Файл: Ноткин И.И. Искусство древних.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но рядом с инженерной логикой соседствует лирика художника. Устройство айвана заключалось в подгонке почти готовых деталей. Каждая из них «работает» в системе каркаса. Но к прогону, который в свету айвана держит потолочные балки, в месте опирания его на стену каркаса и на колонну прикрепляются фигурные подбал­ ки. Ажурный профиль этих подбалок настолько изощрен­

ный, что

первоначальная роль

подбалок — равномерная

передача

нагрузок от прогона

к опоре, уже

утрачена.

Даже колонна, когда она одна

в нешироком

айване,

наполовину теряет функцию опоры — ее можно убрать и заменить другой — перекрытие айвана при этом не нару­ шится.

Столкновение утилитарности и явной декоративности в айванах подчеркивает целесообразность появления их каждый раз рядом в «чистом виде». Видимо, в этом и кроется притягательная сила хивинских каркасных айванов.

Так как каркас однорядный, покрытый сверху глино­ саманной штукатуркой, узлы шарнирно соединенные, то он легко разбирается: из обрешетки выбивается заполне­ ние в половину сырцового кирпича, вынимается несколь­ ко металлических скоб, и деревянные элементы каркаса могут начать новую жизнь. Так, собственно, часто и де­ лают хивинцы, когда появляется необходимость в пере­ стройке дома или переноса его на другое место.

Для сравнения: двухрядный каркас ташкентского, са­ маркандского, бухарского жилища, сцементированный поверх глины ганчем, покрытым кое-где декоративной резьбой, конечно, более стационарное сооружение.

Конструктивные принципы и объемно-пространствен­ ные возможности хивинского деревянного каркаса — на уровне современных представлений о помещениях летне­ го типа для условий Средней Азии.

Ги д р о и зол яц и я , ф у н д а м е н ты «в елочку», сво д ы «балхи»

Приемы защиты основания здания от почвенной вла­ ги, использование простейших систем сводчатого по­ крытия помещений уходят в глубокую древность.

30

Но в прошлом веке хивинские мастера, вплотную столкнувшись с проблемами большого строительства, как бы вновь переосмыслили опыт своих предшественни­ ков: отобрали и усовершенствовали самые надежные простые средства борьбы с засоленными грунтовыми во­ дами, приемы устройства фундаментов, стен, сводчатых перекрытий.

Уровень грунтовых вод в Хиве довольно высокий. При археологических раскопках в Ичан-кале, когда ис­ следовались древние культурные слои, вскрытие на глубине 2,0—2,5 м приходилось останавливать из-за появления грунтовой воды. Известно, что южную окраи­ ну города, где ранее возвышались жилые дома, жители вынуждены были покинуть — грунтовая вода почти вы­ ходила на поверхность этой пониженной части городской территории.

Можно полагать, 100—150 лет назад, когда в Хиве развернулось большое строительство, эта помеха суще­ ствовала, и зодчие должны были, при неблагоприятных условиях участка, принимать инженерные меры против проникновения влаги в основание стен.

Засоленность грунтовой воды сказывается в том, что, поднимаясь по капиллярам в ткань дерева, в поры кирпи­ ча, битой глины, она расслаивает, разъедает материал. В результате на поверхности штукатурки, кладки высту­

пают

солевые

пятна, отпадает майоликовая облицовка

и со

временем

разрушается самая ответственная — цо­

кольная часть

здания.

Картина этой хивинской болезни очень характерна — ее можно обнаружить не только там, где строители пре­ небрегли защитно-гидроизоляционными средствами, но

ив тех объектах, где эти средства предусматривались.

Впервом случае линия обрушения наружных слоев кладки случайна, во втором — она совпадает с основа­

нием гидроизоляционной прокладки — блоки мрамора, деревянные брусья повисают в воздухе. И все же в уст­ ройстве этого заслона на высоком цоколе был извест­ ный смысл: соль поднималась лишь до определенного уровня и поврежденный в теле здания жженый кирпич можно было время от времени заменять на новом раст­ воре. Однако этот пример не охватывает все приемы борьбы с агрессивной средой. Начало, видимо, следует

31



искать в устройстве фундаментов, точнее в слоях, их подстилающих.

В арсенале современных средств отвода грунтовых вод широко применяется так называемое дренажирова­ ние. Смысл его — в устройстве скрытой в земле прослой­ ки, имеющей определенный уклон и собирающей в за­ данном направлении грунтовые воды или атмосферные осадки.

Хивинские мастера были знакомы с принципом дре­ нажа, но в несколько ином техническом исполнении. На площади будущего здания отрывался котлован. С уче­ том рельефа местности (сброса вод) дну котлована при­ давался определенный уклон. По нему выстилался слой песка. После закладки фундаментов свободное простран­ ство засыпалось кирпичным боем, землей— дренажный слой готов.

