Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
по 150—200 г заливается авиационный бензин через интервалы в 1—2 мин. Залив бензина отдельными порциями обеспечивает его
лучшее перемешивание с маслом. После прогрева и пуска двига
теля добавленный в масло бензин быстро испаряется и первона
чальная вязкость масла восстанавливается.
Для облегчения пуска двигателей, имеющих слабую компрес сию, рекомендуется заливать горячее масло непосредственно в ци
линдры двигателя. Масло заливается по половине столовой ложки в каждый цилиндр, после чего коленчатый вал несколько раз про ворачивается пусковой рукояткой.
Для предотвращения попадания снега на двигатель капот авто мобиля при длительных остановках и безгаражном хранении тща
тельно укрывается брезентом, который надежно закрепляется.
Часто шоферы, работая на Севере, применяют такие средства
пуска, которые приносят большой вред двигателю. К этим средст вам прежде всего относится пуск двигателей путем буксировки автомобиля.
При таком способе пуска коленчатый-вал двигателя, получая большие усилия, начинает вращаться с повышенным числом оборо тов при холодном или недостаточно прогретом масле в двигателе.
Это вызывает быстрый износ и поломку деталей и механизмов дви
гателя. Кроме того, усилия, возникающие в трансмиссии при вра щении коленчатого вала двигателя, могут вызвать поломки дета лей трансмиссии, а иногда и скручивание коленчатого вала двига теля. Особенно вредным является пуск с помощью буксировки дви гателя, из системы охлаждения которого спущена вода. При этом,
помимо указанных выше дефектов, может возникнуть перегрев стенок цилиндров и камер сгорания, заклинивание1 поршней в ци линдрах. А последующая заливка воды в горячий двигатель может
повлечь за собой появление трещин в блоке и головке цилиндров из-за неравномерного охлаждения.
Способы поддержания двигателей в подогретом состоянии
Для быстрой подготовки автомобиля к эксплуатации двигатель
должен быть всегда готов к нормальному пуску, который может
быть обеспечен только при прогретом двигателе. Способы поддер жания двигателей в стационарных условиях в подогретом состоя
нии (в парках-стоянках, гаражах) аналогичны способам, приме няющимся обычно зимой в центральных районах страны (с по мощью пара, горячей воды и электроэнергии).
Поддержание двигателей в подогретом состоянии на остановках
в дальних рейсах и при безгаражной стоянке осуществляется не сколькими способами. Одним из таких способов является подогрев охлаждающей жидкости (при неработающем двигателе) с по мощью специальной печи Печь (рис. 2) устанавливается с правой
1 Печь разработана и испытана в автомобильной лаборатории Управления автотранспорта Магаданского совнархоза, автор инженер Мансфельд.
3-1036 |
13 |
стороны автомобиля у передней стенки кабины и отапливается углем. Печь имеет рубашку, соединенную с рубашкой охлаждения блока цилиндров двигателя трубопроводами. При топке печи
охлаждающая жидкость поступает в систему охлаждения, откуда
опять возвращается в печь. Беспрерывно циркулируя по замкнуто му кругу, жидкость отдает свое тепло картеру и блоку цилиндров
двигателя. При пущенном двигателе топка печи |
прекращается, и |
||||
|
биЗлострелке М |
охлаждающая |
жидкость |
||
Разрез по ЛА-65 |
начинает циркулировать в |
||||
|
|
обратном |
|
направлении. |
|
|
|
Возможность |
использова |
||
|
|
ния этой печи д'ля обогре |
|||
|
|
ва кабины как при нера |
|||
|
|
ботающем |
двигателе, так |
||
|
|
и во время движения ав |
|||
|
|
томобиля, является важ |
|||
|
|
ным преимуществом дан |
|||
|
|
ного способа. |
|
||
|
|
Другими способами яв |
|||
|
|
ляются |
|
периодический |
|
|
|
пуск двигателя с его про |
|||
|
|
гревом |
и |
беспрерывная |
|
|
|
работа двигателя на ма |
|||
|
|
лых оборотах. Эги спосо |
|||
|
|
бы обеспечивают возмож |
|||
|
|
ность разогрева агрегатов |
|||
|
|
трансмиссии путем перио |
|||
|
|
дического |
трогания авто- |
||
Рис. 2. Печь для разогрева двигателя и обогре- |
мобиля и |
движения его в |
|||
ва кабины |
шофера течение 5—10 мин. |
|
|
|
Опыт показал, что для надежного и’быстрого пуска двигателей нельзя допускать пони
