ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
Большое развитие получает кирпичная керамика, в
которой |
появляются ядовито-зеленые, |
фиолетовые |
тона. Высокого совершенства достигла в |
Хиве резьба |
по дереву. В отличие от расписной майолики, в раз витии этого искусства вплоть до начала XX в. не было спада.
Хивинская резьба по дереву характеризуется не только предельной насыщенностью узора, многоплано востью рельефов, но и умением самыми скромными средствами добиться иллюзии переплетения орнаментов, богатой светотеневой пластики.
Имена мастеров прошлого века: Надр Мухаммади (Хива), Нур Мухаммади сын Адина Каландара хорез мийца, Каландар сын Сеид Мухаммади, уста Махмуд Урачи (Хива), уста Бегбек сын Махмуда (Хива), уста Худайберган (Гендумян). Причем, последние три ма стера были специалистами по айванам.
Видимо, специализация заключалась не только в вы делении профессий керамистов (кашинчи), орнамента- листов-резчиков по ганчу (наккош-чузувчи), но и в разделении мастеров по дереву (юнувчи-дурадгор) на резчиков и плотников.
Ш и п ы е д о т а — основа з о д ч е с тв а
Самым массовым в Хиве было строительство жилых домов. Оно выделяется в две группы: пахсовые хаули и юродской каркасный дом. Для последней группы можно выделить развивающийся ряд, каждая ступень которого отражает главным образом размеры отведенного участ ка и, в связи с этим, все большее раскрытие внутрен него дворика, совершенствование и обогащение функций жилой усадьбы, ее пространственной выразитель ности.
Здесь типическое выступает прежде всего в решении основных ячеек дома: кай- и терсайванов, парадной и подсобной комнат (сарай и казна), входной ниши и пе редней (дализ). Одновременно вырабатываются опреде ленные правила конструктивной разработки открытых навесов (айванов) и замкнутых помещений из элемен тов ограждения однорядного каркаса, балочных пере-
15
крытий, колонн. Что касается планировки, то она за крепляется в нескольких узловых схемах. Это дворик, образуемый поставленными друг против друга на необ ходимом расстоянии кай- и терсайванами, большой от крытый двор, где, кроме парадного айвана на главной оси, имеются колонные галереи, лоджии и, наконец, двор гаремного типа, где высокие айваны блокируются в ряд на одной из его длинных сторон, а с другой располо жены подсобные помещения.
Отсюда тянутся нити, приводящие в действие весь сложный архитектурный ансамбль города. Они идут и по линии заимствования отдельных решений, и по линии развития планировочных идей.
Нетрудно заметить, что многие квартальные мечети перенимают плановую основу дворика с кай- и терс айваном, что дворцы являют собой комплекс, соединивший в едином компактном объеме три-четыре дворика боль шой усадьбы. Если он загородный, то это — конгломерат из пахсовых хаули, если городской — то возобладает тектоника каркасных городских домов или монументализированный в жженом кирпиче сплав традиций заго родного и городского жилища.
Антовые одноколонные айваны проникают даже в медресе-мечети, ханака, погребально-культовые комп лексы. Но формирование хивинской архитектуры не ог раничивается односторонним влиянием жилищной архи тектуры.
Здесь несомненны воздействия монументальных форм кирпичного и пахсового зодчества.
Живость архитектурного облика хивинских построек достигается гармоничным, управляемым взаимопроник новением традиций жилищного и монументального зод чества. Последнее наиболее четко выработало свои ка ноны в фортификационном строительстве и сооружении больших медресе. Влияние архитектурных идей здесь сказывается в основном в переносе на другие здания отдельных типов сводчатых перекрытий и внешних форм.
Так, тема крепостных двухбашенных ворот с раваком (аркатура) проникла в оформление входа торгового пассажа, дворца, частично в монументальные дворцовые айваны, порталы мавзолеев, а как ритмичный арочно-
16
башенный мотив — в павильоны загородных усадеб (чадра).
Небезынтересно проследить и более сложные парал лели, которые имеют определенную рациональную ос
нову.
При строительстве крупного погребально-культового комплекса Саид-Магрум-джан мастера соединили не сколько медресе и мавзолеев в схеме загородного двор ца, а мавзолей Пахлаван-Махмуда решили в структу ре, близко примыкающей к типу ханака.
И в том и в другом случае эти решения определены общей градостроительной ситуацией и характером ком понуемых помещений.
