Файл: Майгур Г.Л. Электрооборудование автомобилей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

следовательная обмотка РОТ — последователь­ ная обмотка 8 (ОТ) — зажим Я реле-регулято­ ра — зажим Я генератора — отрицательная щет­ ка генератора.

С увеличением числа оборотов якоря генерато­ ра повышается и его напряжение, и когда оно до­ стигает 11,8—13,0 в, сердечник РОТ настолько намагничивается, что преодолевает сопротивле­ ние пружины и притягивает к себе якорек, замы­ кая при этом его контакты. В этом случае гене­ ратор принимает на себя питание всех потреби­ телей внешней цепи и производит подзарядку аккумуляторных батарей, благодаря чему через последовательную обмотку 6 (РОТ) проходит весь ток нагрузки генератора, причем направ­ ление его совпадает с направлением тока в па­ раллельной обмотке 5. Таким образом, магнит­ ные поля обеих обмоток складываются, вслед­ ствие чего сердечник еще больше намагничива­ ется и надежно удерживает якорек РОТ, обес­ печивая плотное соединение его контактов.

Путь зарядного тока при замкнутых контак­ тах РОТ будет следующий: положительная щет­

ка генератора — «масса»

батареи — батареи —

амперметр — зажим

Б

реле-регулятора — кон­

такты

РОТ— гибкий

провод — ярмо — последо­

вательная обмотка 6

(РОТ) — последовательная

обмотка 8

(ОТ)— зажим Я реле-регулятора —

зажим

Я

генератора — отрицательная щетка

генератора.

В случае уменьшения числа оборотов якоря генератора напряжение его снижается, и когда оно становится меньше напряжения аккумуля­ торной батареи, ток из нее начинает поступать в генератор в направлении, обратном току за­ рядки.

4

51


Тип реле-регу­ лятора

РР-24

РР-24А

РР-24Б

РР-24Г

РР-27

РР-101

ФР-8

РР-109

Технические данные реле-регуляторов

Реле обратного тока

 

Регулятор напряжения

Ограничи­

09

 

 

 

* *,

 

 

 

R

« в i

тель тока

2 вГ

 

 

О *

 

Напряжение замы ния контактов ре/

Обратный ток раз мыкания контакто

1

Регулируемое нап] жение, в

Ток нагрузки, пр» котором проверяв' регулируемое нап] жение, а

Скорость вращени якоря, при которс проверяется регул тор напряжения, об/мин

Ток нагрузки, допускаемый ог­ раничителем. а

12,2—13,2

0,5-0,6

13,8-14,6

10

3000

19-21

12,2-13,2 0,5-0,6

13,8-14,6

10

3000

17—19

12,2—13,2 0,5-0,6

13,8—14,8

10

3500

15—17

12,2-13,2

0,5—0,6

13,8—14,8

10

3000

17-19

12,2-13,2

0 Сл ОО

14-14,8

18

3000

35±2

 

1

 

 

 

 

12,2-13,2

0 ,5 -6

13,8-14,6

16

3000

3 2 + 1

12,2-13,2

0 ,5 -8

13,8-15,2

18

3000

35±2

12,2—13,2

0 ,5 -6

12,5—13,5

13

3500

Ограни­

 

 

 

 

 

чителя

 

 

 

 

 

тока нет

Таблица 13

Марки автомобилей, на которых устанав­ ливается реле-регуля­ тор

М-21 .Волга' г АЧ.19

М-20 .Победа* М-72 .Победа*

.Москвич-407*,

,Москвич-410*,

,Москвич-423* ГАЗ-51А,

ГАЗ-63,

ГАЗ(УАЗ)-69А,

ЗИЛ-150, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157,

ЗИЛ-164,

МАЗ-200. МАЗ-205, ПАЗ-651 ЗИЛ-111

ГАЗ-13 .Чайка*

ЯАЗ-210, КрАЗ-214,

КрАЗ(ЯАЗ)-221 ЗАЗ-965 .Запоро

жец*

Пр и м е ч а н и я :

1. На

автомобилях

ГАЗ-69, ГАЗ-63, ЗИЛ-151, ЗИЛ-157

с экранированным

электроообрудованием

устанавливается

реле-регулятор

РР-24Э. 2. На всех автомобилях КрАЗ

с 1961 г. устанавливается

реле-регуля­

тор РР-107 с номинальным напряжением

24

в и номинальным током

16 а. Реле-

регулятор РР-107 отличается

от ранее

устанавливаемых реле-регуляторов РР-8

и РР-23 тем, что имеет только один

регулятор напряжения. 3. На автомо­

билях «Урал-21А» и

«Урал-356» устанавливается реле-регулятор РР-24Д, имею­

щий такие же параметры, как РР-24Г.

 

 

 

 


Этот ток также проходит в обратном направ­ лении (в течение 3—5 сек, величина его 0,5—6 а) через последовательную обмотку 6 сердечника РОТ. В параллельной же обмотке 5 направление тока остается прежним. Так как в последователь­ ной обмотке направление тока изменилось, то созданное им магнитное поле начинает противо­ действовать полю параллельной обмотки. При этом намагничивание сердечника резко умень­ шается, пружина оттягивает якорек и контакты РОТ размыкаются. Генератор отключается от внешней цепи, а аккумуляторная батарея опять принимает на себя питание потребителей.

При работе реле обратного тока температу­ ра параллельной обмотки 5 увеличивается, что повышает ее сопротивление, а следовательно, уменьшает в ней ток и намагничивание сердеч­ ника. Поэтому для замыкания контактов тре­ буется большее напряжение, обеспечиваемое увеличением количества оборотов якоря генера­ тора.