Известны случаи, когда в самых опасных местах дно котлована уплотнялось несколькими слоями глиняных заливов, ганчевой смазки.

Устройство просторных котлованов позволяло выпол­ нять точно и быстро разбивку плана здания уже во вре­ мя закладки фундаментов. Поэтому фундаменты в боль­ шинстве хивинских зданий — та же стена, но заглублен­ ная в землю. Однако по характеру кладки основание стены часто отличается от ее надземной части. Это один или два ряда плиточного кирпича, уложенного на ребро с наклоном. Сочетание нескольких рядов образует рису­ нок «в елочку». Наклон кирпичей к горизонту состав­ ляет примерно 60°, раствор — глиняный. Поверх «елочки» идут уже горизонтальные ряды кладки.

Фундаменты «в елочку» можно обнаружить у зданий различного назначения, разной этажности. Причем, глу­ бина заложения их от этого не меняется. Видимо, роль фундаментов древние усматривали не столько в умень­ шении нагрузки на грунт, сколько в ее равномерном рас­ пределении,

Эту задачу и выполняет кладка «елочка». В отличие от обычной постельной кирпичной кладки, в «елочной» кладке усилия распределяются таким образом, что на­ грузка на раствор уменьшается, а сам кирпич работает больше на сжатие, чем на изгиб. Это позволяет полноцен­ ней использовать прочностные качества кирпича и плас-

32

тические качества глиняного раствора. Одновременно перераспределяются неравномерности в нагрузке фунда­

ментов.

Технологические преимущества фундаментов «в елоч­ ку» легко понять, если отметить, что наклон кирпичей у них колеблется, тем самым легко снивелировать неболь­ шие неровности котлована.

Традиции кладки «в елочку» восходят к раннесредне­ вековым памятникам Хорезма, и старые мастера, зная особенности этой кладки, применяли ее не только в фун­ даментах, но и в надземных конструкциях.

Только свойствами выравнивания нагрузок можно объяснить появление «елочки» в основании купола мав­ золея Текеша в Куня-Ургенче, на том уровне, где нерав­

номерные нагрузки в куполе

представляют наиболь­

шую опасность.

как декоративный мотив

Характерно, что «елочка»

часто встречается в обрамлении башен ворот или в виде насечек на деревянных колоннах.

Так, распространенный конструктивный прием под­ сказывает композицию орнаментальным ритмам и еще раз подчеркивает мысль об их реалистических истоках.

Вторым барьером против капиллярного подъема за­ соленных грунтовых вод были гидроизоляционные про­ кладки в цокольной части здания. Наиболее простое ре­ шение — это три слоя берданы на высоте трех нижних рядов надземной кладки. Надежней камышовая гидро­ изоляция из пяти-шести слоев, поднятая на восемь-де­ сять рядов от земли. Лучшая сохранность кладки в тех случаях, когда гидроизоляция выполнена из мраморных или известковых блоков высотой 16—18 см и поднята от поверхности земли на высоту 12—18 рядов кирпичной кладки.

Наконец, наилучшим решением следует признать ус­ тройство цоколя в минарете Ислам-Ходжа, где, кроме мраморной прокладки, ниже ее на два ряда кирпича ус­ троена толевая гидроизоляция и вся кладка цоколя вы­ полнена с расшивкой швов на цементном растворе.

Из всех перечисленных приемов усиления гидростой­ кости цокольной части здания следует обратить внима­ ние на самый простой, но по идее наиболее оригиналь­ ный— прокладку камыша. Стебли камыша укладывают-

3— 465

33


ся поперек стен таким образом, что после их обрезки в плоскости стены видны только отверстия камышинок. Многощелевая структура прокладки оставляет доступ воздуху и, пока соли не забивают отверстия, хорошо противостоит агрессии грунтовых вод.

Кладка стен выполнялась довольно тщательно из цельного плиточного кирпича на глиняном растворе, но швы затирались ганчем. На чистом ганчевом растворе, выкладывались только минареты и своды.

Наибольшее распространение в хивинской архитекту­ ре получили своды «балхи». В жженом кирпиче они на территории Средней Азии появляются в XII в. и с тех пор прочно внедряются в практику перекрытия неболь­ ших прямоугольных помещений. Для их возведения не­ обходим сплошной прямоугольный или квадратный кон­ тур стен.

Кладка ведется без деревянных кружал или шабло­ нов. Она начинается одновременно с четырех углов по­ мещения дуговыми отрезками, размеры и наклон кото­ рых возрастают к зениту свода. Смыкание дуг над сере­ диной стен по главным осям помещения перевязывается «в елочку». В замке свод образует ромб, который часто не заклинивается как световой проем. При установив­ шейся технологии возведения свода «балхи», без измене­ ний дошедшей до наших дней, размеры помещений в плане, подъем свода, наклон отрезков, наклон самих кир­ пичей варьировались в широких пределах.

