Файл: Ноткин И.И. Искусство древних.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

пераментностью, которая захватывает все виды ис­

кусств.

Если обратиться к объектам, отделанным не так богато (жилым домам, мечетям, медресе), в них синтез искусств проявляется уже в иных рецептах «сплава».

В интерьерах хивинских жилых домов стены остава­ лись гладкими, без росписей, резных панно, без слож­ ного трехчастного членения на цоколь, ниши и карниз. И на фоне шероховатой фактуры стен, гофрированного рельефа потолков, полоса рельефной гребенки карниза, витиеватый росчерк подбалки, выразительная узорная пластика стройной изящной колонны, аппликационная графичность деревянной решетки являются теми скупы­ ми, но энергичными мазками, которые подобно письму на картоне, позволяют художнику, оставляя большие фоны, сделать его произведением искусства.

В этом случае фигурная обработка и резьба деревян­ ных конструкций, конечно, не излишества, а органиче­ ские составляющие строгого, мужественного стиля, который был выработан условиями жизни хивинцев, их вкусами и пониманием красоты.

Если пойти дальше в этом условном сопоставлении, то облик медресе, где внешняя отделка построена на со­ седстве обычной и фигурной кладки, голубовато-синей майолики и кремоватого цвета терракоты, можно срав­ нить с техникой двухцветного эстампа.

В различных произведениях графического искусства по-разному взаимодействуют рисунок, композиция, фак­ тура, цвет. Так примерно хивинские зодчие представ­ ляли себе возможности синтеза изобразительных средств в каждой категории архитектурных сооружений. Только на деле искусство архитектуры гораздо сложнее и гра­ фики и театрального действия — в них оно лишь черпало зрительные образы.

Р а с с к а з ы в а е т Рузииет М аш арипов

Как раньше строили? Как были организованы про­ ектное дело и само возведение и отделка зданий в ста­ рой Хиве?

Не прошло и полувека с тех пор, как мастера рабо­

тали

по

подрядам хана и его чиновников,

еще живы

некоторые

из тех, кто

строил

в

прошлом

веке,

но

по их

рассказам трудно ответить

на

все эти вопросы

и

воссоздать

целостную

картину

тогдашнего

процесса

архитектурно-строительной деятельности. Необходимы дополнительные сведения из старинных рукописей, из переводов строительных надписей, наконец, из анализа самих объектов.

Многие сведения можно было почерпнуть из рас­ сказов хивинского мастера, резчика по ганчу и соста­ вителя геометризированных рисунков для резьбы и ро­

списи Абдуллы Болтаева.

Он

принимал участие в

отделке хивинского

зала

театра

им. Алишера Навои

в г. Ташкенте.

Болтаев был удостоен

Государствен­

За эту работу А.

ной премии. Последние годы А. Болтаев

работал в Хи­

винском краеведческом музее. Он хорошо знал местные памятники архитектуры, старожилов и мастеров Хивы, читал рукописи, написанные на староузбекском языке, А. Болтаеву посвящена отдельная книжка-альбом «Хи­ винский узор», в которой представлены хивинские ор­ наменты и дана краткая характеристика его творче­ ства1.

Еще при жизни А. Болтаева (умер он в 1966 г.) мы стремились познакомиться с мастером более широкого диапазона — нам указали на Рузмета Машарипова. В его работах, пожалуй, более полно концентрировалась

выучка

хивинского зодчего.

 

 

мастер,

отец

Рузмет

Машарипов — потомственный

его — усто

Машарип — прожил

83 года,

из

которых

около половины отдал

строительному

делу.

Вместе с

отцом

Рузмет возводил

жилые

дома

и

ханские

двор­

цы, медресе и городские ворота. Кроме кирпичной клад­

ки и облицовки

зданий керамикой,

молодой

мастер

овладевал искусством росписи и резьбы.

лет.

За

Работа под руководством отца длилась 10

это время

были возведены медресе

Палван-кари,

мед-

1 А.

С. Морозова. Хивинский

узор.

Госиздат

УзССР,

Ташкент,

1957.

 

 

 

11


I

pece Хусаин-бека, большой жилой дом Мамад-ясаули, ворота Кош-дарваза, а также выполнены резные ганчевые панно в доме визира Асфендияр-хана.

В 1912 г. хан Асфендияр пригласил молодого масте­ ра для участия в постройке дворца Нурулла-бая. Рузмет Машарипов руководил бригадой мастеров-резчиков, на стенах и потолке павильона (ныне музей) были вы­ полнены узорные ганчевые панно.

Следующей крупной работой, которую Рузмет Маша­ рипов снова выполнил с отцом, был дворец Таза-баг. Они построили в нем зал и облицовали его майоликой. Как событие Рузмет Машарипов отмечает первую сов­

местную

работу с русскими техниками, строителями.

Эта

встреча

состоялась в 1915 г.

С

1924

г.

Рузмет Машарипов принимает участие в

ремонте заводов в Ургенче, Ташаузе, Мангите, Гурлене,

Хазараспе, Ханки, строит

больницы и

государственные

учреждения, общежития и

правления

колхозов.

