Файл: Косинский И.А. Радуга на пленке книга о цветной фотографии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

что в природе могут существовать такие фантастиче­ ские краски.

Обработав пробную полоску, посмотрим (при дневном свете!), какой цвет на ней преобладает, ка­ кой цветной вуалью покрыта вся площадь полоски. Если на всей ее площади виден лиловый оттенок, зна­ чит, данный негатив отличается чрезмерной желтиз­ ной. Его необходимо печатать через такой фильтр, который «убирает» лишние желтые лучи, то есть через лиловый. Итак, во всех случаях при цветной

печати применяется фильтр того цвета, который требуется полностью или частично «убрать» с отпе­ чатка.

Специального лилового фильтра нет, но можно составить его из двух: голубого и пурпурного. Весь вопрос в том, какая пара из 22 фильтров (11 голубых и 11 пурпурных) наиболее подходит для данного слу­ чая. В дальнейшем, приобретя достаточный опыт, вы научитесь более или менее правильно определять это на глаз. Но на первых порах придется терпеливо под­ бирать нужные сочетания фильтров, пользуясь мето­ дом проб.

Итак, берем второй обрезок бумаги — на этот раз уже для пробы со светофильтрами.

Чтобы с самого начала не путаться в оттенках фильтров, запишите мягким простым карандашом на обороте этой полоски, с какими именно фильтрами производится проба. Для начала возьмем не самые плотные и не самые прозрачные фильтры, скажем, фильтр 30 из набора пурпурных и такой же — из на­ бора голубых. Цифра 30, которой помечен фильтр, означает, что его плотность равна 30%' плотности са-

114

мого «густого» фильтра в наборе, плотность которого принимается за единицу (100%').

Наша запись на обороте пробного обрезка фото­ бумаги может выглядеть так: ПЗО, Г30, т. е. «пурпур-

ный-30», «голубой-30».

Однако для сокращения записей уже давно усло­ вились помечать на обороте фотобумаги только одни цифры — номера фильтров. Они записываются в та­ кой последовательности: желтые, пурпурные, голу­ бые. Номера фильтров—двузначные. Самый прозрач­ ный фильтр в каждом наборе, имеющий плотность 5%', обозначается номером 05, а самый густой (100%), чтобы не прибегать к трехзначной цифре, носит обозначение 99. Запись всегда выходит шести­

значной— так

удобнее. Наша

запись будет выгля­

деть так:

 

 

 

оа

 

зо

зо

поскольку

пурпурный

голубой

ж елто го

фильтр 30

фильтр 30

фильтра мы

 

 

в данном

 

 

случае

не

 

 

употребляем

Второй пробный отпечаток после обработки при­ обрел излишнюю голубизну и выглядит «холоднова­ тым». Значит, если в выборе пурпурного фильтра мы не ошиблись, то голубой фильтр, выбранный нами, слишком слаб. Заменяем его более плотным.

Необходима третья проба! И, главное, нельзя по­ ручиться, что она будет последней...

Мозаичные фильтры. Имеется средство, позволяю­ щее упростить и ускорить такую «корректировку» — приблизительный подбор нужного сочетания фильт­

8*

1 1 5


ров. К набору этих фильтров можно дополнительно приобрести так называемые мозаичные фильтры — прозрачные пластинки, разбитые на множество мел­ ких квадратиков разного цвета. Их три — желто-пур­ пурный, желто-голубой и пурпурно-голубой (рис. 5).

Левый верхний квадратик каждого мозаичного фильтра (снабженный ориентиром — черным тре-

■а

Рис. 5. Для ориентировочного подбора корректирующих фильтров тр еб уется всего три мозаичных фильтра.

угольником) совершенно бесцветен. Поэтому его можно было бы обозначить так: 00 00 00. От него и по горизонтали и по вертикали идет постепенное «на­ растание» окраски (сгущение цвета), а значит и уве­ личение плотности (рис. 10).

