Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 46 -

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

5

Полуоборот

Углы пово­

 

 

Цилиндры

 

 

 

коленчатого

рота ко-

 

 

 

 

 

вала

ленчатого

 

I

2

 

3

4

 

 

вала,град.

 

 

 

I

 

щ ж

Сжатие

 

Выпуск

Впуск

 

 

^ х о д /Лу,

 

 

 

 

 

 

180

 

 

7/77777777/

 

 

 

2

 

Выпуск

'/.Рабочий-/'

Впуск

Сжатие

 

ж !

 

 

360

 

 

 

 

//////Л

3

 

Впуск

Выпуск

 

Сжатие

й у ’абочии-'

 

 

/УУ/У/у.

 

540

 

 

 

 

 

4

720

Сжатие

Впуск

 

ШЩ Выпуск

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок работы I-2-4-3.

 

 

 

 

 

 

Если при первом полуобороте вала в первом цилиндре

рабочий

ход,

в четвертом цилиндре поршень такие движется к НМТ и происходит

 

впуск горючей смеси. Второй

и третий поршни

движутся

к ВМТ, при

этом во втором цилиндре идет сжатие рабочей смеси, а в третьем - выпуск отработавших газов. В течение дальнейших трех полуоборотов коленчатого вала в каждом из цилиндров такты будут следовать в обычной для четырехтактного процесса очередности. Рабочие ходы че­ редуются не в порядке расположения цилиндров, а в соответствии с выбранным порядком работы двигателя, в данном случае 1-2-4-3.

Четырехцилиндровый двигатель может иметь другую последователь­ ность чередования тактов и другой порядок работы при одной и той же форме расположения кривошипов вала, но при другом порядке от­ крытия и закрытия клапанов, что зависит от конструкции механизма газораспределения.

Если при первом полуобороте вала во втором цилиндре будет про­ исходить такт выпуска, а в третьем такт сжатия, то чередование тактов в двигателе изменится и получится порядок работы I-3-4-2.

Оба порядка работы совершенно равноценны по своему влиянию на качество работы двигателя.


- 4? -

Четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с порядком работы I-2-4-3 применяется на автомобилях М-21 "Волга" и УАЗ, а с порядком работы I-3-4-2 - на автомобиле "Москвич"-407.

В шестицилиндровом рядном двигателе коленчатый вал имеет шесть кривошипов, которые расположены под углом 120° обычно в следующем порядке: 1-6 - вверх, 2-5 - налево, 3-4 - направо, если смотреть со стороны переднего конца вала (рис.5).

Рис.5. Схема расположения кривошипов вала шестицилиндрового двигателя

При вращении такого коленчатого вала поршни проходят через мертвые точки не все одновременно, как в четырехцилиндровом дви­ гателе, а только попарно. Поэтому такты во всех цилиндрах начина­ ются и кончаются не одновременно, а смещаются в одной паре цилин­ дров относительно другой на 120° в соответствии с расположением кривошипов вала (табл.6).

В первом цилиндре поршень перемещается от ВМТ и происходит рабо­ чий ход. В шестом цилиндре поршень также перемещается от ВМТ к НМТ и в цилиндре идет впуск горючей смеси. Во втором и пятом цилиндрах поршни сначала на 2/3 хода переместятся вверх к ВМТ и затем на 1/3 хода опустятся к НМТ. Причем во втором цилиндре будет закончен такт выпуска и начнется такт впуска.

Впятом цилиндре соответственно закончится такт сжатия и на­ чнется рабочий ход.

Втретьем и четвертом цилиндрах поршни опускаются на 1/3 хода до НМТ, при этом заканчиваются соответственно такт впуска и рабо­

чий ход. Затем поршни поднимутся на 2/3 хода вверх и начнутся так­ ты сжатия и выпуска.

- а д -

Т а б л и ц а

б

Порядок работы I-5-3-6-2-4

После окончания четвертого полуоборота коленчатого вала во всех цилиндрах произойдут все такты рабочего цикла. При дальнейшей вра­ щении вала все такты будут повторяться в той хе последовательности.

В шестицилиндровом четырехтактном двигателе рабочие ходы пере­ крываются на 1/3 хода поршня и чередуются в порядке I-5-3-6-2-4.

- 49 -

Приведенный порядок работы является наиболее распространенным. Шестицилиндровые однорядные четырехтактные карбюраторные двигате­ ли с таким порядком работы применяются на автомобилях ГАЗ-51А, ГАЗ-12, ЗИЛ-164 и "Урал"-355М и др.

В восьмицилиндровом V -образном двигателе цилиндры расположе­ ны в два ряда по четыре цилиндра в каждой группе. Оси цилиндров пересекаются с осью коленчатого вала и расположены в соседних группах под углом 90° друг к другу.

Общий коленчатый вал имеет четыре кривошипа. К шатунной шейке каждого кривошипа присоединяются нижние головки шатунов двух ци­ линдров, расположенных в общей поперечной плоскости. Для равно­ мерного чередования тактов кривошипы вала расположены попарно в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях и в каждой паре под уг­ лом 180° (рис.6).

Рис.6. Схема расположения кривошипов вала восьмицилиндрового у -образного двигателя

Если смотреть с переднего конца вала, то кривошипы располагаются следующим образом: I - вверх, 4 - вниз, 2 - направо и 3 - налево.

Е каждой группе цилиндров (правой и левой по ходу автомобиля) поршни первого и четвертого цилиндров перемещаются навстречу один другому и одновременно приходят в мертвые точки.

