Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а

в то р а я

ЦВЕТНОЙ

НЕГАТИВ

Как выглядит цветной негатив. Сравнивая черно­ белый негатив с объектом съемки, легко заметить, что светлым частям объекта соответствуют темные участки на негативе, а темным частям объекта — про­ зрачные, то есть наиболее светлые участки негатива. Таким образом, на негативе получается «обратное» изображение.

Тот же принцип обратного негативного изображе­ ния используется и в цветной фотографии. Только здесь оно оказывается обратным не только по плот­ ности, но и по цветам.

Для начала рассмотрим случай, когда объект съем­ ки несложен по цвету. Допустим, что мы сфотографи­ ровали ажурный силуэт мачты электропередачи на фоне голубого неба. На правильно обработанном негативе силуэт мачты должен получиться совершенно прозрачным, а небо будет окрашено в цвет, дополни­ тельный к голубому («обратный» голубому), т. е. в красный.

Если сфотографировать ветку с зелеными листья­ ми на фоне безоблачного неба, то она получится на негативе пурпурной на красном фоне. А ярко-красный

22

вагон трамвая на городской улице среди серых по­ верхностей (стены домов, мостовая) должен выйти на негативе голубым на сером фоне.

Строение цветной негативной пленки. Итак, изобра­ жение на цветной негативной пленке получается в цветах, дополнительных к цветам объекта съемки. Как мы знаем, цвет любого объекта складывается всего из трех основных компонентов: синего, зеле­ ного и красного. А так как дополнительными к ним цветами являются соответственно желтый, пурпурный и голубой, то только из этих трех цветов и образуется изображение на пленке. Как это происходит?

Цветная пленка в отличие от черно-белой имеет три светочувствительных слоя, как бы три «этажа», расположенных один над другим (кстати, поэтому цветные фотоматериалы принято называть много­ слойными). Каждый слой содержит не только броми­ стое серебро, 1 как светочувствительный слой черно­ белой пленки, но и какой-нибудь краситель: желтый, пурпурный или голубой. До проявления пленки в спе­ циальном «цветном» проявителе эти красители, совер­ шенно бесцветны.

Слои расположены в следующем порядке. Самым верхним является слой, чувствительный

кфиолетовым и синим лучам; по своему влиянию на

1Бромистое серебро играет важную роль в процессе про­ явления цветной пленки: оно сильно окисляет проявитель, и про­

дукты окисления вступают в реакцию с красителями, которые в результате приобретают заданный цвет. Сделавшие свое дело частицы серебра удаляются из чувствительных слоев и в созда­ нии изображения непосредственно не участвуют.

23


фотографическую эмульсию они активнее, чем любые другие лучи спектра. В этот слой введено вещество, которое в процессе «цветного проявления» становит­ ся желтым.

Дальше идет промежуточный, фильтровый слой. Он принимает лишь косвенное участие в образовании цветного изображения. Его задача состоит только в том, чтобы в момент съемки задержать чрезмерно активные сине-фиоле'говые лучи, не допускать их к двум нижним чувствительным слоям. Поэтому он заранее окрашен в желтый цвет (рис. II, вклейка). Под желтым фильтровым слоем лежит слой эмульсии, чув­ ствительный к зеленому участку спектра. В него вве­ дено вещество, которое при проявлении становится красным. Самый нижний слой, прилегающий непо­ средственно к целлулоиду пленки, чувствителен к красному участку спектра и при проявлении приобре­ тает голубую окраску. С обратной стороны пленки на­ несен противоореольный слой, обычно зеленого цвета (рис. Ill, вклейка) . 1 Толщина каждого чувствительного слоя меньше одной сотой миллиметра. Желтый филь­ тровый слой имеет совсем ничтожную толщину — около трех тысячных миллиметра. Слои пленки нано­ сятся непосредственно один поверх другого и ничем не разделяются. Поэтому создание многослойной цветной пленки стало возможным только тогда, когда были найдены красители, которые не могут просачи­

1 Такая окраска позволяет ему наиболее эффективно погло­ щать к р а с н ы е лучи. Ведь именно они (и только они!) спо­ собны образовывать ореол в нижнем слое пленки, чувствитель­ ном к оранжево-красному участку спектра.

24

ваться (диффундировать) в соседний слой. Если бы такая диффузия случайно произошла, то цветной не­ гатив получился бы смазанным, расплывчатым.

Пленка для дневного и искусственного свёта. Каж­ дый сорт цветной пленки рассчитан на какую-то опре­ деленную цветовую температуру источника света, при котором будет производиться съемка. Например, пленка марки ДС пригодна для съемки в условиях, когда источник света имеет цветовую температуру примерно 5000°. Это температура Солнца,в дневные часы. Следовательно, для цветной съемки при днев­ ном свете надо брать пленку именно этой марки. ДС так и расшифровывается: дневной свет.

Если воспользоваться такой пленкой для съемок при электрическом освещении, то после обработки пленки нам сразу бросится в глаза неприятная синева негативов — следствие избытка желтых и оранжевых лучей в электрическом свете по сравнению с солнеч­ ным. Этот недостаток не всегда удается исправить в процессе печати.

Поэтому для' съемки при электрическом освеще­ нии применяют цветную пленку другой марки — ЛН. Она рассчитана на цветовую температуру источников света около 3000°. В свою очередь, пленка ЛН непри­ годна для съемок при дневном свете: она очень чутко реагирует на избыток голубых лучей, давая в этом случае негативы с преобладанием оранжево-красного тона.

