Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 61
Скачиваний: 1
Г л а в а |
в то р а я |
ЦВЕТНОЙ |
НЕГАТИВ |
Как выглядит цветной негатив. Сравнивая черно белый негатив с объектом съемки, легко заметить, что светлым частям объекта соответствуют темные участки на негативе, а темным частям объекта — про зрачные, то есть наиболее светлые участки негатива. Таким образом, на негативе получается «обратное» изображение.
Тот же принцип обратного негативного изображе ния используется и в цветной фотографии. Только здесь оно оказывается обратным не только по плот ности, но и по цветам.
Для начала рассмотрим случай, когда объект съем ки несложен по цвету. Допустим, что мы сфотографи ровали ажурный силуэт мачты электропередачи на фоне голубого неба. На правильно обработанном негативе силуэт мачты должен получиться совершенно прозрачным, а небо будет окрашено в цвет, дополни тельный к голубому («обратный» голубому), т. е. в красный.
Если сфотографировать ветку с зелеными листья ми на фоне безоблачного неба, то она получится на негативе пурпурной на красном фоне. А ярко-красный
22
вагон трамвая на городской улице среди серых по верхностей (стены домов, мостовая) должен выйти на негативе голубым на сером фоне.
Строение цветной негативной пленки. Итак, изобра жение на цветной негативной пленке получается в цветах, дополнительных к цветам объекта съемки. Как мы знаем, цвет любого объекта складывается всего из трех основных компонентов: синего, зеле ного и красного. А так как дополнительными к ним цветами являются соответственно желтый, пурпурный и голубой, то только из этих трех цветов и образуется изображение на пленке. Как это происходит?
Цветная пленка в отличие от черно-белой имеет три светочувствительных слоя, как бы три «этажа», расположенных один над другим (кстати, поэтому цветные фотоматериалы принято называть много слойными). Каждый слой содержит не только броми стое серебро, 1 как светочувствительный слой черно белой пленки, но и какой-нибудь краситель: желтый, пурпурный или голубой. До проявления пленки в спе циальном «цветном» проявителе эти красители, совер шенно бесцветны.
Слои расположены в следующем порядке. Самым верхним является слой, чувствительный
кфиолетовым и синим лучам; по своему влиянию на
1Бромистое серебро играет важную роль в процессе про явления цветной пленки: оно сильно окисляет проявитель, и про
дукты окисления вступают в реакцию с красителями, которые в результате приобретают заданный цвет. Сделавшие свое дело частицы серебра удаляются из чувствительных слоев и в созда нии изображения непосредственно не участвуют.
23
фотографическую эмульсию они активнее, чем любые другие лучи спектра. В этот слой введено вещество, которое в процессе «цветного проявления» становит ся желтым.
Дальше идет промежуточный, фильтровый слой. Он принимает лишь косвенное участие в образовании цветного изображения. Его задача состоит только в том, чтобы в момент съемки задержать чрезмерно активные сине-фиоле'говые лучи, не допускать их к двум нижним чувствительным слоям. Поэтому он заранее окрашен в желтый цвет (рис. II, вклейка). Под желтым фильтровым слоем лежит слой эмульсии, чув ствительный к зеленому участку спектра. В него вве дено вещество, которое при проявлении становится красным. Самый нижний слой, прилегающий непо средственно к целлулоиду пленки, чувствителен к красному участку спектра и при проявлении приобре тает голубую окраску. С обратной стороны пленки на несен противоореольный слой, обычно зеленого цвета (рис. Ill, вклейка) . 1 Толщина каждого чувствительного слоя меньше одной сотой миллиметра. Желтый филь тровый слой имеет совсем ничтожную толщину — около трех тысячных миллиметра. Слои пленки нано сятся непосредственно один поверх другого и ничем не разделяются. Поэтому создание многослойной цветной пленки стало возможным только тогда, когда были найдены красители, которые не могут просачи
1 Такая окраска позволяет ему наиболее эффективно погло щать к р а с н ы е лучи. Ведь именно они (и только они!) спо собны образовывать ореол в нижнем слое пленки, чувствитель ном к оранжево-красному участку спектра.
24
ваться (диффундировать) в соседний слой. Если бы такая диффузия случайно произошла, то цветной не гатив получился бы смазанным, расплывчатым.
Пленка для дневного и искусственного свёта. Каж дый сорт цветной пленки рассчитан на какую-то опре деленную цветовую температуру источника света, при котором будет производиться съемка. Например, пленка марки ДС пригодна для съемки в условиях, когда источник света имеет цветовую температуру примерно 5000°. Это температура Солнца,в дневные часы. Следовательно, для цветной съемки при днев ном свете надо брать пленку именно этой марки. ДС так и расшифровывается: дневной свет.
Если воспользоваться такой пленкой для съемок при электрическом освещении, то после обработки пленки нам сразу бросится в глаза неприятная синева негативов — следствие избытка желтых и оранжевых лучей в электрическом свете по сравнению с солнеч ным. Этот недостаток не всегда удается исправить в процессе печати.
Поэтому для' съемки при электрическом освеще нии применяют цветную пленку другой марки — ЛН. Она рассчитана на цветовую температуру источников света около 3000°. В свою очередь, пленка ЛН непри годна для съемок при дневном свете: она очень чутко реагирует на избыток голубых лучей, давая в этом случае негативы с преобладанием оранжево-красного тона.