жения температуры охлаждающей жидкости марок 40 и 65 ниже 30°. При этом продолжительность подогревов и их периодичность зависят от температуры воздуха и скорости ветра, от конструкции автомобилей (защищенность подкапотного пространства от внеш
ней среды, площадь поверхности охлаждения и т. д.) и от качества
укрытия подкапотного пространства утеплительным чехлом или брезентом. При одних и тех же условиях интенсивность охлажде ния неработающего двигателя различных марок автомобилей раз лична. Так, при температуре наружного воздуха —23° и отсутствии ветра снижение температуры охлаждающей жидкости за один час в среднем составляет: у двигателя ГАЗ-51 —16,6°; у двигателя
ЯАЗ-204 —24,3°; у двигателя ЗИЛ-120 —26,6°
При периодическом пуске и прогреве двигателя до температу ры 40° при температуре -наружного воздуха —34° и силе ветра 6—8 м/сек расход топлива составляет примерно 1600 мл на каж дый пуск и прогрев. Если же двигатель работает на малых оборо тах при этих же температурных условиях, расход топлива состав-
14
ляет примерно 68,8 мл/мин, при работе на средних оборотах — 86,5 мл!мин. Учитывая, что при указанных температурных уеловиях необходимость в пуске и прогреве двигателя возникает при мерно через каждые 1 —1,5 часа, расход топлива при периодиче ском прогреве двигателя на остановках составляет в среднем 1,2— 1,6 л/час, тогда как при работе двигателя на малых оборотах рас
ход топлива составляет более 4 л!час, а на средних оборотах —
более 5 л!час. Таким образом, с точки зрения экономии топлива целесообразнее поддерживать необходимое для легкого пуска теп ловое состояние двигателя путем периодического пуска и про грева его.
Однако при таком способе шофер вынужден подходить к авто мобилю через каждые 1 —1,5 часа. Поэтому при длительной оста
новке двух и более автомобилей рекомендуется устанавливать по сменное дежурство, чтобы дать возможность отдохнуть другим шо ферам. Надежный отдых может обеспечить и сконструированный инженером В. Матвеевым 1 автомат для периодического пуска и прогрева двигателя на оборотах холостого хода, который можно
рекомендовать для установки на автомобили.
Прибор состоит из стандартных узлов и деталей телеграфно кодовой аппаратуры, присоединенной к системе охлаждения и электрооборудованию автомобиля.
Прибор-автомат вводится в действие при прогретом двигателе. При остывании последнего до определенной температуры прибор автоматически без помощи шофера пускает двигатель, который
работает на повышенных оборотах до нормального теплового ре
жима. По окончании прогрева прибор выключает зажигание, и двигатель останавливается. Если двигатель после первой попытки
не пускается, прибор производит еще четыре пуска. Если все по пытки остались безуспешными, то прибор перестает работать и включает подфарники и звуковой сигнал. В случае неисправности прибора и невыключения стартера также включается сигнали зация.
Для этой цели может быть использован и автомат В. Мушкина3,
устанавливаемый на автомобилях с пневматическим приводом тормозов.
Условия работы стартеров и аккумуляторных батарей
Суровый климат Севера определяет особенно сложные и напря женные условия работы стартеров и аккумуляторных батарей автомобилей. При низкой температуре воздуха вязкость электро лита в аккумуляторной батарее увеличивается. Электролит, повы шенной вязкости медленно проникает в поры активной массы пла стин аккумуляторных батарей, в результате чего емкЬсть аккуму ляторной батареи и электродвижущая сила значительно умень
шаются.21
1 Журн. «Автомобильный транспорт», 1958, № 10. 2 Журн. «Автомобильный транспорт», 1958, № 5.
3* |
15 |
Для свинцовых аккумуляторных батарей отечественного произ водства на каждый градус понижения температуры электролита емкость уменьшается на 1—1,5%. При разряде токами большой ве
личины (при включении стартера) емкость аккумуляторной бата реи снижается до 30—40% от номинальной емкости.
При низких температурах приходится еще считаться с опас ностью замерзания электролита в аккумуляторных батареях в тех случаях, когда плотность электролита (удельный вес) недостаточна.
