Файл: Наумец С.М. Основы теории и устройства авиационных силовых установок конспект лекций.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ААГ |
Алг |
Рис. 30. Схема обтекания рабочих лопаток компрессора при различных значениях осевой скорости потока Сх и числа оборотов (окружной скорости и)
Аналогичная картина обтекания (турбинный режим) на блюдается при уменьшении числа оборотов (окружная ско рость уменьшается) при условии сохранения расчетной вели чины С| (см. в).
Наиболее опасным режимом работы компрессора является режим, при котором воздушный поток подходит к лопатке под большим положительным углом атаки (см. г). Такой режим обусловливается уменьшением абсолютной скорости потока С\ и сопровождается срывом потока на спинке лопатки, вихревая зона которого полностью закупоривает межлопаточный канал. Такой срыв называют помпажным.
При помпажном срыве компрессор полностью теряет рабо тоспособность, т. е. резко падает тс*, двигатель, как правило,
останавливается. Эго явление называют помпажом, или не устойчивой работой компрессора.
Непосредственной причиной неустойчивой работы компрес сора является рассогласование в работе первых и последних ступеней его при изменении оборотов и температуры воздуха.
Для анализа этого явления (рассогласования) напишем уравнение неразрывности для входа и выхода компрессора:
GBl= 0 B,
48
или
|
|
FiT.C, — |
|
||
где 0 Я1 и |
G,if— расход воздуха |
через входное и выходное сече |
|||
Fi |
|
ния компрессора, кГ/сек\ |
|||
и F2— площади |
входного и выходною сечений; |
||||
а |
и |
Ъ — удельный |
вес |
(весовая плотность) воздуха на |
|
С, |
и |
входе и выходе компрессора; |
|||
С2 — абсолютные скорости |
потока на входе и выходе |
||||
|
|
компрессора. |
|
|
|
|
|
|
С)_F%' |
|
|
|
|
|
С2 |
F1 -fr ' |
|
Площади входного и' выходного |
сечений — величины по |
||||
стоянные, |
т. е. |
|
|
|
|
|
|
|
F2 |
t |
|
|
|
|
= COnst. |
|
|
|
|
|
F1 |
|
|
= ®L_ { £*Л' = ( К Г ,
Ti |
v2 |
\ р , ) |
|
где к = -1 |
|
|
|
Окончательно; |
|
|
|
v |
С = const « )1к. |
(15) |
|
Степень повышения давления компрессора it* зависит от |
|||
числа оборотов двигателя |
п, а следовательно, |
|
|
|
|
(-2 |
|
Рассмотрим механизм |
рассогласования компрессора |
при |
|
изменении различных |
эксплуатационных факторов. |
|
1. Уменьшение числа оборотов при V—const. Уменьшение п приводит к уменьшению it*, а следовательно, к уменьше-
нию |
Сх |
Q |
|
Это можно записать; |
п Ь V с г f I .
4 С. М. Наумец |
49 |
Уменьшение отношения |
происходит за счет уменьшения |
скорости воздуха С, на входе и увеличения на выходе из ком прессора С2.
Физически это явление можно объяснить так: при уменьше нии п уменьшается расход воздуха через компрессор, а значит, уменьшается скорость потока на входе Ci и уменьшается тс*.
Так как |
площади |
проходных |
сечений компрессора |
остались |
прежними, |
то уменьшение |
приводит к тому, что от ступени |
||
к ступени |
(начиная |
с первой) |
воздух недосжимается |
все более |
и более по сравнению с расчетным режимом, т. е. менее сжато му воздуху надо пройти через малые сечения последних ступе ней, что возможно за счет увеличения скорости воздуха С2.
Увеличение С2 при уменьшении U приводит к деформации треугольника скоростей на последних ступенях и отклонению вектора относительной скорости W2 в сторону уменьшения угла атаки лопаток.
Одновременно с ростом скорости потока растут гидравличе ские потери на последних ступенях (растет сопротивление дви жению воздуха), что передается вверх по потоку. За счеК, этих потерь абсолютные скорости потока на всех ступенях, в том числе и на первых, уменьшаются.
Следовательно, уменьшение абсолютной скорости потока на первых ступенях обусловливается, с одной стороны, паде нием расхода воздуха через двигатель из-за уменьшения числа оборотов, с другой, — ростом гидравлических потерь на послед них ступенях компрессора. Вследствие этого темп уменьшения составляющей С\ опережает темп уменьшения составляющей U в треугольнике скоростей первых ступеней компрессора, так как U является функцией только числа оборотов. Треугольник деформируется так, что угол атаки лопаток первых ступеней увеличивается.
Таким образом, с уменьшением числа оборотов двигателя происходит уменьшение абсолютной скорости потока С\ на пер вых ступенях компрессора, и они работают в помпажном режи ме (см. г), и увеличение скорости С2 на последних ступенях, и они работают в турбинном режиме (см. б). Компрессор в целом работает неустойчиво.
2. Увеличение температуры воздуха Т* на входе в компрес
сор. Температура воздуха на входе в компрессор может расти или за счет повышения температуры окружающего воздуха Т„ или за счет скоростного сжатия во входном устройстве:
Т1^Т*н= Тн(1+0,2 АР).
