Файл: Нечаев Ю.Н. Входные устройства сверхзвуковых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
дится в этой части канала и движется к горлу, его интенсивность уменьшается, так как поток в сужающемся канале предварительно затормаживается и уменьшается число М перед скачком. Коэффици ент сохранения давления в скачке возрастает. Но в таком случае расход воздуха на выходе из диффузора должен увеличиваться, в. то воемя, как расход воздуха, входящий в диффузор, остается неизмен
ным, равным 0 = 1 н с0Рш. Поэтому скачок уплотнения будет |
про |
|
должать двигаться до тех пор, пока не перейдет в |
расширяющуюся |
|
часть канала и не займет здесь положения, обеспечивающего |
преж |
|
ний расход воздуха. |
при движении |
|
Совершенно аналогичная картина наблюдается |
скачка от горла к входу, что возможно при значительном повышении противодавления, вновь приводящем к появлению головной волны. Исходя из этого, можно сделать вывод, что скачок уплотнения не может устойчиво располагаться в сужающейся части канала.
Число М полета, при котором происходит запуск диффузоров с внутренним сжатием, можно назвать числом М запуска. Если по сле запуска постепенно уменьшать число М полета до расчетного, то скорость потока в горле снизится до величины местной скорости зву
ка и скачок уплотнения исчезнет. Установится расчетная |
схема |
те |
чения. |
аппаратов |
|
Указанный способ запуска диффузоров летательных |
||
в большинстве случаев неприемлем, вследствие невозможности |
до |
стижения чисел М полета, больших расчетных, из-за ограничений по условиям прочности, кинетического нагрева и недостаточных из бытков мощности.
§ 4. ЗАПУСК ДИФФУЗОРА ПУТЕМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОХОДНЫХ СЕЧЕНИЙ
Другой возможный способ запуска диффузора с внутренним сжа тием состоит в регулировании его проходных сечений. Площадь горла вначале нужно расширить до такой величины, при которой скачок войдет внутрь диффузора. В этом случае скорость воздуха в горле станет сверхзвуковой и также появится интенсивный скачок уплотне ния в канале за горлом. Последующим уменьшением площади горла можно снизить скорость в горле до расчетной, равной скорости зву ка, и тем самым устранить скачок внутри диффузора, т. е. достигнуть расчетной схемы течения.
Площадь горла, соответствующую течению без головной |
волны |
||||
на входе при условии, что скорость в горле равна |
скорости |
звука, |
|||
принято называть оптимальной. Отношение |
Frопт |
к |
FBK |
обоз |
|
начим |
Дгопт . Величина Дгопт с увеличением скорости полета сни |
||||
жается. |
При этом для осуществления запуска |
входного |
диффузора |
с внутренним сжатием при больших числах М полета требуется весь ма значительное увеличение площади горла по сравнению с его оп тимальной величиной. Относительную площадь горла, потребную для запуска, будем обозначать Дгзап.
На фиг. 27 показаны теоретические зависимости Дгопт и FT3a„
36
от числа М полета для диффузора с изэнтропическим сжатием. Кри вая 1 соответствует величинам Fraan, потребным для запуска диф
фузора, а кривая 2 — величинам FronT . Как видно, чем выше число М полета, тем значительнее нужно осуществлять предварительное перерасширеняе горла диффузора для осуществления его запуска. Так, например, при М0 = 1,5 требуемое перерасширение горла полу чается меньшим 10%, а при М0 = 2,5 площадь горла, требуемая для запуска, оказывается вдвое больше оптимальной.
После запуска диффузора площадь горла теоретически нужно
уменьшить до Froпх. Однако режим его работы в этом случае будет неустойчивым. Для обеспечения устойчивой работы, как указыва лось, нужно иметь перерасши рение (запас) горла и некото рое снижение противодавления.
