Файл: Петровский Д.В. Эксплуатация автомобилей на Крайнем Севере.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
контактов. Отогревать аккумуляторные батареи с замерзшим электролитом надо только в теплом помещении, очень осторожно.. Использовать для этой цели паяльные лампы и жаровни опасно,
так как небрежное отношение может привести к взрыву.
Смазку подшипников стартера, генератора и прерывателя-рас пределителя в зимний период нужно производить только маловяз кими маслами — турбинным, трансформаторным или веретенным.
Уход за агрегатами трансмиссии сводится в основном к свое временной замене масла в картерах. Замена производится, как пра вило, сразу же после остановки автомобиля, пока масло еще не остыло. Трансмиссионное масло перед заливкой следует подогреть до температуры 40—50°. При заправке масла следует внимательно
следить за тем, чтобы в картеры агрегатов не попадали снег, лед или вода. После заливки свежего масла в картер коробки передач
необходимо пустить двигатель и дать поработать ему несколько минут на режиме холостого хода с включенным сцеплением.
При обслуживании тормозной системы нужно тщательно про верять правильность регулировки, состояние резиновых шлангов,
диафрагм и манжет. У автомобилей с пневматической системой тормозов конденсат воды из воздушных баллонов следует сливать не менее двух-трех раз в день. Давление воздуха в системе во вре мя слива конденсата не должно превышать 1,5 KzjcM2. У автомо
билей с гидравлическим приводом тормозов нужно убедиться в от сутствии воздуха в системе и проверить вязкость тормозной жидко сти. При температуре воздуха ниже —35° в тормозную жидкость
рекомендуется добавить 10—15% спирта-ректификата. Тормозные жидкости ядовиты, при работе с ними необходимо соблюдать те же меры предосторожности, что и при работе с низкозамерзаю щими охлаждающими жидкостями.
Организация ремонта
Тяжелые климатические и дорожные условия эксплуатации приводят к уменьшению фактических межремонтных пробегов ав томобилей и к более частым поломкам отдельных узлов и деталей. Больше всего тяжелые условия эксплуатации сказываются на дол говечности работы двигателя. Пуск двигателя при низких темпе ратурах, частые нарушения нормального теплового режима рабо ты, образование в масляных магистралях ледяных пробок, пре пятствующих надежной циркуляции масла в системе смазки, спо
собствуют более интенсивному износу трущихся поверхностей, вследствие чего двигателю, как правило, требуется средний ремонт уже через 25—30 тыс. км пробега. Интенсивному износу подверже
ны и агрегаты трансмиссии. Повышение хрупкости металлических деталей при низких температурах (явление хладоломкости) при водит к частым поломкам деталей, испытывающих ударные нагруз ки. Часто выходят из строя резиновые детали, теряющие свою эла стичность при низкой температуре. Средний срок службы автомо-
32
сильных шин снижается почти вдвое. Нормы пробега автомобилей до капитального ремонта, установленные для Крайнего Севера,
даны в табл. 7. В этой таблице для сравнения приведены нормы пробега для автомобилей, эксплуатируемых в условиях средних
широт.
Таблица 7
Нормы пробега автомобилей, тыс. км
|
до |
первого кани |
между капиталь |
||
|
та ibHOiо |
ремонта |
ными ремонтами |
||
Марка автомобилей |
|
|
|
|
|
|
Кра йний |
средние |
Крайний |
средние |
|
|
Север |
широты |
Север |
широты |
|
„Москвич-401 “ .......................... |
. . . . |
52 |
65 |
44 |
55 |
М 20 „Победа" ................................... |
|
88 |
НО |
72 |
90 |
ГАЗ-12.......................................................... |
|
140 |
175 |
124 |
155 |
ГАЗ 69....................................................... |
|
60 |
75 |
48 |
60 |
ГАЗ-51, ЗИЛ-164 и МАЗ-.ОО................ |
84 |
105 |
72 |
90 |
|
ГАЗ 93. ЗИЛ-а85, МАЗ-205, |
ЯАЗ-210 и |
76 |
95 |
64 |
80 |
МАЗ-525 ................................................... |
|
||||
ГАЗ-1 3 и ЗИЛ-151................................... |
|
64 |
80 |
56 |
70 |
ПАЗ 6о1 и ПАЗ-653 ................................... |
|
104 |
130 |
88 |
ПО |
ЗИЛ-155 . ................................................... |
185 |
230 |
160 |
20J |
Отсутствие в большинстве районов Крайнего Севера авторе монтных предприятий и дорогая отправка автомобилей и агрега тов на авторемонтные предприятия в глубь страны ставят автохо зяйства перед необходимостью производить своими силами и сред ствами не только эксплуатационный, но и капитальный ремонт автомобилей. Для этого автохозяйствам необходимо иметь хорошо
оборудованные мастерские и высококвалифицированных специа листов-ремонтников. Основным методом ремонта автомобилей на Крайнем Севере является агрегатный метод, позволяющий более
полно использовать производственные возможности мастерских и значительно снизить время простоя автомобиля. Оборотный фонд пополняется главным образом агрегатами, отремонтированными силами автохозяйства, а также агрегатами, доставляемыми из цен тральных районов страны.
