Файл: Ноткин И.И. Искусство древних.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

стрельчатых арок, образуют целостный интерьер, в ко­ тором арки, паруса, свод органически связаны между собой.

Таким образом, анализ тектоники сводчато-куполь­ ных конструкций является главным источником пра­ вильного истолкования всех особенностей построения местных видов арок, сводов, куполов.

Подобным же образом может быть раскрыта приро­ да многих своеобразных черт хивинского каркаса, зна­ менитых одноколонных айванов. Правда, здесь кон­ струкции, в отличие от сводов, не везде выступают в своей обнаженной структуре, но в самой легкости и пространственности оштукатуренных стен жилого дома нетрудно разглядеть основу однорядного каркаса, а в открытых балках потолка, угловых диагональных свя­ зях — его неотъемлемые детали.

К л и м ат и а р х и те к ту р а

Равнинная территория Хорезмского оазиса открывает доступ большим массам холодного северного воздуха, поэтому зимы здесь холодней по сравнению с соседни­ ми в этих широтах областями. Роль Аральского моря и Аму-Дарьи, как регуляторов тепла, зимой практически не сказывается, и климат Хорезма отличается резкой континентальностью.

Это наиболее показательно при сравнении местного летнего и зимнего температурных режимов, в сопоставле­ нии их с другими оазисами Узбекистана.

Древние градостроители, видимо, обладали большим опытом в распознании микроклиматических оазисов и, не побоявшись знойного дыхания песков, основали город, как свидетельствуют историки, «на краю пустыни».

И все же условия проживания в Хиве, учитывая тогдашнюю степень внутреннего благоустройства жилья, были тяжелыми. Особенно зимой, во время устойчивых холодов. Объясняется это тем, что хивинские жилые дома приспособлены только к защите от летнего зноя,— бороться с холодом при однорядном каркасе (обуслов­ ленном соображениями экономии строительного леса и жилой площади) было бессмысленно. Только во внеш-

22

нем городе (Дишан-кала), где большая территория дво­ риков позволяла устраивать на солнечной стороне зим­ ние комнаты, континентальность климата не была так сурова.

Своеобразие хивинского жилого дома отмечено мно­ гими исследователями. Вместе с тем устройство высо­ кого одноколонного айвана, словно коробка, выдвину­ того из жилой усадьбы и ориентированного строго на север, объясняется упрощенно: в Хиве преобладают се­ верные ветры, и такие айваны захватывают их и орга­ низуют проветривание внутренних, шахтообразных по гвоим пропорциям, двориков.

Не исключая полностью подобного толкования кайайвана, поднятого над окружающей застройкой, следует заметить, что летом в штилевую погоду и при запад­ ных, восточных, южных ветрах в хивинском дворике наиболее вероятна схема восходящего тока воздуха. В этом случае оправдывается сооружение над айвана-

ми навесов-бодгиров, которые сводят работу

ветра с

любой стороны

к действию

пульверизатора,

так как

он «вытягивает»

воздух из

камеры дворика.

 

В этой связи примечательно, что многие хивинские дома, если позволяет площадь застройки, имеют, кроме кай-айвана, часто рядом с ним так называемый ургенч­ ский айван, который представляет собой высокое кры­ тое помещение с проемами под потолком, обеспечива­ ющими его сквозное проветривание.

В этом случае проветривающие функции кай-айвана не так существенны, и это находит отражение в его архи­ тектурном решении (исключены бодгирьг, терс-айваны), Средства борьбы с перегревом жилища при их ис­ полнительском многообразии сводятся, собственно, к интенсификации проветривания внутреннего дворика и защиты его от длительного проникновения солнечных лучей, что достигается раскрытием больших айванов на север и экранированием дворика каркасными стенками,

навесами с запада, востока, юга.

