Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 81

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

участке 1—2. Это также может привести к отрыву потока, в особен­

ности в тех случаях, когда за прямым скачком

течение

происходит

с повышением давления. Разгон потока после

прямого

скачка (см.

фиг. 31) способствует стабилизации течения.

Схема течения с учетом трения в диффузоре со смешанным сжа­ тием показана на фиг. 39,6. У передних кромок центрального тела и обечайки, где образуются первый и второй косые скачки, погранич-

S)

Ф и г. 39. Влияние вязкости на течение

в диффу­

зоре:

сжатие

а — внешнее сжатие; б —■смешанное

ный слой почти отсутствует, но затем его толщина постепенно увели­ чивается. Взаимодействие пограничного слоя с двумя скачками ко­ сым и прямым может привести к отрыву и отклонению потока вбли­

зи горла и к образованию дополнительного косого скачка

уплотне­

ния. Этот новый скачок уплотнения попадает на обечайку и

взаимо­

действует с ее пограничным

слоем. Возникает

сложная

система

скачков и всегда возможен обрыв пограничного слоя вблизи

горла.

Наличие потерь, обусловленных трением и отрывом

потока, а

также отклонение от расчетной схемы течения,

вызываемое

вязко­

стью, приводит к снижению

коэффициента сохранения

давления.

Это снижение коэффициента авх зависит от схемы диффузора и чис­

ла М полета. По опытным данным для диффузоров с внешним

сжа­

тием при числах М полета от 1,5 до 2,6 оно составляет

от

5 до

10-т- 12%. Следовательно, можно считать, что для хорошо

спрофи­

лированных диффузоров в указанном диапазоне чисел М полета ве­ личина агр в среднем примерно равна 0,9 0,95.

52


Утолщение пограничного слоя и его отрыв вблизи горла приво­ дит также к значительному уменьшению фактической (эффективной) площади горда, уменьшает сверхзвуковую скорость потока в горле и благоприятствует запиранию диффузора и образованию головной волны на входе.

Таким образом, величина коэффициента онх. как следует из формулы (12) и приведенных опытных данных, получается даже на расчетном режиме работы диффузора на 15 -ь 20% меньшей величи­ ны ат. На нерасчетных режимах эти потери могут быть значительно большими.

§ 3. КОЭФФИЦИЕНТ РАСХОДА И КОЭФФИЦИЕНТ ЛОБОВОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ

До сих пор мы рассматривали расчетный режим работы диффу­ зора. На этом режиме все скачки фокусируются на передней кромке обечайки. Поэтому коэффициент расхода равен единице, а дополни­ тельное сопротивление отсутствует.

Ф и г. 40.

Течение на входе в диффузор на числах

М полета,

меньших расчетного, при перерасширенном горле.

Выясним,

как будет изменяться режим работы

диффузора при

уменьшении числа М полета. Рассмотрим диффузор, у которого цент­ ральное тело неподвижно (н# перемещается относительно обечайки).

При уменьшении числа М полета углы наклона всех косых скач­ ков увеличатся. При этом коэффициент расхода обязательно станет меньшим единицы. Наибольшая возможная величина коэффициента

расхода зависит от пропускной способности

системы

скачков.

Для

каждого' числа М полета она может быть определена.

 

поле­

Схема течения воздуха на входе в диффузор при числе М

та, меньшем расчетного, показана на фиг. 40. Здесь также рассмот­

рен диффузор, имеющий центральное тело

в форме

ступенчатого,

клина.

Для нового числа М полета, меньшего расчетного', углы ах,а2на.г могут быть определены следующим образом. По заданным значени­

ям Мо и |3,

определяется угол ах и число Mi за первым косым скач­

ком. Угол

а, становится большим, а число Мi меньшим, чем на рас­

четном режиме. По найденному числу М\

и углу р2 находится угол а2

и число М2

за вторым косым скачком и т.

д. Для этой цели исполь­

зуют специальные графики.

 

53


Определив углы ah а2 и а3, которые будут большими, чем на расчетном режиме, легко построить далее поверхность тока той струйки, которая сможет теперь войти в диффузор. Ведь линии тока при обтекании ступенчатого клина должны быть параллельны его по­

верхности. Исходя из этого, можно

сделать

требуемое построение.

Из передней кромки обечайки 3' можно провести линию 3'—2

параллельную грани клина 32 до

пересечения с

третьим

косым

скачком. Затем от точки 2' нужно провести

новый

отрезок

прямой

2' 1', параллельный поверхности 2

1. Наконец, из точки Г нужно

провести линию 1' 0', параллельную

1 0. Точка 0' будет нахо­

диться на поверхности той струйки тока, которая теперь сможет вой­ ти в двигатель. Как видно, размер этой струйки стал меньшим, чем на расчетном режиме. Площадь струйки тока на расчетном режиме равнялась площади входа FBX. Если новое значение ее площади обо­ значить Fо, то тогда коэффициент расхода <р будет равен:

? = / д а « -

 

 

(13)

Раосмотренное течение будет возможно, конечно, только

в

том

случае, если весь воздух, прошедший через скачки уплотнения,

смо­

жет быть затем пропущен горлом диффузора и самим

двигателем.

В противном случае на входе возникнет головная волна

и

коэффи­

циент расхода упадет еще сильнее.

диффузора.

Дополнительное сопротивление многоскачкового

Для обеспечения при числе М полета, меньшем расчетного, ,наивы­ годнейших условий работы двигателя, нужно было бы иметь новый диффузор е площадью входа, равной площади F0. Но в действитель­ ности геометрические размеры диффузора остаются неизменными. Следовательно, происходит уменьшение тяги на некоторую величину Л’доп, которую, как и прежде, назовем дополнительным сопротивле­ нием.

