Файл: Ноткин И.И. Искусство древних.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

приемом, который условно можно назвать трафаретным резервом, она обретает большую живость и выразитель­ ность.

Техника трафаретного резерва не исчерпывает мас­ терства хивинской настенной росписи. Слегка колышу­ щиеся прозрачные «триптихи» на тему цветущего сада уместны на больших плоскостях стен анфиладных гале­ рей, потолки которых густо затканы узором в той же руко­ писной манере с применением тех же резервных кружков.

Появление их

эффектно

и в

виде

аппликационных

заставок

на белой стене, рядом

с энергичной

формой

арочного

паруса,

ниши.

приемов

сводится

к тому,

В целом сущность этих

что узор, нанесенный кистью одновременно с помощью наклейки бумажек, поднимает новые узоры. Но, видимо, сам принцип резервирования фона может быть развит в ином направлении.

Примером тому может служить роспись потолка в небольшой мечети Абда.п-баба. Одноколонный айван, ориентированный на север, перекрыт в обычной часто­ ребристой системе, но балки (что редко встречается) прямоугольного сечения, со снятыми на углах фасками. Видимо, более тщательная, чем обычно, обработка по­ толка потребовала и строгой росписи.

Балки и прямоугольные щитки, уложенные поверх них, пропитаны охристо-красным грунтом. Вся роспись, выполненная черным цветом, варьирует на щитках всего лишь один мотив крупных цветов в несколько вытянутой восьмигранной розетке, а снизу балок — простейшую ор­ наментированную цепочку. Мастерами исключительно верно найдена благородная манера росписи, весь смысл которой в том, что она в масштабе общего не закрывает сплошь поле потолка, а наоборот, обрисовывая большие фоновые фигуры между балками, оставляет открытой его строгую конструкцию и естественную охристую фак­ туру. Сама роспись, цель которой не нанести узоры, а поднять их из фона, замечательна своей «немногословно­ стью» и необходимой в архитектуре мерой условности и обобщения.

Два отличных друг от друга приема росписи — об­ щее в них лаконизм технических средств, ставший эле­ ментом художественной выразительности.

37


А р х и тек тур н ы е

к а з у с ы

Качество современных архитектурно-строительных ра­

бот мы сравниваем с проектом, и когда

все в соответ­

ствии с «техдокументацией», объект принято считать выполненным на высоком уровне.

Между тем древние зодчие, сосредоточивавшие в одном лице проектную и исполнительную власть, по хо­ ду строительства вносили коррективы в первоначаль­ ный замысел и проверяли их в натуре, то есть подобно скульптору, до последнего момента оттачивали форму, искали тот последний штрих, который знаменует удов­ летворенность мастера творческим поиском.

Однако в этом процессе есть и своя негативная сто­ рона, которая также представляет определенный инте­ рес.

Дворец Таш-хаули известен своей высокохудожест­ венной отделкой и законченностью всех своих частей. Но наиболее ответственный наружный угол дворца, об­ ращенный на площадь у восточных ворот Ичан-калы,

завершен ажурной башенкой, выполненной

в

«черной»

кладке без облицовки, выпусками

деревянных

балок с

незаконченной лепкой сталактитов.

 

 

незавер­

У этой башенки живописный

силуэт, сама

шенность как бы говорит о том, что

красота не только

в блестящей майоликовой облицовке,

но в

энергичной

форме, сохранившей почерк мастера-каменщика, его лю­ бование своим трудом.

Ведь мастера резьбы и росписи «расписывались» на своих произведениях — в вязи орнамента мы часто встречаем деликатно вкомпонованные имена исполните­ лей. Видимо, и мастера кирпичной кладки имели свои «экслибрисы».

Южные ворота Ичан-калы Таш-дарваза не закрыты штукатуркой, и великолепно начертанные рукой опыт­ ного мастера ряды парусов, арок так безупречны и есте­ ственны в своих ритмах, что необходимость их штука­ турки может вызвать лишь чувство досады.

Может быть, это просто результат работы, не дове­ денной до конца, и наше толкование субъективно? Обра­ щаемся к высказываниям старых мастеров. В каждом здании, по их мнению, должна быть какая-то незакон-

38


ценная часть, чтобы не было повода «сглазу». Видимо, эта символическая традиция не лишена эстетического смысла. Рядом с черной кладкой, с выпусками деревян­ ных «пальцев» (связи и строительные леса), кладка с затиркой швов ганчем, убранная кое-где лентами и поя­ сами фигурной терракоты, майоликовых наборов, вос­ принимается еще богаче.

