ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
приемом, который условно можно назвать трафаретным резервом, она обретает большую живость и выразитель ность.
Техника трафаретного резерва не исчерпывает мас терства хивинской настенной росписи. Слегка колышу щиеся прозрачные «триптихи» на тему цветущего сада уместны на больших плоскостях стен анфиладных гале рей, потолки которых густо затканы узором в той же руко писной манере с применением тех же резервных кружков.
Появление их |
эффектно |
и в |
виде |
аппликационных |
||
заставок |
на белой стене, рядом |
с энергичной |
формой |
|||
арочного |
паруса, |
ниши. |
приемов |
сводится |
к тому, |
|
В целом сущность этих |
что узор, нанесенный кистью одновременно с помощью наклейки бумажек, поднимает новые узоры. Но, видимо, сам принцип резервирования фона может быть развит в ином направлении.
Примером тому может служить роспись потолка в небольшой мечети Абда.п-баба. Одноколонный айван, ориентированный на север, перекрыт в обычной часто ребристой системе, но балки (что редко встречается) прямоугольного сечения, со снятыми на углах фасками. Видимо, более тщательная, чем обычно, обработка по толка потребовала и строгой росписи.
Балки и прямоугольные щитки, уложенные поверх них, пропитаны охристо-красным грунтом. Вся роспись, выполненная черным цветом, варьирует на щитках всего лишь один мотив крупных цветов в несколько вытянутой восьмигранной розетке, а снизу балок — простейшую ор наментированную цепочку. Мастерами исключительно верно найдена благородная манера росписи, весь смысл которой в том, что она в масштабе общего не закрывает сплошь поле потолка, а наоборот, обрисовывая большие фоновые фигуры между балками, оставляет открытой его строгую конструкцию и естественную охристую фак туру. Сама роспись, цель которой не нанести узоры, а поднять их из фона, замечательна своей «немногословно стью» и необходимой в архитектуре мерой условности и обобщения.
Два отличных друг от друга приема росписи — об щее в них лаконизм технических средств, ставший эле ментом художественной выразительности.
37
А р х и тек тур н ы е |
к а з у с ы |
Качество современных архитектурно-строительных ра |
|
бот мы сравниваем с проектом, и когда |
все в соответ |
ствии с «техдокументацией», объект принято считать выполненным на высоком уровне.
Между тем древние зодчие, сосредоточивавшие в одном лице проектную и исполнительную власть, по хо ду строительства вносили коррективы в первоначаль ный замысел и проверяли их в натуре, то есть подобно скульптору, до последнего момента оттачивали форму, искали тот последний штрих, который знаменует удов летворенность мастера творческим поиском.
Однако в этом процессе есть и своя негативная сто рона, которая также представляет определенный инте рес.
Дворец Таш-хаули известен своей высокохудожест венной отделкой и законченностью всех своих частей. Но наиболее ответственный наружный угол дворца, об ращенный на площадь у восточных ворот Ичан-калы,
завершен ажурной башенкой, выполненной |
в |
«черной» |
||
кладке без облицовки, выпусками |
деревянных |
балок с |
||
незаконченной лепкой сталактитов. |
|
|
незавер |
|
У этой башенки живописный |
силуэт, сама |
|||
шенность как бы говорит о том, что |
красота не только |
|||
в блестящей майоликовой облицовке, |
но в |
энергичной |
форме, сохранившей почерк мастера-каменщика, его лю бование своим трудом.
Ведь мастера резьбы и росписи «расписывались» на своих произведениях — в вязи орнамента мы часто встречаем деликатно вкомпонованные имена исполните лей. Видимо, и мастера кирпичной кладки имели свои «экслибрисы».
Южные ворота Ичан-калы Таш-дарваза не закрыты штукатуркой, и великолепно начертанные рукой опыт ного мастера ряды парусов, арок так безупречны и есте ственны в своих ритмах, что необходимость их штука турки может вызвать лишь чувство досады.
Может быть, это просто результат работы, не дове денной до конца, и наше толкование субъективно? Обра щаемся к высказываниям старых мастеров. В каждом здании, по их мнению, должна быть какая-то незакон-
38
ценная часть, чтобы не было повода «сглазу». Видимо, эта символическая традиция не лишена эстетического смысла. Рядом с черной кладкой, с выпусками деревян ных «пальцев» (связи и строительные леса), кладка с затиркой швов ганчем, убранная кое-где лентами и поя сами фигурной терракоты, майоликовых наборов, вос принимается еще богаче.
В Хиве XIX в. много пристраивали и перестраивали. Были и перерывы, вызванные дефицитом ханской казны. Однако спустя столетие патйна времени сгладила раз личие в кладках, облицовках и теперь нужны инструмен тальные замеры, зондажи для выявления этих сложных стыков и переплетений.
Еще в 1832 г., когда было начато строительство Таш-хаули, у городской стены, рядом с многокуполь ной галереей ворот Палван-дарваза, было небольшое медресе Ходжамбердыбия (XVII в.). Но в течение трех четырех лет здесь развернулось большое строительство. Причем, градостроительные идеи менялись на ходу, каждый год, а то и полгода. Это влекло за собой опе рации по «приживлению» старых и вновь возводимых со оружений, в которых хивинские мастера проявили мно го изобретательности.
Так, к главному фасаду караван-сарая, имевшего, как положено сооружениям этого рода, в центре портал, в крыльях ниши, а по углам башни, пристроили торговый пассаж. Исчезли признаки фасада караван-сарая, а кры тый базар решен в совершенно необычной связи куполь ных объемов, конфигурации опор. Только в связи с ре конструкцией караван-сарая «новаторство» планировки крытого базара обретает смысл. Более того, открывается искусство слитного соединения старого и нового.
Также много на первый взгляд необъяснимого в ре шении разделенного на два дворика медресе Хурджум, связи ворот Палван-дарваза с банями Ануша-хана. Все это становится понятным, если учесть, что медресе Ал- лакули-хана заняло площадь, ограниченную с трех сто рон постройками, на которые частично и взгромозди лись худжры реконструированного медресе.
Одновременно изменились старые коммуникации, появилась необходимость в устройстве новых подходов. Отсюда и расчленение планировки медресе Ходжам-
39
бердыбия наподобие мешков переметной сумы-хурджум, давшее новое название медресе, и переделка в упро щенных формах западных ворот Палван-дарваза.
По частям это—казусы, в целом же разумные прие мы реконструкции комплекса, осуществленного в ус ловиях жесткой экономии площади и материальных
средств.
Как восстановить утраты в облицовке здания? Ког да это касается памятников архитектуры, то, видимо, трудно получить определенный ответ, так как решение это зависит от уникальности объекта, возможности воспроизвести древнюю технику керамической обли цовки и т. д. И практика современных реставрацион ных работ подтверждает, что в этой области еще много методологически нерешенных вопросов.
Разбивку сооружений, архитектурные формы, как мы видели на примере реконструкции ансамбля у ворот Палван-дарваза, мастера очень энергично перекраива ли, несмотря на то, что было ими же выполнено сов сем недавно.
В целом, однако, эти операции не оставляли впе чатления случайно сомкнутых частей — наоборот, зри тельно достигнуто единообразие одного почерка.
Но вот во дворе мавзолея Пахлаван-Махмуда при внимательном взгляде на облицовку портала, П-образно обрамляющую входную нишу, обнаруживаем любо пытные детали. Нижняя часть облицовки выполнена в несколько ином стиле, чем верхняя, которая к тому же набрана из плиток, не образующих цельного узора — редкое явление в практике облицовщиков.
Причем, это не случайный промах и не результат неопытности мастера, а продуманный шаг. Потому что с небольшого расстояния разница в рисунках не ощущается, а цветовые равнодействующие сравнивае мых облицовок очень близки между собой.
Исторические документы свидетельствуют, что меж ду двумя основными этапами строительства мавзолея был разрыв в несколько десятков лет.
Видимо, первоначальная облицовка частично за это время обрушилась, и мастера, бережно относившиеся к труду своих предшественников, нашли остроумный ва риант завершения крупной керамической рамки.