В районах, примыкающих к бассейнам крупных северных рек
(Печора, Обь, Енисей, Лена) и к побережью Ледовитого океана, необходимый для агрегатного метода ремонта годовой запас узлов, механизмов, деталей и сменных агрегатов создается в период на
вигации. В это же время производится отправка на авторемонтные
предприятия наиболее дефицитных и дорогостоящих агрегатов,
ремонт которых не может быть выполнен силами автохозяйства.
Мелкие автохозяйства, не имеющие достаточно хорошо обору
дованных собственных авторемонтных мастерских, могут произво
дить капитальный ремонт автомобилей и агрегатов в мастерских крупных автохозяйств на договорных началах.
33
Следует иметь в виду, что агрегатный метод ремонта требует,
как правило, постановки автомобиля в теплое помещение. Однако таких помещений в автохозяйствах, работающих на Крайнем Се вере, еще недостаточно. В результате получается, что основной объем ремонтных работ практически выполняется в короткий лет ний период. Это обстоятельство необходимо учитывать при плани ровании ремонта и создать к летнему периоду увеличенный оборот
ный фонд агрегатов.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту
Производительность, своевременность и качество выполнения ремонтных работ и технического обслуживания автомобилей на Крайнем Севере зависят прежде всего от того, в каких условиях эти работы выполняются. Как уже говорилось выше, большинство автохозяйств Севера не располагает достаточным количеством теплых производственных помещений. Чаще всего работы прихо дится проводить на открытом воздухе. Однако в зимний период, при низких температурах воздуха и сильном ветре, работа на от крытом воздухе мало производительна и сильно затруднена, а в ряде случаев вообще невозможна. Работать в теплой одежде и ру кавицах неудобно. Из-за этого целый ряд деталей и точек регули ровки и смазки автомобиля становится недоступным для обслужи вания. Во время пурги и метели работу вообще, приходится пре кращать. В табл. 8 приводятся примерные метеорологические усло
вия проведения работ на открытом воздухе для районов Крайнего Севера.
Таблица 8
|
|
|
При скорости ветра, м/сек |
|
|||
Температура окружающего |
|
сокращение |
прекращение |
||||
воздуха, град. |
обогревание |
||||||
|
|
|
|
рабочего дня |
работы |
||
От—5 |
до—10 |
Более 8 |
Более 15 |
Более |
20 |
||
» -ю . — 15 |
. |
5 |
. |
12 |
и |
15 |
|
. -15 „ —20 |
При затишье |
8 |
и |
12 |
|||
. -20 „ -зо |
|
|
« |
5 |
8 |
||
. —30 , -40 |
* |
• |
з |
V |
6 |
||
. -40 . -45 |
При затишье |
п |
1 |
||||
Ниже |
-45 |
• |
• |
м |
м |
При затишье |
|
Если учесть, что в |
районе бухты Тикси |
(Якутская АССР) в |
среднем около 130 дней в году температура воздуха бывает ниже
—20° и на каждый зимний месяц приходится по 14—17 дней с ме телями и пургой, то из приведенной выше схемы метеорологических условий работы, вполне оправдавшей себя на практике, становится очевидным, что производство работ на открытом воздухе в зимнее время малопроизводительно, а чаще всего вообще невозможно.
