ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
пераментностью, которая захватывает все виды ис
кусств.
Если обратиться к объектам, отделанным не так богато (жилым домам, мечетям, медресе), в них синтез искусств проявляется уже в иных рецептах «сплава».
В интерьерах хивинских жилых домов стены остава лись гладкими, без росписей, резных панно, без слож ного трехчастного членения на цоколь, ниши и карниз. И на фоне шероховатой фактуры стен, гофрированного рельефа потолков, полоса рельефной гребенки карниза, витиеватый росчерк подбалки, выразительная узорная пластика стройной изящной колонны, аппликационная графичность деревянной решетки являются теми скупы ми, но энергичными мазками, которые подобно письму на картоне, позволяют художнику, оставляя большие фоны, сделать его произведением искусства.
В этом случае фигурная обработка и резьба деревян ных конструкций, конечно, не излишества, а органиче ские составляющие строгого, мужественного стиля, который был выработан условиями жизни хивинцев, их вкусами и пониманием красоты.
Если пойти дальше в этом условном сопоставлении, то облик медресе, где внешняя отделка построена на со седстве обычной и фигурной кладки, голубовато-синей майолики и кремоватого цвета терракоты, можно срав нить с техникой двухцветного эстампа.
В различных произведениях графического искусства по-разному взаимодействуют рисунок, композиция, фак тура, цвет. Так примерно хивинские зодчие представ ляли себе возможности синтеза изобразительных средств в каждой категории архитектурных сооружений. Только на деле искусство архитектуры гораздо сложнее и гра фики и театрального действия — в них оно лишь черпало зрительные образы.
Р а с с к а з ы в а е т Рузииет М аш арипов
Как раньше строили? Как были организованы про ектное дело и само возведение и отделка зданий в ста рой Хиве?
Не прошло и полувека с тех пор, как мастера рабо
тали |
по |
подрядам хана и его чиновников, |
еще живы |
||||
некоторые |
из тех, кто |
строил |
в |
прошлом |
веке, |
но |
|
по их |
рассказам трудно ответить |
на |
все эти вопросы |
и |
|||
воссоздать |
целостную |
картину |
тогдашнего |
процесса |
архитектурно-строительной деятельности. Необходимы дополнительные сведения из старинных рукописей, из переводов строительных надписей, наконец, из анализа самих объектов.
Многие сведения можно было почерпнуть из рас сказов хивинского мастера, резчика по ганчу и соста вителя геометризированных рисунков для резьбы и ро
списи Абдуллы Болтаева. |
Он |
принимал участие в |
||
отделке хивинского |
зала |
театра |
им. Алишера Навои |
|
в г. Ташкенте. |
Болтаев был удостоен |
Государствен |
||
За эту работу А. |
||||
ной премии. Последние годы А. Болтаев |
работал в Хи |
винском краеведческом музее. Он хорошо знал местные памятники архитектуры, старожилов и мастеров Хивы, читал рукописи, написанные на староузбекском языке, А. Болтаеву посвящена отдельная книжка-альбом «Хи винский узор», в которой представлены хивинские ор наменты и дана краткая характеристика его творче ства1.
Еще при жизни А. Болтаева (умер он в 1966 г.) мы стремились познакомиться с мастером более широкого диапазона — нам указали на Рузмета Машарипова. В его работах, пожалуй, более полно концентрировалась
выучка |
хивинского зодчего. |
|
|
мастер, |
отец |
|||
Рузмет |
Машарипов — потомственный |
|||||||
его — усто |
Машарип — прожил |
83 года, |
из |
которых |
||||
около половины отдал |
строительному |
делу. |
Вместе с |
|||||
отцом |
Рузмет возводил |
жилые |
дома |
и |
ханские |
двор |
цы, медресе и городские ворота. Кроме кирпичной клад
ки и облицовки |
зданий керамикой, |
молодой |
мастер |
||
овладевал искусством росписи и резьбы. |
лет. |
За |
|||
Работа под руководством отца длилась 10 |
|||||
это время |
были возведены медресе |
Палван-кари, |
мед- |
||
1 А. |
С. Морозова. Хивинский |
узор. |
Госиздат |
||
УзССР, |
Ташкент, |
1957. |
|
|
|
11
I
pece Хусаин-бека, большой жилой дом Мамад-ясаули, ворота Кош-дарваза, а также выполнены резные ганчевые панно в доме визира Асфендияр-хана.
В 1912 г. хан Асфендияр пригласил молодого масте ра для участия в постройке дворца Нурулла-бая. Рузмет Машарипов руководил бригадой мастеров-резчиков, на стенах и потолке павильона (ныне музей) были вы полнены узорные ганчевые панно.
Следующей крупной работой, которую Рузмет Маша рипов снова выполнил с отцом, был дворец Таза-баг. Они построили в нем зал и облицовали его майоликой. Как событие Рузмет Машарипов отмечает первую сов
местную |
работу с русскими техниками, строителями. |
||
Эта |
встреча |
состоялась в 1915 г. |
|
С |
1924 |
г. |
Рузмет Машарипов принимает участие в |
ремонте заводов в Ургенче, Ташаузе, Мангите, Гурлене,
Хазараспе, Ханки, строит |
больницы и |
государственные |
учреждения, общежития и |
правления |
колхозов. |
В 1943 г., когда в Хиве была создана промысловая |
||
артель «Умид» и при ней |
трехгодичная школа масте |
ров росписи, резьбы по ганчу, мрамору, дереву чертеж ному искусству, Рузмета Машарипова приглашают на педагогическую работу. Он подготовил много опытных мастеров, с которыми выполнял затем отделку хивин ского зала театра им. Навои, резьбу по ганчу во многих общественных зданиях Ургенча и области. В 1957— 1960 гг. Рузмет Машарипов участвует в реставрации архитектурных памятников Хивы. Последним крупным объектом, реставрацию которого возглавлял Рузмет Машарипов, был комплекс Пахлаван-Махмуда в г. Хиве.