50
С ростом Т\ уменьшается я*, так как нагретый воздух
труднее сжать, и при неизменных оборотах воздух от ступени к ступени недосжимается. Это приводит к рассогласованию сту пеней, аналогичному тому, какое имеет место при уменьшении оборотов (помпажный срыв на первых ступенях и турбинный режим — на последних).
3. Понижение температуры воздуха на входе при /i = copst (или уменьшении числа М полета). Понижение температуры на
входе ведет к повышению |
я* (холодный воздух легче сжать |
|||
при той же подведенной работе — n = const). |
С, |
|
||
Увеличение я* приводит |
к увеличению |
(см. форму |
||
С2 |
||||
лу (15). Действительно, ,с |
увеличением я* |
|
||
растет секундный |
расход воздуха, а значит, увеличивается скорость потока Сi на входе в компрессор.
Вто же время скорость потока на выходе из компрессора С2 уменьшается, так как более сжатый воздух на выходе, проходя через одни и те же сечения, имеет меньшую скорость, чем менее сжатый.
Вэтом случае также наступает рассогласование в работе первых и последних ступеней компрессора: первые ступени ра
ботают в турбинном режиме (см. б), а последние — в помпажном (см. г).
Неустойчивая работа компрессора в эксплуатации недопу стима, так как в результате ее двигатель может остановиться или даже разрушиться.
В то же время режим и эксплуатационные условия работы двигателей в поЛете непрерывно меняются. Возникает необхо димость принимать специальные конструктивные меры, направ ленные на ликвидацию рассогласования в работе первых и последних ступеней как источника неустойчивой работы (помпажа) осевого компрессора.
Основными способами борьбы с явлением помпажа много ступенчатых осевых компрессоров являются следующие:
1. |
Перепуск |
части |
воздуха из |
проточной |
части компрессора |
|
в атмосферу. |
|
|
(как было |
показано |
выше) |
|
При дросселировании двигателя |
||||||
или |
уменьшении |
числа |
М полета |
помпаж |
наступает |
из-за |
уменьшения скорости потока на входе Ci и увеличения |
ее на |
|||||
выходе С2 (по сравнению |
с расчетными). Если в средней |
части |
корпуса компрессора проделать отверстие и часть сжатого воз духа выпускать в атмосферу, то скорость потока на входе уве личится, а на выходе, уменьшится. Это как раз и требуется для обеспечения устойчивой работы компрессора, и такой мерой пользуются на практике.
4* |
51 |
Конструктивно устройство перепуска воздуха в атмосферу выполнено следующим образом. По периметру корпуса комп рессора делается ряд окон, прикрываемых специальной сталь ной лентой (рис. 31). Окна делаются за одной из средних сту пеней компрессора (обычно за 4-й или 5-й), а иногда в 2 ряда.
Рис. 31. Принципиальная схема устройства перепуска воздуха из проточной части двигателя в атмосферу
На расчетном режиме работы двигателя лента плотно за крывает отверстия. В случае снижения оборотов до величины, соответствующей началу неустойчивой работы компрессора, лента открывает отверстия, и начинается перепуск воздуха в атмосферу.
Управление лентой сблокировано с системой тяг управления числом оборотов двигателя или производится специальной автоматикой. На компрессорах современных двигателей в автоматике перепуска воздуха в качестве чувствительного эле мента используется датчик степени сжатия, который реагирует не только на число оборотов, а и на температуру воздуха на входе в компрессор и на число М полета, так как степень сжа тия я* зависит от этих параметров.
2. Применение поворотных направляющих аппаратов перед первыми и последними ступенями компрессора.
Как было показано выше, непосредственной причиной срывных явлений на лопатках рабочего колеса является изменение угла подхода {5 воздушного потока к лопаткам РК. Сущность данного способа предотвращения помпажа заключается в том, что перед первыми и последними ступенями устанавливается специальный ряд поворотных профилированных лопаток, с по мощью которых можно менять направление потока воздуха путем их поворота в нужную сторону (рис. 32).
Управление поворотным направляющим аппаратом (НА) производится с помощью автоматики, аналогичной автоматике управления лентой перепуска.
При \уменьшении расхода воздуха (уменьшение скорости воздуха на входе в НА Ci) угол установки лопаток НА надо
52
уменьшать для обеспечения безударного входа воздуха в ра бочее колесо, как показано па рис. 32.
Ленты перепуска воздуха и поворотные направляющие ап параты часто используются на двигателях одновременно, что позволяет обеспечивать устойчивую работу компрессоров на всем диапазоне оборотов. Однако оба эти способа регулирова ния имеют существенные недостатки, такие, как потери энергии при применении ленты перепуска (так как в атмосферу выпу скается сжатый воздух, на который уже затрачена работа) и сложность конструкции поворотных направляющих аппаратов.
В настоящее время ' широкое распространение получили двигатели двухроторной конструкции, не требующие специаль ной автоматики регулирования компрессоров.
3. Применение двухроторной схемы компрессора — наиболее экономичный и эффективный способ расширения диапазона устойчивых режимов работы компрессора.
Компрессор у двухроторных двигателей (двухвальных, двухкаскадных) состоит из двух, стоящих друг за другом кас кадов ступеней, рабочие колеса которых приводятся во враще ние от отдельных механически не связанных между собой тур бин (рис. 33).
53