Зелень, арычная вода в Хиве — великое благо. И в тех местах, где водные артерии проникают в жили­ ще, существенно видоизменяется планировочная струк­ тура всей усадьбы. И все же высокие айваны, ориенти­ рованные на север, по традиции, сохраняются, и

23


вечером, когда стены дворика отдают лучистую энергию солнца, в этих айванах очень прохладно.

При самом беглом обзоре климата Хорезмского оазиса и влияния его на устройство жилья видно, что условия континентальности, режим ветров, осадков, тем­ пературы и влажности воздуха не могли быть пол­ ностью учтены зодчими, так как в борьбе с отрица­ тельными сторонами климата, так же как и в попытках использования его положительных свойств, они были ограничены техническими возможностями того времени, тяжелыми условиями застройки и в некоторых случаях непреложностью правил возведения дома.

Это важно учесть при проектировании новых типов жилья для районов Хорезма, так как наследие поздне­ феодальной архитектуры содержит и положительный опыт, и недостатки своего века.

О днородность нонструнций , их р а зр я д ы

Выбор материала, конструкций, габаритов отдельных помещений, их сочетаний, деталировка частей здания — все это взаимозависимо. Определяющими, естественно, являются условия, обеспечивающие в дальнейшем нор­ мальное функционирование объекта: в медресе живут и учатся несколько сот студентов, здесь, кроме келий,


должны быть аудитории, летняя и зимняя мечеть, биб­ лиотека; в жилом доме необходимо предусмотреть по­ мещения для хранения дров, корма для скота и т. д.

Но древние мыслили определенными, выработанными многолетней практикой, объемно-пространственными ка­ тегориями. Это купола, перекрывающие квадратные в плане помещения с нишами, прямоугольные помещения без ниш, перекрытые сводами или же плоскими балоч­ ными потолками, айваны одно-, двух-, многоколонные, всегда завершенные деревянным перекрытием, сообща­ ющиеся между собой купола на столбах и т. д.

Каждая категория по-своему формирует простран­ ство, то есть имеет свои оптимальные параметры, свою техническую характеристику. Мастера-строители отлич­ но разбирались в специфике каждого решения и при­ меняли их наилучшим образом.

Так, в небольших банях Ануша-хана применены своды «балхи», обычные сфероконические купола на ложносферических парусах и коробовые своды. Первые удобно перекрывают замкнутые прямоугольные поме­ щения, вторые — небольшие квадратные в плане залы, обязательно расширенные нишами, третьи — коридоры.

План бань лишен строгой симметрии и четкого внеш­ него абриса, но внутренняя его структура исключитель­ но органична. Своды не сковывали планировочных за­ мыслов мастера, наоборот, помогали свободно развивать их: купола на ложносферических парусах допускают некоторые погрешности плана (косоугольность, что не­ приемлемо, например, для сводов «балхи»), легко увя­ зываются с нишами разной глубины, а своды «балхи» удобны тем, что позволяют устраивать проемы в любом месте стены.

Пространственная гибкость айванов исключительна. Поэтому трудно даже перечислить их разновидности и варианты сочетания с иными конструктивными система­ ми. В Хиве имеются айваны в больших глубоких нишах, перекрытых арками, почти сомкнутые, разной высоты кай- и терс-айваны, образующие помещения с верхним светом, и различные по конфигурации галереи, опоясы­ вающие стены двориков. Айваны сочетаются с кирпич­ ной, пахсовой, каркасной стеной, и появление их в дюбом типе здания естественно.

25

И все же хивинские мастера избегали конструктив­ ных осложнений, которые могли возникнуть при сов­ мещении в одном большом здании неоднородных кон­ струкций. Если загородный дворец возводился в пахсе, то в нем нет ни кирпичных, ни каркасных конструкций. Если строилось двухэтажное медресе, то все перекрытия в нем сводчатые из жженого кирпича. Во дворце Ташхаули все помещения имеют деревянные балочные по­ толки. Даже ворота дворца, которые, казалось бы, должны быть развиты купольным проездом, лишены

его.

