Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В результате переохлаждения двигателя вязкость масла уве­ личивается, возрастает время запаздывания воспламенения топ­ лива и увеличивается неполнота его сгорания. Это приводит к па­

дению мощности двигателя, увеличению расхода топлива, повы­ шенному износу деталей двигателя.

При понижении температуры охлаждающей жидкости до 50°

износ деталей двигателя увеличивается больше чем в 8 раз по срав­ нению с износом при нормальном тепловом режиме.

Длительная работа дизелей при пониженном тепловом режиме вызывает еще одно явление-—осмоление двигателя. Осмоление ухудшает отвод тепла от поршней двигателя, способствует при­

хватыванию колец в канавках поршней, нарушает компрессию

двигателя, содействует зависанию клапанов. Пуск таких двигате­ лей, несмотря на свободное проворачивание коленчатого вала, становится невозможным.

Перегрев двигателя происходит при движении автомобиля в тяжелых дорожных условиях на пониженных передачах при боль­ ших оборотах коленчатого вала, при преодолении снежных пере­ метов и застругов, образующихся на дорогах под влиянием пурги и метелей. Перегрев двигателя отражается на состоянии масла (уменьшается вязкость, ухудшаются смазывающие качества, уве­ личивается выгорание). Кроме того, в карбюраторных двигателях

при перегреве ухудшается наполнение цилиндров свежей горючей смесью, в результате чего снижается мощность двигателя, увели­ чивается расход топлива, появляются детонации. При перегреве может произойти заклинивание поршней, образование трещин в головках цилиндров. Перегрев двигателя может также возникать,

как было указано выше, при частичном замерзании воды в систе­ ме охлаждения. Вместе с тем следует отметить, что перегрев дви­ гателя возникает реже, чем переохлаждение двигателя, и имеет место на сравнительно коротких, наиболее тяжелых участках пу­ ти. В случае перегрева двигателя с автомобиля необходимо снять утеплительный чехол, открыть капот и плавно снизить обороты коленчатого вала двигателя до режима холостого хода. На этом режиме двигатель должен работать до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не снизится до нормальной, после этого, если необходимо, долить в систему охлаждения холодную жидкость. Следует помнить, что быстрая остановка и заправка холодной жидкостью перегретого двигателя может вызывать его поврежде­ ние (образование трещин в головке цилиндров, блоке цилиндров, разрыв прокладки головки цилиндров).

Для предупреждения переохлаждения двигатель при эксплуата­ ции укрывается специальным утеплительным чехлом. Этот чехол имеет дополнительный слой теплоизоляционного материала (шер­ стяная или шлаковая вата, войлок и т. д.) толщиной не менее 18—20 мм и длину, обеспечивающую укрытие капота автомобиля вплоть до рамки ветровых стекол. Чехол на капоте дополнительно

крепится одним или двумя поясами, изготовленными из брезента.

Пояса на концах имеют кольца с пружинами. На пружинах кре-

18



пятся крючки. При надевании пояса крючки цепляются за ниж-

йие кромки боковых стенок капота.

Кроме того, для уменьшения обдува радиатора на автомоби­ лях, дополнительно к жал'юзи, устанавливаются подвижные шторки.

Шторки изготавливаются из одного или из двух слоев брезента. Нижний край шторки окантовывается полосовым железом толщи­ ной 0,8—1 мм и тремя болтами крепится к нижней траверсе ра­

диатора. Под головку среднего болта устанавливается железная петля, к которой закрепляется нижний конец спиральной пружи­

ны. Верхний край шторки на широких петлях подвешивается на

круглый железный стержень. Посредине на стержень надевается кольцо, к которому закрепляется второй конец пружины. Между крайними петлями на стержне установлены два свободно вращаю­

щихся деревянных ролика, служащие для облегчения передвиже­ ния шторки. Для подъема шторки на стержне имеется брезенто­

вая петля и соединенная с ней тяга, которая через установленный на облицовке радиатора ролик и отверстие проходит в кабину шофера.

Поддержанию нормального теплового режима двигателя спо­ собствуют также мероприятия по утеплению системы охлаждения и смазки двигателя.

Немаловажную роль для предупреждения переохлаждения двигателя играет также порядок прогрева его после пуска. Карбю­ раторные и дизельные двигатели должны прогреваться в строгом соответствии с заводскими инструкциями.

Расход топлива и смазочных материалов

При эксплуатации на Крайнем Севере автомобили имеют по­ вышенный расход топлива. Более высокий расход топлива, как

уже указывалось выше, объясняется нарушением

«и илового режи­

ма работы двигателей, движением автомобилей

на пониженных

передачах, буксованием, необходимостью частого прогрева двига­

телей, а также большим расходом топлива при пуске двигателей.

Учитывая эти обстоятельства, нормы 1 расхода топлива для авто­ мобилей, работающих в районах Севера, увеличены на 10% Для

летнего и на 20% для зимнего периодов. Как показала практика,

эти нормы соответствуют действительному расходу топлива авто­ мобилями. Многие шоферы при качественном и своевременном тех­ ническом обслуживании, правильной эксплуатации и умелом вож­ дении достигают даже экономии топлива.

Увеличение расхода топлива на автомобилях существенно сни­

жает запас хода. Данные по запасу хода автомобилей по топ­ ливу при их эксплуатации в весенне-летний и осенне-зимний пе­ риоды приведены в табл. 2.