Увеличение площади горла по сравнению с оптимальной предотвратит выбивание голов ной волны при мгновенных
.уменьшениях числа М полета по сравнению с расчетными, вызываемых попутными поры вами ветра. Запас по противо давлению предотвратит появле-
6)
полета потребной (оптимальной) пло |
Ф и г. 28. Запуск диффузора |
с внутрен |
||
ним сжатием последовательным |
выдви |
|||
щади горла и площади горла, необхо |
ганием и вдвиганием центрального тела: |
|||
димой для запуска, бесскачкового |
а — перед |
запуском — головная |
волна |
|
диффузора с внутренним сжатием |
на входе; б — выдвигание центрального |
|||
|
тела устраняет головную волну; |
в — по |
||
|
сле запуска |
устанавливается |
расчетная |
|
|
|
система скачков |
|
|
ние головной волны при колебаниях давлений, связанных с работой двигателя. Однако в этом случае за горлом будет возникать скачок уплотнения, что приведет к снижению коэффициента звх,
Регулирование диффузора изменением площади горла, осущест вляемое путем создания гибких стенок или шарнирных соединений,
37
является весьма трудной задачей, особенно в осесимметричных вход ных устройствах. Поэтому оно может достигаться применением спе циального центрального тела, либо путем создания канала с перфо рацией стенок.
Использование центрального тела для осуществления запуска диффузора с внутренним сжатием состоит в следующем.
Центральное тело с острой носовой частью выполняется так, что в убранном положении оно в сочетании с внутренними стенками обе чайки образует профилированный кольцевой канал. При неподвиж-
Ф и г. 29. Запуск диффузора с внутренним сжатием, имеющего перфорированные стенки
ном центральном теле ц расчетном числе М полета такой диффузор запустить нельзя. На входе в него образуется головная волна (фиг. 28,а) вследствие недостаточной пропускной способности горла. Для запуска диффузора нужно выдвинуть центральное тело, а за тем убрать его в исходное положение.
При выдвижении центрального тела образуется косой скачок. При этом значительно снижается коэффициент расхода, а следова тельно, и расход воздуха. Поэтому горло при той же площади может пропустить весь расход воздуха, проходящий через косой скачок, об разующийся при обтекании головной части центрального тела в вы двинутом положении. В этом случае на входе в диффузор устанавли вается сверхзвуковое течение ("фиг. 28,6). При возвращении цент рального тела в исходное положение устанавливается расчетная схе ма течения (фиг. 28,в).
Диффузоры с внутренним сжатием, регулируемые при запуске перемещением центрального тела, в конструктивном отношении оста
38
ются еще достаточно сложными. Кроме того, они крайне чувствитель ны к возмущениям, вызываемым изменением режима полета, угла атаки и противодавления на выходе, которые приводят к выбиванию, головной волны. Это связано с влиянием нарастающего на стенках пограничного слоя. При его отрыве возникают ударные волны, кото рые снижают полное давление и, следовательно, уменьшают эффек тивную площадь горла. Улучшение характеристик такого диффузора возможно за счет отсоса пограничного слоя.
Другим направлением в решении этой проблемы является ис пользование диффузоров с перфорацией. В этом случае расчетная схема течения осуществляется путем перепуска избыточного количе ства воздуха через специальные отверстия (или клапаны), располо женные в сужающейся части диффузора. Схема диффузора с перфо рированными.стенками изображена на фиг. 29. Принцип действия та кого диффузора состоит в том, что за счет протекания воздуха через отверстия в стенках головная волна приближается к плоскости входа и, двигаясь дальше по потоку, доходит до горла. Ее интенсивность снижается по мере торможения воздуха в сужающейся части канала. При этом достигается почти изэнтропическое торможение сверхзву кового потока.
После запуска диффузора во избежание потерь перфорация должна закрываться. Это также связано с исключительно большими конструктивными трудностями.
§ 5. ЗАПУСК ДИФФУЗОРА ПЕРЕРАСШИРЕНИЕМ ГОРЛА
Регулирование диффузора при запуске, как видно, является весьма трудной задачей. Представляет интерес поэтому рассмотре ние работы нерегулируемого диффузора с внутренним сжатием, пло щадь которого заранее перерасш,ирена из условия запуска при за данном числе М полета. Для диффузора с изэнтроиичеоким сжатием соответствующие значения площадей запуска FT3ап приведены на фиг. 27.
