Файл: Наумец С.М. Основы теории и устройства авиационных силовых установок конспект лекций.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

'S ~ JCV„

3*

Г л а в а II

РАБОТА И УСТРОЙСТВО ОСНОВНЫХ ЧАСТЕЙ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК САМОЛЕТОВ

§ 1. ВХОДНЫЕ УСТРОЙСТВА ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Входные устройства воздушно-реактивных двигателей слу­ жат для отбора из внешнего потока определенного количества воздуха, необходимого для его работы. Процесс торможения и сжатия потока должен осуществляться с возможно меньшими потерями. По мере развития летательных аппаратов роль вход­ ных устройств (воздухозаборников) ВРД (и, в частности, ТРД) существенно повышалась.

Так, в современных ТРД

расход воздуха

в секунду состав­

ляет от 50 до 140 кГ/сек.

 

 

 

 

Пропускная способность

входных устройств

должна

быть

па всех режимах полета максимальной, так

как

потери

давле­

ния во входном устройстве

сильно снижают

тягу двигателя и

увеличивают удельный расход топлива. 30%

потерь давления

во входном устройстве приводят к снижению тяги на 40% и росту удельного расхода топлива на 15%. Повышение давления воздуха в ТРД осуществляется частично во входном устройстве (в полете) и частично в компрессоре.

Отношение полного давления воздуха за компрессором р\ к

давлению его в невозмущенном потоке рп называется степенью повышения давления воздуха в двигателе «*в (степень сжатия

двигателя):

El

(1 3 )

Рн

 

36

Умножив и разделив правую часть этого выражения на р\ (полное давление на входе в компрессор), получим:

U*

_* WX*

 

Р\ 'Pi

те* • 7Г*

ДВ

Р»-Р\

ВХ

к’

 

 

 

где те*х — степень повышения давления во входном устройстве

(отношение полного давления на выходе из возду­ хозаборника к давлению в невозмущенном потоке); те*— степень повышения давления воздуха в компрессо­

ре (отношение полного давления на выходе из ком­ прессора к полному давлению на входе).

Во входном устройстве повышение давления происходит за счет скоростного напора, поэтому величина ~*х зависит от ско­

рости полета летательного аппарата.

На дозвуковых скоростях полета сжатие воздуха за счет использования скоростного напора невелико, и повышение дав­ ления, необходимое для работы двигателя, обеспечивается в основном за счет компрессора.

Характер изменения те*х и в зависимости от числа М по­ лета для современных двигателей показан на рис. 17.

Рис. 17. Зависимость те* и те*х от числа М

На больших сверхзвуковых скоростях полета повышение давления воздуха во входном устройстве резко возрастает, что приводит к уменьшению потребной степени повышения

37

/


давления в компрессоре и к возрастанию роли входного устрой­ ства в общем процессе сжатия.

Потерн полного давления воздуха, входящего в двигатель, оцениваются обычно коэффициентом сохранения полного дав­ ления сг„, представляющего собой отношение полного давления на выходе воздухозаборника к полному давлению набегающего потока:

з,

К

( И )

Ри

 

 

В зависимости от расчетной

скорости полета входные

устройства можно разделить на дозвуковые и сверхзвуковые. Дозвуковой воздухозаборник профилируется так, чтобы ско­

ростное

сжатие воздуха

осуществлялось большей

частью

(а иногда полностью) до

входа в заборник. Входные

кромки

имеют плавное очертание

для

предотвращения

срыва

потока

па входе.

Расширение канала

не должно быть

большим (угол

раствора канала не более 812 °), так как иначе поток оторвет­ ся от стенок. Для выравнивания поля давления перед компрес­ сором вторая часть канала обычно выполняется несколько су­ живающейся, что вызывает ускорение потока и как следствие некоторое уменьшение давления воздуха. Принципиальная схе­ ма дозвукового воздухозаборника показана на рис. 18.

38

Дозвуковой воздухозаборник не обеспечивает сужения струи, а следовательно, в нем принципиально невозможно плав­ ное или многоступенчатое торможение сверхзвукового потока. Кроме того, тупые кромки обечайки сами по себе являются источниками сильных возмущений. Вследствие этого на сверх­ звуковой скорости полета перед входом в воздухозаборник возникает интенсивный головной скачок, характеризующийся наибольшими потерями полного давления (рис. 19). Поэтому

применение

дозвуковых воздухозаборников

допускается до

уИ= 1,5-г 1,7,

когда

потери

полного давления

еще окупаются

простотой конструкции.

