Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
то называть «горлом». Принцип работы идеального диффузора
свнутренним сжатием, «ак указывалось ранее, состоит в следующем.
Всужающейся части канала сверхзвуковой поток затормаживается до скорости звука. Дальнейшее торможение потока, уже ставшего дозвуковым, осуществляется в расширяющейся части канала. Пере ход через скорость звука происходит в горле. Участок диффузора до
горла является сверхзвуковым, а за горлом — дозвуковым. |
На рас |
четном режиме площадь струи набегающего потока равна |
площади |
входа. |
|
Такой идеальный диффузор, у которого скачки уплотнения и по
граничный слой отсутствуют, работал бы без потерь полного |
давле |
|
ния, т. е. он имел бы коэффициент |
равным единице. |
|
В реальном сверхзвуковом диффузоре значительное влияние на |
||
характер течения оказывает сжимаемость и вязкость газа. |
|
|
Сжимаемость газа вызывает появление в сверхзвуковом |
потоке |
скачков уплотнения. Наличие вязкости приводит к образованию по граничного слоя. Повышение давления в диффузоре в направлении движения потока способствует увеличению толщины пограничного слоя. Если профиль сверхзвуковой части внутреннего канала имеет изломы для образования косых скачков уплотнения, то в этих местах взаимодействие скачков с пограничным слоем может приводить к возникновению Х-скачков и местных зон отрыва. Пересечение косых скачков уплотнения с пограничным слоем на противоположной стенке вызывает утолщение и отрыв пограничного слоя.
По указанным причинам у диффузоров с внутренним сжатием предполагается иметь плавное профилирование внутренних стенок канала с целью осуществления торможения потоков в волнах сжатия
малой интенсивности. Если исключить возможность отрыва |
погра |
||
ничного слоя от стенок, то в этом случае течение |
вне |
пограничного |
|
слоя будет происходить без потерь полного давления. |
ядре |
потока |
|
Изменение скорости, давления и температуры |
в |
||
диффузора с изэнтропическим внутренним сжатием |
показано н а ' |
||
фиг. 24. Вследствие отсутствия скачков уплотнения скорость |
посте |
пенно снижается, а давление возрастает. Температура газа вследст вие его сжатия увеличивается. Полное давление и полная температу
ра газа по длине сопла не изменяются. |
сжатием |
Характерной величиной для диффузоров с внутренним |
|
является отношение площади горла Fr к площади входа |
FBX, ко |
торое обозначают FT и называют относительной площадью горла.
Относительная площадь горла характеризует степень сужения канала в сверхзвуковой части диффузора: чем меньше эта величина, тем больше его сужение. Потребная степень сужения канала в сверх звуковой части диффузора зависит от числа М полета. Чем больше число М полета, тем требуется меньшая относительная площадь гор.- ла для того, чтобы затормозить поток до скорости звука. Физически это вполне очевидно: с увеличением числа М полета возрастает сте
30
пень повышения давления воздуха в диффузоре и повышается плот ность воздуха в горле, что и приводит к необходимости уменьшения его площади.
Помимо трудностей, связанных с влиянием пограничного слоя, которые нами подробно не рассматриваются, основным препятствием на пути применения диффузоров этой схемы является сложность вы вода их на расчетный режим или, как говорят, трудность запуска.
Почему трудно произвести запуск диффузора с внутренним сжа тием? Это объясняется следующими причинами. Если диффузор рас считан на большое число М полета, то, как указывалось, площадь горла должна быть сделана у него значительно меньшей площади входа, исходя из того, что плотность в процессе торможения потока должна значительно возрасти. При числах М полета, меньших рас четного, плотность в горле получается также меньшей, чем на рас четном режиме полета, и площадь горла оказывается недостаточной для того, чтобы пропустить весь воздух, входящий в диффузор.
Но в таком случае впереди диффузора появляется головная вол на, за которой поток становится дозвуковым. Следовательно, диффу зор начинает работать как входное устройство с прямым скачком на входе.
При достижении расчетного числа М полета головная волна не исчезает, так как возникающие в ней значительные потери полного давления и в этом случае продолжают снижать плотность в горле, поэтому его пропускная способность не достигает расчетного зна чения.
Для осуществления расчетной схемы течения (запуска) таких диффузоров нужно сделать регулируемой площадь горла и увеличи вать ее при запуске. Это один путь. Он очень усложнит конструкцию входного устройства. Другой путь — вывести предварительно лета тельный аппарат на число М полета, большее расчетного. Наконец, третий путь состоит в перерасширении горла.
Для того чтобы лучше понять сущность этих мероприятий и вы яснить меры, необходимые для обеспечения устойчивой работы диф фузоров с внутренним сжатием, рассмотрим подробнее их работу на нерасчетных режимах.
§ 2. РАБОТА ДИФФУЗОРА С ВНУТРЕННИМ СЖАТИЕМ НА НЕРАСЧЕТНЫХ РЕЖИМАХ
На режим работы диффузора при нулевом угле атаки могут влиять два фактора: число М полета и режим работы двигателя.