Почему ЛН, а не ИС! Может показаться странным, почему пленка для" дневного света носит обозначение ДС, а пленка для искусственного не ИС, как естест­ венно было бы предположить, а ЛН?

25


Дело в том, что не всякий искусственный свет поз­ воляет снимать на пленке, рассчитанной на цветовую температуру 3000°. Такой цветовой температурой обладает только свет ламп накаливания (отсюда и со­ кращение— ЛИ), то есть обычных электроламп. Фо­ тографические лампы-вспышки, дающие свет с цвето­ вой температурой' около 5000°, требуют применения пленки ДС. То же относится и к голубоватым «лампам дневного света».

Съемка при смешанном свете недопустима. Сни­ мая днем в помещении на цветную пленку, фотограф не должен помогать себе лампами накаливания, иначе на снимке одна половина одного и того же объекта неминуемо окажется голубой, а другая — оранжевой. Таково первое неудобство, с которым приходится ми­ риться фотографу, снимающему на цветную пленку.

Получить безупречно резкое изображение невоз­ можно. А вот еще один органический недостаток со­ временной цветной пленки: худшая резкость изобра­ жения по сравнению с черно-белым негативным мате­ риалом.

Чтобы понять одну из причин этого явления, при­ дется немного углубиться в область фотографической оптики.

Действие любой оптической линзы основано на том, что она преломляет доходящие до нее световые лучи. Собирательная линза по принципу своего дей­ ствия не отличается от пары призм, сложенных осно­ ваниями. Призма сильнее всего преломляет фиолето­ вые лучи. Следовательно, и за линзой они сойдутся несколько раньше всех остальных; затем наступит очередь синих, зеленых и т. д. Слабее всех прелом­

26

ляются и, следовательно, дальше всего от линзы схо­ дятся красные лучи (рис. 3). Это явление называется хроматической аберрацией. Хроматическая аберра­ ция— один из основных оптических недостатков оди­ ночных линз и простейших объективов. Она не дает возможности получить абсолютно резкое изображе­ ние даже при самой тщательной наводке.

Вот почему авторы многих руководств по цветной фотографии особо подчеркивают, что для съемки в естественных цветах необходимо пользоваться наи­ более совершенными объективами, у которых хрома­ тическая аберрация практически полностью отсут­ ствует. Пожалуй, в наше время в таком предостере­ жении нет особой надобности: почти у всех совре­

менных

объективов отечественных марок — «инду-

старов»,

«юпитеров», «гелиосов» — хроматическая

аберрация сведена к минимуму.

Однако надо учесть, что в неполной резкости цветного снимка повинен не только объектив, но и сам съемочный материал: многослойная пленка;

На многослойной пленке на разных уровнях одно­ временно получаются, по сути дела, три негатива: жел­ тый, пурпурный и голубой. Световые лучи, идущие от объекта съемки» беспрепятственно доходят только до верхнего слоя. Поэтому желтое изображение будет всегда наиболее отчетливым. На пути к среднему чув­ ствительному слою, где образуется пурпурное изо­ бражение, лучи должны пробить верхний и фильтро­ вый слои. А добраться до нижнего чувствительного слоя, где образуется голубое изображение, свету и того труднее: мутные «верхние этажи» сильно рас­ сеивают. световые лучи. Поэтому голубое изображе-

27


Рис. 3. Хром атическая аберрация.

Собирательную

линзу по

принципу действия

можно ср авн и ть ' с двумя

трёхгранными

призмами, сложенными основаниями.

Естестве н н о ,

что

свойство

призмы — неодинаково

сильно преломлять лучи разного цвета —

передалось и

линзе.

 

 

ние всегда будет вдвое менее четким (а пурпурное —

в полтора раза менее четким), чем желтое. А

в об­

щем все,три разноцветных («цветоделенных»)

нега­

тивных изображения дадут менее четкий отпечаток,

чем получаемый в тех же условиях в чёрно-белой

фотографии. 1

 

Но и это еще не все.

чувстви­

Цветная пленка

капризна. Она слишком

тельна к недодержкам и передержкам и

в обоих

случаях легко может дать негативы, не пригодные для печати. Как говорят, эта пленка обладает малой «ши­ ротой». Поэтому для получения нормально экспони­ рованного негатива2 уже нельзя определять выдерж­ ку на глаз или пользоваться расчетными таблицами, как в черно-белой фотографии. Нужен специальный прибор для определения выдержки— экспонометр. При обработке пленки заданная температура прояви­ теля должна выдерживаться с исключительной точ­ ностью: допускается повышение или понижение ее не больше чем на полградуса. Большое значение имеет также температура промывочной воды, фиксажа и других растворов.

Предположим, что все эти условия соблюдены. Гарантирует ли это-получение безупречного цветного негатива?

1 Цветной негатив будет тем более четким, чем крупнее его формат. Поэтому, несмотря на относительно высокую стоимость

пленки,

в цветной фотографии следует отдавать

предпочтение

не так

называемым малоформатным камерам

(размер кадра

24X36

миллиметров), а камерам,

дающим негативы 6 X 6

или

6 X 9 сантиметров.

необходимое количество

све­

2 То есть получившего строго

та —

ни больше, ни меньше.

 

 

29