 

 

 

а

< £ ° о '

о "

t

Рис. 19. Работа дозвукового заборника на сверхзвуковой скорости полета

На скоростях полета, соответствующих М > 1,5-г 1,7, приме­ няют специальные сверхзвуковые воздухозаборники, в которых снижение скорости до небольшой сверхзвуковой осуществляет­ ся в системе косых скачков уплотнения, а переход к дозвуко­ вой— в замыкающем прямом скачке меньшей интенсивности

(рис. 2 0 ).

Рис. 20. Схема сверхзвукового трехскачкового воздухозаборника с внешним сжатием

39



На рис. 20, а показан трехскачковый диффузор (воздухоза­ борник) с внешним сжатием и круглым центральным телом.

Требуемая система скачков создается центральным телом, выдвинутым навстречу набегающему потоку и имеющим фор­ му ступенчатого конуса, от каждого -излома которого отходит косой скачок. При работе диффузора на расчетном режиме все косые скачки уплотнения сходятся на передней кромке обечай­

ки диффузора, а прямой

скачок

располагается

в

плоскости

входа.

Этим обеспечиваются наименьшие потери

полного дав­

ления,

максимально возможный

расход воздуха

и

отсутствие

дополнительного вредного

сопротивления.

 

 

На рис. 20,6 показана зависимость коэффициента сохране­ ния полного давления заторможенного потока от числа М поле­ та и числа скачков перед входом.

Для обеспечения устойчивой работы диффузора канал его делают сначала суживающимся, а затем расширяющимся. В этом случае течение воздуха во внутреннем канале происхо­

дит, как

в сопле Лаваля, — дозвуковой поток в суживающейся

части (рис.

2 1 ) разгоняется до скорости

звука в горле канала,

а затем

в

начале расширяющейся части

становится сверхзву­

ковым. Внутри канала возникает прямой скачок уплотнения,

который ограничивает сверхзвуковую

зону, а скорость после

него становится дозвуковой.

 

Горла

Прямой скачок

Рис. 21. Регулируемый сверхзвуковой диффузор со сверх­ звуковой зоной за горлом

Сверхзвуковая зона за горлом и скачком задерживает воз­ мущения, идущие со стороны двигателя, так как возмущения, распространяющиеся со скоростью звука, не могут переме­ щаться против сверхзвукового потока. Величина сверхзвуковой зоны зависит от режима работы двигателя и выбирается из условия обеспечения устойчивой работы диффузора в требу­ емом диапазоне изменения режимов работы двигателя.

40


Режим работы входного устройства может изменяться в зависимости от скорости и высоты полета, температуры возду­ ха и режима работы двигателя, а также при изменении углов атаки, так как при этом меняется направление набегающего потока воздуха. Это обстоятельство вызывает необходимость делать входные устройства регулируемыми.

Например, при уменьшении скорости

полета углы

наклона

скачков возрастают (рис.

2 2 ), скачки

отходят от среза вход­

ного устройства, при этом

потери резко

возрастают,

пропуск­

ная способность входного

устройства

уменьшается. Для обес­

печения расчетного режима работы воздухозаборника цент­ ральное тело делают управляемым (см рис. 21). При

уменьшении

скорости

полета

конус

втягивается по внутрь

заборника,

при этом

проходное

сечение горла

увеличивается,

а скачки уплотнения

подходят

к срезу

входного

устройства.

При полете на скорости, большей расчетной, скачки уплот­ нения смещаются внутрь входного устройства, и это также ведет к росту потерь (рис. 23). В этом случае конус выдвигает­ ся против потока до восстановления расчетного режима ра­ боты.

Если требуемый диапазон перемещения конуса обеспечить конструктивно не удается, то приходится применять дополни­ тельное регулирование входного устройства. Так, например, при значительном увеличении скоро­ сти полета или уменьшении чис­ ла оборотов двигателя,когда рас­ ход воздуха через горло стано­ вится чрезмерным, открываются

Рис. 23. Работа воздухозаборника при М > М р

41