Заслуга хивинских мастеров в том, что они стабили­ зировали эти параметры и, как показывает испытание временем, остановились на оптимальном решении.

Преимущества «балхи»: они несложны в исполнении, хорошо связывают по контуру прямоугольные помеще­ ния и, главное, имея невысокий подъем, перекрывают их, не требуя при этом каких-либо дополнительных подку­ польных конструкций типа парусов.

Недостатки «балхи» в том, что они неудобны для ус­ тройства крупных световых фонарей, несколько аморф­ ны в своей пространственной пластике. Но для перекры­ тия небольших жилых помещений (худжр), а также подсобных и служебных они незаменимы.

Гидроизоляционные мероприятия, фундаменты «в елочку», своды «балхи», конечно, не исчерпывают оиы-

34

та хивинских мастеров в усовершенствовании инженер­ ных приемов возведения зданий. Но на примере и этих конструкций можно судить о самом рациональном под­ ходе зодчих, проявленном в учете местных условий, глу­ боком проникновении в статику сооружений, в изыскании простейшей технологии всех видов строительных работ.

Р езер в н ы й ф он

в ро спи сях

сте н

и потолков

Не заполнить белую стену или прогрунтованные бал­ ки потолка сплошь рисунком, казалось бы, дело нехит­ рое. Но в данном случае идет речь о просветах, которые являются частью организованного фона-узора.

Для сравнения обратимся к технике окрашивания узбекских авровых тканей, суть которой в туго завя­ занных узлах-резервах, куда не проникает краска, и в зазубренных живописных рисунках, образуемых на гра­ ницах резерва.

Трудно утверждать, что источником вдохновения мастеров настенной живописи были именно авровые тка­ ни, вернее, они могли дать толчок к поискам подобного эффекта в ином материале и исполнении.

Самое главное заключается в построении резервов — в тканях это результат экономной и разумной техноло­ гии, дающей эффект легкости и непринужденности узоротворчества. Следовательно, и на стене требовалось придумать способы извлечения узора из нетронутых уча­ стков белой плоскости, выполненного не сухо и в то же время как бы на «одном дыхании».

Такая роспись разнообразно представлена в галерей­ ных айванах хивинского дворца Таш-хаули.

Так как техника этих росписей ныне утрачена, мы вынуждены прибегнуть к реконструктивным поискам. Но достаточно и документального описания росписей, целе­ направленного взгляда, и необычность их в сравнении с традиционными образцами оправдывается и с позиций стилистического своеобразия и с точки зрения их прак­ тического выполнения.

35


Стены расписаны на сюжеты пышного цветения хи­ винской флоры. Это кусты граната, джиды, инжира, ви­ нограда, груш, яблонь, цветов-ромашек, тюльпанов, ли­ лий, мака.

Росписи на стене выполнены в подчеркнуто графи­ ческой манере: линии узора — черной тушью, а цветы и плоды — красной и изредка разбеленной синей красками. Преобладает почерк кисти. Им выполнены ветвистый остов деревьев, листья.

На первом плане композиция свободно рисованной, без рамок, кроны куста. Деревья и кусты лишены раз­ витого штамба, ветви причудливо изгибаются, то подчи­ няясь абрису стрельчатой арки, то заоваленному концу балки, сжимаются в углах стен или распрямляются на свободной площади.

В создании такой росписи много зависит от опыта и вкуса мастера, но чувствуется во всех узорах и нечто общее, не зависящее от индивидуальности наккоша. Это

не трафарет и

не шаблон — припорох, а одинаковые

круглые с красной сердцевиной плоды граната и т. д.

Окружающие

эти фигуры листья и цветы нигде не

шрушают условный контур белой фигуры, и если иной

лихой мазок устремлен

за пределы дозволенного, его

как бы срезают острой бритвой.

Секрет заключается,

очевидно, в следующем. Перво­

начально на стене кистью наносился остов дерева, кус­ та, затем к нему приклеивались бумажные цветы, плоды и, наконец, прорисовывался растительный покров, кото­ рый намеренно обволакивал плоды, подчеркивая их ок­ руглый контур. После съема бумажек белые фигуры читаются как своеобразная живописная композиция. Еще большую материальность и яркость они приобретают,

когда в центре их появляются крупные красные или си­ ние кружки.

Трудно сказать, что белые цветы и плоды являются стержнем узора, а окружающая их листва это — беглый набросок или фон, так как в прорисовке веток, листьев поразительное мастерство рисунка и отличное знание анатомии зеленого покрова.

Черно-белая графика (красный и синий цвета ие везде включаются в роспись) — казалось бы, как огра­ ничены ее живописные возможности. Но оригинальным

36