Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ротом корпуса фары при отпущенной гайке креп­ ления ее к кронштейну. Правильная регулировка

Рис. 48. Регулировка положения рефлекторов фар:

а — в в е р т и к а л ь н о й п л о с к о с т и ; б — в г о р и з о н т а л ь н о й плос* к о с т и .

фар обеспечивает нормальное освещение дороги и не слепит встречных водителей. На рис. 49 по-

Рис. 49. Регулировка фар.

казаны правильная и неправильная регулировка фар автомобилей. Данные для регулировки фар различных автомобилей приведены в табл. 21.

164

Таблица 21

Данные для регулировки фар

 

В ы с о т а А

 

д о н и ж н е й

М а р к а а в т о м о б и л я

г о р и з о н ­

т а л ь н о й

 

л и н и и

 

н а э к р а н е ,

 

мм

Ра с с т о я н и е

Бо т о с е ­

во й л и н и и

Од о б о к о ­

вы х в е р т и ­ к а л ь н ы х

ли н и й

/и 2 на

эк р а н е , мм

Ра с с т о я н и е Г о т ф а р

до э к р а н а ,

м

М-21 .Волга* .....................

 

765

700

7,5

М-20 .П обеда * .....................

 

790

625

7,5

Г А З-51А

..............................

.

850

600

7,5

ГАЗ-63

1000

600

7,5

ЗИЛ-150,

ЗИЛ-164 . . .

950

520

10,0

МАЗ-200 . .....................

1157

710

5,0

МАЗ-205

. . .

. .

1075

710

7,5

КрАЗ-219, КрАЗ-222 . . .

1260

900

5

КрАЗ-214

.....................

...

1530

900

5

ПРИБОРЫ СИГНАЛИЗАЦИИ

Сигнальные приборы, которыми оборудован автомобиль, подразделяются на приборы наруж­ ной и внутренней сигнализации.

Приборы наружной сигнализации сигнализи­ руют окружающим об остановке или харак­ тере движения автомобиля. К ним относятся: стоп-сигнал, указатели поворотов и звуковой сигнал.

Приборы внутренней сигнализации сигнализи­ руют водителю о неисправности приборов и ме­ ханизмов автомобиля. К ним относятся различ­ ные контрольные лампочки (температуры воды, давления масла, ручного тормоза, дальнего све­ та и т. д.).

165



С т о п - с и г н а л объединен с задним фона­ рем, в котором имеется отдельная лампочка стопсигнала или двухнитевая лампа: одна нить на­ каливания для заднего фонаря (6 св.), а вто­ рая — для стоп-сигнала (21 св). Включение стоп-

5

Рис. 50. Включатель стоп-сигнала:

а — с г и д р а в л и ч е с к и м п р и в о д о м ; б — с п н е в м а т и ч е с к и м п р и ­ в о д о м .

сигнала производится специальным включателем при нажатии тормозной педали.

Включатель стоп-сигнала (рис. 50) с гидрав­ лическим или пневматическим приводом состоит из следующих основных деталей: стального кор­ пуса / и резиновой диафрагмы 2; контактной ла­ тунной пластины 3\ пружины 4 и двух контак­ тов 5.

При нажатии на тормозную педаль тормозная

жидкость

(рис. 50, а)

или сжатый воздух

(рис. 50, б)

прогибает диафрагму 2, замыкая ла­

тунной пластинкой два

контакта 5, благодаря

166

чему ток проходит через замкнутые контакты, и лампочка стоп-сигнала загорается. При отпу­ скании тормозной педали пружина 4 возвращает латунную пластину и диафрагму в исходное по­ ложение.

У к а з а т е л ь п о в о р о т а (рис. 51) состоит

Рис. 51. Электрическая с»ема светового указателя поворота.

из передних (в подфарниках) и задних (в задних фонарях) ламп 1 и 3, сигнальных ламп 2, рас­ положенных на щитке приборов, трехпозиционно­ го переключателя 4 и теплового реле.

Тепловое реле имеет карболитовую панель 14, на которой укреплена стойка 5, являющаяся по­ движным контактом реле, и стойка 13, к которой крепится латунная рамка, имеющая подвижной серебряный контакт 6. К стойке 13 крепится так­ же с помощью обоймы 12 биметаллическая пла­ стинка 11. Вторая обойма 10 биметаллической пластинки соединена с помощью пластинчатой пружины 7 с латунной рамкой 9. Пружина 7

Д67


стремится удержать контакт 6 и стойку 5 в ра­ зомкнутом состоянии.

Если указатель не включен, стойка 5 и кон­ такт 6 теплового реле находятся в разомкнутом состоянии. При включении указателя поворота с помощью трехпозиционного выключателя 4 за­ жигается лампа 3 в переднем подфарнике и лам­ па 1 в заднем фонаре. В этом случае ток акку­ муляторной батареи или генератора (путь тока на рисунке указан стрелками) будет проходить через проводник 8 и биметаллическую пластин­ ку 11, обладающую значительным сопротивле­ нием (2,5 ом), вследствие чего лампы_^и7 горят с неполным накалом, а биметаллическая пла­ стинка нагревается, выпрямляется и через обой­ му 10, пружину 7 и рамку 9 замыкает контакт 6 со стойкой 5.