Замыкание контактов РОТ при более высо­ ком напряжении приводит к уменьшению вре­ мени зарядки батареи и, наоборот, увеличению времени ее разрядки.

Для замыкания контактов при определенном неизменном напряжении, независимо от темпе­ ратуры РОТ, якорек его подвешивают к кронш­ тейну с помощью биметаллической пластины (верхний слой пластины —латунь, а нижний — инвар — сплав железа, никеля, марганца и ме­ ди). Действие биметаллической пластины заклю­ чается в том, что при нагреве она изгибается и тем самым приближает якорек к сердечнику РОТ. Поэтому, несмотря на уменьшение нама­ гниченности сердечника РОТ в связи с нагревом

54

параллельной обмотки, контакты его все же за­ мыкаются при неизменном напряжении генера­ тора.

Технические данные реле-регуляторов приве­ дены в табл. 13.

На автомобилях «Москвич-407» выпуска 1961 г. устанавливается реле-регулятор РР-102, который имеет только два автомата — регулятор напряжения (PH) и реле обратного тока (РОТ).

Ограничитель тока в реле-регуляторе РР-102 не нужен, потому что мощность генератора подо­ брана так, чтобы при включении всех потребите­ лей он не перегружался и у него еще оставался некоторый запас мощности для зарядки аккуму­ ляторной батареи. При исправном электрообору­ довании автомобиля генератор мог бы быть пе­ регружен только за счет сильно разряженной ба­ тареи, потребляющей в этом случае большой ток. Но при увеличении зарядного тока, отдаваемого генератором, напряжение его снижается, благо­ даря чему он и предохраняется от перегрузки.

Регулируемое

напряжение

(PH)

при

3500 об/мин якоря

генератора и

тока нагрузки

16 а должно быть в пределах 12,6—13,6 в,

а на­

пряжение включения (РОТ) — 12,2—13,2 в.

 

ГЕНЕРАТОРНЫЕ УСТАНОВКИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА

Генераторные установки переменного тока автобусов ЗИЛ-158 (ЛИАЗ-158), ЛАЗ-695, ПАЗ-652, ЗИЛ-127 и ряд других состоят из 12-вольтного трехфазного синхронного 1 генера­

1 Синхронными называются генераторы переменного тока, у которых частота тока пропорциональна числу обо­ ротов ротора.

55


тора переменного тока, селенового выпрямителя и реле регулятора.

Генераторы переменного тока более просты и надежны в работе по сравнению с генераторами постоянного тока, так как у них нет коллектора, который ускоряет износ щеток. Кроме того, они обеспечивают питание потребителей электрообо­ рудования при более низких оборотах ротора ге­ нератора, что уменьшает расход электрической энергии аккумуляторных батарей и увеличивает срок их службы. Их размеры и вес приблизи­ тельно втрое меньше, чем генераторов постоян­ ного тока такой же мощности.

К недостаткам генераторов переменного тока можно отнести наличие в их конструкции дорого­ стоящих селеновых выпрямителей, требующих интенсивного охлаждения, а также сложность соединения с аккумуляторными батареями.

Реле-регулятор, входящий в каждую генера­ торную установку переменного тока, имеет в ос­ новном такое же назначение как и реле-регуля­ тор РР-24, но в нем отсутствует реле обратного тока, в установке которого нет необходимости при наличии селенового выпрямителя.

Генераторы переменного тока

Г е н е р а т о р Г-2Б (рис. 10). Статор 5 гене­ ратора набран из отдельных листов электротех­ нической стали, изолированных друг от друга нитроэмалью для уменьшения нагрева вихревы­ ми токами. В 18 трапецоидальных пазах статора уложена 18-катушечная 3-фазная обмотка 6 ста­ тора. Каждая фаза обмотки состоит из 6 парал­ лельно включенных катушек, начала которых соединены между собой, а концы — с тремя изо-

56

Рис. 10. Генератор Г-2Б

лированными от корпуса фазными зажимами 4. Ротор генератора укреплен на валу гайками.

Состоит он из двух сердечников. Каждый сер­ дечник изготовлен в виде 6 клювообразных на­ конечников 11 (полюсов). Полюсы одного сер­ дечника размещены между полюсами другого сердечника, благодаря чему образуется 12 чере­ дующихся полюсов разноименной магнитной по­ лярности. На валу ротора укреплены также кон­ тактные кольца, вентилятор в виде крыльчатки и приводной шкив 10, закрепленный шпонкой и гайкой.

На стальной втулке вала между полюсами надета обмотка возбуждения генератора, состоя­ щая из двух катушек, параллельно соединенных между собой. Концы катушек припаяны к трем контактным кольцам 2 вала ротора. К контакт­ ным кольцам прижаты с помощью пружин гра­ фитные щетки, установленные в щеткодержате­ лях. Щеткодержатель 8 средней щетки, присо единенной к массе,—металлический, а щеткодер­ жатели 7 изолированных от массы щеток 9 — пластмассовые. В них имеются зажимы для при­ соединения проводов к зажимам Ш-1 и Ш-2 ре­ ле-регулятора. Через щеткодержатель 8, щетку, соединенную с массой, и среднее контактное кольцо к обмотке возбуждения генератора под­ водится постоянный ток от аккумуляторной ба­ тареи или селенового выпрямителя, а через щет­ ки 9, соединенные с зажимами Ш-1 и Ш-2, отво­ дится из катушек обмотки возбуждения 12.

Крышки генератора изготовлены из алюми­ ниевого сплава, предотвращающего рассеивание магнитного потока. Крепятся они к статору с по­ мощью трех болтов. В крышке 1 имеется прилив, в отверстия которого ввинчены щеткодержатели.

58