В 1957 г. в 62-летнем возрасте старый мастер уме ло и ловко выполнял наиболее ответственную и слож ную кладку, облицовку памятника и в течение дня успе вал по нескольку раз побывать на лесах, обрамляю щих высокий купол мечети, входной портал, в помеще ниях ханака — везде, где трудились члены его бригады.
Разносторонние знания и навыки мастера в полной мере проявились при восстановлении этого объекта — мавзолей Пахлаван-Махмуда обрел былую упругость линий, ярче засверкали скуфьи куполов, пояса бараба-
12
нов. Силуэт Хивы в своей центральной части стал четче и выразительнее.
Рузмет Машарипов и сейчас охотно делится своими знаниями и не делает из них никаких секретов — сборка деревянного каркаса, кладка различных сводов и купо лов, составление орнаментов и резьба по ганчу — все кажется ему само собой разумеющимся, общеизвестным.
Рузмет Машарипов — не единственный |
представитель |
||
этой |
плеяды |
универсалистов. Надписи, |
оставленные |
на |
майолике, |
деревянных резных деталях, позво |
ляют расширить представление о роли практики в фор мировании творческой индивидуальности мастера.
Чаще всего встречаются имена хивинцев Худайбергена Ходжи и Каландара Кочума. Они построили ряд оригинальных медресе: Мазари Шериф (1882 г.), Матпа-
на бай |
(1905 |
г.), |
Матрасул бай (1905 г.), Казы- |
Калян |
(1905 |
г.), |
Абдурасул бай (1906 г.), Талиб- |
Максум |
(1910 |
г.), |
медресе и минарет Ислама-Ходжа |
(1910 г.).
Между маленьким медресе Мазари-Шериф на клад бище Пахлаван-Махмуда и самым значительным в Хиве
сооружением начала XX |
в.— минаретом Ислам-Ход |
жа — не только ощутимый |
промежуток времени, но ка |
чественный и масштабный рост архитектурного мастер ства.
В строительстве медресе концентрировался опыт каменного зодчества, здесь широко представлены раз личные формы и конструкции арок, сводов, башен, порталов, минаретов. Для творчества этих мастеров характерно свободное решение плана постройки, отли чающееся от канонизированных схем, умелое приспо собление ее к условиям участка. В разработке тради ционных архитектурных форм — стремление сохранить прежнюю монументальность, но более скромными сред- ^ ствами.
Этим мастерам принадлежит приоритет во внедре нии в местную практику европейского кирпича с рас шивкой швов, цементных растворов, толевых гидроизо ляционных прокладок. Это намного улучшило качество кирпичной кладки. В отдельных случаях карнизы, баш ни, порталы украшались фигурной терракотой, майо ликой.
13
Искусство изготовления глазурованных облицовоч ных плиток связано со знанием орнаментальных по строений и технологией керамического производства. Этот художественный промысел, являющийся достаточ но самостоятельной ветвью строительного производства, имел своих представителей не только в столице ханст ва, но и в соседних с Хивой кишлаках и селениях. Ши рокой известностью пользовались Абдулла Джин (Хива, кишлак Шейхляр), Мулла Абдул Кадир (Хива, кишлак Катта-баг), Мулла Адина Мухамед (Хазараспский рай
он), уста Юсуп |
(Мадыр), Мулла Абдул Джаббар (Гур- |
||
ленский район, |
Китай-кишлак), уста Каландар |
Нур Му |
|
хаммед |
(Хива), |
уста Болта Ваисов (Мадыр), |
уста Ма- |
даминов |
(Мадыр). |
|
Деятельность Абдуллы Джина относится к 1832— 1838 гг., когда облицовывались дворец Таш-хаули, мав
золей Пахлаван-Махмуда, приемная |
летняя мечеть в |
Куня-арке. Все это работы одного |
типа — расписная |
майолика из отдельных плиток, которая знаменует со бой наивысший расцвет художественной керамики позднефеодалыюго Хорезма. Для всех трех объектов характерно, что мастер со своими коллегами работал на больших плоскостях, стенах, и сами размеры декори руемых айванов и двориков представляли широкие воз можности для творческих поисков. Характерно, что до 30-х и после 40-х годов XIX в. аналогичная керамика уступает по качеству той, что была выполнена Абдул лой Джином. Ее характерная черта — тонкая, на сыщенная узорность, понимание композиционных осо бенностей в построении больших панно типа «гирих», «сузани». Мастер, сохраняя единый почерк, нигде не повторялся. Видимо, запас его орнаментальных сюжетов был достаточно богатым. Своеобразие стиля этой майо лики особенно наглядно в сравнении ее с майоликой начала XX в.
В это же время были известны имена мастеров из Мадыра (Болта Ваисов, Мадаминов). Изготовленная ими керамика для тимпанов имеет по сравнению со «старой» (30—40 гг. XIX в.) разжиженный узор, мень шую упругость растительных побегов, а в цветовой гамме исключаются охристые тона и сохраняются лишь белый, синий, изредка голубой цвета, обведенные чер ными линиями.
14