Файл: Рачков, Анатолий Антонович. Практическая мореходная астрономия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 1
«хр = 16е
ИК = 25°
t= 10° С
В = 760 мм
Определить /гс и Лс места судна по астрографикам.
Решение.
1. |
Расчет промежутка времени |
и плавания для графического приведения |
||||||
наблюдений к одному зениту: |
|
|
|
|
|
|||
Т'хрз — Т’Хр1 = 7м53с, |
плавание 2,2 |
|
мили |
1 |
(по номограмме 1 |
из астро- |
||
Тх^-Гхо |
- Зм46с, |
плавание 1,0 |
|
мили |
| |
графиков) |
|
|
АРЗ |
ЛР1 |
|
|
|
‘ |
|
|
|
2. |
Исправление высот по табл. |
4. астрографиков |
|
|||||
|
|
|
|
|
Вега |
|
Кастор |
1 |
|
|
|
|
|
|
Капелла |
||
О. С......................................... |
|
|
|
23°49',2 |
|
43°49',7 |
36°59',9 |
|
i + s..................................... |
|
|
|
—1',5 |
|
—1',5 |
—1',5 |
|
h'............................................. |
|
Дй |
|
23°47',7 |
|
43°48',2 |
36°58',4 |
|
Табл. 4 |
|
|
—7',2 |
|
—6',1 |
—6°,3 |
||
h............................................. |
|
|
|
23°40',5 |
|
43°42',1 |
36°52',1 |
3. Расчет Srp по третьему (среднему) моменту наблюдений
_ Тс =-19п56м |
_ ср. |
Тхр =-■ 06ч55м59с |
|||
Most = |
1ч |
|
“хР = |
|
16е |
Тгр = 18ч56м 10/V |
Тгр = 18ч55м43с |
||||
По МАЕ 1958 г. |
|
По табл, астрографиков |
|||
10/V Т’р=18ч5................. |
3'р=138°01',6 |
1958 |
г., май Згр = 213°25',5 |
||
Д71гр = 55м43с . |
. ДЗгр = |
13°58',1 |
дата |
10. . |
Д]Згр = 8°52',2 |
Тгр - 18ч55м43с . . |
Srp = 151°59',7 |
18ч . . . . |
Д3Згр = 270°44',4 |
||
|
|
|
55м43с . . |
Д3Згр = 18°58',1 |
Srp = 511°59',7
Srp = 151°59',7
4.На астрографике № 15 (ср = 56° — 63°) в районе <рс = 59°20',0 провести линии /, II, III параллельно кривым астрографика и соответственно полу ченным высотам (рис. 30).
5.Выполнить графическое приведение к зениту и моменту последних
наблюдений.
Из произвольной точки А линии I проложить по ИК-20° плавание 2,2 мили, и из полученной точки Б отложить по горизонтальной линии вправо-
отрезок БС, соответствующий 7М53С по шкале среднего времени (помещена внизу астрографиков).
73
Через точку С провести линию Г параллельно кривым звезды Вега. Ана логично получить перемещенную линию положения II' звезды Кастор.
В точке пересечения линий положения Г IV и III находится обсервован-
ное место.
6. Получаем «() и Zo.
С астрографика |
ф() = 59°08',2N; |
SM = 171°03',0 |
|
|
Из табл, для учета влияния пре |
= — Г,2; |
ASM = |
2',9 |
|
цессии (внизу астрографика) |
|
|||
|
?0 = 59°07',0N; |
SM = 171°05',9 |
|
|
|
|
■Srp = 151°59',7 |
|
|
|
|
Zo= 19°06',2Ost |
|
|
§ 32. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА СУДНА ПО РАЗНОВРЕМЕННЫМ |
||||
НАБЛЮДЕНИЯМ СОЛНЦА |
|
|
||
Место судна в море при наличии одного светила определяют |
||||
следующим образом. |
|
7хр, рассчитывают пер |
||
1. Измерив высоту светила и заметив |
||||
вую линию положения, т. е. получают |
= hr — h |
и ДС1- |
||
2. Когда азимут светила изменится не менее чем на 30°, |
произ |
водят вторые наблюдения и рассчитывают вторую линию положе ния, т. е. Дй2 = h2 —hC2 и ЛС2.
3. Снимают с карты в каждый момент производства наблюде
ний фс и лс. Для второго момента фс и /.с могут быть рассчитаны
аналитически при помощи простого счисления по табл. 24—25
МТ-53.
4.Для получения <рс/0 и лс/0 обе линии положения прокла дывают из второго счислимого пункта (на карте или миллиметро вой бумаге), для чего из первой счислимой точки по ИК откла дывают пройденное судном расстояние 1 S между первым и вторым наблюдениями, из второго счислимого места С2 проводят первую
ивторую линию положения.