В Хиве XIX в. много пристраивали и перестраивали. Были и перерывы, вызванные дефицитом ханской казны. Однако спустя столетие патйна времени сгладила раз­ личие в кладках, облицовках и теперь нужны инструмен­ тальные замеры, зондажи для выявления этих сложных стыков и переплетений.

Еще в 1832 г., когда было начато строительство Таш-хаули, у городской стены, рядом с многокуполь­ ной галереей ворот Палван-дарваза, было небольшое медресе Ходжамбердыбия (XVII в.). Но в течение трех­ четырех лет здесь развернулось большое строительство. Причем, градостроительные идеи менялись на ходу, каждый год, а то и полгода. Это влекло за собой опе­ рации по «приживлению» старых и вновь возводимых со­ оружений, в которых хивинские мастера проявили мно­ го изобретательности.

Так, к главному фасаду караван-сарая, имевшего, как положено сооружениям этого рода, в центре портал, в крыльях ниши, а по углам башни, пристроили торговый пассаж. Исчезли признаки фасада караван-сарая, а кры­ тый базар решен в совершенно необычной связи куполь­ ных объемов, конфигурации опор. Только в связи с ре­ конструкцией караван-сарая «новаторство» планировки крытого базара обретает смысл. Более того, открывается искусство слитного соединения старого и нового.

Также много на первый взгляд необъяснимого в ре­ шении разделенного на два дворика медресе Хурджум, связи ворот Палван-дарваза с банями Ануша-хана. Все это становится понятным, если учесть, что медресе Ал- лакули-хана заняло площадь, ограниченную с трех сто­ рон постройками, на которые частично и взгромозди­ лись худжры реконструированного медресе.

Одновременно изменились старые коммуникации, появилась необходимость в устройстве новых подходов. Отсюда и расчленение планировки медресе Ходжам-

39

бердыбия наподобие мешков переметной сумы-хурджум, давшее новое название медресе, и переделка в упро­ щенных формах западных ворот Палван-дарваза.

По частям это—казусы, в целом же разумные прие­ мы реконструкции комплекса, осуществленного в ус­ ловиях жесткой экономии площади и материальных

средств.

Как восстановить утраты в облицовке здания? Ког­ да это касается памятников архитектуры, то, видимо, трудно получить определенный ответ, так как решение это зависит от уникальности объекта, возможности воспроизвести древнюю технику керамической обли­ цовки и т. д. И практика современных реставрацион­ ных работ подтверждает, что в этой области еще много методологически нерешенных вопросов.

Разбивку сооружений, архитектурные формы, как мы видели на примере реконструкции ансамбля у ворот Палван-дарваза, мастера очень энергично перекраива­ ли, несмотря на то, что было ими же выполнено сов­ сем недавно.

В целом, однако, эти операции не оставляли впе­ чатления случайно сомкнутых частей — наоборот, зри­ тельно достигнуто единообразие одного почерка.

Но вот во дворе мавзолея Пахлаван-Махмуда при внимательном взгляде на облицовку портала, П-образно обрамляющую входную нишу, обнаруживаем любо­ пытные детали. Нижняя часть облицовки выполнена в несколько ином стиле, чем верхняя, которая к тому же набрана из плиток, не образующих цельного узора — редкое явление в практике облицовщиков.

Причем, это не случайный промах и не результат неопытности мастера, а продуманный шаг. Потому что с небольшого расстояния разница в рисунках не ощущается, а цветовые равнодействующие сравнивае­ мых облицовок очень близки между собой.

Исторические документы свидетельствуют, что меж­ ду двумя основными этапами строительства мавзолея был разрыв в несколько десятков лет.

Видимо, первоначальная облицовка частично за это время обрушилась, и мастера, бережно относившиеся к труду своих предшественников, нашли остроумный ва­ риант завершения крупной керамической рамки.

