Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 60 -

нос.Экспериментально установлено, что при работе двигателя без воздухоочистителя износ стенок цилиндров и поршневых колец увели­ чивается в 10 раз.

Все автотракторные двигатели снабжаются воздухоочистителями, ко­ торые подразделяются на три основные группы: двухступенчатые мас­ ляно-инерционные, многоступенчатые (пено-масляные, масляно-инерцион­ ные в сочетании с инерционными пылеотделителями) для эксплуатации при сильной запыленности воздуха и масляно-инерционные с встроен­ ными глушителями шума всасывания, а также фильтры с сухим филь­ трующим элементом и глушителями шума всасывания.

Сначала очистка воздуха осуществляется путем осаждения пыли в масляной ванне при резком изменении направления движения запылен­ ного воздуха, затем производится задержание пыли на смоченной мас­ лом поверхности фильтрующего элемента воздухоочистителя.

На автомобилях типа "Урал"-375 применяется предварительная инер­ ционная очистка воздуха до поступления в масляно-инерционный воздуш­ ный фильтр. Инерционный пылеотделитель расположен в воздухозаборной трубе, выведенной наверх из-под капота автомобиля. Запыленный возду: поступает в инерционный пылеотделитель, где происходит поворот по­ тока воздуха, а крупные частицы пыли продолжают двигаться по инерцш прямо и попадают в трубу эжекции. Выхлопные газы, омывающие конец трубы эжекции, отсасывают и выбрасывают их в атмосферу.

Воздушный фильтр двигателя ЗИЛ-375 масляно-инерционный с двух­ ступенчатой очисткой воздуха и специальным патрубком отбора воздуха в компрессор. Воздушный фильтр состоит из четырех основных частей: фильтрующего элемента из капрона, масляной ванны, переходника для крепления фильтра на карбюраторе и переходника для забора воздуха.

Подвод воздуха к фильтру происходит через воздушный канал в капоте двигателя, с которым воздухоочиститель соединен гофрирован­ ным патрубком. В канал может поступать как наружный воздух, так и воздух из подкапотного пространства в зависимости от положения за­ слонки, установленной в канале. В холодное время питание воздухом производится из подкапотного пространства, а в теплое и при работе в тяжелых дорожных условиях - наружным воздухом.

Основным топливом, применяющимся в карбюраторных двигателях, в настоящее время является бензин. ГОСТ £084-56 предусматривает следующие марки автомобильного бензина А-66, А—72, А-74 и А-76.


- 61 -

Хранение топлива, его подача, приготовление горючей смеси и от­ вод отработанных газов осуществляются с помощью топливной системы двигателя.

а) Топливная система карбюраторного двигателя

Топливная система карбюраторных двигателей предназначена для приготовления горючей смеси, подачи ее в цилиндры двигателя и для отвода отработавших газов. Таким образом, в цилиндры карбюраторных двигателей в процессе всасывания поступает заранее приготовленная

горючая смесь,

состоящая из топлива, перемешанного с воздухом.

К составу и

качеству этой смеси предъявляются следующие требо­

вания: топливо и воздух должны содержаться в горючей смеси в стро­ го определенных соотношениях, топливо должно быть хорошо распылено и равномерно перемешано с воздухом.

Содержание топлива и воздуха в горючей смеси характеризует ее состав, который оценивается коэффициентом избытка воздуха. Коэффи­ циентом избытка воздуха сС называется отношение количества возду­ ха, действительно поступившего в цилиндр, к теоретически необходи­ мому для полного сгорания топлива и определяется из следующей за­ висимости:

 

 

сС —

е

L о

 

 

 

 

 

гдe Z n -

количество воздуха, действительно приходящееся для сгора-

0

 

ния -одного килограмма топлива, кг;

 

L 0 ~ количество воздуха,

теоретически

необходимое

для полного

 

 

сгорания одного килограмма топлива, кг;

 

Ч.

- количество воздуха,

действительно

поступившее

в цилиндр

Q T

-

двигателя, кг/ч;

 

 

 

часовой расход топлива, кг/ч;

 

 

О р - удельный расход топлива, г/э.л.с.ч.;

 

V ?

эффективная мощность двигателя, л.с.

 

Горючая смесь может быть: нормальной при коэффициенте избытка

воздуха оС = I, богатой при

X ■< I и бедной при о£ >

I, т.е. ко­

гда в составе смеси содержится воздуха больше теоретически необхо­ димого количества, то смесь называется бедной, а меньше - богатой.


