ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
стрельчатых арок, образуют целостный интерьер, в ко тором арки, паруса, свод органически связаны между собой.
Таким образом, анализ тектоники сводчато-куполь ных конструкций является главным источником пра вильного истолкования всех особенностей построения местных видов арок, сводов, куполов.
Подобным же образом может быть раскрыта приро да многих своеобразных черт хивинского каркаса, зна менитых одноколонных айванов. Правда, здесь кон струкции, в отличие от сводов, не везде выступают в своей обнаженной структуре, но в самой легкости и пространственности оштукатуренных стен жилого дома нетрудно разглядеть основу однорядного каркаса, а в открытых балках потолка, угловых диагональных свя зях — его неотъемлемые детали.
К л и м ат и а р х и те к ту р а
Равнинная территория Хорезмского оазиса открывает доступ большим массам холодного северного воздуха, поэтому зимы здесь холодней по сравнению с соседни ми в этих широтах областями. Роль Аральского моря и Аму-Дарьи, как регуляторов тепла, зимой практически не сказывается, и климат Хорезма отличается резкой континентальностью.
Это наиболее показательно при сравнении местного летнего и зимнего температурных режимов, в сопоставле нии их с другими оазисами Узбекистана.
Древние градостроители, видимо, обладали большим опытом в распознании микроклиматических оазисов и, не побоявшись знойного дыхания песков, основали город, как свидетельствуют историки, «на краю пустыни».
И все же условия проживания в Хиве, учитывая тогдашнюю степень внутреннего благоустройства жилья, были тяжелыми. Особенно зимой, во время устойчивых холодов. Объясняется это тем, что хивинские жилые дома приспособлены только к защите от летнего зноя,— бороться с холодом при однорядном каркасе (обуслов ленном соображениями экономии строительного леса и жилой площади) было бессмысленно. Только во внеш-
22
нем городе (Дишан-кала), где большая территория дво риков позволяла устраивать на солнечной стороне зим ние комнаты, континентальность климата не была так сурова.
Своеобразие хивинского жилого дома отмечено мно гими исследователями. Вместе с тем устройство высо кого одноколонного айвана, словно коробка, выдвину того из жилой усадьбы и ориентированного строго на север, объясняется упрощенно: в Хиве преобладают се верные ветры, и такие айваны захватывают их и орга низуют проветривание внутренних, шахтообразных по гвоим пропорциям, двориков.
Не исключая полностью подобного толкования кайайвана, поднятого над окружающей застройкой, следует заметить, что летом в штилевую погоду и при запад ных, восточных, южных ветрах в хивинском дворике наиболее вероятна схема восходящего тока воздуха. В этом случае оправдывается сооружение над айвана-
ми навесов-бодгиров, которые сводят работу |
ветра с |
||
любой стороны |
к действию |
пульверизатора, |
так как |
он «вытягивает» |
воздух из |
камеры дворика. |
|
В этой связи примечательно, что многие хивинские дома, если позволяет площадь застройки, имеют, кроме кай-айвана, часто рядом с ним так называемый ургенч ский айван, который представляет собой высокое кры тое помещение с проемами под потолком, обеспечива ющими его сквозное проветривание.
В этом случае проветривающие функции кай-айвана не так существенны, и это находит отражение в его архи тектурном решении (исключены бодгирьг, терс-айваны), Средства борьбы с перегревом жилища при их ис полнительском многообразии сводятся, собственно, к интенсификации проветривания внутреннего дворика и защиты его от длительного проникновения солнечных лучей, что достигается раскрытием больших айванов на север и экранированием дворика каркасными стенками,
навесами с запада, востока, юга.
Зелень, арычная вода в Хиве — великое благо. И в тех местах, где водные артерии проникают в жили ще, существенно видоизменяется планировочная струк тура всей усадьбы. И все же высокие айваны, ориенти рованные на север, по традиции, сохраняются, и
23
вечером, когда стены дворика отдают лучистую энергию солнца, в этих айванах очень прохладно.
При самом беглом обзоре климата Хорезмского оазиса и влияния его на устройство жилья видно, что условия континентальности, режим ветров, осадков, тем пературы и влажности воздуха не могли быть пол ностью учтены зодчими, так как в борьбе с отрица тельными сторонами климата, так же как и в попытках использования его положительных свойств, они были ограничены техническими возможностями того времени, тяжелыми условиями застройки и в некоторых случаях непреложностью правил возведения дома.
Это важно учесть при проектировании новых типов жилья для районов Хорезма, так как наследие поздне феодальной архитектуры содержит и положительный опыт, и недостатки своего века.
О днородность нонструнций , их р а зр я д ы
Выбор материала, конструкций, габаритов отдельных помещений, их сочетаний, деталировка частей здания — все это взаимозависимо. Определяющими, естественно, являются условия, обеспечивающие в дальнейшем нор мальное функционирование объекта: в медресе живут и учатся несколько сот студентов, здесь, кроме келий,
должны быть аудитории, летняя и зимняя мечеть, биб лиотека; в жилом доме необходимо предусмотреть по мещения для хранения дров, корма для скота и т. д.