Чему равно дополнительное сопротивление? Оно равно, очевид­ но, осевой проекции сил -избыточного давления, действующих на по­ верхность тока 0'1'2'3' (фиг. 40).

Если давление за первым косым скачком равно рь то на поверх­ ность 0'— 1', длину которой обозначим L\, действует сила, проекция которой на ось диффузора равна: (р{— s i n , где /.,sinfi,—про­

екция поверхности 0' V на плоскость, перпендикулярную оси дви­ гателя. Общая сила дополнительного сопротивления будет равна:

*доп = (Pi

- Р„) Lxsin Р, + (/?„ - р н) L2sin р2 + (/»„ — р„) Lz sin р3,

где через L2 и Ц -обозначены длины отрезков

Г 2' 2' 3' линии

тока.

 

 

Из рассмотренного примера можно -сделать заключение о том,

что величина

будет тем большей, чем

меньше площадь F0 по

сравнению с

Fm , т. е. чем ниже коэффициентра-схода и чем выше из­

быточное давление на поверхности тока, т. е. чем интенсивнее скачки уплотнения. В частности, интенсивность скачков при заданном числе М полета возрастает с увеличением угла (Зс . По этой причине уве­

54


личение угла j3c приводит к повышению дополнительного сопротив­ ления. На величину Х дт влияет также число М полета. При задан­ ной величине коэффициента , чем выше число М полета, тем зна­ чительнее повышается давление в косых скачках уплотнения и тем больше дополнительное сопротивление диффузора.

Такой простой расчет дополнительного сопротивления оказыва­ ется возможным лишь для плоского диффузора при отсутствии го­ ловной волны на входе. Для круглых диффузоров расчет величины Х лоа оказывается значительно более сложным, хотя качественное

влияние различных факторов остается таким же.

Фиг. 41. Течение на входе в диффузор на числах М полета, меньших расчетного, при запертом горле

В круглых диффузорах поверхность тока на режимах его работы при <р<П,0 имеет более сложную форму. Линии 0'Г 2'; 2'3' в этом случае не яйляются прямыми. Кроме того, давление, действу­ ющее на поверхность тока, повышается не только при переходах йерез скачки, но изменяется в интервалах между скачками.

Влияние головной волны. При сильном дросселировании двига­ теля или в тех случаях, когда горло не может пропустить весь расход воздуха, проходящий через систему скачков уплотнения, на входе по­ является головная волна. За головной волной течение становится до­ звуковым. При этом расход воздуха через двигатель уменьшается. Это становится возможным за счет изменения формы поверхности тока за головной волной, т. е. в дозвуковом потоке. Схема течения с головной волной представлена на фиг. 41. Пунктиром на этой фигу­ ре показана форма поверхности тока для того же числа М полета

при отсутствии головной волны. Как видно, при наличии головной волны коэффициент расхода уменьшается.

Следует подчеркнуть, что в случае течения без головной волны нерегулируемый диффузор при каждом заданном числе М полета имеет единственное значение коэффициента расхода, определяемое

пропускной способностью системы косых скачков.

Будем называть

эти его значения располагаемыми и обозначать

сррасп .

Если число М полета, при котором косые скачки уплотнения фо­

кусируются на передней кромке обечайки, считать расчетным и обо­ значать ЛТр ц , то при числах М0<С M vл коэффициент расхода <?расп будет обязательно меньшим единицы. При расчетном числе М поле­ та коэффициент расхода становится равным единице. При числах М

55


полета, больших расчетного, угол наклона косых скачков уменьшает­ ся. Они, как видно на фиг. 42, попадают теперь на внутреннюю по­ верхность обечайки. Это не может вызвать снижения располагаемой величины коэффициента расхода, — он остается равным единице.

Наличие головной волны может при тех же условиях изменить коэффициент расхода. Его величина будет зависеть от расположения головной волны относительно плоскости входа. Удаление головной волны от плоскости входа сопровождается снижением коэффициента расхода, поэтому коэффициент ? при наличии головной волны всег­ да остается меньшим <ррасп.

Фиг. 42. Течение на входе в диффузор при числах М полета, больших расчетного

Из этих рассуждений можно сделать вывод о том, что наличие головной волны значительно увеличивает дополнительное сопротив­ ление диффузора. Это объясняется, во-первых, уменьшением коэф­ фициента расхода. Во-вторых, давление на той части поверхности тока, которая расположена за головной волной, становится более высоким вследствие большей интенсивности прямого скачка по срав­ нению с косым. Чем дальше головная волна отходит от плоскости входа, тем большей становится и величина Х лп„ . Это одно из не­ желательных последствий появления головной волны на входе в диф­ фузор. Головная волна повышает также сопротивление обечайки.

Коэффициент лобового сопротивления диффузора. Дополнитель­ ное сопротивление входных сверхзвуковых диффузоров принято оце­ нивать величиной, называемой коэффициентом дополнительного со­ противления СЛ.Д0П. Величину Схдоп находят как частное от деления дополнительного сопротивления A^on на площади входа и скорост­ ной напор:

Л

( И )

Fux Я

 

Внешнее сопротивление диффузора (сопротивление его

обечай­

ки) принято оценивать коэффициентом лобового сопротивления обе­

чайки. Коэффициентом лобового сопротивления обечайки

называют

отношение силы сопротивления обечайки Х о5 к ее лобовой

площади

и к скоростному напору

 

 

 

X,об

( 15)

где , <7

Рнсо

■скоростной напор.

С,Xоб

 

об

Я

 

 

 

 

56