40


Конструкция деревянных балочных потолков, опи­ рающихся на стены и колонны, общеизвестна. Хивин­ ские айваны, казалось бы, не вносят принципиальных изменений в сложившуюся структуру так называемых архитравных перекрытий. Однако в некоторых айванах, где за счет больших пролетов опор или веса подвесно­ го декоративного потолка увеличивается нагрузка на колонны, балкам придан небольшой подъем. На первый взгляд нарушается привычная эстетика линий, и труд­ но истолковать необходимость дугообразной фор­ мы для деревянной балки. Но смысл этого изгиба зак­ лючается в усилении ее прочностных качеств, противо­ стоящих изгибу. Составная дугообразная деревянная балка, подобно натянутой тетиве лука, получает то пространственно напряженное состояние, которое на­ много разгружает колонны от тяжести кровли и потолка.

Незавершенная отделкой башенка, неоштукатурен­ ная кладка купола, разделенное сквозным проходом небольшое медресе, косоугольные смятые формы купо­ лов и пилонов в крытом базаре, два почерка в орна­ ментальном обрамлении портала, дугообразный подъем деревянных балок — все эти, на первый взгляд, ало­ гизмы, казусы не только не случайны, но свидетельст­ вуют о живой, оригинальной мысли их авторов.


З а к л ю ч е н и е

Растет и благоустраивается новая Хива. При при­ ближении к городу видны контуры небольших местных «Черемушек». Недалеко от сада-дворца Нурулла-бая формируется современный общественный центр. Но во многих местах жизнь этого города спаяна с тем, что мы называем стариной. Это старые, но удобные жилые

дома;

купола торговых рядов, к которым по

тради­

ции в

воскресенье, как на праздник, стягивается

насе­

ление города и ближайших селений; дворцовые соору­ жения, используемые под музей, интернат, техникум; мавзолей, посещением которого жители Хивы отдают дань уважения своему легендарному земляку, в свое время искусному ремесленнику, непобедимому борцу Пахлавану-Махмуду. Но сегодня не все былое устраи­ вает горожан — они асфальтируют дороги, проклады­ вают водопровод, газифицируют жилье. Вместо наве­ сов облегченного типа намечается строительство боль­ шого комплекса павильонов, галерей для городского сынка.

4?

Одной красоты стройного кай-айвана уже недоста­ точно жителям Хивы, и они изнутри всячески улуч­ шают свое жилье — настилают деревянные полы, проби­ вают на улицы окна, пристраивают новые светлые помещения.

Как же все-таки на профессиональном уровне соеди­ нить те рациональные, проверенные многими сотнями лет, черты разумной планировки, отвечающие местному укладу жизни, климату, с традициями социалистиче­ ского быта, возможностями новой строительной техни­ ки и достижениями современного градостроительства?

Это задача, с которой вплотную столкнулись архи­ текторы. Решение ее неотложно в таких городах, как Хива, Самарканд, Бухара, где величественные памят­ ники монументальной архитектуры не мыслятся без распластанного, исторически сложившегося окружения.

На смену обветшалым домам традиционного типа должны прийти новые малоэтажные жилые дома — по образу своему и связи с землей подобные старин­ ным, по прочности конструкций, комфорту стоящие на уровне нашего века. Уже первые эксперименты в этой области показывают, что такое жилье может в отдель­ ных случаях конкурировать с существующей практикой застройки типовыми многоэтажными жилыми домами.

Трудно давать рецепты в такой области творчества, как архитектура, поэтому в очерках мы стремились лишь подчеркнуть наиболее оригинальные и устойчивые прие­ мы планировки и возведения хивинских зданий. Вряд ли стоит «дословно» повторять все, что было изобрете­

но

и отработано старыми мастерами.

Но принципы

обводнения,

озеленения

небольших

двориков, приемы

их затенения, проветривания, средства

создания

мик­

роклимата

в

крытых

помещениях,

наконец,

прие­

мы

устройства

фундаментов,

гидроизоляционных

прокладок,

сводчатых

перекрытий,

несомненно,

мо­

гут быть вновь и не менее эффективно использованы. Арсенал хивинских летних помещений необычайно богат, необходимо лишь модернизировать их конструк­ тивные элементы, и это даст современной архитектуре широкую гамму полуоткрытых пространств, органиче­ ски связанных с природой. При этом сами идеи сборрого каркаса и облегченного заполнения, открытых

43