5.Чтобы подправить счислимое место, иногда прокладывают (из точки на карте первую линию положения и за подправлен
ное счислимое место принимают определяющую точку klt из кото рой затем начинают вести счисление пути судна (рис. 31). Далее по ИК откладывают разность показаний лагов (ОЛ2—ОЛХ) между первыми и вторыми наблюдениями и из второго счислимого места С2 проводят вторую линию положения.
Для получения места судна в момент вторых наблюдений надо
■через точку С2 провести прямую, параллельную первой линии положения. В точке пересечения первой и второй линий положе ния будет получено обсервованное место судна.
В судовых условиях чаще всего применяют первый случай определения широты и долготы места по разновременным наблю
дениям одного и того же светила (рис. 32 и пример 40).
1 S = (ОЛг — ОЛ1) k„, где кл — коэффициент поправки лага.
74
Как в первом, так и во втором случае при откладывании пла вания по И К мы допускаем какую-то ошибку в пройденном рас
стоянии S и ошибку в курсе из-за погрешностей лага и компаса,
дрейфа и т. д. Поэтому как в способе крюйс-пеленга в навигации,
так и здесь получаем счислимо-обсервованное место (<рс/о, лс/о)-
Рис. 31. Определение места судна по разновременным наблюдениям Солнца.
Таким образом, при разновременном наблюдении светила точность определения места будет зависеть также от точности счисления пути судна между наблюдениями.
Пример |
44. |
20/VII |
1958 |
г., |
следуя КК = 60° |
(Дй = —11°), |
в |
?С1 = |
||||
= 67°10',0N; |
Zc |
= 3°24',0 Ost, |
измерили три высоты О; ср. |
ТХР1 = 5Ч25М19С, |
||||||||
ср. О. С. = 15°49',3, ОЛ! = 12,3 мили, |
Тс = 5Ч21М в |
Тс = 11ч06м, |
идя |
тем |
||||||||
же курсом, измерили три высоты |
|
СР- |
Тхр„ = 11Ч1ГМ26С, ср. О. |
С. |
= 42°07',2 |
|||||||
ОЛо —- 100,9 |
мили. Получим общие данные: ихр =—5м03с ; |
i |
s |
== |
l',6> |
|||||||
e =--"12,3 m; t = 10° С; В = 760 мм; |
ДЛ = 0%. |
|
|
|
|
|
||||||
Решение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Расчет склонений |
и часовых |
углов Солнца |
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
I |
линия |
|
II |
линия |
|
||
Тс |
|
|
|
5Ч21М |
|
11ч06м |
|
|
||||
N |
|
|
|
0 |
|
|
0 |
|
|
|
||
пр. |
Тгр |
|
|
|
5Ч21М 20/VII |
|
11ч06м 20/VII |
|||||
тхр |
|
|
|
5Ч25М19С |
|
11ч Им26с |
|
|||||
wxp |
|
|
|
|
—5м03с |
|
—5м03с |
|
||||
Тгр |
|
|
|
5420м16е |
|
11ч06м23с |
|
75
Продолжение
|
I линия |
II линия |
|
^rp |
238°26',8 |
328°26',6 |
! |
Д1^гр |
20°00',0 |
16°30',0 |
|
^2^rp |
4',0 |
5',8 |
|
Дг^гр |
—O',l |
— O',l |
|
J- *rp |
258°30',7 |
345°02',3 |
|
Aost |
3°24',0 |
6°20',3 |
|
/w |
261°54',7 |
351°22',6 |
|
M |
|
||
/ost |
98°05',3 |
8°37',4 |
|
8 |
20°46',3 (—O',9) |
20°43',5(—O',9) |
|
Д8 |
— O',6 |
— O',6 |
|
8 |
20°45',7N |
20°42',9N |
|
2. Исправление измеренных высот Солнца
|
I |
линия О |
II линия О |
0. c. |
15°49',3 |
42°07',2 |
|
i -h s |
-t- l',6 |
г Г,6 |
|
h' |
15°50',9 |
42°08',8 |
|
(табл. |
8) |
+ 6',5 |
+ 8',8 |
(табл. |
8a) |
— O',2 |
— O',2 |
(табл. |
14a) |
O',O |
O',O |
(табл. |
146) |
O',O |
O',O |
|
h |
15°57',2 |
42°17',4 |
3. Вычисление элементов первой высотной линии положения
+ + + + — sin hc = sin < с sin 6 4- cos »c cos 8 cos tK
+ 1 |
— II |
76