Рассмотренная схема течения (фиг. 24) соответствовала рас четному числу М полета, а расход воздуха, проходящий через диф фузор, принимался равным расходу через двигатель.
При числе М полета, большем расчетного, горло оказывается ве лико, а степень сужения канала недостаточной для того, чтобы за тормозить поток до скорости звука. Скорость в горле остается еще сверхзвуковой. В этом случае, попадая в расширяющийся канал, сверхзвуковой поток начинает в нем разгоняться. Давление при этом
31
несколько снижается. После предварительного разгона сверхзвуко вой поток переходит в дозвуковой в скачке уплотнения, близком к прямому, который устанавливается в расширяющейся части канала за горлом (фиг. 25).
Статическое давление в скачке повышается, но полное давление в нем падает, что приводит к снижению коэффициента оВ1.
Ф и г. 25. Нерасчетный |
режим работы |
диффузора |
е внутренним сжатием |
при наличии скачка |
за горлом |
Аналогичная картина нарушения расчетной схемы течения (с по явлением скачка уплотнения в расширяющейся части канала) на блюдается также при изменении режима работы двигателя, приво дящего к снижению противодавления за диффузором, т. е., например, при увеличении числа оборотов. При испытании диффузора такие ус ловия воспроизводятся открытием дроссельной заслонки, устанавли ваемой на выходе из диффузора. В этом случае уменьшается давле ние за диффузором и поток воздуха, имеющий в горле скорость зву ка, попадая в расширяющийся канал, также начинает в «ем разго няться. И здесь процесс разгона потока завершается скачком уплот нения, за которым скорость становится дозвуковой. Дозвуковой поток при дальнейшем движении по расширяющемуся каналу тормозится. В рассмотренном случае расход воздуха через диффузор не изме няется, а коэффициент расхода остается равным единице. Снижение же давления и плотности воздуха на входе в двигатель компенси руется увеличением его скорости.
Рассмотрим теперь изменение режима работы диффузора с внут ренним сжатием при уменьшении числа М полета.
32
При числе М полета, меньшем расчетного, площадь горла, как уже указывалось, оказывается недостаточной, чтобы пропустить струю воздуха, имеющую площадь, равную площади входа. В таком случае должна уменьшиться площадь струи воздуха, входящей в диффузор: она-должна стать меньше площади входа. Это возможно только за счет возникновения перед входом в диффузор головной волны (фиг., 26). В дозвуковом потоке между головной волной и плоскостью входа поверхность струйки тока искривляется, благодаря чему площадь F0 становится меньшей площади /д,х , происходит сни жение коэффициента расхода.
Ф иг. |
26. Нерасчетный режим работы входного диффу |
зора с |
внутренним сжатием при наличии головной вол |
ны на входе
Потери полного давления в образовавшемся на входе скачке уп лотнения приводят к дополнительному снижению плотности воздуха в горле и его пропускной способности и к еще большему уменьшению коэффициента расхода. При увеличении числа М полета до расчет ного прямой скачок перед диффузором сохраняется: относительные потери в нем имеют большую величину по сравнению с расчетными и площадь горла оказывается недостаточной для восстановления рас четной схемы течения.
Аналогичным образом будет изменяться режим работы диффу зора с внутренним сжатием при снижении числа оборотов (дроссели ровании) двигателя. В этом случае расход воздуха будет уменьшать ся за счет изменения формы поверхности тока в дозвуковом потоке за головной волной. Что будет происходить, если прекратить дроссе-
3. Ю. Н. Нечаев
33
лирование, т. е. перейти к исходному режиму работы двигателя? Го ловная волна и в этом случае не исчезнет.
Рассмотрим, каким будет характер течения за головной волной. Скорость за головной волной в передней части, через которую прохо
дит струйка тока, входящая в диффузор, |
меньше |
скорости |
звука, |
|||
поэтому расширение площади струи между голодной |
волной и пло |
|||||
скостью входа вызовет вначале торможение потока, но, войдя |
в су |
|||||
жающуюся часть канала, поток начнет разгоняться. |
|
Максимальной |
||||
скорости он достигнет в горле, а за |
горлом вновь будет тормозиться |
|||||
Если открывать дроссель, скорость в горле будет |
увеличйваться, а |
|||||
головная волна — приближаться к плоскости |
входа. |
После |
дости |
|||
жения в горле скорости звука, дальнейшее снижение |
противодавле |
|||||
ния за диффузором уже не будет |
влиять |
на |
положение головной |
волны и на характер течения влевоот горла. За горлом будет появ ляться сверхзвуковая зона, завершающаяся скачком уплотнения.