Но древние мыслили определенными, выработанными многолетней практикой, объемно-пространственными ка тегориями. Это купола, перекрывающие квадратные в плане помещения с нишами, прямоугольные помещения без ниш, перекрытые сводами или же плоскими балоч ными потолками, айваны одно-, двух-, многоколонные, всегда завершенные деревянным перекрытием, сообща ющиеся между собой купола на столбах и т. д.
Каждая категория по-своему формирует простран ство, то есть имеет свои оптимальные параметры, свою техническую характеристику. Мастера-строители отлич но разбирались в специфике каждого решения и при меняли их наилучшим образом.
Так, в небольших банях Ануша-хана применены своды «балхи», обычные сфероконические купола на ложносферических парусах и коробовые своды. Первые удобно перекрывают замкнутые прямоугольные поме щения, вторые — небольшие квадратные в плане залы, обязательно расширенные нишами, третьи — коридоры.
План бань лишен строгой симметрии и четкого внеш него абриса, но внутренняя его структура исключитель но органична. Своды не сковывали планировочных за мыслов мастера, наоборот, помогали свободно развивать их: купола на ложносферических парусах допускают некоторые погрешности плана (косоугольность, что не приемлемо, например, для сводов «балхи»), легко увя зываются с нишами разной глубины, а своды «балхи» удобны тем, что позволяют устраивать проемы в любом месте стены.
Пространственная гибкость айванов исключительна. Поэтому трудно даже перечислить их разновидности и варианты сочетания с иными конструктивными система ми. В Хиве имеются айваны в больших глубоких нишах, перекрытых арками, почти сомкнутые, разной высоты кай- и терс-айваны, образующие помещения с верхним светом, и различные по конфигурации галереи, опоясы вающие стены двориков. Айваны сочетаются с кирпич ной, пахсовой, каркасной стеной, и появление их в дюбом типе здания естественно.
25
И все же хивинские мастера избегали конструктив ных осложнений, которые могли возникнуть при сов мещении в одном большом здании неоднородных кон струкций. Если загородный дворец возводился в пахсе, то в нем нет ни кирпичных, ни каркасных конструкций. Если строилось двухэтажное медресе, то все перекрытия в нем сводчатые из жженого кирпича. Во дворце Ташхаули все помещения имеют деревянные балочные по толки. Даже ворота дворца, которые, казалось бы, должны быть развиты купольным проездом, лишены
его.
Исключения из этой общей стратегической позиции, конечно, были, но и они в каждом отдельном случае
по-своему оправданы.
На первый взгляд может показаться, что однород
ность конструкций |
по материалу вызовет однообразие |
в формотворчестве. |
Однако это не так. Унификация ар |
хитектурных перекрытий, сводов, арок, куполов, каркас ных ограждений имела свои разумные пределы.
Понятно, что облицовкой, росписью можно несколько скрасить повторение форм, но, не исключая этого пос леднего средства, зодчие разработали варианты кон структивных решений. Правильней это были даже не ва рианты в смысле интерпретации деталей, а разряды того или иного типа перекрытия — как часть определенной системы. Эти разряды учитывали значимость помещения, его архитектурно-планировочные особенности.
Обращаясь к уже упомянутому ранее дворцу Ташхаули, в котором около двухсот помещений имеют дере вянные потолки с плоской кровлей, отмечаем их сле дующие основные типы. Это оригинальные подвесные (на металлических крючьях) потолки с декоратив ными куполами или без них. Упрощенные совмещенные перекрытия, с плитами-щитами или брусковым нака том — «васса».
По «иерархической» лестнице они выстраиваются в следующей последовательности: большие айваны арзханы, курынышханы, приемных комнат, айваны-галереи, коридоры, служебные помещения. Пропорции, ритм чле нений наборных элементов, фигурная профилировка от дельных деталей и, наконец, красочные росписи увели чивали в геометрической прогрессии несколько исходных
26
решений до десятков их производных. Примерно такой же подход к «набору» арочно-купольных конструкций.
Переход от квадратного в плане помещения к круг лому основанию купола решают конструкции, обобщен ные термином паруса. В плане, если в квадрат вписать круг, действительно, получим четыре новые фи гуры, абрис которых подобен парусам, но в натуре по высоте помещения эти паруса часто образуют самую различную форму. Это так называемые арочные, щито видные, ячеистые, ложносферические паруса. Росписи и поверхностный рельеф здесь не могут служить сред ством разнообразия — эту задачу выполняют паруса, сочетающие несколько конструктивных элементов или варьирующие классические приемы заполнения пазуш ного подкупольного пространства.
Каждый разряд паруса имеет определенную сферу применения. В отличие от деревянных перекрытий, где основными были соображения выразительности айвана (помещения), выбор подкупольных конструкций дик туется тектоникой перекрываемого помещения, его раз мерами, требованиями к освещению.