Исключения из этой общей стратегической позиции, конечно, были, но и они в каждом отдельном случае

по-своему оправданы.

На первый взгляд может показаться, что однород­

ность конструкций

по материалу вызовет однообразие

в формотворчестве.

Однако это не так. Унификация ар­

хитектурных перекрытий, сводов, арок, куполов, каркас­ ных ограждений имела свои разумные пределы.

Понятно, что облицовкой, росписью можно несколько скрасить повторение форм, но, не исключая этого пос­ леднего средства, зодчие разработали варианты кон­ структивных решений. Правильней это были даже не ва­ рианты в смысле интерпретации деталей, а разряды того или иного типа перекрытия — как часть определенной системы. Эти разряды учитывали значимость помещения, его архитектурно-планировочные особенности.

Обращаясь к уже упомянутому ранее дворцу Ташхаули, в котором около двухсот помещений имеют дере­ вянные потолки с плоской кровлей, отмечаем их сле­ дующие основные типы. Это оригинальные подвесные (на металлических крючьях) потолки с декоратив­ ными куполами или без них. Упрощенные совмещенные перекрытия, с плитами-щитами или брусковым нака­ том — «васса».

По «иерархической» лестнице они выстраиваются в следующей последовательности: большие айваны арзханы, курынышханы, приемных комнат, айваны-галереи, коридоры, служебные помещения. Пропорции, ритм чле­ нений наборных элементов, фигурная профилировка от­ дельных деталей и, наконец, красочные росписи увели­ чивали в геометрической прогрессии несколько исходных

26


решений до десятков их производных. Примерно такой же подход к «набору» арочно-купольных конструкций.

Переход от квадратного в плане помещения к круг­ лому основанию купола решают конструкции, обобщен­ ные термином паруса. В плане, если в квадрат вписать круг, действительно, получим четыре новые фи­ гуры, абрис которых подобен парусам, но в натуре по высоте помещения эти паруса часто образуют самую различную форму. Это так называемые арочные, щито­ видные, ячеистые, ложносферические паруса. Росписи и поверхностный рельеф здесь не могут служить сред­ ством разнообразия — эту задачу выполняют паруса, сочетающие несколько конструктивных элементов или варьирующие классические приемы заполнения пазуш­ ного подкупольного пространства.

Каждый разряд паруса имеет определенную сферу применения. В отличие от деревянных перекрытий, где основными были соображения выразительности айвана (помещения), выбор подкупольных конструкций дик­ туется тектоникой перекрываемого помещения, его раз­ мерами, требованиями к освещению.

Идея разрядов является как 6pi полюсом, противо­ стоящим принципу однородности конструкций, «разно­ весами», обеспечивающими вариантность сочетаний. И не только в кирпичных сводах и деревянных перекрытиях, но в декоре, гидроизоляционных прокладках, устройст­ вах для проветривания,— везде цепная реакция твор­ чества размножает принципиальное решение до ряда его производных, необходимых по самой логике зод­ чества.

- 'Т

Д е р ев я н н ы й к а р к а с в ай в ан ах

В деревянном каркасе, заполненном сырцовым кирпи­ чом и сверху оштукатуренном, выполнены все помеще­ ния городского хивинского жилого дома. Кроме жилья, эта система встречается и в некоторых дворцовых и культовых сооружениях.

Каркасные стены как ограждение ничем особо не при­ мечательны — такие конструкции встречаются и в других областях Узбекистана. Своеобразие хивинского деревян­ ного каркаса проявляется в основном в его сочленении

27

с потолком, колоннами, в решении углов, наращивании фахверка по высоте. Эти качества прослеживаются луч­ ше всего в айванах, которые как бы в препарированном виде, без прикрас иллюстрируют самый сложный вари­ ант построения каркасного объема. Архитектурные осо­ бенности каркасной стены контрастней проявляются при гравнении их с глинобитными стенами, выполненными в технике так называемой рядовой пахсы.

