Файл: Рачков, Анатолий Антонович. Практическая мореходная астрономия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

■■f = 67° 10',ON г = 20°45',7N t = 98°05'3Ost

(81°54',7)

sin

9.96456

COS

9.58889

sec hc

0.01716

|

9.97084

i

sin

9.54959

cos

9.97084

cos

 

 

cos

9.14829

sin

9.99566

|

I

9.51415

II

8.70802

lg sin A

9.98366

 

 

9.92620

АРГ

0.80613

A = 74°,4NOst

 

1g sin hz = 9.44035;

h = 15°57',2

hz = 16°00',0;

/гс = 16°00',0

 

h — hz = — 2',8

4. Расчет координат на момент вторых наблюдений

ИК

 

 

 

Табл. 24 МТ-53

 

кругов ­ вом

четв ­ вертном

Плава­

РШ

ОТШ

 

 

ние

N

S

QSt

W

 

 

 

 

 

 

 

49°

49°

 

80

52,48

60,38

 

 

 

8

5,25

6,04

 

 

 

0,6

0,39

 

0,45

 

 

 

 

 

58,12

 

66,87

 

Ген.

РШ =

58'1

к N

Ген.

ОТШ = 66',9

kOs

 

?1 = 67°10'0

N

 

 

 

<p2 = 68°08',l N

Табл. 25

= 67°,7

ОТШ РД

60 158,15

6 15,815

0,8 2,108

0,07 0,184

Ген. РД = 2°56',3Ost = 3°24',OOst

А2 = 6°20'3Ost

5. Вычисление элементов второй высотной линии положения

sin2

 

= sin2 —- 4- cos <рс cos 8 sin2 4^-

 

 

<f> = 68°O8',1N

 

 

_

cos

9.57104

sec hz

0.13080

8 = 20°42',9N

 

 

cos

9.97098

cos

9.97098

2

2

8

9.20869

 

? — 8 = 47°25',2 sin

 

 

 

= 8°37',4Ost

 

 

2

т

7.75222

sin

9.17591

 

 

 

sln

 

 

I

 

 

9.20869

 

II

7.29424

lg sin A

9.27769

 

а

 

 

0.00526

АРГ

1.91445

A = 11 3,0 SO°st

lg sin-у- = 9.21395

Zc = 47°43',6 hz = 42° 16',4

77


h

42° 17',4

 

Ответ: fo = 68°06',5 N |

 

hc --= 4246',4

 

20/VI 1

h — hQ

= -r 1 ',0

(

Zo= 6°13',7Ost] Tc = 11406

 

 

Рис. 32. Прокладка высотных

линий

положения при решении

 

 

примера 44:

 

<?с = 68°08',1 N

 

).с = 6°20',3 Ost

РШ =

1',6

к S

 

РД = 6',6 к W

?0 = 68°06',5

N (Тс==

11ч06м)

Ло = 6° 13',7 Ost

§ 33. ЗНАЧЕНИЕ ОДНОЙ ВЫСОТНОЙ ЛИНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

Если наблюдателю удалось определить только одну линию положения, то где бы на этой линии судно ни находилось, опре­ деляющая точка К всегда будет ближе к действительному месту судна на этой линии, чем его счислимое место. Поэтому дальней­ шее счисление и прокладку необходимо вести из точки К, приняв

ееза <рс и лс.

Если в момент наблюдения азимут светила близок к курсу

или

совпадает с ним,

то разность h — hc покажет

впереди

или

позади счислимого

места находится судно. Это

особенно

важно знать при подходе к берегу, так как линия положения определит расстояние от судна до берега и облегчит выбор без­

опасного курса (рис. 33).

При условии, что в момент наблюдения азимут светила соста­

вляет угол 90о< с курсом (светило находится на траверзе по отно-

78


Рис. 34. Значение высотной линии положения при плавании вдоль берега.

79

шению к курсу), линия положения пройдет параллельно курсу и разность h — hc покажет, насколько судно оказалось вправо или влево от курса.

При плавании вдоль берега или при прохождении опасностей, расположенных параллельно курсу судна, знание бокового сноса судна обеспечит безаварийное плавание (рис. 34).

Если представляется возможность, то высотную линию можно использовать совместно с радиопеленгом или же с визуальным пеленгом маяка.

Место судна можно также определить в результате пересечения высотной линии положения с изобатой, т. е. с линией равных глубин. Точность этого способа зависит от точности измерения глубин и характера морского дна.

На практике бывают случаи, когда наблюдатель имеет воз­

можность

определить только

одну

линию,

а вторую линию

определяет

через

некоторое

время

по второму светилу или же

берет пеленг открывшегося маяка или радиомаяка (рис. 35).

В подобных случаях место судна

(?с/о и

Хс/О) определяется

как и при разновременных наблюдениях светил (Солнца).

Точность такого определения будет зависеть в основном от точ­

ности счисления

пути между двумя

ВЛП или же между ВЛП

и линией пеленга

(радиопеленга).

 

 

§ 34. ОСОБЫЕ МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ЛИНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

При высотах Солнца, близких к 90°. При плавании в тропиках высота Солнца около полудня бывает близка к 90°. В подобных случаях прокладка высотных линий обычным методом может дать большую графическую ошибку (см. § 35).

Поэтому при плавании в малых широтах на меркаторскую карту

80


наносят непосредственно полюса освещения и из полученных точек сферическим радиусом (90° — h) проводят круги равных высот.

При h > 88° азимут светила меняется очень быстро и доста­ точно 5—10 мин., чтобы азимут изменился на угол 30—40°.

Рис. 36. Прокладка высотных линий положения при высотах Солнца, близких к 90°.