В 1943 г., когда в Хиве была создана промысловая

артель «Умид» и при ней

трехгодичная школа масте­

ров росписи, резьбы по ганчу, мрамору, дереву чертеж­ ному искусству, Рузмета Машарипова приглашают на педагогическую работу. Он подготовил много опытных мастеров, с которыми выполнял затем отделку хивин­ ского зала театра им. Навои, резьбу по ганчу во многих общественных зданиях Ургенча и области. В 1957— 1960 гг. Рузмет Машарипов участвует в реставрации архитектурных памятников Хивы. Последним крупным объектом, реставрацию которого возглавлял Рузмет Машарипов, был комплекс Пахлаван-Махмуда в г. Хиве.

В 1957 г. в 62-летнем возрасте старый мастер уме­ ло и ловко выполнял наиболее ответственную и слож­ ную кладку, облицовку памятника и в течение дня успе­ вал по нескольку раз побывать на лесах, обрамляю­ щих высокий купол мечети, входной портал, в помеще­ ниях ханака — везде, где трудились члены его бригады.

Разносторонние знания и навыки мастера в полной мере проявились при восстановлении этого объекта — мавзолей Пахлаван-Махмуда обрел былую упругость линий, ярче засверкали скуфьи куполов, пояса бараба-

12


нов. Силуэт Хивы в своей центральной части стал четче и выразительнее.

Рузмет Машарипов и сейчас охотно делится своими знаниями и не делает из них никаких секретов — сборка деревянного каркаса, кладка различных сводов и купо­ лов, составление орнаментов и резьба по ганчу — все кажется ему само собой разумеющимся, общеизвестным.

Рузмет Машарипов — не единственный

представитель

этой

плеяды

универсалистов. Надписи,

оставленные

на

майолике,

деревянных резных деталях, позво­

ляют расширить представление о роли практики в фор­ мировании творческой индивидуальности мастера.

Чаще всего встречаются имена хивинцев Худайбергена Ходжи и Каландара Кочума. Они построили ряд оригинальных медресе: Мазари Шериф (1882 г.), Матпа-

на бай

(1905

г.),

Матрасул бай (1905 г.), Казы-

Калян

(1905

г.),

Абдурасул бай (1906 г.), Талиб-

Максум

(1910

г.),

медресе и минарет Ислама-Ходжа

(1910 г.).

Между маленьким медресе Мазари-Шериф на клад­ бище Пахлаван-Махмуда и самым значительным в Хиве

сооружением начала XX

в.— минаретом Ислам-Ход­

жа — не только ощутимый

промежуток времени, но ка­

чественный и масштабный рост архитектурного мастер­ ства.

В строительстве медресе концентрировался опыт каменного зодчества, здесь широко представлены раз­ личные формы и конструкции арок, сводов, башен, порталов, минаретов. Для творчества этих мастеров характерно свободное решение плана постройки, отли­ чающееся от канонизированных схем, умелое приспо­ собление ее к условиям участка. В разработке тради­ ционных архитектурных форм — стремление сохранить прежнюю монументальность, но более скромными сред- ^ ствами.

Этим мастерам принадлежит приоритет во внедре­ нии в местную практику европейского кирпича с рас­ шивкой швов, цементных растворов, толевых гидроизо­ ляционных прокладок. Это намного улучшило качество кирпичной кладки. В отдельных случаях карнизы, баш­ ни, порталы украшались фигурной терракотой, майо­ ликой.

13


Искусство изготовления глазурованных облицовоч­ ных плиток связано со знанием орнаментальных по­ строений и технологией керамического производства. Этот художественный промысел, являющийся достаточ­ но самостоятельной ветвью строительного производства, имел своих представителей не только в столице ханст­ ва, но и в соседних с Хивой кишлаках и селениях. Ши­ рокой известностью пользовались Абдулла Джин (Хива, кишлак Шейхляр), Мулла Абдул Кадир (Хива, кишлак Катта-баг), Мулла Адина Мухамед (Хазараспский рай­

он), уста Юсуп

(Мадыр), Мулла Абдул Джаббар (Гур-

ленский район,

Китай-кишлак), уста Каландар

Нур Му­

хаммед

(Хива),

уста Болта Ваисов (Мадыр),

уста Ма-

даминов

(Мадыр).

 

Деятельность Абдуллы Джина относится к 1832— 1838 гг., когда облицовывались дворец Таш-хаули, мав­

золей Пахлаван-Махмуда, приемная

летняя мечеть в

Куня-арке. Все это работы одного

типа — расписная

майолика из отдельных плиток, которая знаменует со­ бой наивысший расцвет художественной керамики позднефеодалыюго Хорезма. Для всех трех объектов характерно, что мастер со своими коллегами работал на больших плоскостях, стенах, и сами размеры декори­ руемых айванов и двориков представляли широкие воз­ можности для творческих поисков. Характерно, что до 30-х и после 40-х годов XIX в. аналогичная керамика уступает по качеству той, что была выполнена Абдул­ лой Джином. Ее характерная черта — тонкая, на­ сыщенная узорность, понимание композиционных осо­ бенностей в построении больших панно типа «гирих», «сузани». Мастер, сохраняя единый почерк, нигде не повторялся. Видимо, запас его орнаментальных сюжетов был достаточно богатым. Своеобразие стиля этой майо­ лики особенно наглядно в сравнении ее с майоликой начала XX в.

В это же время были известны имена мастеров из Мадыра (Болта Ваисов, Мадаминов). Изготовленная ими керамика для тимпанов имеет по сравнению со «старой» (30—40 гг. XIX в.) разжиженный узор, мень­ шую упругость растительных побегов, а в цветовой гамме исключаются охристые тона и сохраняются лишь белый, синий, изредка голубой цвета, обведенные чер­ ными линиями.

14