Файл: Ноткин И.И. Искусство древних.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое развитие получает кирпичная керамика, в

которой

появляются ядовито-зеленые,

фиолетовые

тона. Высокого совершенства достигла в

Хиве резьба

по дереву. В отличие от расписной майолики, в раз­ витии этого искусства вплоть до начала XX в. не было спада.

Хивинская резьба по дереву характеризуется не только предельной насыщенностью узора, многоплано­ востью рельефов, но и умением самыми скромными средствами добиться иллюзии переплетения орнаментов, богатой светотеневой пластики.

Имена мастеров прошлого века: Надр Мухаммади (Хива), Нур Мухаммади сын Адина Каландара хорез­ мийца, Каландар сын Сеид Мухаммади, уста Махмуд Урачи (Хива), уста Бегбек сын Махмуда (Хива), уста Худайберган (Гендумян). Причем, последние три ма­ стера были специалистами по айванам.

Видимо, специализация заключалась не только в вы­ делении профессий керамистов (кашинчи), орнамента- листов-резчиков по ганчу (наккош-чузувчи), но и в разделении мастеров по дереву (юнувчи-дурадгор) на резчиков и плотников.

Ш и п ы е д о т а — основа з о д ч е с тв а

Самым массовым в Хиве было строительство жилых домов. Оно выделяется в две группы: пахсовые хаули и юродской каркасный дом. Для последней группы можно выделить развивающийся ряд, каждая ступень которого отражает главным образом размеры отведенного участ­ ка и, в связи с этим, все большее раскрытие внутрен­ него дворика, совершенствование и обогащение функций жилой усадьбы, ее пространственной выразитель­ ности.

Здесь типическое выступает прежде всего в решении основных ячеек дома: кай- и терсайванов, парадной и подсобной комнат (сарай и казна), входной ниши и пе­ редней (дализ). Одновременно вырабатываются опреде­ ленные правила конструктивной разработки открытых навесов (айванов) и замкнутых помещений из элемен­ тов ограждения однорядного каркаса, балочных пере-

15

крытий, колонн. Что касается планировки, то она за­ крепляется в нескольких узловых схемах. Это дворик, образуемый поставленными друг против друга на необ­ ходимом расстоянии кай- и терсайванами, большой от­ крытый двор, где, кроме парадного айвана на главной оси, имеются колонные галереи, лоджии и, наконец, двор гаремного типа, где высокие айваны блокируются в ряд на одной из его длинных сторон, а с другой располо­ жены подсобные помещения.

Отсюда тянутся нити, приводящие в действие весь сложный архитектурный ансамбль города. Они идут и по линии заимствования отдельных решений, и по линии развития планировочных идей.

Нетрудно заметить, что многие квартальные мечети перенимают плановую основу дворика с кай- и терс айваном, что дворцы являют собой комплекс, соединивший в едином компактном объеме три-четыре дворика боль­ шой усадьбы. Если он загородный, то это — конгломерат из пахсовых хаули, если городской — то возобладает тектоника каркасных городских домов или монументализированный в жженом кирпиче сплав традиций заго­ родного и городского жилища.

Антовые одноколонные айваны проникают даже в медресе-мечети, ханака, погребально-культовые комп­ лексы. Но формирование хивинской архитектуры не ог­ раничивается односторонним влиянием жилищной архи­ тектуры.

Здесь несомненны воздействия монументальных форм кирпичного и пахсового зодчества.

Живость архитектурного облика хивинских построек достигается гармоничным, управляемым взаимопроник­ новением традиций жилищного и монументального зод­ чества. Последнее наиболее четко выработало свои ка­ ноны в фортификационном строительстве и сооружении больших медресе. Влияние архитектурных идей здесь сказывается в основном в переносе на другие здания отдельных типов сводчатых перекрытий и внешних форм.

Так, тема крепостных двухбашенных ворот с раваком (аркатура) проникла в оформление входа торгового пассажа, дворца, частично в монументальные дворцовые айваны, порталы мавзолеев, а как ритмичный арочно-

16


башенный мотив — в павильоны загородных усадеб (чадра).

Небезынтересно проследить и более сложные парал­ лели, которые имеют определенную рациональную ос­

нову.

При строительстве крупного погребально-культового комплекса Саид-Магрум-джан мастера соединили не­ сколько медресе и мавзолеев в схеме загородного двор­ ца, а мавзолей Пахлаван-Махмуда решили в структу­ ре, близко примыкающей к типу ханака.

И в том и в другом случае эти решения определены общей градостроительной ситуацией и характером ком­ понуемых помещений.