Изменение азимута ДЛ можно приближенно определить по фор­ муле

ДЛ ^4- tg /гДТм,

4

где ДТМ — промежуток времени, мин.; h — высота светила.

Таким образом, для определения <р и X места в малых широтах при высотах светил h >■ 88° необходимо:

1) измерить около полудня две-три высоты Солнца через про­

межутки времени в 3—5 мин. и рассчитать ho и Тгр для каждого

наблюдения;

а на средний

2) выбрать из МАЕ для каждого момента

момент наблюдений рассчитать §о; 3) на карте провести параллель, соответствующую широте

полюса освещения (<ра = §о), и на эту параллель нанести полюса освещения по гриничским часовым углам, равным их долготам

(рис. 36);

6

Рачков 556

81

4) перенести первый (aj и второй (а2) полюса освещения по

курсу

на величину плавания

за

время между наблюдениями

и из

полученных точек а3, а'2,

а[

радиусами (90° — й) описать

дуги кругов равных высот, пользуясь масштабом вертикальной рамки карты. В пересечении указанных дуг получим место судна Со. Если пересечение дуг образует треугольник погреш­ ности, то вероятнейшее место судна можно считать в центре тре­ угольника. Плавание определяется по формуле

где Д7’ —промежуток времени в минутах и десятых долях минуты;

V — скорость судна, узл.;

S — плавание, мили.

В общем случае мы получаем на карте две точки пересечения кругов равных высот. Действительное место судна находится в той точке пересечения кругов, которая ближе к счислимому месту наблюдения. В этом случае для определения нужной точки

пересечения дуг кругов равных высот, которая является обсервованным местом судна, необходимо во время наблюдений заметить,

располагается

ли

светило

к

N

или

к

S от наблюдателя.

Если светило

кульминировало

к

N

от

наблюдателя, то об­

сервованное

место

к S

от

параллели

полюса освещения,

и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

При проведении кругов равных высот на бумаге поступают

аналогичным образом, но пользуются произвольным масштабом.

Положения второго (а2) и третьего (а3) полюсов освещения опре­ деляют по отшествию.

Для того чтобы определить отшествия, промежуток времени ДТ

переводят в градусную меру, пользуясь табл. 6 МАЕ, и умножают на cos 3°. Склонение выбирают на средний момент наблю­

дений.

Второй и третий полюса освещения надо всегда наносить к западу от первого полюса освещения, так как в суточном дви­ жении полюс освещения движется к W.

Пример 45.

13/IX

1958 г., следуя

ИК — 15°, Vc = 20 узл., около полу­

дня измерили высоты нижнего края Солнца над N-й частью горизонта:

I

 

 

II

 

III

7\р = 8Ч28М37С

 

Тхр = 8Ч31“21С

7’Хр = 8ч34м03с

О. С; = 89°07',0

 

О. С. = 89°32',7

О. С. = 89°09',9

На момент третьих

наблюдений вТс= 11 ч35м сняли с карты <f>c=3°35',0N;

Лс = 51°03',0 0st.

Получим

общие

данные:

иХр = +40с; i -f- s = — 6',8;

е = 10,4 м. Определить

«>0 и

лв.

 

 

82


Решение.

7’с — 11ч35м

7\Рз = 8ч34м03с

“’ A/ost = Зч

wxp = _т~ 40

Ггр = 8Ч35М 13/IX

Ттр = 8Ч34М43С

 

= 300°58',4

 

ДДгр=

8°30',0

 

Д2/гр =

10',8

 

Аз^гр =

0',1

О. С. i -- s

/г'

Д/г

h Z

)■по3= Zr°p= 309°39',3 W=

 

 

 

 

 

 

 

= 50°20',7 0з‘

 

 

 

 

 

 

 

8О =

3°57',1

 

 

 

 

 

 

 

Д8 = — О',5

 

 

 

 

 

 

?по3 = 8q=3°56',6N

 

_

Тхрз = 8ч34м03с

_

ТХр3 = 8ч34м03с

 

 

ТХР1 = 8Ч28М37С

 

Тхр2 = 8Ч31М21С

 

 

ДЛ = 5М26С

 

 

ДТ2 = 2М42С

 

 

Д?.1 = 81',5

 

 

ДА2

= 40',5

 

Х cos 8О = 0,9976

 

х cos 8g = 0,9976

 

О

Е

IIi 001

 

 

ОТШ2 = 40',4

 

 

 

 

оs 1-

 

 

 

Со

II т■-

оьэII

м

 

мили

 

 

 

 

 

 

узл.-^д-=1,8

 

 

Со

 

ч

 

 

2,7

 

 

 

 

!l

IIьооузл. - g

= 0,9 мили

 

 

 

 

g

 

 

 

 

 

 

 

 

I

наблюдения

II

наблюдения

j III

наблюдения

 

 

89°07',0

 

 

89°32',7

I

89°09'.9

 

 

— 6',8

 

 

— 6'.8

,

— 6',8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

89°00',2

 

 

89°25',9

;

89°03',1

 

 

+ Ю',3

 

 

1- Ю',3

j

+ Ю',3

 

 

89°10'5

 

 

89°36',2

'

89° 13',4

 

 

 

49',5

 

 

 

23',8

!

46',6

Делаем построение (рис. 37).

 

Vi ве г.

х •

1 с = 11Ч35М

 

Zo = 51°00',8 0st j

с

П р и малой разности а з и му т О В (Л = 5 -г- 30°) обычный прием прокладки высотных линий заменяется способом эквивалентных линий положения, которые всегда перпендику­ лярны друг к другу, вследствие чего графические ошибки обыч­ ного приема не окажут .влияния на определение места.

6*

83