1 Справочник работника автомобильного транспорта. Том I. Автотрансиздат, 1957, стр. 361. «Временные нормы расхода топлива для автомобилей в автохозяй­ ствах общего пользования и масла для дизельных двигателей».

19


 

 

 

 

Таблица 2

 

 

Запас

хода фа ктический, км

Марка автомобиля

Запас хода

по

 

осенне-зимний

норме, км

весенне-летний

 

 

период

период

ГАЗ 69

400—450

350-400

300-560

ГАЗ-51

315—365

240—330

240—300

ГАЗ-63

625-675

540

610

5(0-550

ЗИЛ-151

520 - 665

460—600

400—540

ЗИЛ-150

370—42)

330—380

290—340

Снижение запаса хода автомобилей ограничивает возможность их использования в дальних рейсах. Для увеличения запаса хода

автомобилей по топливу на них устанавливаются дополнительные топливные баки или берется запас топлива в бочках.

Расход масла двигателями при эксплуатации автомобилей на

побережье Ледовитого океана, как правило, значительно ниже установленных норм. Это объясняется почти полным отсутствием

пыли в течение круглого года и меньшими потерями масла через уплотнения при низких температурах.

Расход масла в двигателях по отношению к весу израсходован­ ного топлива в автомобилях различных марок в среднем состав­ ляет: у автомобиля ГАЗ-69 — 2,9%, у автомобиля ГАЗ-51 —3,9%. у автомобиля ГАЗ-63—1,8%, у автомобиля ЗИЛ-150 — 2,2%, у автомобиля ЗИЛ-151—2,2%.

При эксплуатации автомобилей в более южных районах Край­ него Севера расход масла двигателя превышает нормы.

Характерные эксплуатационные неисправности и поломки

Под действием низкой температуры воздуха детали

автомоби­

ля, изготовленные из резины и прорезиненной ткани,

вследствие

потери эластичности и упругости имеют значительно

меньший

срок службы по сравнению с установленным и быстро изнашива­ ются. К этим деталям относятся: ремни компрессоров и вентиля­

торов, соединительные шланги системы охлаждения, гибкие тор­ мозные шланги, уплотняющие манжеты тормозных цилиндров,

покрышки и т. д.

Так, например, через 500—1000 км пробега автомобиля на про­ текторе и боковинах покрышек в поперечном и продольном на­ правлениях появляются несквозные, достигающие по глубине слоя

корда, и сквозные трещины. Появление трещин на беговой дорож­ ке протектора способствует быстрому износу покрышек.

Различного рода неисправности тормозных систем являются одними из наиболее характерных дефектов автомобилей, эксплуа­ тируемых на Крайнем Севере.

Тормоза повреждаются также и от попадания снега через ще­ ли в тормозные барабаны автомобилей. При колебании темпера-

20


туры снег вызывает примерзание колодок к тормозным бараба­

нам, в результате чего возможен срыв тормозных накладок при трогании автомобиля с места.

Примерзание колодок также очень часто происходит при попа- \ дании в тормозные барабаны масла, вытекающего из картеров задних мостов. Течь масла из редукторов происходит вследствие повреждения сальников, теряющих при низкой температуре свои уплотняющие свойства, а также повышения давления масла в кар--

терах при забивании сапунов снегом и льдом (ТАЗ-51, ЗИЛ-150).

Часто тормоза отказывают в работе по причине замерзания

конденсата в пневматических приводах, значительного повышения вязкости тормозных жидкостей и их потерь при повреждениях шлангов и манжет в гидравлических приводах тормозов.

При длительном воздействии низких температур воздуха хруп­ кость некоторых автомобильных деталей, изготовленных из стали, повышается. Под действием ударных нагрузок или при нанесении по таким деталям ударов в процессе технического обслуживания и ремонта в них появляются трещины, и они ломаются. Чаще всего на автомобилях ломаются рычажки топливных насосов, зубья хра­ повиков коленчатого вала, рессоры, как передние, так и задние,

пружины шарнирных соединений рулевых тяг, шпильки ступиц

ведущих колес. Встречаются также поломки верхних рычагов пово­ ротных цапф и образование трещин в кожухах задних мостов.

Очень часто повреждаются стеклянные отстойники и диафрагмы топливных насосов.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ Особенности технического обслуживания

Правильная организация и качественное проведение техниче­ ского обслуживания автомобилей на Крайнем Севере, где останов­ ка машины в пути по техническим причинам может привести к тя­ желым последствиям и даже к гибели людей, имеют первостепен­ ное значение.

Кроме того, качественное и своевременное проведение техниче­ ского обслуживания автомобиля позволяет значительно продлить срок его службы.

Основными факторами, оказывающими существенное влияние на характер и объем работ по техническому обслуживанию авто­

мобилей на Крайнем Севере, являются низкие температуры воз­

духа в течение длительного периода года, частые метели и пурга. Существенное влияние оказывает также специфика дорожных условий.

На Крайнем Севере производят: ежедневное техническое обслу­ живание (ЕО), первое техническое обслуживание (ТО-1), второе техническое обслуживание (ТО-2) и сезонные технические обслу­ живания (СО).

Ежедневное техническое обслуживание производится, как пра-

4—1036 21