Для печати с негатива, страдающего чрезмерной желтизной, нам был нужен лиловый фильтр. Не одну, а несколько проб приходится делать только потому, что на глаз просто невозможно определить, какой должна быть плотность этого лилового фильтра. Ка­

116

кова в этом лиловом цвете доля пурпурного, какова доля голубого?

Мозаичный фильтр позволяет получить ответ на все три вопроса сразу, после одной пробы. В данном слу­ чае берется пурпурно-голубой фильтр. Если на нега­ тиве излишне преобладает не желтый, а красноватолиловый оттенок— значит, для корректировки следует взять желто-голубой мозаичный фильтр. Третий из

имеющихся мозаичных

фильтров — пурпурно-жел­

тый — понадобится в том

случае, когда негативы бу­

дут иметь голубовато-зеленый оттенок.

Мозаичный фильтр не вдвигают в корпус увеличи­ теля, как одноцветные фильтры, а кладут непосред­ ственно на пробный кусок фотобумаги на наиболее важный участок будущего отпечатка. После обработ­ ки, рассматривая пробный отпечаток при дневном свете, находим квадратик с наиболее правильной цве­ топередачей и определяем, какие именно фильтры дают такую цветопередачу.

Для корректировки всегда достаточно двух цве­ тов. В шестизначной записи нужного сочетания филь­ тров какой-то один цвет всегда будет отсутствовать (00). В любом случае применяются корректирующие фильтры не более чем двух цветов. Почему так полу­ чается, понять нетрудно.

Если сложить три фильтра одинаковой плотности, но разного цвета, и посмотреть сквозь них, например, на горящую лампу, то создается впечатление, что мы смотрим просто сквозь сильно помутневшее стекло: три разных по цвету фильтра, сложенные вместе, ни­ чем не отличаются от нейтрально-серого фильтра, то есть задерживают одинаковое количество и желтых,

117


и пурпурных, и голубых лучей. А это значит, что они не могут исправлять искажения цвета, то есть выпол­ нять задачу корректирующих фильтров.

Следовательно,

такие

сочетания,

как,

например,

05 05 05, 30 30

30,

45 45

45

или 99

99

99,

просто

бессмысленны:

они

не дадут

ничего,

кроме

совёр-

шенно неоправданного удлинения выдержки при печати.

Ну; а если взять три разноцветных фильтра раз­ личных по плотности, скажем 10 30 30? Цветовой эф­ фект, даваемый ими, будет такой же, какой дает со­ четание 00 20 20. Разница только в том, что комби­ нация. 00 20 20, плотность которой меньше, потребует более короткой выдержки.

Может возникнуть вопрос: в каких же случаях по­ является необходимость в корректировке с помощью сразу трех или четырех фильтров? Например, в слу­ чае, когда требуется получить сочетание 00 15 15, его могут дать только два пурпурных фильтра (10 и 05) плюс два голубых фильтра такой же плотности.

Обработка цветной фотобумаги. До сих пор об обработке бумаги говорилось вскользь. Ниже приве­ дена табл. 4, откуда видно, в каком порядке и при какой температуре должны протекать отдельные про­ цессы этой обработки и сколько времени они зани­ мают.

Расфасованный набор химикатов для обработки цветной бумаги имеется в продаже. О расходе их можно судить по тому, что для проявления 1 кв. метра фотобумаги (то есть приблизительно 100 листов' бу­ маги 9 X 1 2 или 50 листов 13 X 18) требуется 2 литра проявляющего раствора и по 1 литру трех остальных

118

растворов (останавливающего, отбеливающего и фик­ сирующего).

 

 

 

Та б ли ц а 4

Условия обработки цветной фотобумаги

 

 

ф отобум ага

Тем перату­

Процессы обработки

ф-1 |

ф-2

Время

обра­

ра, в °С

 

ботки,

в мин.

 

Втемноте

1.Цветное проявление

2.П р о м ы вка .............................................................

3.С т о п - в а н н а ...........................................................................................

При слабом электрическом свете

4. П р о м ы в к а ............................................................