Идея разрядов является как 6pi полюсом, противо стоящим принципу однородности конструкций, «разно весами», обеспечивающими вариантность сочетаний. И не только в кирпичных сводах и деревянных перекрытиях, но в декоре, гидроизоляционных прокладках, устройст вах для проветривания,— везде цепная реакция твор чества размножает принципиальное решение до ряда его производных, необходимых по самой логике зод чества.
- 'Т
Д е р ев я н н ы й к а р к а с в ай в ан ах
В деревянном каркасе, заполненном сырцовым кирпи чом и сверху оштукатуренном, выполнены все помеще ния городского хивинского жилого дома. Кроме жилья, эта система встречается и в некоторых дворцовых и культовых сооружениях.
Каркасные стены как ограждение ничем особо не при мечательны — такие конструкции встречаются и в других областях Узбекистана. Своеобразие хивинского деревян ного каркаса проявляется в основном в его сочленении
27
с потолком, колоннами, в решении углов, наращивании фахверка по высоте. Эти качества прослеживаются луч ше всего в айванах, которые как бы в препарированном виде, без прикрас иллюстрируют самый сложный вари ант построения каркасного объема. Архитектурные осо бенности каркасной стены контрастней проявляются при гравнении их с глинобитными стенами, выполненными в технике так называемой рядовой пахсы.
Для пахсовой стены фундаменты не устраивались — обеспечивалась лишь отмостка и камышовая гидроизо ляция в основании стен. Каркас возводится на хорошо утрамбованном грунте, на цоколе из 4—6 рядов жжено го кирпича.
Ширина пахсовой стены зависит от ее высоты. В за городных усадьбах-хаули стена высотой в 2,5—3,0 м име ет в основании 70—80 см и в своем завершении — поло вину этого размера. Толщина каркасной стены зависит от сечения деревянных стоек, которые, как правило, не превышают 15 см. По подсчетам специалистов, городское жилье из однорядного каркаса дает на 30—35% больше полезной площади по сравнению с загородным глинобит ным жилищем, имеющим ту же площадь застройки.
Пахсовая стена возводится рядами из специально приготовленного лёссового теста. Каркасное ограждение монтируется из готовых элементов: нижней и верхней обвязок, угловых и внутренних стоек, подкосов, перемы чек, ригелей.
Обвязки имеют ряд круглых пазов, и обрешетка из стоек и раскосов крепится в них без гвоздей.
Хивинские мастера хорошо разбирались в качестве и свойствах местных древесных пород и использовали их в зависимости от места и назначения деревянных конст рукций и деталей. Тополь шел на стойки каркаса и жерди потолочного наката. Тал имел такое же широкое приме нение, как тополь. На детали, украшаемые резьбой (две ри, колонны, подбалки), шли местные сорта карагача, реже — тут и тополь.
Рисунок решетки каркаса имеет много вариантов. Од нако наиболее распространенный — веерный, так как, обеспечивая достаточную жесткость ограждения, он ис ключает врубки, которые неизбежны в диагональных связях,
28
Высота каркаса часто дожигает двух этажей. Если в середине этого ограждения примыкают потолочные бал ки смежного помещения, то в каркасе предусматривает ся для них опора, и стена выполняется как бы из двух ярусов. Но часто высокие боковые стены айвана выпол нялись в один ярус. Если сравнить толщину такой кар касной стены с ее высотой (отношение 1:50), то, естест венно, возникает вопрос о ее устойчивости. В этом отно
шении хивинские |
мастера пошли |
по пути обнажения |
пространственных |
связей. Они устраивались внутри айва |
|
на, соединяя на одном горизонте |
середину тыльной его |
стороны с боковыми стенами, а также снаружи в виде подкосов, упирающихся в стены айвана и кровлю сосед них помещений.
Принципиально новое явление в хивинских каркасных айванах то, что отличает их от других подобных конструкциий,— это открытые внутренние угловые связи. Раз меры и количество их, положение по высоте различны ■—
они зависят от размеров айвана. |
Но в любом случае эти |
|
связи усиливают |
пространственную жесткость каркаса |
|
и зримо это подчеркивают. |
главные — архитравные |
|
Потолочные и |
в основном |
балки не заделываются в толще каркасной стены, а выс тупают наружу. Откровенная конструктивность их — украшение айвана, в целом такое решение восприни мается исключительно правдиво и органически.
Сравнение деревянного каркаса, покрытого защитным слоем глино-саманной штукатурки, с пахсовой стеной — это как бы столкновение противоположных по своим ка чествам организмов.
В одном случае приземистость и массивность, двухмерность плана (все устройство дома можно прочесть по разбивке стен), в другом— богатая пространственность, которая отражает й более высокий уровень архитектур ного мышления и применение более податливых объем ной лепке конструктивных элементов. Чтобы предста вить себе сооружение из каркаса, уже недостаточно иметь только рисунок плана, необходимо знать его пространст венную тектонику.
Рациональность конструкций хивинского одноколон ного айвана в целом и во всех своих деталях, казалось бы, не подлежит сомнению.
29