Файл: Остапов Г.К. Логарифмы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ности на множители. Это полезно для учащихся, так как приходится повторять формулы сокра­ щенного умножения и разложения на множи­ тели. Кроме того, ученики начинают понимать, что в определенном месте следует прекратить логарифмирование. Логарифмирование аналогич­ ных выражений встречается в высшей школе при изучении дифференциального исчисления (например, логарифмическое дифференцирова­ ние).

При решении примеров на логарифмирование нужно обратить внимание на задачи устного счета, например на такие: что сделается с ло­ гарифмом при данном основании, если мы число утроим? что станет с логарифмом, если число уменьшить в 5 раз? что будет с числом, если логарифм утроить? что сделается с числом, если логарифм уменьшится в два раза?

Эти задачи необходимы для того, чтобы хорошо знать зависимость между числом и ло­ гарифмом, а это в свою очередь создает ясное представление о свойствах характеристики

имантиссы.

Вучебнике Киселева о потенцировании ска­ зано следующее [30, стр. 111]: умея логариф­ мировать выражение, мы можем, обратно, по данному результату логарифмирования найти то выражение, от которого получился этот резуль­ тат. Этого замечания, конечно, недостаточно для того, чтобы учащиеся хорошо усвоили по­ тенцирование, которое необходимо при решении логарифмических уравнений.

При потенцировании нередко допускаются ошибки такого характера: отбрасывают знак

логарифма. Например, lg а lg b — ab. Объяс205

нить

допущение такого

рода

ошибки

можно

тем,

что в задачнике

Н. А. Шапошникова

и Н. К. Вальдова [36]

задача

на

потенцирова­

ние

формулируется так:

найти

х

по

данному

его логарифму

 

 

 

 

log х = 2 log а + 3 log b — 5 log с.

Эта задача является простейшей задачей на решение логарифмического уравнения. Решая ее, учащийся, несомненно, получит ответ

^_ а263

с5

В результате такого рода записи задач на потенцирование ученик привыкает к тому, что логарифм пропадает. Для того чтобы такого рода ошибки не допускались, учащиеся должны твердо знать формулы логарифмирования в об­ ратном порядке, а именно:

logam + log„n = loga (тп),

logam — log„« = loga и т. д.

Кроме того, примеры на потенцирование це­ лесообразнее давать в такой форме: потенциро­ вать выражение

2 log а 3 log b — 5 log с.

Учащийся, зная соответствующие

формулы, в

этом случае напишет

/тг2АЗ

2 log а + 3 log b—5 log с = l

o g .

Для того чтобы ученик лучше усвоил, что логарифмирование и потенцирование действия обратные, необходимо вначале каждый пример 206 проверять логарифмированием полученного отве-


та. Так, например, надо потенцировать выраже­ ние

4 " (3 lg т + 5 lg п — 7 lg р).

Р е ше н и е :

4-(31gm + 51gn-71gp) = l g |/

П р о в е р к а :

lg У

= X (3 т + 5 lg П - 7 lg Р).

Обычно без труда школьники потенцируют выражение

-i-lg a — 21g6 = lgx + lg у,

но стоит переписать его в виде

4 " lg a — 2 lg 6

l g x + \ g y

~

и многие ученики при потенцировании допускают ошибки.

Приступим к краткому рассмотрению по­ следней, т р е т ь е й , ч а с т и учения о логариф­ мах. Эта часть значительна по своему объему

ией уделяют в школе наибольшее внимание.

Вэтой части рассматриваются свойства де­

сятичных логарифмов, дополнение логарифма, вычисление посредством логарифмических таб­ лиц.

Все свойства десятичных логарифмов осно­ ваны на двух теоремах: о числе единиц харак­ теристики и о неизменяемости мантиссы при умножении или делении числа на число, кото­ рое выражено единицей с нулями. Доказательст207


во этих теорем

несложное. При этом можно

не требовать, чтобы оно давалось

в общем ви­

де, важно лишь, чтобы учащийся

понял

суть

доказательства.

изучения свойств

десятичных

В результате

логарифмов школьник должен: уметь не только

сознательно доказывать теоремы,

но и

отчет­

ливо представлять себе, например, необходи­ мость расщепления логарифма десятичной дроби на характеристику и мантиссу, насколько важно прибегать к искусственной форме для чисел, ко­ торые меньше единицы.

Очень часто учитель при изучении темы «Ло­ гарифмы» ставит своей целью научить учащихся только обращаться с логарифмическими табли­ цами. Так, учащиеся узнают, как определить характеристику числа, какими свойствами обла­ дает мантисса, но не могут объяснить, почему нужно поступать именно так, а не иначе.