Диффузор с перерасширенным горлом работает следующим об разом. При числах М полета, меньших того, на которое рассчитано перерасширение горла, перед входом возникает головная волна. Ок.а приближается постепенно к плоскости входа, так как с ростом числа М полета повышается плотность в горле и его пропускная способ ность. При достижении расчетного числа М полета, так как горло перерасшнрено, головная волна достигает плоскости входа и превра щается в прямой скачок на входе.-Затем скачок проскакивает внутрь диффузора и устанавливается в расширяющемся канале за горлом.
Если в момент проскакивания скачка противодавление не изме няется, его интенсивность, как указывалось, сохраняется равной ин тенсивности прямого скачка на входе. Но располагается он при этом за горлом, в том месте, где площадь проходного сечения канала рав на площади входа (фиг. 30,а). При повышении противодавления, ко торое может быть осуществлено, например, закрытием окон перепус ка, открывающихся в момент запуска, скачок имеет возможность пе
реместиться к горлу (фиг. 30,6). В этом случае разгон сверхзвуко вого потока между горлом и скачком станет меньшим, поэтому чис ло М перед скачком и его интенсивность снизится, а коэффициент со хранения давления в скачке возрастет. Минимальные потери в скачке будут в том случае, когда он достиг T нет горла. Дальнейшее повышение
противодавления уже приведет вновь к появлению головной волны перед входом.
О) |
|
|
Коэффициент |
овх |
|
у |
диффу |
|||
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
зора с перерасширенным горлом по |
|||||||
|
|
|
указанным причинам |
должен |
быть |
|||||
|
|
|
выше, чем у диффузора |
с |
прямым |
|||||
|
|
|
скачком на входе. Но этот выигрыш |
|||||||
|
|
|
в величине |
звх, |
как |
видно |
из |
|||
|
|
|
фиг. 30, |
получается |
сравнительно |
|||||
|
|
|
малым. Поэтому применение нере |
|||||||
|
|
|
гулируемых диффузоров с перерас |
|||||||
|
|
|
ширенным горлом при больших чис |
|||||||
|
|
|
лах М полета не является целесооб |
|||||||
|
|
|
разным. Однако при небольших чис |
|||||||
|
|
|
лах М полета значения |
авх у таких |
||||||
|
|
|
диффузоров |
могут быть |
получены |
|||||
|
|
|
весьма высокими. По указанным |
|||||||
|
|
|
причинам такие диффузоры, как |
|||||||
|
|
|
увидим далее, находят применение |
|||||||
|
|
|
в качестве составного элемента диф |
|||||||
|
|
|
фузоров других схем. |
|
|
|
|
|||
рерасширенным |
горлом: |
|
Диффузоры с внутренним сжа |
|||||||
а — скачок проскакивает из |
пло |
тием, несмотря на все трудности, |
||||||||
скости входа внутрь |
канала |
и ус- |
продолжают |
интересовать |
ученых. |
|||||
танавливается в том |
месте, |
где |
Важное их преимущество состоит в |
|||||||
площадь его равна площади |
вхо |
|||||||||
да; б — при повышении противо!- |
малом |
внешнем |
сопротивлении. |
|||||||
давления скачок перемещается к |
Обусловлено это тем, что поворот |
|||||||||
горлу и его интенсивность снижа |
сверхзвукового потока, |
|
необходи |
|||||||
ется. Внизу — зависимость коэффи |
мый для |
осуществления |
процесса |
|||||||
циента сохранения давления скач |
||||||||||
ка от числа М0 для этих случаев |
сжатия воздуха, происходит у них |
|||||||||
|
|
|
внутри |
канала |
и |
не |
|
приводит |
||
к возникновению скачков уплотнения во внешнем |
потоке, |
обтекаю |
||||||||
щем двигатель. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|