Торгово-купольные галереи (Палван-дарваза и тим Аллакули-хана) решены в схеме, отличной от классиче ских торговых пассажей Востока, так как первая совме щала функции городских ворот, а вторая — вестибюля вдоль главного фасада караван-сарая. Но известен при мер решения погребально-культовой галереи на манер Палван-дарваза (Исмамут-ата в селении Тахта Ташаузской области Туркменской ССР, в которой, возможно, принимали участие хивинские мастера).
Так, различные планировочные и композиционные приемы, соседствуя и проникая из одного типа сооруже ния в другой, обогащают архитектуру города и намеча ют в ней черты стилевого единства.
Для сравнения миграционных тенденций в поздне феодальном зодчестве обратимся к архитектуре Бухары.
Жилище бухарцев известно своей изысканной отдел кой, завершенностью художественного замысла интерь ера. Но оно, в отличие от хивинского жилья, не обогатило общественные здания идеями своей прост ранственной организации и отделки. Наоборот, из мону
ментальной архитектуры (бухарские |
медресе и мечети) |
в михманхану жилых домов пришли |
измельченные ни |
шевидные сводики, соты сталактитовых карнизов, слож ные плафоны потолков — детали, в основе своей чуждые жилищу. А то, что бухарское жилье отдало, например, поздним дворцовым сооружениям, являет искусство рафинированное, уже лишенное масштаба и развива ющихся живительных идей.
2—465 |
17 |
™ Г00Л ТУ Б /Ж Ч Н 4Я
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ - бИВлгоТЕКА Г.п 'п о
iX,9i lS
63
В хивинской же архитектуре жилище, не отягощен ное пышностью декора, являлось чистым, глубоким родником для всего местного зодчества. Оно питало гражданское и дворцово-культовое строительство не столько богатством декора, сколько органичностью об щей структуры, высокой культурой построения и отдел ки архитектурной детали.
Встречная волна от монументальных зданий остано вилась где-то в области квартальных мечетей, и облика жилища она коснулась лишь редкими мазками майолик — вставок над изящной гребенкой карниза.
Но и этих лаконичных штрихов оказалось достаточ но, чтобы связать айван жилого дома с айваном мече ти, дворца и придать архитектуре города слитность ан самбля.
Влияние р усск и х стр о и те л ь н ы х традиций
Присоединение Хивы к России имело большое про грессивное значение для проникновения русской револю ционной мысли, передовых идей гражданственности, просвещения. Вместе с тем неизменным оставалось госу дарственное устройство ханства. Развитие капиталисти ческих отношений шло медленным путем, и в строитель ном деле на протяжении всего XIX в. не наблюдалось каких-либо сдвигов. Постепенно внедрялись новые строи тельные материалы, растворы, новые приемы плани ровки. В богатых жилых домах изредка появляются точеные деревянные детали колонн, балясины, толевые прокладки, стекло, дощатые полы, потолки, печи. Преж ней остается общая планировка усадьбы и весь ее об лик. Только в начале XX в. с укреплением экономиче ских связей местная практика обогащается опытом рус ских строителей. Усиливается приток строевого леса, кровельного железа, цемента, в Ургенче и Хиве работа ют русские техники, появляются здания, выстроенные на европейский манер: почта, телеграф, больница, начальная школа. В них только внешняя отделка выдержана в местных традициях, а все внутреннее устройство выпол нено по-европейски. Конечно, новое содержание не могло не отразиться на облике этих зданий. Большие
18
окна, скатная кровля, сама техника кладки из жженого кирпича с расшивкой швов намечают новые пропорции, новый строй архитектуры.
Еще применяется майолика, опоясывающая лентами башни и парапеты, обрамляющая тимпанами арочные завершения проемов. В самом сочетании шлифованного кирпича и глазурованной керамики еще сильна старая выучка. Но внедрение нового не нарушает образных ос нов старой архитектуры и с первого взгляда (особенно неспециалисту) трудно отличить, где фасад строения XIX в., где — начала XX в.
Иным было переплетение навыков и вкусов в отдел ке интерьеров. В этом отношении показателен парад ный павильон Асфендияр-хана, отстроенный в саду дворца Нурулла-бая в 1912 г. В этом здании творчество народных мастеров было подавлено накипью мо дернизма. Сплошная облицовка стен штампованными ганчевыми плитками, ярко раскрашенная масляными красками, придавала им вид тисненых обоев. Отделка потолка в своей аляповатости не уступала стенам: раскидистая цветастая розетка, амуры, павлиньи перья, цветные стекляшки... Заключительным аккордом в этой какафонии красок и стилей был камин, облицованный немецкими фаянсовыми плитками, расцвеченными в яр кие тона. К счастью, это «искусство» захватило лишь несколько ханских приемных павильонов и не нашло отклика в массовом жилищном и гражданском строи тельстве.