При рассмотрении десятичных логарифмов нужно объяснить, почему при вычислениях поль­ зуются десятичными логарифмами, а не нату­ ральными.

При вычислении сложного выражения с по­ мощью логарифмов приходится складывать и вычитать несколько логарифмов, а для того чтобы не прибегать к вычитанию, применяется способ дополнения, заключающийся в замене вычитаемых логарифмов слагаемыми. В учебной литературе этому вопросу уделяется мало вни­ мания. Так, в учебнике Киселева [30] опреде­ ление дополнения логарифма и правило его на­ хождения не даются, а указывается только, что есть возможность заменить вычитание сложе-

208 нием.

Как же объяснить понятие о дополнениях логарифмов? Разъяснение этого материала необ­ ходимо проводить в следующем порядке: 1) вы­ яснить возможность замены вычитания сложе­ нием, 2) дать определение дополнения логариф­ ма, 3) найти кологарифм, 4) проводить вычисле­ ния, применяя кологарифмы.

Остановимся подробнее на каждом из этих вопросов.

Чтобы выяснить, необходимо ли заменить вычитание сложением, следует рассмотреть с учениками пример типа

Для нахождения логарифма х приходится про­ изводить три действия: сложение; сложение; вычитание. Здесь учитель должен задать уча­ щимся вопрос: нельзя ли упростить вычисления, сведя два различных действия к одному? Ока­ зывается, что это упрощение можно провести, заменив вычитание сложением.

Для того чтобы дать определение дополнения

логарифма, берем выражение х — и пред­

ставляем его в виде х = а--у. Логарифмируя

его, получаем

lg х = lg а + (0 — lg b).

Таким образом, вычитание можно заменить сложением, т. е. к lg а прибавить разность

(О — lg6).

Теперь можно дать определение дополнения логарифма следующим образом: разность между нулем и логарифмом данного числа называется 209


дополнением логарифма данного числа до 0 или кологарифмом.

Сокращенно дополнение lg b записывается так: доп. lg b, или со lg b, где со —• первые буквы латинского слова complementum (дополнение).

Таким образом, предыдущее выражение мож­ но представить в виде

IgA' = lga + со lgb.

Если b = а, то х = 1, и выражение примет вид

lga + со lga = 0.

Для нахождения кологарифма нужно логарифм данного числа вычесть из 0. Записываем так:

если lg b = 3,4257, то со lg b = 0 — 3,4257 = = 2,5743. При вычитании необходимо из харак­ теристики уменьшаемого «занять» единицу, т. е.

уменьшить число на единицу.

упражнения

на

Учащимся

следует

давать

«занимание»

единицы от 7, от 3, от — 2 и т. п.

и, наконец,

1

от 0.

 

 

 

Далее можно дать следующее правило для

нахождения

кологарифма: для этого надо харак­

теристику

логарифма

данного

числа вычесть

из — 1, а

мантиссу — из + 1.

учащимся

ряд

Затем

следует предложить

упражнений для быстрого отыскивания характе­ ристики. Например: (— 1) — (+ 5); (— 1) —

-(+ 4); ( - 1) - ( - 6); ( - 1) - ( - 9).

Вычисления с применением кологарифмов не

вызывают затруднений у учащихся. Однако

здесь

необходимо остановиться на выводе фор­

мулы

доп. п lg'b = п доп. lg b.

210


Допустим, что х ==~^г или х = а--^-. Ло­ гарифмируя, получим

l g x = \ga + (0 — nig 6),

откуда

Оn\gb = flon.nigb.

Сдругой стороны,

Оп lg b = п (О — lg b) = п доп. lg b.

Итак,

доп. п lg b — п доп. lg b.

На выводе этой формулы мы

остановились

потому, что учащиеся при вычислениях сталки­

ваются с таким

вопросом: следует

ли сначала

lgft

умножить

на п, а затем найти дополнение

или,

наоборот,

найти дополнение

lgfe, а затем

его умножить на п? Этот вопрос следует разъ­

яснить учащимся вначале на частном примере,

а затем уже дать вывод формулы в общем виде. При прохождении логарифмов много времени

отводится на логарифмические

вычисления для

того, чтобы выработать у школьников

твердые

навыки.

Однако

очень часто технике

логариф­

мических вычислений не придают серьезного

значения и это приводит

к тому,

что ученики

медленно усваивают

материал,

небрежно запи­

сывают вычисления,

что

приводит

к

ошибкам.

В существующей методической и учебной

литературе нет определенной установки в отно­

шении

методики

логарифмических

вычислений,

а поэтому даже

в одной

школе,

но

у разных

учителей нередко

отсутствует

единая

методика

логарифмических вычислений. Поэтому здесь

необходимо ввести единообразие.

 

211