Б. О тб е л и в а н и е ....................................................

6.П р о м ы в к а ............................................................

7.фиксирование ...............................................

8.Окончательная промы вка.....................

со

ю

I

 

10

Б

5

5

5

Б

20

3

18 + 0,5

5

Не выше 13

3

18 +1

3

Не выше 13

3

18 ±1

3Не выше 13

б18±1

15 Не выше 13

В с е г о . . . 5 8 -6 0

40

-

По сравнению с обработкой цветной негативной пленки прибавились две операции — 3-я и 4-я: стопванна и промывка. Появление одной лишней промыв-1

1 Чем дольше проявляется отпечаток, тем сочнее и темнее получаются на нем цвета. Но больше 5 минут проявлять его не следует, иначе начнет заметно расти вуаль.

1 1 9



ки вполне закономерно: промывка должна следовать за каждым процессом обработки бумаги в химиче­

ском растворе. Но зачем

введен сам этот процесс?

В главе, посвященной

обработке цветной пленки,

говорилось, что даже малейшие следы проявителя, попав в отбеливающий раствор, могут вызвать розо­ вую окраску негативов. И это действительно иногда происходит, несмотря на то, что промывка пленки между проявлением и отбеливанием продолжается целых 15 минут. На цветной бумаге розовая вуаль возникает особенно легко. Поэтому одной длительной промывки после проявления недостаточно. Приходит­ ся применять стоп-ванну (останавливающую ванну), благодаря которой наверняка можно рассчитывать, что частицы проявителя не дойдут до отбеливающего

раствора.

на эмульсионный

номер.

Обращайте внимание

Это — порядковый номер

партии бумаги,

который

ставится снаружи на конвертах с фотобумагой. Бума­ га одного сорта, но относящаяся к разным партиям, даже при печати с одних и тех же негативов требует ■различных фильтров для корректировки цветовых искажений. Поэтому каждый раз производите печать на цветную бумагу, имеющую один и тот же номер эмульсии, иначе вся предыдущая цветовая корректи­ ровка пойдет насмарку.

Причины вуали на отпечатках. Вуаль нередко бы­ вает заметна и на тех отпечатках, которые сделаны на вполне свежей цветной бумаге. В чем причина такого явления, совершенно не встречающегося в черно­ белой фотографии?

Очень заметная вуаль возникает на бумаге, когда

120

отпечатки обрабатываются в сильно истощенной стопванне. Если же на всей поверхности отпечатка, то есть на самом изображении, вуали не видно, а окрашены только края, на которые свет при печати не действо­ вал, .тут уже ничем не помочь. Эту легкую кремовую окраску нельзя даже назвать вуалью: просто сказы­ вается наличие на цветной бумаге нескольких эмуль­ сионных слоев, которые в общем представляют собой довольно толстую желатиновую пленку слегка желто­ ватого или кремового цвета. Такую белоснежную ка­ емку вокруг отпечатка, как в черно-белой фотогра­ фии, здесь получить невозможно.

Сушка и хранение отпечатков. Цветные отпечатки следует сушить при комнатной температуре, лучше всего — в затемненном помещении.

Красители, которые образуют цветное фотографи­ ческое изображение, разрушаются под действием сырости и яркого света. Первым начинает выцветать желтый краситель, за ним— пурпурный и голубой. Поэтому цветная фотография, окантованная под стекло и повешенная на стену, едва ли будет долго украшать вашу комнату. Лучше всего хранить цветные снимки в конвертах из черной бумаги или наклеенны­ ми в альбом. Здесь они сохранят первоначальную свежесть и сочность красок на долгие годы.

Кольца Ньютона. Так называются довольно отчет­ ливые радужные узоры в форме вытянутых колец, треугольников или восьмерок, которые образуются на тех участках, где «спинка» негатива не совсем плот­ но прилегает к прижимному стеклу увеличителя. Меж­ ду пленкой и стеклом остается ложбинка, заполнен­ ная воздухом. Глубина ее так ничтожна, что соИзме­

121