Торгово-купольные галереи (Палван-дарваза и тим Аллакули-хана) решены в схеме, отличной от классиче­ ских торговых пассажей Востока, так как первая совме­ щала функции городских ворот, а вторая — вестибюля вдоль главного фасада караван-сарая. Но известен при­ мер решения погребально-культовой галереи на манер Палван-дарваза (Исмамут-ата в селении Тахта Ташаузской области Туркменской ССР, в которой, возможно, принимали участие хивинские мастера).

Так, различные планировочные и композиционные приемы, соседствуя и проникая из одного типа сооруже­ ния в другой, обогащают архитектуру города и намеча­ ют в ней черты стилевого единства.

Для сравнения миграционных тенденций в поздне­ феодальном зодчестве обратимся к архитектуре Бухары.

Жилище бухарцев известно своей изысканной отдел­ кой, завершенностью художественного замысла интерь­ ера. Но оно, в отличие от хивинского жилья, не обогатило общественные здания идеями своей прост­ ранственной организации и отделки. Наоборот, из мону­

ментальной архитектуры (бухарские

медресе и мечети)

в михманхану жилых домов пришли

измельченные ни­

шевидные сводики, соты сталактитовых карнизов, слож­ ные плафоны потолков — детали, в основе своей чуждые жилищу. А то, что бухарское жилье отдало, например, поздним дворцовым сооружениям, являет искусство рафинированное, уже лишенное масштаба и развива­ ющихся живительных идей.

2—465

17

™ Г00Л ТУ Б /Ж Ч Н 4Я

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ - бИВлгоТЕКА Г.п 'п о

iX,9i lS

63


В хивинской же архитектуре жилище, не отягощен­ ное пышностью декора, являлось чистым, глубоким родником для всего местного зодчества. Оно питало гражданское и дворцово-культовое строительство не столько богатством декора, сколько органичностью об­ щей структуры, высокой культурой построения и отдел­ ки архитектурной детали.

Встречная волна от монументальных зданий остано­ вилась где-то в области квартальных мечетей, и облика жилища она коснулась лишь редкими мазками майолик — вставок над изящной гребенкой карниза.

Но и этих лаконичных штрихов оказалось достаточ­ но, чтобы связать айван жилого дома с айваном мече­ ти, дворца и придать архитектуре города слитность ан­ самбля.

Влияние р усск и х стр о и те л ь н ы х традиций

Присоединение Хивы к России имело большое про­ грессивное значение для проникновения русской револю­ ционной мысли, передовых идей гражданственности, просвещения. Вместе с тем неизменным оставалось госу­ дарственное устройство ханства. Развитие капиталисти­ ческих отношений шло медленным путем, и в строитель­ ном деле на протяжении всего XIX в. не наблюдалось каких-либо сдвигов. Постепенно внедрялись новые строи­ тельные материалы, растворы, новые приемы плани­ ровки. В богатых жилых домах изредка появляются точеные деревянные детали колонн, балясины, толевые прокладки, стекло, дощатые полы, потолки, печи. Преж­ ней остается общая планировка усадьбы и весь ее об­ лик. Только в начале XX в. с укреплением экономиче­ ских связей местная практика обогащается опытом рус­ ских строителей. Усиливается приток строевого леса, кровельного железа, цемента, в Ургенче и Хиве работа­ ют русские техники, появляются здания, выстроенные на европейский манер: почта, телеграф, больница, начальная школа. В них только внешняя отделка выдержана в местных традициях, а все внутреннее устройство выпол­ нено по-европейски. Конечно, новое содержание не могло не отразиться на облике этих зданий. Большие

18

окна, скатная кровля, сама техника кладки из жженого кирпича с расшивкой швов намечают новые пропорции, новый строй архитектуры.

Еще применяется майолика, опоясывающая лентами башни и парапеты, обрамляющая тимпанами арочные завершения проемов. В самом сочетании шлифованного кирпича и глазурованной керамики еще сильна старая выучка. Но внедрение нового не нарушает образных ос­ нов старой архитектуры и с первого взгляда (особенно неспециалисту) трудно отличить, где фасад строения XIX в., где — начала XX в.

Иным было переплетение навыков и вкусов в отдел­ ке интерьеров. В этом отношении показателен парад­ ный павильон Асфендияр-хана, отстроенный в саду дворца Нурулла-бая в 1912 г. В этом здании творчество народных мастеров было подавлено накипью мо­ дернизма. Сплошная облицовка стен штампованными ганчевыми плитками, ярко раскрашенная масляными красками, придавала им вид тисненых обоев. Отделка потолка в своей аляповатости не уступала стенам: раскидистая цветастая розетка, амуры, павлиньи перья, цветные стекляшки... Заключительным аккордом в этой какафонии красок и стилей был камин, облицованный немецкими фаянсовыми плитками, расцвеченными в яр­ кие тона. К счастью, это «искусство» захватило лишь несколько ханских приемных павильонов и не нашло отклика в массовом жилищном и гражданском строи­ тельстве.