При замкнутом контакте ток от источника будет проходить, минуя биметаллическую пла­ стину по латунной рамке 9, сопротивление в цепи уменьшится и лампы 3 и 1 будут гореть полным накалом. Пока контакты находятся в замкнутом состоянии, биметаллическая пластина остывает. При остывании она изгибается, опять размыкая контакты, и тем самым уменьшает накал ламп.

Размыкание и замыкание контактов реле, вы­ зывающее мигание ламп, происходит с частотой

50—120 пер!мин.

З в у к о в о й с и г н а л (рис. 52) служит для предупреждения идущего впереди транспорта и пешеходов о приближении автомобиля. Он состо­ ит из корпуса 10, сердечника 11 с обмоткой 12 электромагнита, мембраны 14 и вибрационного диска 15, якорька 13 на стержне 3 мембраны, ре­ гулировочной гайки 5 и контргайки 4, подвижно­ го и неподвижного контактов 6 прерывателя,

168

конденсатора 7 или искрогасящего сопротивле­ ния 8 упругой стальной пластины 1, один конец которой крепится к шпильке 16, а другой — гай­ кой 2 к штоку 3.

При нажатии на кнопку 9 сигнала по обмот­ ке 12 электромагнита проходит ток от аккумуля­ торной батареи или генератора, благодаря чему сердечник намагничи­ вается и притягивает к себе якорек. Под дей­ ствием штока 12 мемб­ рана прогибается, а контакты прерывателя размыкаются, прекра­ щая тем самым посту­ пление тока в обмотку электромагнита. В мо­ мент размыкания кон­ тактов мембрана воз­ вращается в исходное положение, перемещая

шток и якорек обратно. Рис. 52. Звуковой сигнал. Контакты при этом за­

мыкаются и ток опять проходит по обмотке элек­ тромагнита.

Прогибаясь и выпрямляясь с частотой 200— 400 пер/сек мембрана с вибрационным диском 15 колеблет воздух, производя звук.

При установке на легковых автомобилях не­ скольких сигналов, потребляющих ток до 40— 50 а, в их цепь включается реле, разгружающее контакты кнопки от большого тока. Это необхо­ димо для предохранения сигнальной кнопки от обгорания.

Работа реле сигнала заключается в следую­ щем. При нажатии на кнопку сигналов ток про­

169


ходит из аккумуляторной батареи или от генера­ тора в обмотку 4 (рис. 53), намагничивая сер­ дечник 3, который притягивает якорек 2, замы­ кая контакты 1 (путь тока на схеме показан сплошными стрелками).

При замкнутых контактах реле большой ток проходит в обмотки электромагнитов сигналов параллельно кнопке (путь тока в цепи сигналов на схеме показан пунктирными стрелками).

Основные неисправности приборов сигнализации

Основные неисправности приборов световой сигнализации аналогичны неисправностям прибо­ ров освещения.

Н е и с п р а в н о с т и з в у к о в ы х с и г н а ­ лов могут быть вызваны: окислением контактов, уменьшающим силу звука; большим искрением между контактами вследствие неисправности конденсатора; нарушением регулировки звука; замыканием вследствие порчи изоляции; трещи­ ной в мембране.

П р и ч и н а м и н е и с п р а в н о с т и ре ле с и г н а л а являются: окисление контактов, повы­ шающее сопротивление в цепи; сваривание кон­ тактов, вызывающее непрерывное звучание си­ гналов; обрыв цепи обмотки.

Техническое обслуживание приборов сигнализации

Е ж е д н е в н о е о б с л у ж и в а н и е (ЕО). Проверить действие стоп-сигнала указателей по­ ворота и звукового сигнала.

П е р в о е и в т о р о е т е х н и ч е с к и е об­ с л у ж и в а н и я (ТО-1 и ТО-2). Проверить креп­

170

ление приборов сигнализации и состояние прово­ дов. При ТО-2 проверить состояние контактов си­ гнала и реле сигнала и при необходимости зачи­ стить их. В случае необходимости отрегулировать сигнал.

С и л у з в у к а устанавливают, уменьшая или увеличивая сжатие контактов прерывателя регу-

.? 3

Рис. 53. Схема реле сигналов:

К — к н о п к а ; Б •— б а т а р е я ; С — с и г н а л ; / — к о н т а к т ы : 2 — я к о ­ р е к ; 3 — с е р д е ч н и к ; 4 — о б м о т к а ; 5 — п р у ж и н а ; 6 — с т о й к а н е п о д в и ж н о г о к о н т а к т а ; 7 — о г р а н и ч и т е л ь п о д ъ е м а я к о р ь к а .

лировочной гайкой 5 (рис. 52) при отпущенной контргайке 4. После получения нормального зву­ ка контргайку затягивают и устанавливают крышку.

Тон з в у к а регулируют изменением упру­ гости стальной пластины 1, ослабляя наружную гайку шпильки 16 и вращая внутреннюю гайку по часовой стрелке (для повышения тона) или против часовой стрелки (для понижения тона), затем затягивают наружную гайку и проверяют звук. Если таким способом отрегулировать тон звука не удается, то надо проверить и в случае необходимости установить нужный зазор между

171