Поршни второго и третьего цилиндров также перемещаются навстре­ чу один другому и такты, происходящие в них, смещаютоя относитель­ но первой пары на 1/4 оборота коленчатого вала.

При расположении двух групп цилиндров под углом 90°, когда пор­ шень одного цилиндра находится в мертвой точке, поршень соседнего



- 50 -

цилиндра находится примерно на середине своего полного хода. По­ этому такты, происходящие в левой группе цилиндров, смещаются от­ носительно тактов правой группы на 1/4 оборота коленчатого вала.

Для первой группы цилиндров (правой) может быть составлена сле­ дующая очередность тактов (табл.7).

Т а б л и ц а 7

 

 

 

I группа (правая)

 

 

П группа

(левая)

Порядок работы I-5-4-2-6-3-7-8.

 

 

 

 

При

первом

полуобороте

коленчатого вала

в

первом цилиндре поршень

движется

вниз

и происходит

рабочий ход

, а

в

четвертом

- поршень идет

вверх,

и

рабочая смесь сжимается.

 

 

 

 

Во втором цилиндре поршень сначала опустится на

половину

хода вниз

и затем на половину хода поднимется вверх, при этом будезг-закОнчен

такт впуска и начрт такт сжатия. В третьем цилиндре

поршень

поднимется

- 51 -

на

половину хода вверх и

на половину

хода

опустится

вниз,

при

этом закончится такт

выпуска и начнется

такт впуска.

 

При дальнейших полуоборотах вала в каждом

цилиндре такты

будут

чередоваться в обычной для четырехтактного двигателя последова­ тельности и к концу четвертого полуоборота вала в каждом цилиндре будет завершен полный рабочий цикл.

Для второй группы цилиндров (левой) получается аналогичная по­ следовательность чередования тактов со смещением относительно пер­ вой группы на 1/4 оборота вала.

Ввосьмицилиндровом, четырехтактном двигателе с У-образным рас­ положением цилиндров рабочие ходы следуют один за другим с пере­ крытием на 1/2 хода поршня и порядком работы I-5-4-2-6-3-7-8.

Рабочие ходы у таких двигателей происходят одновременно в двух цилиндрах, причем в одном из них протекает заключительная стадия рабочего хода, а в другом - начальная фаза. Начало работы в следу­ ющем по порядку работы цилиндре,по сравнению с предыдущим смещено на 90° по углу поворота коленчатого вала.

Двигатели с таким порядком работы применяются на легковых автомобилях ГАЗ-13 "Чайка", З И Л - Ш и грузовых автомобилях типа ЗИЛ-130, "Урал"-375 и др.

Вдизельном двухтактном четырехцилиндровом двигателе типа

ЯМЗ-Ы204 кривошипы коленчатого вала расположены попарно в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях и в каждой паре под углом 180°. Кривошипы располагаются: I - вверх, 4 - вниз, 2 - направо и 3 - на­ лево (рис.7).

Рис.7. Схема расположения кривошипов вала в дизельном двухтактном четырехцилиндровом двигателе


- 52 -

При вращении вала поршни первого и четвертого цилиндров переме­ щаются навстречу один другому и одновременно приходят в мертвые точки.

Поршни второго и третьего цилиндров также перемещаются навстре­ чу один другому, и такты, происходящие в них, смещаются относитель­ но первой пары на 1/4 оборота коленчатого вала (табл.8).

Рабочий цикл в каждом цилиндре такого двигателя совершается за один оборот коленчатого вала или два хода поршня.

При первом полуобороте вала (от 0 до 180°) поршень в первом ци­ линдре перемещается от ВМТ до НМТ. При этом в течение 2/3 хода поршня совершается рабочий ход, а далее открываются выпускные кла­ паны и продувочные окна и во время следующей 1/3 хода поршня вниз начинается выпуск и продувка цилиндра. В четвертом цилиндре пор­ шень перемещается от НМТ до ВМТ, при этом через 1/3 хода его закан­ чивается продувка цилиндра, а в течение 2/3 хода сжимается посту­ пивший в цилиндр воздух.

Во втором цилиндре поршень за это время пройдет 1/2 хода вниз до НМТ и поднимется на 1/2 хода вверх. При этом будет закончен ра­ бочий ход, произойдет продувка цилиндров и начнется сжатие.

В третьем цилиндре поршень переместится на 1/2 хода до ВМТ и опустится на 1/2 хода вниз. При этом будет закончено сжатие возду-

за и начнется рабочий ход.

Т а б л и ц а 8

- 53 -

За два полуоборота коленчатого вала во всех цилиндрах пройдут все такты рабочего цикла и при дальнейшей вращении вала они будут непрерывно повторяться в установленной последовательности. Порядок работы рассмотренного двигателя I-3-4— 2.

В дизельном шестицилиндровом двигателе типа ЯМЗ-М206 кривошипы коленчатого вала расположены попарно в трех плоскостях, чередуют­ ся через каждые 60° и расположены в порядке I-5-3-6-2-4 (рис.8).

6

Рис.8. Схема расположения кривошипов вала двухтактного шестицилиндрового двигателя

При вращении вала поршни первого и шестого цилиндров, пятого

ивторого, третьего и четвертого, кривошипы которых расположены в одинаковых плоскостях, перемещаются попарно навстречу один другому

иодновременно приходят в мертвые точки.

Такты в цилиндрах, работающих в порядке расположения кривошипов вала, смещены один относительно другого на 1/3 оборота коленчатого вала и в каждом цилиндре происходят в той же последовательности,

как и в дизельном двигателе типа ЯМЗ-М204 (табл.9).