Таким образом, различные влияния коснулись хивин­ ской архитектуры. С одной стороны, несомненно про­ грессивным обогащающим явлением было освоение уз­ бекскими мастерами приемов русской строительной тех­

ники, с другой — в

отделке интерьеров образовалась

эклектичная заводь,

навеянная преходящей модой.

Но и здесь нельзя не отметить, что в смешении стилей проявилась сама по себе положительная тяга к жанро­ вой сюжетной живописи, к изображению неведомых ра­ нее предметов (море, пароходы, паровозы, пальмы).

И все же это не мешает сделать заключение, что сторонние влияния на хивинскую школу зодчества не носили «культуртрегерской» роли — они легко впиты­ вались широкой и прочной местной основой.

19



f

Форм а арок, сво дов , куполов

Вархитектуре каждого периода есть свои особен­

ные черты.

Для архитектуры Самарканда времени Тимура и

тимуридов характерны

купола на высоких, барабанах

в Бухаре XVI в. в основании куполов и фонарей высту­

пают линии мощных,

пересекающихся между собой

арок.

В интерьерах конструкция не всегда выступает в об­ наженном виде и все же декорирование не может скрыть «мускулы» свода. Более того, характер рельеф­ ных образований и цветовых пятен на внутренней по­ верхности перекрытия диктуется его архитектоникой. В этом смысле в Хиве кирпичные своды, как бы сбросив­ шие все лишнее и сохранившие на своем теле лишь тон­ кий ганчевый покров, наглядно иллюстрируют единство архитектурной формы и конструкции. Во многих же слу­ чаях, где из утилитарных соображений кладка не за­ крыта штукатуркой, можно судить и о направлении кирпичных дуг, их наклоне и в деталях мысленно вос­ становить процесс возведения купола.

Не вникая в раскрытие игры сил каждого конструк­ тивного элемента, сравнения их статистических особен­ ностей, заметим главное — силуэт арочно-купольных построек, пластика форм во многом зависят от исход­ ного инженерного замысла.

Это, конечно, не значит, что там, где зодчему встре­ чаются несущие — активно работающие части здания, он становится пассивным свидетелем выполнения тради­ ционных конструктивных приемов — эстетизация строи­ тельных конструкций продолжается даже в периоды полного очищения архитектуры от декоративности.

Так, в арках одного пролета и одной глубины отме­ чается 5—6 способов их графического начертания. В то же время для большинства хивинских арок характерно их своеобразное смыкание, в котором дугообразные вет­ ви как .бы выпрямлены, то есть заменены прямыми.

В ином взаимодействии (более непосредственном) выступает связь конструкций и архитектурных форм в куполах.

20

В абрисе наиболее значительных в Хиве купольных объемов заметны «крутые плечи» —• переход от несколь­ ко повышенного цилиндрического основания купола к его скуфье осуществляется менее плавно, чем это дела­ лось ранее. При детальных обмерах было установлено, что основание купола в плане не круглое, а вроде округ­ ленного восьмигранника. Это отступление от классиче­ ских приемов возведения куполов объясняется примене­ нием упрощенных подкупольных конструкций — в данном случае так называемых выемчатых ячеистых пару­ сов. В галереях торгового пассажа — тима купола поко­ ятся на арках и между арками на щитовидных парусах. В отличие от громоздких решений щитовидных парусов XV в. здесь снова облегченный, но энергично вылеплен­ ный вариант, зона скругления граненого основания ку­ пола повышается и в целом подкупольный ярус пред­ стает в новой, более скульптурной трактовке. Здесь же арки имеют некоторую вспарушенность или, как это принято говорить, двойную кривизну. Появилась она в результате придания каждому ряду кладки дугообраз­ ного профиля.

Подобная техника выкладки арки имеет смысл толь­ ко в том случае, если вместо сплошной опалубки в про­ лете арки по ее бокам устанавливались два легких дере­ вянных кружала, на которые и упирались края дуго­ вых отрезков кладки. Пространственная жесткость арок двойной кривизны больше обычных. Поэтому эта идея получила в свое время развитие в сводах двойной кривизны —«Узбекистан» и сейчас используется во мно­ гих большепролетных складчатых перекрытиях.

Ложносферические паруса — также изобретение хи­ винских мастеров, дающее новую, очень слитную под­ купольную форму и возможность расширить арки до диаметра купола. В отличие от классического византий­ ского паруса, в котором кольцевые отрезки выкладыва­ ются с уклоном, то есть как часть обычного купола, ложносферический парус является как бы частью лож­ ного свода, где ряды кладки не имеют подъема и смы­ кание свода достигается за счет постепенного напуска кирпичей. Ложносферические паруса легче иных типов угловых парусов, кроме того, они сразу подготавли­ вают куполу круглое основание и, примкнув к кривым

21