Зависимость температуры замерзания электролита от его плот
ности приведена в табл. 1. |
|
Таблица 1 |
|
|
|
|
|
Плотность элек |
1 емпература |
Плотность элек |
Гемпература |
тролита при |
замерзания |
тролита при |
замерзания |
4-15°, г/см3 |
электролита, |
+ 15°, г/с^з |
электролита, |
|
град. |
|
град. |
1,35 |
—49 |
1,25 |
-50 |
1,32 |
- 64 |
1,20 |
-25 |
1,31 |
—66 |
1,15 |
— 14 |
1,29 |
—74 |
1.12 |
- 9 |
1,27 |
-58 |
1,10 |
—7 |
Замерзший электролит, увеличиваясь в объеме, разрушает пла стины и банки элементов. Опасность замерзания электролита тем больше, чем сильнее разряжен аккумулятор. Повышение работоспо собности аккумуляторной батареи достигается прежде всего под
держанием повышенной плотности электролита. Для районов Край него Севера рекомендуется применять электролит плотностью
1,31 г/см3.
Следует отметить, что такая высокая плотность электролита,
поддерживаемая в течение 8—10 месяцев (продолжительность зим него периода), вредно отражается на аккумуляторной батарее: сни
жает срок службы деревянных сепараторов, способствует быстрому развитию сульфатации пластин.
Аккумуляторные.батареи на автомобилях с целью утепления устанавливаются в специальные деревянные или металлические
ящики с крышками. Ящики имеют двойные стенки, между которы ми проложены войлок, стеклянная или шлаковая вата и другие ма териалы с высокими теплоизоляционными свойствами. Для выхода проводов к стартеру и на массу в ящиках имеются специальные прорези. Температура аккумуляторных батарей, помещенных в та
кие ящики, практически не падает ниже 0 за 10—12 час. эксплуата ции автомобилей.
Кроме того, в некоторых автохозяйствах на автомобилях монти руют специальные устройства для обогрева аккумуляторных бата
рей. Такое устройство (рис. 3) состоит из кожуха батареи, изготов
ленного из листового железа толщиной 1—2 мм, к которому по тру бе диаметром 35—40 мм подводится от радиатора теплый воздух. Для лучшего забора теплого воздуха передний конец трубы имеет раструб, расположенный в 40—60 мм от вентилятора. Кожух в
*6
задней стенке имеет отверстие диаметром 30—40 мм с патрубком для обеспечения циркуляции воздуха.
В период стоянок и хранения автомобилей в неотапливаемых помещениях или на открытом воздухе аккумуляторные батареи
с автомобилей снимаются и хранятся в теплых помещениях.
Для лучшего сбережения аккумуляторных батарей проворачи вание коленчатого вала перед пуском двигателя производится вруч
ную с помощью пусковой рукоятки. Напряженные условия ра
боты стартеров при низких тем пературах вызываются увели чением сопротивления провора чиванию коленчатого вала дви гателя. Для проворачивания коленчатого вала холодного двигателя стартер должен по треблять больший ток. Ь то же время аккумуляторная бата рея, как указывалось выше, при низких температурах име ет пониженное рабочее напря-
жение и уменьшенную емкость. Рис. 3. Схема устройства обогрева акку
В результате |
этого скорость |
муляторной батареи: |
|
вращения якоря стартера сни- |
I — аккумуляторная |
батарея; 2 — кожух бата |
|
реи; |
3 — труба |
||
жается. При |
понижении тем |
|
|
пературы аккумуляторной батареи от 0 до —5° скорость вращения коленчатого вала снижается на 11 %. При понижении температуры батареи до —25° число оборотов коленчатого вала снижается
до 37%.
Повышение эффективности работы стартеров при низкой темпе ратуре достигается надежным подогревом двигателя перед пуском, применением специальных мер по утеплению аккумуляторных ба
тарей, а также использованием при пуске двигателя дополнитель ных батарей и передвижных стартеров.
В качестве дополнительных батарей используются батареи того же типа, что и основные, установленные на автомобилях. Дополни-,
тельные батареи при пуске двигателей обычно размещаются в ка бинах автомобилей и включаются параллельно основным.
Передвижной стартер монтируется на тележке и состоит из двйгателя внутреннего сгорания (или электродвигателя), автомо бильной коробки передач и карданного вала с пусковым стержнем
на конце. Пуск двигателя автомобиля осуществляется стержнем,
который вставляется в храповик коленчатого вала и получает вра щение от двигателя, установленного на тележке.
Тепловой режим работы двигателей
Тяжелые условия эксплуатации автомобилей на Севере, отсут
ствие хороших дорог зачастую нарушают |
нормальный тепловой |
||
режим работающих двигателей. |
& |
|
|
тс публичная |
w |
17 |
|
НнаучнБИБЛИОТЕКА-техническая_ССОР---- |
|