40
Конструкция деревянных балочных потолков, опи рающихся на стены и колонны, общеизвестна. Хивин ские айваны, казалось бы, не вносят принципиальных изменений в сложившуюся структуру так называемых архитравных перекрытий. Однако в некоторых айванах, где за счет больших пролетов опор или веса подвесно го декоративного потолка увеличивается нагрузка на колонны, балкам придан небольшой подъем. На первый взгляд нарушается привычная эстетика линий, и труд но истолковать необходимость дугообразной фор мы для деревянной балки. Но смысл этого изгиба зак лючается в усилении ее прочностных качеств, противо стоящих изгибу. Составная дугообразная деревянная балка, подобно натянутой тетиве лука, получает то пространственно напряженное состояние, которое на много разгружает колонны от тяжести кровли и потолка.
Незавершенная отделкой башенка, неоштукатурен ная кладка купола, разделенное сквозным проходом небольшое медресе, косоугольные смятые формы купо лов и пилонов в крытом базаре, два почерка в орна ментальном обрамлении портала, дугообразный подъем деревянных балок — все эти, на первый взгляд, ало гизмы, казусы не только не случайны, но свидетельст вуют о живой, оригинальной мысли их авторов.
З а к л ю ч е н и е
Растет и благоустраивается новая Хива. При при ближении к городу видны контуры небольших местных «Черемушек». Недалеко от сада-дворца Нурулла-бая формируется современный общественный центр. Но во многих местах жизнь этого города спаяна с тем, что мы называем стариной. Это старые, но удобные жилые
дома; |
купола торговых рядов, к которым по |
тради |
ции в |
воскресенье, как на праздник, стягивается |
насе |
ление города и ближайших селений; дворцовые соору жения, используемые под музей, интернат, техникум; мавзолей, посещением которого жители Хивы отдают дань уважения своему легендарному земляку, в свое время искусному ремесленнику, непобедимому борцу Пахлавану-Махмуду. Но сегодня не все былое устраи вает горожан — они асфальтируют дороги, проклады вают водопровод, газифицируют жилье. Вместо наве сов облегченного типа намечается строительство боль шого комплекса павильонов, галерей для городского сынка.
4?
Одной красоты стройного кай-айвана уже недоста точно жителям Хивы, и они изнутри всячески улуч шают свое жилье — настилают деревянные полы, проби вают на улицы окна, пристраивают новые светлые помещения.
Как же все-таки на профессиональном уровне соеди нить те рациональные, проверенные многими сотнями лет, черты разумной планировки, отвечающие местному укладу жизни, климату, с традициями социалистиче ского быта, возможностями новой строительной техни ки и достижениями современного градостроительства?
Это задача, с которой вплотную столкнулись архи текторы. Решение ее неотложно в таких городах, как Хива, Самарканд, Бухара, где величественные памят ники монументальной архитектуры не мыслятся без распластанного, исторически сложившегося окружения.
На смену обветшалым домам традиционного типа должны прийти новые малоэтажные жилые дома — по образу своему и связи с землей подобные старин ным, по прочности конструкций, комфорту стоящие на уровне нашего века. Уже первые эксперименты в этой области показывают, что такое жилье может в отдель ных случаях конкурировать с существующей практикой застройки типовыми многоэтажными жилыми домами.
Трудно давать рецепты в такой области творчества, как архитектура, поэтому в очерках мы стремились лишь подчеркнуть наиболее оригинальные и устойчивые прие мы планировки и возведения хивинских зданий. Вряд ли стоит «дословно» повторять все, что было изобрете
но |
и отработано старыми мастерами. |
Но принципы |
|||||
обводнения, |
озеленения |
небольших |
двориков, приемы |
||||
их затенения, проветривания, средства |
создания |
мик |
|||||
роклимата |
в |
крытых |
помещениях, |
наконец, |
прие |
||
мы |
устройства |
фундаментов, |
гидроизоляционных |
||||
прокладок, |
сводчатых |
перекрытий, |
несомненно, |
мо |
гут быть вновь и не менее эффективно использованы. Арсенал хивинских летних помещений необычайно богат, необходимо лишь модернизировать их конструк тивные элементы, и это даст современной архитектуре широкую гамму полуоткрытых пространств, органиче ски связанных с природой. При этом сами идеи сборрого каркаса и облегченного заполнения, открытых
43