- 62 -

При эксплуатации двигателя коэффициент оС изменяется в пределах 0,8-1,15. Если коэффициент об выходит за эти пределы, то смесь горит медленно, что ведет к увеличению тепловых потерь, а следова­ тельно, и к повышенным расходам топлива, поэтому ухудшаются эконо­ мические показатели двигателя.

В зависимости от режимов работы двигателя (пуск, холостой ход, средние и максимальные нагрузки) должен меняться и состав горючей смеси. При пуске двигателя смесь должна быть очень богатой, холос­ том ходе - богатая (об = 0,55-0,65), средних нагрузках - обеднен­ ная (об = 1,1-1,15), максимальных нагрузках - обогащенная ( об = 0,8-0,9).

Для достижения наибольших экономических и мощностных показа­ телей необходимо обеспечить сжигание смеси в цилиндре за малый промежуток времени, а именно, в момент нахождения поршня около ВМТ. Топливо сгорает тем быстрее, чем мельче оно раздроблено на отдельные частицы, что объясняется увеличением в этом случае по­ верхности горения топлива. Пределом дробления жидкого топлива яв­ ляется его испарение; пары топлива сгорают наиболее быстро.

Топливная система карбюраторного двигателя состоит из бака, фильтра-отстойника, насоса, карбюратора, воздухоочистителя и впускного трубопровода.

Подача топлива осуществляется обычно при помощи диафрагменного насоса, проводимого от эксцентрика, расположенного на распредели­ тельном валу двигателя, через рычаг, создающий перемещение диа­ фрагмы.

В приготовлении горючей смеси участвует ряд приборов системы питания, главным из которых является карбюратор. Процесс приготов­ ления горючей смеси называется карбюрацией, а прибор, в котором происходит приготовление горючей смеси из жидкого топлива и возду­ ха, называется карбюратором.

Работа современного карбюратора основана на использовании прин­ ципа пульверизации.

На современных автотракторных двигателях применяются самые раз­

нообразные карбюраторы, которые различаются

конструкцией

составляющих

их

элементов. Классификация

карбюраторов произво­

дится по следующим

основным признакам: расположению поплавковой

камеры; количеству

смесительных камер; направлению воздушного по­

тока.

 

 

 


- 63 -

Расположение поплавковой камеры может быть передним (К-49А, К-22А), задним (К-80), боковым (К-82, К-84) и концентрическим (К-85). По количеству смесительных камер карбюраторы делятся на однокамерные (К-22, К-82), двухкамерные (K-2I, К-84, К-88, К-89, K-I26), применяющиеся на многоцилиндровых рядных и V-образных двигателях и четырехкамерные (К-85, K-II4), применяющиеся на

V-образных двигателях легковых автомобилей высокого класса. Двухкамерные карбюраторы имеют две смесительные камеры, в ко­

торых расположены два, главных дозирующих устройства; один ускори­ тельный насос с механическим приводом затяжного действия, обеспе­ чивающий впрыскивание топлива в обе смесительные камеры; два эко­ номайзера: с механическим и вакуумным приводами; две системы хо­ лостого хода.

Двухкамерные карбюраторы обеспечивают повыоение мощности дви­ гателя на 5-8% и равномерное наполнение цилиндров двигателя.

Двухкамерные карбюраторы выполняются двух типов: с одновремен­ ным и последовательным открытием дроссельных заслонок.

По направлению движения воздушного потока карбюраторы разде­ ляются на три группы: с падающим потоком, применяющиеся в основ­ ном на автомобильных двигателях; с восходящим - на тракторных двигателях; с горизонтальным - на мотоциклетных, лодочных и пус­ ковых двигателях.

Простейший карбюратор (рис.II) состоит из поплавковой камеры 7 с поплавком II, запорной иглы 10, жиклера 6 с распылителем 5, диф­ фузора 3, дроссельной I и воздушной 4 заслонок и смесительной ка­ меры, или можно сказать, состоит из трех основных частей - поплав­ ковой камеры, дозирующего устройства и смесительной камеры с диф­ фузором.

Поплавок и запорная игла служат для поддержания постоянного уровня топлива в распылителе, жиклер - для дозирования топлива (воздуха или эмульсии), диффузор - для увеличения скорости возду­ ха, чтобы улучшить распиливание топлива.

Для изменения количества горючей смеси, поступающей в двигатель, служит дроссельная заслонка. Участок воздушного патрубка от гор­ ловины диффузора до оси дроссельной заслонки называется смеситель­ ной камерой.

- 64 -

Рис.II. Схем" простейшего карбюратора

Во время такта впуска при открытой воздушной заслонке в смеси­ тельной камере создается разряжение, величина которого может ре­ гулироваться дроссельной и воздушной заслонками.

