Файл: Наумец С.М. Основы теории и устройства авиационных силовых установок конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предусмотренные для этой

цели отверстия

(см.

рис. 2 2 ),

позволяющие осуществить

перепуск воздуха

мимо

двигателя

в атмосферу. Однако при открытии створок, регулирующих перепуск воздуха, увеличивается лобовое сопротивление двига­ теля из-за возникновения скачков уплотнения во внешнем по­ токе как на самих створках, так и на вытекающей воздушной струе.

На режимах разбега и взлета, когда сжатия воздуха во входном устройстве почти не происходит, пропускная способ­ ность горла для обеспечения требуемого расхода воздуха мо­ жет оказаться недостаточной. В этом случае во входном устройстве открываются дополнительные отверстия, позволя­ ющие подать воздух непосредственно в двигатель.

Форма входных устройств зависит от расположения их на летательном аппарате. Лобовые диффузоры имеют, как прави­ ло, круглую форму, а боковые — плоскую (рис. 24).

В качестве центрального тела у боковых воздухозаборников делают иногда панель, которая или перемещается вдоль кана­ ла, или только деформируется, изменяя его проходное сечение.

Иногда применяют воздухозаборники, расположенные в крыле (крыльевые). Отрицательным свойством боковых и крыльевых заборников является возможность попадания в воз­ душные каналы пограничного слоя, образовавшегося при обте­ кании частей самолета, к которым прилегают воздухозаборни­ ки. Попадание в воздухозаборник заторможенного течения, характерного для пограничного слоя, уменьшает коэффициент сохранения полного давления а„. Для повышения а„ боковых

и крыльевых

заборников осуществляют отсос пограничного

слоя (см. рис.

24).

§ 2. КОМПРЕССОРЫ ТРД

Компрессор предназначен для сжатия воздуха, забираемого из атмосферы, и подачи его в камеру сгорания.

Сжатие воздуха компрессором осуществляется за счет ме­ ханической работы, поступающей от турбины.

42

Компрессоры ТРД должны отвечать следующим требова­ ниям:

обеспечивать необходимое повышение давления при воз­ можно меньшей подводимой работе;

устойчиво и надеж­

но работать при всех воз­

 

можных

 

условиях

экс­

 

плуатации;

 

 

наименьшие

 

— иметь

 

 

размеры и вес при задан­

 

ном

расходе

 

воздуха.

 

 

В

авиационных

ТРД

 

применяются

 

два

вида

 

компрессоров

центро­

 

бежные

и осевые.

ком­

 

Центробежные

 

прессоры отличаются про­

 

стотой,

малым

весом

и

 

высокой

надежностью

в

 

эксплуатации.

 

схе­

 

Принципиальная

 

ма

центробежного

ком­

 

прессора

с двухсторонним

 

входом

показана

 

на

 

рис.

25.

 

 

колесо

пред­

 

Рабочее

 

 

ставляет

собой

диск

с

 

прямыми

 

радиальными

 

лопатками

(у двухсторон­

 

него компрессора

рабочее

 

колесо

имеет

лопатки

с

 

обеих

сторон).

 

про­

Рис. 25. Схема центробежного компрессора

Сжатие

воздуха

а —входной патрубок; ^-рабочее колесо;

исходит

за

 

счет

центро­

в -диффузор; г—выходной патрубок

бежных сил инерции ча­ стиц его при вращении колеса и за счет расширяющихся

межлопаточных каналов (рис. 26,а).

Для обеспечения безударного входа воздуха с целью умень­ шения потерь лопатки компрессора со стороны входного па­ трубка загнуты по вращению (рис. 26,6).

С рабочего колеса воздух поступает в диффузор в, где ско­ рость его течения уменьшается, а давление за счет этого воз­ растает.

Сжатый воздух по выходным патрубкам поступает в каме­ ры сгорания.

Центробежные компрессоры у существующих ТРД имеют одно рабочее колесо (например, у двигателей типа ВК-1).

43


Такие компрессоры могут обеспечивать

степень

сжатия

я* =44-4,5. Для получения больших степеней

сжатия

центро­

бежный компрессор должен иметь две и больше ступеней, т. е. иметь 2 рабочих колеса и соответственно 2 диффузора, рабо­ тающих последовательно. Однако многоступенчатые центро­ бежные компрессоры не нашли применения для ТРД из-за не­ приемлемо высокого веса и размеров при сравнительно низком к. п. д.

Рис. 26. Рабочее колесо центробежного компрессора

В настоящее время подавляющее большинство ТРД имеют многоступенчатые осевые компрессоры благодаря их преиму­ ществу по сравнению с центробежными:

- более высоким к. п.д.;

— значительно меньшим диаметральным размером (при одинаковом расходе воздуха) и меньшим весом.

^.Осевым компрессором называется такой компрессор, у кото­

рого воздух

перемещается параллельно

оси

вращения

рабоче­

го колеса и

сжимается

под действием

аэродинамических сил,

возникающих

при вращении

специально

спрофилированных

рабочих лопаток.

выполняется многоступенчатым

с чис­

Осевой компрессор

лом ступеней от 6 до 17 (рис. 27).

 

ступень

осевого

Основными

элементами,

составляющими

компрессора,

 

являются

рабочее колесо

(РК) и спрямляющий

аппарат (СА). Развертка на плоскости лопаток РК и СА пока­ зана на ршс. 28.

Конструктивно РК представляет собой металлический диск (стальной или из сплава алюминия), по периметру которого расположены специально спрофилированные лопатки, располо­ женные под некоторым углом к плоскости диска.