34
Кроме того, для работы в период полярной ночи необходимо искус
ственное освещение. |
Все перечисленные трудности требуют для |
|
|||||
нормального обслуживания и ремонта автомобилей теплые отапли |
|
||||||
ваемые помещения, обеспеченные электроэнергией, водой и топ |
|
||||||
ливом. |
|
|
|
|
|
|
|
ТОПЛИВО И СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
|
|
|||||
В условиях низких температур основные свойства топлива, ма |
|
||||||
сел для двигателей и смазок (испаряемость, вязкость, прокачивае |
|
||||||
мость, легкость фильтрации и др.) подвергаются |
резким измене |
|
|||||
ниям. В результате затрудняется пуск и эксплуатация автомоби |
|
||||||
лей, увеличиваются износы, а в ряде случаев возникает опасность |
|
||||||
повреждения двигателей. |
|
|
|
|
|
|
|
Одним из важнейших качеств топлива для карбюраторных дви |
|
||||||
гателей является его испаряемость, которая оказывает существен |
|
||||||
ное влияние на легкость пуска, быстроту прогрева ц дальнейшую |
|
||||||
работу двигателя. Кроме того, испаряемость влияет на расход топ |
|
||||||
лива и масла и износ деталей двигателя. |
|
|
топливо |
(ГОСТ |
|
||
В технических |
условиях на |
автомобильное |
|
||||
2084—56) фракционный состав характеризуется температурой на |
|
||||||
чала разгонки, температурами, при которых отгоняется 10, 50 и |
|
||||||
90% бензина, и температурой конца разгонки. |
|
|
|
||||
Чем ниже температура точек разгонки, тем благоприятнее ус |
|
||||||
ловия работы двигателя. Для Крайнего Севера это имеет особое |
|
||||||
значение. Понижение температуры 10% точки |
разгонки (см. |
|
|||||
табл. 9) улучшает пусковые качества топлива, |
50% точки разгонки |
|
|||||
улучшает устойчивость работы двигателя на переменных режимах, |
|
||||||
90%—обеспечивает полноту испарения бензина в двигателе. Все |
|
||||||
это способствует полноте сгорания топлива, а следовательно, сни |
|
||||||
жению его расхода, уменьшению разжижения масла, что предохра |
|
||||||
няет двигатель от преждевременных износов. |
|
|
|
Край- |
> |
||
В качестве топлива для карбюраторных двигателей на |
|||||||
нем Севере применяются стандартные бензины А-66, А-70 |
и А-74. |
■' |
|||||
Фракционный состав этих бензинов приведен в табл. 9. |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
|
|
|
|
Температура выкипи ния, град |
|
|
|||
Марка бензина |
начало |
|
50% |
90% |
конец |
|
|
|
кипения |
кипения |
|
||||
|
|
|
|
|
|||
А-66 |
_ |
79 |
|
145 |
195 |
205 |
|
А-70 |
— |
79 |
|
145 |
195 |
205 |
|
А-74 |
35 |
70 |
|
105 |
165 |
180 |
|
Из всех этих бензинов наилучшими пусковыми качествами об ладает бензин марки А-74. Однако ввиду высокой стоимости и де>
35
фицитности применяется он редко. Желательно было бы иметь в эксплуатации на Севере топливо, не уступающее по стоимости марке А-66, но обладающее более облегченным фракционным со ставом.
Новый стандарт на бензины (ГОСТ 2084—56) предусматривает
выпуск более широкого ассортимента бензинов и, в частности, но вого зонального бензина АЗ-66. Этот бензин по своим физико-хи мическим свойствам приближается к бензину марки А-66, но обла дает значительно облегченным фракционным составом и предназ начен специально для использования в северных районах Совет ского Союза.
Бензин АЗ-66 имеет следующий фракционный состав:
температура выкипания |
10%................... |
не выше |
65° |
||
Я |
Я |
/и................... |
в |
• |
* ' |
конец |
выкипания........................... |
» |
, |
190° |
Широкое использование этого топлива позволит существенно облегчить эксплуатацию автомобиля, повысить экономичность ра боты двигателя и уменьшить его износы.
Основными параметрами дизельных топлив, влияющих на ис пользование их при низкой температуре, являются цетановое число, вязкость и температура застывания. Цетановое число является
важнейшим параметром дизельного топлива и определяет его пу сковые свойства. Повышение цетанового числа уменьшает период скрытого горения дизельного топлива в цилиндрах и повышает плавность работы двигателя. Однако дизельное топливо с более вы соким цетановым числом имеет, как правило, повышенную вяз кость.
Вязкость определяет текучесть топлива и находится в прямой зависимости от его температуры (чем ниже температура, тем мень ше подвижность топлива). Повышение вязкости ухудшает прокачи ваемость топлива по топливопроводам и распыливание его фор сунками.
Повышение температуры застывания дизельного топлива также
повышает его вязкость и ухудшает прокачиваемость. При опреде ленных условиях может наступить полное прекращение подачи ди зельного топлива в двигатель.
Изменение основных параметров дизельного топлива при низ кой температуре вызывает необходимость применения на Крайнем
Севере специальных сортов дизельных топлив, обладающих хоро
шими низкотемпературными свойствами.
К этим сортам относятся топливо дизельное зимнее ДЗ (с тем пературой застывания около —45°) и топливо дизельное арктиче ское ДА (с температурой застывания около —60°).
При отсутствии арктического топлива ДА применяются зимние дизельные топлива ДЗ и 3, разбавленные низкооктановым трак торным керосином (ГОСТ 1842—52)- Температура застывания ди-
36