском областном архиве и книгам можно вос­ становить картину развернувшейся схватки, но вряд ли это стоит делать. Нельзя не со­ гласиться с горькими словами инженеров Кандаурова и Чаева, которые в разгар борьбы писали, что «им стыдно и за себя, и за серьез­ ные правительственные учреждения, изучавшие вопрос во многократных заседаниях многочис­ ленных комиссий, и за население края, изны­ вающее без дороги, и, наконец, за всю Россию, где всякий вздор может помешать осуществле­ нию предприятий, которые обдумывались дол­ гие годы, обрабатывались со всевозможной тщательностью...»

Скорбная патетика этих слов, конечно, рож­ дена тревогой за ускользающее выгодное де­ ло. В то же время они довольно точно пере­ дают судьбу многих начинаний в царской Рос­ сии, где нередко подобные причины губили не одно важное предложение.

29