44


Сопловой -аппарат состоит из двух колец (внутреннего и внешнего), между которыми расположены аналогичные по про­ филю лопатки, мо установленные под углом противоположного знака угл\ лопаток РК-

Площадь проходных сечений от ступени к ступени, начиная

от первой,

уменьшается за

счет

уменьшения высоты лопаток

компрессора

и

 

увеличе­

 

 

ния

количества

 

лопаток.

 

 

Иногда по мере прибли­

 

 

жения к выходу компрес­

 

 

сора

делают

 

уменьша­

 

 

ющимся

диаметр

корпуса

 

 

компрессора.

 

 

 

 

 

Рассмотрим

 

принцип

 

 

работы

ступени

осевого

 

 

компрессора. .

 

Частица

 

 

воздуха,

поступающая на

 

 

переднюю

кромку рабо­

 

 

чего колеса

с абсолютной

 

 

скоростью

С],

 

находится

 

 

в сложном движении.

 

 

Относительная

ско­

 

 

рость воздуха Wi на вхо­

 

 

де в рабочее колесо опре­

Риг. 28. Развертка на плоскости венцов

деляется

как

геометриче­

ская

разность

абсолют­

лопаток РК и СА (одной ступени)

ной скорости

Ci

и окруж­

 

ступени компрессора U^x< a

ной

скорости

и.

В дозвуковой

межлопаточные каналы являются расширяющимися, поэтому происходит торможение потока, давление повышается, а ско­ рость уменьшается до W2< W V

В спрямляющем аппарате происходит дальнейшее торможе­ ние потока (за счет расширяющихся каналов) и спрямление

45


его до направления, параллельного оси компрессора. Далее воздух поступает на следующую ступень, где цикл торможения повторяется.

Степень повышения давления в дозвуковой ступени осевого компрессора составляет:

-ет-1,2-1,3.

Всовременных компрессорах для повышения степени сжа­ тия первые ступени выполняют сверхзвуковыми.

В соответствии со свойством сверхзвукового потока — тор­ мозиться в сужающемся канале— межлопаточные каналы РК и СЛ выполняются суживающимися (рис. 29).

Рис. 29. Схема сверхзвуковой ступени компрессора:

• « —сверхзвуковое рабочее

колесо; <7—дозвуковой спрямляющий

 

аппарат

Степень повышения давления в одной сверхзвуковой ступе­

ни составляет яст = 1 ,6 -f-1 ,8 .

тсст сверхзвуковой ступени позво­

Существенное повышение

ляет при меньшем числе ступеней получить более высоконапор­ ный компрессор, однако из-за ряда существенных недостатков сверхзвуковых ступеней широкого применения они пока не по­ лучили.

К

недостаткам

сверхзвуковых

ступеней относится прежде

всего

меньший к. п.д. за счет потерь на скачках

уплотнения и

возможность срыва потока из-за крутого поворота струи.

 

со­

Основными показателями, характеризующими

степень

вершенства компрессора, являются степень сжатия

тс*

и

эффективный коэффициент полезного действия rjK.

и при

неиз­

Степень сжатия

тс* — величина

непостоянная

менном числе оборотов компрессора зависит от ряда эксплуа­ тационных факторов.

46


Так, степень повышения давления в компрессоре и* зави­

сит от работы, подводимой к 1 кГ воздуха в компрессоре, темпе­ ратуры окружающего воздуха Тп и числа М полета. При неиз­ менной подводимой работе тс* возрастает с понижением

температуры Ти и уменьшается с увеличением числа М полета.

Все виды потерь механической энергии в компрессоре учи­ тываются эффективным коэффициентом полезного действия процесса сжатия т|к (см. формулу (6 ).

Для многоступенчатых компрессоров tjk= 0,82-Г0,88. Основные показатели ТРД л* и т(к, влияющие на тягу дви­

гателя и экономичность его, в сильной степени зависят от ре­ жима полета, атмосферных условий и от числа оборотов двига­ теля, которые в эксплуатации непрерывно меняются.

Устойчивые и неустойчивые режимы

работы компрессоров

и принципы их регулирования

Осевой компрессор рассчитывается

на обороты, близкие

к максимальным. На расчетных оборотах к. н.д. максимальный, но на них обеспечивается устойчивая работа двигателя в весь­ ма небольших пределах. На оборотах, отличных от расчетных, возникают условия неустойчивой работы компрессора, умень­ шается 7)к и падает тс*.

Рассмотрим физическую сущность явлений, вызывающих неустойчивую работу компрессора.

На рис. 30 показаны различные варианты схем обтекания воздушным потоком лопаток рабочего колеса осевого компрес­ сора.

На позиции

а представлена схема обтекания лопаток ком­

прессора

при

расчетных значениях

параметров Сi и и. Поток

воздуха

с относительной скоростью

плавно обтекает рабочие

лопатки, г. е. вектор скорости Wl совпадает с касательной к средней линии межлопаточного канала. Потери механической энергии наименьшие. При увеличении абсолютной скорости C'i выше расчетной (при неизменных оборотах и const) воздуш­ ный поток подходит к лопаткам под отрицательным углом ата­ ки. Компрессор вместо того, чтобы отдавать работу воздуху, тормозится потоком, на корытце лопаток наблюдается срыв потока (см. б). Срыв потока на корытце называется локальным (местным), он частично закупоривает межлоиаточный канал вихревой зоной. Компрессор работает в этом случае в турбин­ ном режиме.

Потери энергии резко возрастают (г)к падает), степень по­ вышения давления тс* падает.

47