ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
Вопрос о порядке действий при вычислении логарифмов является очень важным для сред ней школы. Учащиеся должны все вспомога тельные действия осуществлять наряду с основ ными. Многие преподаватели разрешают учени кам пользоваться отдельными листами для вспомогательных вычислений. Это неверно, на до приучить учеников к тому, чтобы все вычи сления, которые трудно сделать в уме, они за
писывали |
в тетради. |
|
|
|
|
|
|
|
основ |
||
В отношении порядка расположения |
|||||||||||
ных и вспомогательных |
вычислений существует |
||||||||||
две точки зрения. Одни считают, |
что страницу |
||||||||||
тетради следует разделить на две половины: на |
|||||||||||
левой производить |
основные действия |
|
(суммиро |
||||||||
вать логарифмы |
и находить |
искомое |
|
число), а |
|||||||
на правой |
половине — вспомогательные |
вычис |
|||||||||
ления. Другие считают, что все действия необ |
|||||||||||
ходимо располагать |
в том |
порядке, |
в котором |
||||||||
они производятся, |
так |
как |
к |
этому |
|
учащиеся |
|||||
привыкли еще при |
|
первоначальном |
знакомстве |
||||||||
с арифметикой. |
|
|
|
|
|
|
не |
является |
|||
Мы считаем, что этот вопрос |
|||||||||||
принципиальным, |
т. |
е. |
можно |
придерживаться |
|||||||
одной или другой точки зрения. |
вычитаемый |
||||||||||
При суммировании |
логарифмов |
||||||||||
логарифм |
надо |
заменять |
слагаемым |
(пользо |
|||||||
ваться арифметическим дополнением) |
в том слу |
||||||||||
чае, когда это целесообразно. Нужно иметь |
|||||||||||
также в виду, что при суммировании |
|
слагаемых |
|||||||||
логарифмов, а затем |
вычитаемых, |
а также при |
|||||||||
вычитании |
из |
одного |
результата |
другого уча |
|||||||
щиеся нередко допускают ошибки. Кроме того, |
|||||||||||
это и нецелесообразно, хотя |
некоторые мето- |
||||||||||
212 диеты считают, |
что не следует |
требовать, |
чтобы |
ученики заменяли вычитаемые логарифмы сла гаемыми.
В программе для 10-го класса от учащихся требуется умение пользоваться четырехзнач ными таблицами логарифмов. Основным мето дом логарифмических вычислений в 10-м классе является письменный метод вычисления. При нахождении поправок пользуются приблизитель ной пропорциональностью между разностями чисел и разностями логарифмов чисел, больших 1000 и отличающихся между собою меньше, чем на единицу. С этим правилом учащиеся не только должны быть ознакомлены, но они обя заны его использовать при нахождении попра вок. Вначале учащиеся должны находить по правки непосредственно путем умножения и де ления, а после того как они приобретут твер дые навыки в этом, учитель может ознакомить
их со столбцами поправок таблиц |
Брадиса. |
че |
||||||||
Если для |
таблиц |
Брадиса |
ограничиться |
|||||||
тырьмя значащими цифрами числа, то многие |
||||||||||
учащиеся |
будут отыскивать все поправки в уме, |
|||||||||
не пользуясь |
столбцом поправок, и вопрос |
о |
||||||||
схемах отпадет сам собою, так как по таблицам |
||||||||||
для |
четырехзначных |
чисел |
логарифм |
опреде |
||||||
ляется в |
уме. |
|
|
|
|
|
|
|
||
В задачнике Н. А. Шапошникова и Н. К. Валь- |
||||||||||
цова |
[36] |
для |
логарифмирования |
даются |
числа |
|||||
с шестью |
и |
семью значащими |
цифрами. |
При |
||||||
решении этих |
примеров надо |
указать, что ин |
||||||||
терполировать на шестую, а тем более на седь |
||||||||||
мую значащую цифру нецелесообразно, так как |
||||||||||
интерполирование |
усложняет |
вычисление |
и не |
|||||||
дает |
более точного |
результата. Таким |
образом, |
|||||||
все |
данные |
числа |
в |
таких |
примерах |
следует 2 1 3 |
15 Г. К . О стапов
I
округлять, сохраняя только четыре-пять знаков. Приведем примеры и схемы расположения
вычислений.
Пример 3. Найти lg 172,354 ^ lg 172,35 =
=2,2364.
Ре ше н и е .
172 |
— 2355 |
X |
0,35 |
|
35— 9 |
||||
25 |
||||
17235 |
— 2364 |
|
8,75 |
Следует записать под чертой 17235—2364, что должно подчеркивать при последующей за писи lg 172,35 = 2,2364 независимость мантиссы от перемены в числе места запятой.
Пример 4. Найти число, логарифм которого равен 1,82386.
Р е ш е н и е . |
|
|
|
lg х = |
1,82386; 3,6 |
6 |
|
8235 |
— |
666 |
0,6 |
36— |
6 |
|
|
82386— |
6666 |
|
|
|
х = 66,66. |
|
|
„ |
|
0,16214 -У324,32 |
|
Пример 5. Вычислить х = |
|
214
Р е ш е н и е . Первый |
способ |
расположения |
||||||
вычислений: |
|
|
|
|
|
|
||
основные |
|
вспомогательные |
||||||
вычисления |
|
|
вычисления |
|
||||
lgx = lg 0,16214 -f- |
|
162 — 2095 |
*0,14 |
|||||
|
|
|
_______ 14— 2 |
Л 17 |
||||
+ -?-lg 324’* - |
2,38 |
|||||||
lg 0,16214 = |
1,2097 |
|||||||
— 31g 0,6486— |
|
|||||||
|
324 — 5105 |
X0,314 |
||||||
- - l l g |
0,0475 |
|
||||||
|
|
3 — |
4 |
|||||
lg 0,16214 = |
П2097 |
lg 324,3=2,5109 |
4,2 |
|||||
-j- lg 324,3 = |
1,6739 |
2 lg 324,3=5,0218 |
|
|||||
— 3 lg 0,6486 = 0,5640 -|-lg 324,3= 1,6739 |
|
|||||||
— g-lg 0,0475 = 0,2646 |
|
648 — 8116 |
X0,66 |
|||||
|
|
6 — |
4 |
|||||
lg* = |
1,7122 |
lg 0,6486 = |
1,8120 |
3,6 |
||||
7118 — 515 |
0,666 |
3 lg 0,6486= 1,4360 |
|
|||||
4 — |
67 |
— 3 lg 0,6486 = |
|
|||||
x = 51,567. |
|
|
= |
0,5640 |
|
|||
|
|
|
lg 0,0475 = |
2,6767 |
|
|||
|
|
|
jjrlg 0,0475= Г,7354 |
|
||||
|
|
|
- |
± |
lg 0,0475 = |
|
||
|
|
|
|
= |
0,2646 |
|
||
Второй способ расположения вычислений: |
||||||||
lg х = lg 0,16214 + \ |
|
tg 324,3 — 3 lg 0,6486 — |
||||||
|
|
---- i-lg 0,0475; |
|
|
15*
1) |
IgO,16214 = 1,2097 |
|
|
||
162 — 2095 |
|
V 0’ 4 |
|
||
|
14— 2 |
|
X |
17 |
|
|
|
|
2,38 |
|
|
2) |
lg 324,3 = |
2,5109 |
|
|
|
X |
0,3 |
|
|||
|
324 — 5105 |
|
|||
|
14 |
|
|||
|
3 — |
4 |
|
4,2 |
|
2 lg 324,3 = |
5,0218 |
- 3- lg 324,3 = |
1,6739 |
||
3) |
lg 0,6486 =1,8120 |
v 0,6 |
|
||
|
648 — 8116 |
|
|||
|
X |
6 |
|
||
|
6 — |
4 |
|
||
|
3,6 |
|
|||
|
|
|
|
||
3 lg 0,6486 = |
1,4360 |
— 3 lg 0,6486 = |
0,5640 |
4)lg 0,0475 = 2,6767; -g- lg 0,0475;
----lg 0,0475 = 0,2646
5)lg 0,16214 =1,2097
- |- lg 324,3 = 1,6739
—3 lg 0,6486 = 0,5640
—lg 0,0475 = 0,2646
lgjc |
|
= 1,7122 |
|
7118 — 515 |
|
|
4 6 |
4 — |
67 |
|
0,666 |
|
|
jc = 51,567. |
|
На методике решения |
показательных и ло- |
||
216 гарифмических |
уравнений |
останавливаться не |
будем*, но в связи с решением последних при ведем некоторые наиболее характерные ошибки, допущенные поступающими в различные вузы страны. Эти ошибки в основном объясняются незнанием и непониманием логарифма числа. Например, некоторые абитуриенты при решении логарифмического уравнения выносят знак ло гарифма за скобки, другие неясно представляют себе зависимость между числом, логарифмом и основанием логарифма. Очень часто поступаю щий в вуз затрудняется производить операции с логарифмами при основании, отличном от 10.
По нашему мнению, не стоит затрачивать много времени па решение показательных и ло гарифмических уравнений, лучше больше вни мания уделить решению задач, связанных с при ложением показательной и логарифмической функций к физике и химии. Так, исходя из ос новной формулы у — Nax, можно решить ряд задач, в которых использованы важнейшие яв ления природы: распад радиоактивных веществ, закон роста культур бактерий и дрожжей, зако ны поглощения, мономолекулярных реакций и др.
Вопрос о приложении показательной функ ции и логарифмов подробно изложен в рабо тах [23, 42—46].
* Это особая тема, которая достаточно хорошо разра ботана в методической литературе [38—41].
217