Заметим, что-, как и у диффузоров с прямым скачком на входе, у рассматриваемых диффузоров режимы работы, при которых возни кает сверхзвуковая зона' и скачок уплотнения за горлом, принято на зывать сверхкритическими, независимо от того, образуется или нет при этом головная волна на входе. Докритическим называют режим,
когда внутри канала скорости всюду дозвуковые. Такой режим |
мо |
жет быть получен только при наличии головной волны на входе. |
Наи |
больший практический интерес представляют сверхкритические |
ре |
жимы. Только на этих режимах диффузор с внутренним сжатием |
может работать устойчиво и обеспечивать высокие значения коэффи циента овх.
Итак, мы видим, что при отклонении режима работы диффузора
с внутренним сжатием от исходной теоретической схемы |
возможны |
|
два случая. |
числа М полета |
|
В первом случае, соответствующем увеличению |
||
или уменьшению противодавления за диффузором, |
в сужающейся |
|
части канала характер течения остается таким же, как и |
на расчет |
ном режиме, но з.а горлом появляется скачок уплотнения. Интенсив ность этого скачка -возрастает постепенно в зависимости от степени отклонения от расчетного режима. При восстановлении расчетного числа М полета или расчетного противодавления за диффузором ре жим работы возвращается к исходному.
Второй случай соответствует уменьшению числа М полета или дросселированию диффузора. Здесь происходит мгновенное измене ние режима работы диффузора: любые малые возмущения, действу ющие в этом направлении, приводят к появлению головной волны, которая не исчезает после-восстановления исходных значений числа М полета и противодавления за диффузором. Следовательно, в отноше нии действия указанных возмущений исходный режим работы диф фузора с внутренним сжатием (фиг. 24) является -неустойчивым.
Если даже отвлечься от трудностей, связанных с запуском, сле дует признать, что указанная неустойчивость делает невозможной работу диффузора на режиме, -соответствующем фиг. 24, хотя теоре тически этот режим является для него наивыгоднейшим или, как го
34
ворят, оптимальным. Это следует из того, что на расчетном числе М полета при расчетном противодавлении (даже у однорежимного ле тательного аппарата) в реальных условиях всегда возможны попут ные порывы ветра и колебания давления в двигателе. Действие ука занных возмущений сразу же приведет к выбиванию головной волны. Из-за этого произойдет резкое, практически мгновенное снижение тя ги и возможно нарушение нормальной работы двигателя.
Для предотвращения этих нежелательных явлений нужно зара нее производить расчет диффузора на значения числа М полета и противодавления, меньшие расчетных. Но тогда на расчетном числе М полета горло окажется большим, чем требуется на оптимальном режиме. Скорость в горле будет сверхзвуковой. За горлом будет про исходить разгон потока (из-за понижения противодавления по срав нению с оптимальным) и возникнет скачок уплотнения. Схема тече ния будет соответствовать фиг. 25. Это приведет к снижению коэффи
циента авх. В этом случае, однако, |
небольшие отклонения числа М |
и противодавления от их расчетных |
значений будут приводить лишь |
•к некоторому изменению расположения й интенсивности скачка, об разовавшегося за горлом.
Перейдем теперь к рассмотрению способов запуска диффузоров с внутренним сжатием, т. е. создания течения без головной волны на входе.
§3. ЗАПУСК ДИФФУЗОРА ПУТЕМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО УВЕЛИЧЕНИЯ ЧИСЛА М ПОЛЕТА ДО ВЕЛИЧИНЫ, БОЛЬШЕЙ, ЧЕМ РАСЧЕТНАЯ
Вэтом ^случае по мере роста числа М полета увеличивается плот ность воздуха в горле и повышается его пропускная способность.
Вследствие этого головная волна приближается к плоскости входа, |
|
а коэффициент расхода возрастает. Когда коэффициент расхода |
до |
стигает единицы, скачок входит внутрь диффузора. Однако, как |
бу |
дет показано ниже, скачок не может устойчиво располагаться |
в су |
жающейся части канала. Поэтому он проскакивает за горло и |
уста |
навливается в его расширяющейся части. Течение получается таким же, как в случае, соответствующем фиг. 25. В сужающейся части диффузора происходит торможение сверхзвукового потока. Но по скольку сужение канала для рассматриваемого числа М полета, большего расчетного, оказывается недостаточным, а площадь горла слишком большой, скорость в горле остается сверхзвуковой, хотя и меньшей, чем скорость полета. За горлом после разгона потока полу чается скачок, близкий к прямому.
Если противодавление и число М полета в момент проскакивания скачка не изменяются, он располагается в том месте расширяю щейся части канала, в котором площадь поперечного сечения равца площади на входе в диффузор. При этом его интенсивность сохра няется той же, какой она была, когда скачок находился в плоскости входа. Только при этом условии в обоих случаях коэффициент рас хода может быть равным единице, а расходы воздуха одинаковыми.
Рарсмотрим причины, по которым скачок не может устойчиво располагаться в сужающейся части диффузора. Когда скачок нахо
3* |
35 |