Для пахсовой стены фундаменты не устраивались — обеспечивалась лишь отмостка и камышовая гидроизо­ ляция в основании стен. Каркас возводится на хорошо утрамбованном грунте, на цоколе из 4—6 рядов жжено­ го кирпича.

Ширина пахсовой стены зависит от ее высоты. В за­ городных усадьбах-хаули стена высотой в 2,5—3,0 м име­ ет в основании 70—80 см и в своем завершении — поло­ вину этого размера. Толщина каркасной стены зависит от сечения деревянных стоек, которые, как правило, не превышают 15 см. По подсчетам специалистов, городское жилье из однорядного каркаса дает на 30—35% больше полезной площади по сравнению с загородным глинобит­ ным жилищем, имеющим ту же площадь застройки.

Пахсовая стена возводится рядами из специально приготовленного лёссового теста. Каркасное ограждение монтируется из готовых элементов: нижней и верхней обвязок, угловых и внутренних стоек, подкосов, перемы­ чек, ригелей.

Обвязки имеют ряд круглых пазов, и обрешетка из стоек и раскосов крепится в них без гвоздей.

Хивинские мастера хорошо разбирались в качестве и свойствах местных древесных пород и использовали их в зависимости от места и назначения деревянных конст­ рукций и деталей. Тополь шел на стойки каркаса и жерди потолочного наката. Тал имел такое же широкое приме­ нение, как тополь. На детали, украшаемые резьбой (две­ ри, колонны, подбалки), шли местные сорта карагача, реже — тут и тополь.

Рисунок решетки каркаса имеет много вариантов. Од­ нако наиболее распространенный — веерный, так как, обеспечивая достаточную жесткость ограждения, он ис­ ключает врубки, которые неизбежны в диагональных связях,

28


Высота каркаса часто дожигает двух этажей. Если в середине этого ограждения примыкают потолочные бал­ ки смежного помещения, то в каркасе предусматривает­ ся для них опора, и стена выполняется как бы из двух ярусов. Но часто высокие боковые стены айвана выпол­ нялись в один ярус. Если сравнить толщину такой кар­ касной стены с ее высотой (отношение 1:50), то, естест­ венно, возникает вопрос о ее устойчивости. В этом отно­

шении хивинские

мастера пошли

по пути обнажения

пространственных

связей. Они устраивались внутри айва­

на, соединяя на одном горизонте

середину тыльной его

стороны с боковыми стенами, а также снаружи в виде подкосов, упирающихся в стены айвана и кровлю сосед­ них помещений.

Принципиально новое явление в хивинских каркасных айванах то, что отличает их от других подобных конструкциий,— это открытые внутренние угловые связи. Раз­ меры и количество их, положение по высоте различны ■—

они зависят от размеров айвана.

Но в любом случае эти

связи усиливают

пространственную жесткость каркаса

и зримо это подчеркивают.

главные — архитравные

Потолочные и

в основном

балки не заделываются в толще каркасной стены, а выс­ тупают наружу. Откровенная конструктивность их — украшение айвана, в целом такое решение восприни­ мается исключительно правдиво и органически.

Сравнение деревянного каркаса, покрытого защитным слоем глино-саманной штукатурки, с пахсовой стеной — это как бы столкновение противоположных по своим ка­ чествам организмов.

В одном случае приземистость и массивность, двухмерность плана (все устройство дома можно прочесть по разбивке стен), в другом— богатая пространственность, которая отражает й более высокий уровень архитектур­ ного мышления и применение более податливых объем­ ной лепке конструктивных элементов. Чтобы предста­ вить себе сооружение из каркаса, уже недостаточно иметь только рисунок плана, необходимо знать его пространст­ венную тектонику.

Рациональность конструкций хивинского одноколон­ ного айвана в целом и во всех своих деталях, казалось бы, не подлежит сомнению.

29