Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
- 46 -
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
5 |
|
Полуоборот |
Углы пово |
|
|
Цилиндры |
|
|
|
|
коленчатого |
рота ко- |
|
|
|
|
|
||
вала |
ленчатого |
|
I |
2 |
|
3 |
4 |
|
|
вала,град. |
|
|
|
||||
I |
|
щ ж |
Сжатие |
|
Выпуск |
Впуск |
||
|
|
^ х о д /Лу, |
|
|
|
|
|
|
|
180 |
|
|
7/77777777/ |
|
|
|
|
2 |
|
Выпуск |
'/.Рабочий-/' |
Впуск |
Сжатие |
|||
|
ж ! |
|
||||||
|
360 |
|
|
|
|
//////Л |
||
3 |
|
Впуск |
Выпуск |
|
Сжатие |
й у ’абочии-' |
||
|
|
/УУ/У/у. |
||||||
|
540 |
|
|
|
|
|
||
4 |
720 |
Сжатие |
Впуск |
|
ШЩ Выпуск |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Порядок работы I-2-4-3. |
|
|
|
|
|
|
||
Если при первом полуобороте вала в первом цилиндре |
рабочий |
ход, |
||||||
в четвертом цилиндре поршень такие движется к НМТ и происходит |
|
|||||||
впуск горючей смеси. Второй |
и третий поршни |
движутся |
к ВМТ, при |
этом во втором цилиндре идет сжатие рабочей смеси, а в третьем - выпуск отработавших газов. В течение дальнейших трех полуоборотов коленчатого вала в каждом из цилиндров такты будут следовать в обычной для четырехтактного процесса очередности. Рабочие ходы че редуются не в порядке расположения цилиндров, а в соответствии с выбранным порядком работы двигателя, в данном случае 1-2-4-3.
Четырехцилиндровый двигатель может иметь другую последователь ность чередования тактов и другой порядок работы при одной и той же форме расположения кривошипов вала, но при другом порядке от крытия и закрытия клапанов, что зависит от конструкции механизма газораспределения.
Если при первом полуобороте вала во втором цилиндре будет про исходить такт выпуска, а в третьем такт сжатия, то чередование тактов в двигателе изменится и получится порядок работы I-3-4-2.
Оба порядка работы совершенно равноценны по своему влиянию на качество работы двигателя.
- 4? -
Четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель с порядком работы I-2-4-3 применяется на автомобилях М-21 "Волга" и УАЗ, а с порядком работы I-3-4-2 - на автомобиле "Москвич"-407.
В шестицилиндровом рядном двигателе коленчатый вал имеет шесть кривошипов, которые расположены под углом 120° обычно в следующем порядке: 1-6 - вверх, 2-5 - налево, 3-4 - направо, если смотреть со стороны переднего конца вала (рис.5).
Рис.5. Схема расположения кривошипов вала шестицилиндрового двигателя
При вращении такого коленчатого вала поршни проходят через мертвые точки не все одновременно, как в четырехцилиндровом дви гателе, а только попарно. Поэтому такты во всех цилиндрах начина ются и кончаются не одновременно, а смещаются в одной паре цилин дров относительно другой на 120° в соответствии с расположением кривошипов вала (табл.6).
В первом цилиндре поршень перемещается от ВМТ и происходит рабо чий ход. В шестом цилиндре поршень также перемещается от ВМТ к НМТ и в цилиндре идет впуск горючей смеси. Во втором и пятом цилиндрах поршни сначала на 2/3 хода переместятся вверх к ВМТ и затем на 1/3 хода опустятся к НМТ. Причем во втором цилиндре будет закончен такт выпуска и начнется такт впуска.
Впятом цилиндре соответственно закончится такт сжатия и на чнется рабочий ход.
Втретьем и четвертом цилиндрах поршни опускаются на 1/3 хода до НМТ, при этом заканчиваются соответственно такт впуска и рабо
чий ход. Затем поршни поднимутся на 2/3 хода вверх и начнутся так ты сжатия и выпуска.
- а д -
Т а б л и ц а |
б |
Порядок работы I-5-3-6-2-4
После окончания четвертого полуоборота коленчатого вала во всех цилиндрах произойдут все такты рабочего цикла. При дальнейшей вра щении вала все такты будут повторяться в той хе последовательности.
В шестицилиндровом четырехтактном двигателе рабочие ходы пере крываются на 1/3 хода поршня и чередуются в порядке I-5-3-6-2-4.
- 49 -
Приведенный порядок работы является наиболее распространенным. Шестицилиндровые однорядные четырехтактные карбюраторные двигате ли с таким порядком работы применяются на автомобилях ГАЗ-51А, ГАЗ-12, ЗИЛ-164 и "Урал"-355М и др.
В восьмицилиндровом V -образном двигателе цилиндры расположе ны в два ряда по четыре цилиндра в каждой группе. Оси цилиндров пересекаются с осью коленчатого вала и расположены в соседних группах под углом 90° друг к другу.
Общий коленчатый вал имеет четыре кривошипа. К шатунной шейке каждого кривошипа присоединяются нижние головки шатунов двух ци линдров, расположенных в общей поперечной плоскости. Для равно мерного чередования тактов кривошипы вала расположены попарно в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях и в каждой паре под уг лом 180° (рис.6).
Рис.6. Схема расположения кривошипов вала восьмицилиндрового у -образного двигателя
Если смотреть с переднего конца вала, то кривошипы располагаются следующим образом: I - вверх, 4 - вниз, 2 - направо и 3 - налево.
Е каждой группе цилиндров (правой и левой по ходу автомобиля) поршни первого и четвертого цилиндров перемещаются навстречу один другому и одновременно приходят в мертвые точки.