Благодаря разности давлений в поплавковой и смесительной ка­ мерах из распылителя происходит истечение топлива в диффузор и пе­ ремешивание его с воздухом.

Состав смеси, приготовляемый простейшим карбюратором, изменяет­ ся при различных положениях дроссельной заслонки. График изменения

состава

горючей смеси, подаваемой в цилиндр, в зависимости

от

нагрузки

двигателя называется характеристикой карбюрато­

ра (или кривая изменения коэффициента избытка воздуха о£ в зависи­ мости от разряжения в диффузоре).

В связи с тем, что автотракторные карбюраторные двигатели рабо­ тают на различных режимах: пуск, холостой ход, малые, средние и полная нагрузки, то карбюраторы должны иметь такие характеристики, которые бы обеспечивали наиболее эффективную и экономическую рабо­ ту двигателя.

На графике рис.1В представлены кривая характеристики требуемо­

го карбюратора cCi - t w и кривая характеристики простейшего карбюратора eC2 = fl()fe) .

Характеристика простейшего карбюратора - кривая «62 значительно отличается от требуемой характеристики карбюратора - кривая оС^ . Кроме того, простейший карбюратор не может обеспечить работу двигателя на холостом ходу, так как не дает


- 65 -

необходимого

состава рабочей смеси

при пуске двигателя и

при переходе

с одного режима работы на другой.

 

PejtcuM

халоетмо хода

 

а м алы х наерузо**

Рис. 12. Характеристики простейшего и требуемого карбюраторов

При пуске холодного двигателя смесеобразование сильно ухудшает­ ся вследствие недостаточной величины разрежения в диффузоре, не­ значительной скорости воздуха и низкой температуры деталей двига­ тели . Поэтому при пуске в цилиндры двигателя должна подаваться бо­ гатая горючая смесь ( = 0,5-0,6), чтобы для воспламенения в ней было достаточное количество легких быстро испаряющихся фракций то­ плива .

Во время пуска двигателя практически испаряются лишь легкие фракции, составляющие около 10# от всего количества бензина. По­ этому для приготовления смеси только из этих легких фракций необ­ ходимо 5-10 - кратное обогащение горючей смеси.

- 66 —

На холостом хода и малых нагрузках дроссельная заслонка прикры­ та, потому что в двигатель нужно подавать небольшое количество го­ рючей смеси. Разрежение и скорость воздушного потока в диффузоре незначительны, условия для распиливания и испарения топлива небла­ гоприятны. Для обеспечения устойчивой работы двигателя на холостом ходу карбюратор должен приготовлять обогащенную смесь с об =0,6-0,8

(кривая oCi =

(Ne) , участок

1-2).

 

По мере увеличения нагрузки

участок 2-3 кривой

(/^дрос­

сельная заслонка открывается, разрежение и

скорость воздуха увели­

чиваются,

температура впускного трубопровода повышается и, следо­

вательно,

улучшается смесеобразование, вследствие чего смесь долж­

на постепенно обедняться и сС

постепенно

увеличиваться до Л =1,1.

На средних нагрузках (участок

3-4), т.е.

от 40 до 90# полной

нагрузки двигателя, необходимо подавать разные количества горючей смеси слегка обедненного (<£ = 1,10 - 1,13), но постоянного соста­ ва для получения наиболее экономичной работы.

На полных нагрузках двигателя (участок 4-5), т.е. когда полностью открыта дроссельная заслонка, для получения от двигателя максималь­ ной мощности горючая смесь должна быть обогащенной об = 0,85-0,90.

Автотракторные двигатели большую часть времени работают с пе­ ременными нагрузками, т.е. на прикрытых дроссельных заслонках, в таких случаях от двигателя не требуется максимальной мощности. По­ этому на средних нагрузках карбюратор должен давать экономическую смесь, а при полном открытии дроссельной заслонки от двигателя не­ обходимо получить максимальную мощность и карбюратор при этом дол­ жен давать мощностную смесь.

Простейший карбюратор дает изменение состава смеси (кривая d 2 ) обратное тому, которое требуется по условиям эксплуатации двига­ телей.

Кроме того, при резком открытии дроссельной заслонки нужно в ци­ линдры подавать обогащенную смесь, чтобы двигатель быстро повысил число оборотов, увеличивая свою мощное.ь, т.е. имел хорошую при­ емистость. В простейшем карбюраторе при резком открытии дроссель­ ной заслонки смесь обедняется.

Для того чтобы карбюратор отвечал предъявляемым к нему требо­ ваниям, в него вводится ряд систем и дополнительных устройств: