ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 3
ности на множители. Это полезно для учащихся, так как приходится повторять формулы сокра щенного умножения и разложения на множи тели. Кроме того, ученики начинают понимать, что в определенном месте следует прекратить логарифмирование. Логарифмирование аналогич ных выражений встречается в высшей школе при изучении дифференциального исчисления (например, логарифмическое дифференцирова ние).
При решении примеров на логарифмирование нужно обратить внимание на задачи устного счета, например на такие: что сделается с ло гарифмом при данном основании, если мы число утроим? что станет с логарифмом, если число уменьшить в 5 раз? что будет с числом, если логарифм утроить? что сделается с числом, если логарифм уменьшится в два раза?
Эти задачи необходимы для того, чтобы хорошо знать зависимость между числом и ло гарифмом, а это в свою очередь создает ясное представление о свойствах характеристики
имантиссы.
Вучебнике Киселева о потенцировании ска зано следующее [30, стр. 111]: умея логариф мировать выражение, мы можем, обратно, по данному результату логарифмирования найти то выражение, от которого получился этот резуль тат. Этого замечания, конечно, недостаточно для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили по тенцирование, которое необходимо при решении логарифмических уравнений.
При потенцировании нередко допускаются ошибки такого характера: отбрасывают знак
логарифма. Например, lg а lg b — ab. Объяс205
нить |
допущение такого |
рода |
ошибки |
можно |
|
тем, |
что в задачнике |
Н. А. Шапошникова |
|||
и Н. К. Вальдова [36] |
задача |
на |
потенцирова |
||
ние |
формулируется так: |
найти |
х |
по |
данному |
его логарифму |
|
|
|
|
log х = 2 log а + 3 log b — 5 log с.
Эта задача является простейшей задачей на решение логарифмического уравнения. Решая ее, учащийся, несомненно, получит ответ
^_ а263
с5
В результате такого рода записи задач на потенцирование ученик привыкает к тому, что логарифм пропадает. Для того чтобы такого рода ошибки не допускались, учащиеся должны твердо знать формулы логарифмирования в об ратном порядке, а именно:
logam + log„n = loga (тп),
logam — log„« = loga и т. д.
Кроме того, примеры на потенцирование це лесообразнее давать в такой форме: потенциро вать выражение
2 log а 3 log b — 5 log с.
Учащийся, зная соответствующие |
формулы, в |
|
этом случае напишет |
/тг2АЗ |
|
2 log а + 3 log b—5 log с = l |
||
o g . |
Для того чтобы ученик лучше усвоил, что логарифмирование и потенцирование действия обратные, необходимо вначале каждый пример 206 проверять логарифмированием полученного отве-
та. Так, например, надо потенцировать выраже ние
4 " (3 lg т + 5 lg п — 7 lg р).
Р е ше н и е :
4-(31gm + 51gn-71gp) = l g |/
П р о в е р к а :
lg У |
= X (3 т + 5 lg П - 7 lg Р). |
Обычно без труда школьники потенцируют выражение
-i-lg a — 21g6 = lgx + lg у,
но стоит переписать его в виде
4 " lg a — 2 lg 6
l g x + \ g y |
~ |
и многие ученики при потенцировании допускают ошибки.
Приступим к краткому рассмотрению по следней, т р е т ь е й , ч а с т и учения о логариф мах. Эта часть значительна по своему объему
ией уделяют в школе наибольшее внимание.
Вэтой части рассматриваются свойства де
сятичных логарифмов, дополнение логарифма, вычисление посредством логарифмических таб лиц.
Все свойства десятичных логарифмов осно ваны на двух теоремах: о числе единиц харак теристики и о неизменяемости мантиссы при умножении или делении числа на число, кото рое выражено единицей с нулями. Доказательст207
во этих теорем |
несложное. При этом можно |
||
не требовать, чтобы оно давалось |
в общем ви |
||
де, важно лишь, чтобы учащийся |
понял |
суть |
|
доказательства. |
изучения свойств |
десятичных |
|
В результате |
|||
логарифмов школьник должен: уметь не только |
|||
сознательно доказывать теоремы, |
но и |
отчет |
ливо представлять себе, например, необходи мость расщепления логарифма десятичной дроби на характеристику и мантиссу, насколько важно прибегать к искусственной форме для чисел, ко торые меньше единицы.
Очень часто учитель при изучении темы «Ло гарифмы» ставит своей целью научить учащихся только обращаться с логарифмическими табли цами. Так, учащиеся узнают, как определить характеристику числа, какими свойствами обла дает мантисса, но не могут объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе.
При рассмотрении десятичных логарифмов нужно объяснить, почему при вычислениях поль зуются десятичными логарифмами, а не нату ральными.
При вычислении сложного выражения с по мощью логарифмов приходится складывать и вычитать несколько логарифмов, а для того чтобы не прибегать к вычитанию, применяется способ дополнения, заключающийся в замене вычитаемых логарифмов слагаемыми. В учебной литературе этому вопросу уделяется мало вни мания. Так, в учебнике Киселева [30] опреде ление дополнения логарифма и правило его на хождения не даются, а указывается только, что есть возможность заменить вычитание сложе-
208 нием.
Как же объяснить понятие о дополнениях логарифмов? Разъяснение этого материала необ ходимо проводить в следующем порядке: 1) вы яснить возможность замены вычитания сложе нием, 2) дать определение дополнения логариф ма, 3) найти кологарифм, 4) проводить вычисле ния, применяя кологарифмы.
Остановимся подробнее на каждом из этих вопросов.
Чтобы выяснить, необходимо ли заменить вычитание сложением, следует рассмотреть с учениками пример типа
Для нахождения логарифма х приходится про изводить три действия: сложение; сложение; вычитание. Здесь учитель должен задать уча щимся вопрос: нельзя ли упростить вычисления, сведя два различных действия к одному? Ока зывается, что это упрощение можно провести, заменив вычитание сложением.
Для того чтобы дать определение дополнения
логарифма, берем выражение х — и пред
ставляем его в виде х = а--у. Логарифмируя
его, получаем
lg х = lg а + (0 — lg b).
Таким образом, вычитание можно заменить сложением, т. е. к lg а прибавить разность
(О — lg6).
Теперь можно дать определение дополнения логарифма следующим образом: разность между нулем и логарифмом данного числа называется 209
дополнением логарифма данного числа до 0 или кологарифмом.
Сокращенно дополнение lg b записывается так: доп. lg b, или со lg b, где со —• первые буквы латинского слова complementum (дополнение).
Таким образом, предыдущее выражение мож но представить в виде
IgA' = lga + со lgb.
Если b = а, то х = 1, и выражение примет вид
lga + со lga = 0.
Для нахождения кологарифма нужно логарифм данного числа вычесть из 0. Записываем так:
если lg b = 3,4257, то со lg b = 0 — 3,4257 = = 2,5743. При вычитании необходимо из харак теристики уменьшаемого «занять» единицу, т. е.
уменьшить число на единицу. |
упражнения |
на |
||||
Учащимся |
следует |
давать |
||||
«занимание» |
единицы от 7, от 3, от — 2 и т. п. |
|||||
и, наконец, |
1 |
от 0. |
|
|
|
|
Далее можно дать следующее правило для |
||||||
нахождения |
кологарифма: для этого надо харак |
|||||
теристику |
логарифма |
данного |
числа вычесть |
|||
из — 1, а |
мантиссу — из + 1. |
учащимся |
ряд |
|||
Затем |
следует предложить |
упражнений для быстрого отыскивания характе ристики. Например: (— 1) — (+ 5); (— 1) —
-(+ 4); ( - 1) - ( - 6); ( - 1) - ( - 9).
Вычисления с применением кологарифмов не
вызывают затруднений у учащихся. Однако
здесь |
необходимо остановиться на выводе фор |
мулы |
доп. п lg'b = п доп. lg b. |
210 |
Допустим, что х ==~^г или х = а--^-. Ло гарифмируя, получим
l g x = \ga + (0 — nig 6),
откуда
О— n\gb = flon.nigb.
Сдругой стороны,
О— п lg b = п (О — lg b) = п доп. lg b.
Итак,
доп. п lg b — п доп. lg b.
На выводе этой формулы мы |
остановились |
||
потому, что учащиеся при вычислениях сталки |
|||
ваются с таким |
вопросом: следует |
ли сначала |
|
lgft |
умножить |
на п, а затем найти дополнение |
|
или, |
наоборот, |
найти дополнение |
lgfe, а затем |
его умножить на п? Этот вопрос следует разъ |
|||
яснить учащимся вначале на частном примере, |
а затем уже дать вывод формулы в общем виде. При прохождении логарифмов много времени
отводится на логарифмические |
вычисления для |
||||||
того, чтобы выработать у школьников |
твердые |
||||||
навыки. |
Однако |
очень часто технике |
логариф |
||||
мических вычислений не придают серьезного |
|||||||
значения и это приводит |
к тому, |
что ученики |
|||||
медленно усваивают |
материал, |
небрежно запи |
|||||
сывают вычисления, |
что |
приводит |
к |
ошибкам. |
|||
В существующей методической и учебной |
|||||||
литературе нет определенной установки в отно |
|||||||
шении |
методики |
логарифмических |
вычислений, |
||||
а поэтому даже |
в одной |
школе, |
но |
у разных |
|||
учителей нередко |
отсутствует |
единая |
методика |
||||
логарифмических вычислений. Поэтому здесь |
|||||||
необходимо ввести единообразие. |
|
211 |