Поршни второго и третьего цилиндров также перемещаются навстре чу один другому и такты, происходящие в них, смещаютоя относитель но первой пары на 1/4 оборота коленчатого вала.
При расположении двух групп цилиндров под углом 90°, когда пор шень одного цилиндра находится в мертвой точке, поршень соседнего
- 50 -
цилиндра находится примерно на середине своего полного хода. По этому такты, происходящие в левой группе цилиндров, смещаются от носительно тактов правой группы на 1/4 оборота коленчатого вала.
Для первой группы цилиндров (правой) может быть составлена сле дующая очередность тактов (табл.7).
Т а б л и ц а 7
|
|
|
I группа (правая) |
|
|
П группа |
(левая) |
|
Порядок работы I-5-4-2-6-3-7-8. |
|
|
|
|
||||
При |
первом |
полуобороте |
коленчатого вала |
в |
первом цилиндре поршень |
|||
движется |
вниз |
и происходит |
рабочий ход |
, а |
в |
четвертом |
- поршень идет |
|
вверх, |
и |
рабочая смесь сжимается. |
|
|
|
|
Во втором цилиндре поршень сначала опустится на |
половину |
хода вниз |
и затем на половину хода поднимется вверх, при этом будезг-закОнчен |
||
такт впуска и начрт такт сжатия. В третьем цилиндре |
поршень |
поднимется |
- 51 -
на |
половину хода вверх и |
на половину |
хода |
опустится |
вниз, |
при |
этом закончится такт |
выпуска и начнется |
такт впуска. |
||
|
При дальнейших полуоборотах вала в каждом |
цилиндре такты |
будут |
чередоваться в обычной для четырехтактного двигателя последова тельности и к концу четвертого полуоборота вала в каждом цилиндре будет завершен полный рабочий цикл.
Для второй группы цилиндров (левой) получается аналогичная по следовательность чередования тактов со смещением относительно пер вой группы на 1/4 оборота вала.
Ввосьмицилиндровом, четырехтактном двигателе с У-образным рас положением цилиндров рабочие ходы следуют один за другим с пере крытием на 1/2 хода поршня и порядком работы I-5-4-2-6-3-7-8.
Рабочие ходы у таких двигателей происходят одновременно в двух цилиндрах, причем в одном из них протекает заключительная стадия рабочего хода, а в другом - начальная фаза. Начало работы в следу ющем по порядку работы цилиндре,по сравнению с предыдущим смещено на 90° по углу поворота коленчатого вала.
Двигатели с таким порядком работы применяются на легковых автомобилях ГАЗ-13 "Чайка", З И Л - Ш и грузовых автомобилях типа ЗИЛ-130, "Урал"-375 и др.
Вдизельном двухтактном четырехцилиндровом двигателе типа
ЯМЗ-Ы204 кривошипы коленчатого вала расположены попарно в двух взаимно-перпендикулярных плоскостях и в каждой паре под углом 180°. Кривошипы располагаются: I - вверх, 4 - вниз, 2 - направо и 3 - на лево (рис.7).
Рис.7. Схема расположения кривошипов вала в дизельном двухтактном четырехцилиндровом двигателе
- 52 -
При вращении вала поршни первого и четвертого цилиндров переме щаются навстречу один другому и одновременно приходят в мертвые точки.
Поршни второго и третьего цилиндров также перемещаются навстре чу один другому, и такты, происходящие в них, смещаются относитель но первой пары на 1/4 оборота коленчатого вала (табл.8).
Рабочий цикл в каждом цилиндре такого двигателя совершается за один оборот коленчатого вала или два хода поршня.
При первом полуобороте вала (от 0 до 180°) поршень в первом ци линдре перемещается от ВМТ до НМТ. При этом в течение 2/3 хода поршня совершается рабочий ход, а далее открываются выпускные кла паны и продувочные окна и во время следующей 1/3 хода поршня вниз начинается выпуск и продувка цилиндра. В четвертом цилиндре пор шень перемещается от НМТ до ВМТ, при этом через 1/3 хода его закан чивается продувка цилиндра, а в течение 2/3 хода сжимается посту пивший в цилиндр воздух.
Во втором цилиндре поршень за это время пройдет 1/2 хода вниз до НМТ и поднимется на 1/2 хода вверх. При этом будет закончен ра бочий ход, произойдет продувка цилиндров и начнется сжатие.
В третьем цилиндре поршень переместится на 1/2 хода до ВМТ и опустится на 1/2 хода вниз. При этом будет закончено сжатие возду-
за и начнется рабочий ход.
Т а б л и ц а 8
- 53 -
За два полуоборота коленчатого вала во всех цилиндрах пройдут все такты рабочего цикла и при дальнейшей вращении вала они будут непрерывно повторяться в установленной последовательности. Порядок работы рассмотренного двигателя I-3-4— 2.
В дизельном шестицилиндровом двигателе типа ЯМЗ-М206 кривошипы коленчатого вала расположены попарно в трех плоскостях, чередуют ся через каждые 60° и расположены в порядке I-5-3-6-2-4 (рис.8).
6
Рис.8. Схема расположения кривошипов вала двухтактного шестицилиндрового двигателя
При вращении вала поршни первого и шестого цилиндров, пятого
ивторого, третьего и четвертого, кривошипы которых расположены в одинаковых плоскостях, перемещаются попарно навстречу один другому
иодновременно приходят в мертвые точки.
Такты в цилиндрах, работающих в порядке расположения кривошипов вала, смещены один относительно другого на 1/3 оборота коленчатого вала и в каждом цилиндре происходят в той же последовательности,
как и в дизельном двигателе типа ЯМЗ-М204 (табл.9).