Почему ЛН, а не ИС! Может показаться странным, почему пленка для" дневного света носит обозначение ДС, а пленка для искусственного не ИС, как естест венно было бы предположить, а ЛН?
25
Дело в том, что не всякий искусственный свет поз воляет снимать на пленке, рассчитанной на цветовую температуру 3000°. Такой цветовой температурой обладает только свет ламп накаливания (отсюда и со кращение— ЛИ), то есть обычных электроламп. Фо тографические лампы-вспышки, дающие свет с цвето вой температурой' около 5000°, требуют применения пленки ДС. То же относится и к голубоватым «лампам дневного света».
Съемка при смешанном свете недопустима. Сни мая днем в помещении на цветную пленку, фотограф не должен помогать себе лампами накаливания, иначе на снимке одна половина одного и того же объекта неминуемо окажется голубой, а другая — оранжевой. Таково первое неудобство, с которым приходится ми риться фотографу, снимающему на цветную пленку.
Получить безупречно резкое изображение невоз можно. А вот еще один органический недостаток со временной цветной пленки: худшая резкость изобра жения по сравнению с черно-белым негативным мате риалом.
Чтобы понять одну из причин этого явления, при дется немного углубиться в область фотографической оптики.
Действие любой оптической линзы основано на том, что она преломляет доходящие до нее световые лучи. Собирательная линза по принципу своего дей ствия не отличается от пары призм, сложенных осно ваниями. Призма сильнее всего преломляет фиолето вые лучи. Следовательно, и за линзой они сойдутся несколько раньше всех остальных; затем наступит очередь синих, зеленых и т. д. Слабее всех прелом
26
ляются и, следовательно, дальше всего от линзы схо дятся красные лучи (рис. 3). Это явление называется хроматической аберрацией. Хроматическая аберра ция— один из основных оптических недостатков оди ночных линз и простейших объективов. Она не дает возможности получить абсолютно резкое изображе ние даже при самой тщательной наводке.
Вот почему авторы многих руководств по цветной фотографии особо подчеркивают, что для съемки в естественных цветах необходимо пользоваться наи более совершенными объективами, у которых хрома тическая аберрация практически полностью отсут ствует. Пожалуй, в наше время в таком предостере жении нет особой надобности: почти у всех совре
менных |
объективов отечественных марок — «инду- |
старов», |
«юпитеров», «гелиосов» — хроматическая |
аберрация сведена к минимуму.
Однако надо учесть, что в неполной резкости цветного снимка повинен не только объектив, но и сам съемочный материал: многослойная пленка;
На многослойной пленке на разных уровнях одно временно получаются, по сути дела, три негатива: жел тый, пурпурный и голубой. Световые лучи, идущие от объекта съемки» беспрепятственно доходят только до верхнего слоя. Поэтому желтое изображение будет всегда наиболее отчетливым. На пути к среднему чув ствительному слою, где образуется пурпурное изо бражение, лучи должны пробить верхний и фильтро вый слои. А добраться до нижнего чувствительного слоя, где образуется голубое изображение, свету и того труднее: мутные «верхние этажи» сильно рас сеивают. световые лучи. Поэтому голубое изображе-
27
Рис. 3. Хром атическая аберрация. |
Собирательную |
линзу по |
||
принципу действия |
можно ср авн и ть ' с двумя |
трёхгранными |
||
призмами, сложенными основаниями. |
Естестве н н о , |
что |
свойство |
|
призмы — неодинаково |
сильно преломлять лучи разного цвета — |
|||
передалось и |
линзе. |
|
|
ние всегда будет вдвое менее четким (а пурпурное — |
|
в полтора раза менее четким), чем желтое. А |
в об |
щем все,три разноцветных («цветоделенных») |
нега |
тивных изображения дадут менее четкий отпечаток, |
|
чем получаемый в тех же условиях в чёрно-белой |
фотографии. 1 |
’ |
|
Но и это еще не все. |
чувстви |
|
Цветная пленка |
капризна. Она слишком |
|
тельна к недодержкам и передержкам и |
в обоих |
случаях легко может дать негативы, не пригодные для печати. Как говорят, эта пленка обладает малой «ши ротой». Поэтому для получения нормально экспони рованного негатива2 уже нельзя определять выдерж ку на глаз или пользоваться расчетными таблицами, как в черно-белой фотографии. Нужен специальный прибор для определения выдержки— экспонометр. При обработке пленки заданная температура прояви теля должна выдерживаться с исключительной точ ностью: допускается повышение или понижение ее не больше чем на полградуса. Большое значение имеет также температура промывочной воды, фиксажа и других растворов.
Предположим, что все эти условия соблюдены. Гарантирует ли это-получение безупречного цветного негатива?
1 Цветной негатив будет тем более четким, чем крупнее его формат. Поэтому, несмотря на относительно высокую стоимость
пленки, |
в цветной фотографии следует отдавать |
предпочтение |
не так |
называемым малоформатным камерам |
(размер кадра |
24X36 |
миллиметров), а камерам, |
дающим негативы 6 X 6 |
или |
6 X 9 сантиметров. |
необходимое количество |
све |
|
2 То есть получившего строго |
|||
та — |
ни больше, ни меньше. |
|
|
29