Таким образом, различные влияния коснулись хивин ской архитектуры. С одной стороны, несомненно про грессивным обогащающим явлением было освоение уз бекскими мастерами приемов русской строительной тех
ники, с другой — в |
отделке интерьеров образовалась |
эклектичная заводь, |
навеянная преходящей модой. |
Но и здесь нельзя не отметить, что в смешении стилей проявилась сама по себе положительная тяга к жанро вой сюжетной живописи, к изображению неведомых ра нее предметов (море, пароходы, паровозы, пальмы).
И все же это не мешает сделать заключение, что сторонние влияния на хивинскую школу зодчества не носили «культуртрегерской» роли — они легко впиты вались широкой и прочной местной основой.
19
f
Форм а арок, сво дов , куполов
Вархитектуре каждого периода есть свои особен
ные черты.
Для архитектуры Самарканда времени Тимура и
тимуридов характерны |
купола на высоких, барабанах |
в Бухаре XVI в. в основании куполов и фонарей высту |
|
пают линии мощных, |
пересекающихся между собой |
арок.
В интерьерах конструкция не всегда выступает в об наженном виде и все же декорирование не может скрыть «мускулы» свода. Более того, характер рельеф ных образований и цветовых пятен на внутренней по верхности перекрытия диктуется его архитектоникой. В этом смысле в Хиве кирпичные своды, как бы сбросив шие все лишнее и сохранившие на своем теле лишь тон кий ганчевый покров, наглядно иллюстрируют единство архитектурной формы и конструкции. Во многих же слу чаях, где из утилитарных соображений кладка не за крыта штукатуркой, можно судить и о направлении кирпичных дуг, их наклоне и в деталях мысленно вос становить процесс возведения купола.
Не вникая в раскрытие игры сил каждого конструк тивного элемента, сравнения их статистических особен ностей, заметим главное — силуэт арочно-купольных построек, пластика форм во многом зависят от исход ного инженерного замысла.
Это, конечно, не значит, что там, где зодчему встре чаются несущие — активно работающие части здания, он становится пассивным свидетелем выполнения тради ционных конструктивных приемов — эстетизация строи тельных конструкций продолжается даже в периоды полного очищения архитектуры от декоративности.
Так, в арках одного пролета и одной глубины отме чается 5—6 способов их графического начертания. В то же время для большинства хивинских арок характерно их своеобразное смыкание, в котором дугообразные вет ви как .бы выпрямлены, то есть заменены прямыми.
В ином взаимодействии (более непосредственном) выступает связь конструкций и архитектурных форм в куполах.
20
В абрисе наиболее значительных в Хиве купольных объемов заметны «крутые плечи» —• переход от несколь ко повышенного цилиндрического основания купола к его скуфье осуществляется менее плавно, чем это дела лось ранее. При детальных обмерах было установлено, что основание купола в плане не круглое, а вроде округ ленного восьмигранника. Это отступление от классиче ских приемов возведения куполов объясняется примене нием упрощенных подкупольных конструкций — в данном случае так называемых выемчатых ячеистых пару сов. В галереях торгового пассажа — тима купола поко ятся на арках и между арками на щитовидных парусах. В отличие от громоздких решений щитовидных парусов XV в. здесь снова облегченный, но энергично вылеплен ный вариант, зона скругления граненого основания ку пола повышается и в целом подкупольный ярус пред стает в новой, более скульптурной трактовке. Здесь же арки имеют некоторую вспарушенность или, как это принято говорить, двойную кривизну. Появилась она в результате придания каждому ряду кладки дугообраз ного профиля.
Подобная техника выкладки арки имеет смысл толь ко в том случае, если вместо сплошной опалубки в про лете арки по ее бокам устанавливались два легких дере вянных кружала, на которые и упирались края дуго вых отрезков кладки. Пространственная жесткость арок двойной кривизны больше обычных. Поэтому эта идея получила в свое время развитие в сводах двойной кривизны —«Узбекистан» и сейчас используется во мно гих большепролетных складчатых перекрытиях.
Ложносферические паруса — также изобретение хи винских мастеров, дающее новую, очень слитную под купольную форму и возможность расширить арки до диаметра купола. В отличие от классического византий ского паруса, в котором кольцевые отрезки выкладыва ются с уклоном, то есть как часть обычного купола, ложносферический парус является как бы частью лож ного свода, где ряды кладки не имеют подъема и смы кание свода достигается за счет постепенного напуска кирпичей. Ложносферические паруса легче иных типов угловых парусов, кроме того, они сразу подготавли вают куполу круглое основание и, примкнув к кривым
21