Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
- 54 -
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
9 |
Полу- |
Углы по |
|
|
Цилиндры |
|
|
|
обороворота |
|
|
|
|
|
|
|
ты ко |
коленча |
|
|
|
|
|
|
ленча |
того ва |
I |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
того |
ла, град. |
|
|
|
|
|
|
вала
I
2
60 |
-•Рабочий' |
Продувка |
Сжатие |
||
|
^ х о д ^ |
|
|
|
|
120 |
|
|
|
|
|
ТЯП |
Продувка |
с ™ . |
ш А |
||
^ход /%: |
|||||
|
|
|
|
||
240 |
|
|
|
|
|
ТПП |
|
H |
f |
Продувка |
|
|
|
^ |
Х О Д ^ |
||
360 |
|
|
|
|
^Рабочий; Сжатие Продувка
'//ЛОя//л
Продувка Рабочий/ Сжатие
|
|
... ,,. |
|
|
'/У'У//// |
|
Продувка |
^Рабочий |
Сжатие |
£ £ х о д ^ |
|
;Рабочии |
Сжатие |
Продувка |
б х о д ^ |
|
|
Порядок работы I-5-3-6-2-4.
9. ФАЗЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Для лучшего наполнения цилиндров свежим зарядом и наиболее пол ной очистки их от отработавших газов моменты открытия и закрытия клапанов в четырехтактных двигателях не совпадают с положениями поршней в мертвых точках, а происходят с определенным опережением или запаздыванием. (
Моменты открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов (.окон) и моменты подачи топлива, выраженные в градусах, соответствующих углам поворота кривошипа коленчатого вала относительно мертвых то чек, называются фазами газораспределения. Фазы газораспределения для разных типов двигателей в основном зависят о$ быстроходности двигателя, величины проходного сечения клапанов (окон), оборотов двигателя и др.
Фазы газораспределения могут быть нанесены на круговую диаграмму, называемую диаграммой газораспределения (рис .9).^
- 55 -
ВМТ
НМТ
Рис.9. Диаграмма газораспределения четырехтактного двигателя
Впускной клапан начинает открываться раньше, чем поршень при дет в BIST. Угол опережения открытия впускного клапана <£ для раз ных двигателей колеблется в пределах 10 - 30°.
Закрытие впускного клапана происходит с некоторым запаздывани ем, когда поршень пройдет НМТ и начнет двигаться вверх. При этом некоторое время после перехода НМТ, несмотря на начавшееся незна чительное движение поршня вверх, заполнение зарядом будет продол жаться вследствие некоторого разряжения, еще имеющегося в цилиндре, а также вследствие инерции заряда, движущегося во впускном трубо проводе. Угол запаздывания закрытия впускного клапана J3 =45-70°.
Таким образом, время открытия впускного клапана больше време ни, в течение которого происходит полуоборот вала, продолжитель ность впуска при этом увеличивается, и.цилиндр полнее заполняется свежим зарядом.
- 56 -
Былускной клапан открывается раньше прихода поршня в НМТ. При этом газы, находясь в цилиндре под большим давлением, быстро на чинают выходить наружу, несмотря на то, что поршень еще движется вниз. Затем поршень, пройдя НМТ и двигаясь к ВМТ, будет выталки вать оставшиеся в цилиндре газы. Угол опережения открытия выпуск ного клапана ^ = 45 - 70°.
Выпускной клапан закрывается тогда, когда поршень перейдет ВМТ. Несмотря на то, что поршень начнет уже немного опускаться вниз, газы будут продолжать выходить из цилиндра по инерции и вследствие отсасывающего действия потока газов, движущихся в выпускном трубо проводе. Угол запаздывания закрытия выпускного клапана о = 10-30°.
Таким образом, время открытия выпускного клапана больше време ни, в течение которого происходит полуоборот вала, поэтому цилиндр лучше очищается от отработавших газов.
Некоторое уменьшение давления газов на поршень, происходящее при рабочем ходе вследствие раннего открытия выпускного клапана, и потеря части работы газов при этом восполняется тем, что поршень, движущийся при такте выпуска вверх, не испытывает большого сопро тивления от газов, оставшихся в небольшом количестве в цилиндре.
Угол поворота кривошипа, соответствующий положению, при кото ром впускной и выпускной клапаны одновременно открыты, называется углом перекрытия клапанов ^ .
Углы опережения и запаздывания, а следовательно, и продолжитель ность открытия клапанов должны быть тем больше, чем больше число оборотов коленчатого вала, при котором развивается наибольшая мощ ность двигателя.
Это объясняется тем, что в более быстроходных двигателях процес сы происходят с большими скоростями и для обеспечения впуска, за ряда и выпуска отработавших газов необходимо по возможности увели чить продолжительность открытия клапанов.
Для современных четырехтактных двигателей углы фаз газораспре
деления лежат в следующих пределах (табл.10).
- 57 -
|
|
Т а б л и ц а |
10 |
|
Углы фаз газораспределения для |
|
|
Наименование углов |
двигателей, |
в градусах |
|
карбюраторных |
|
|
|
|
дизельных |
|
|
Угол опережения открытия |
10-30 |
10-40 |
|
впускного клапана ......... |
|
||
Угол запаздывания закры |
45-73 |
20-56 |
|
тия впускного клапана ..... |
|
||
Угол опережения открытия |
45-70 |
30-56 |
|
выпускного клапана ........ |
|
||
Угол запаздывания закры |
10-40 |
10-35 |
|
тия выпускного клапана..... |
|
Вдвухтактных дизельных двигателях с прямоточно-клапанной про дувкой (ЯМЗ-М204 и ЯМЗ-М206) впуск воздуха в цилиндр производится через продувочные окна в стенках цилиндра в средней его части.
Продувочные окна расположены в один ряд под углом к радиусу окруж ности цилиндра. Это обеспечивает хорошее завихрение подаваемого в цилиндр воздуха. Продувочные окна открываются и закрываются при помощи поршня, движущегося в цилиндре. Выпуск газов происходит через два клапана.
Вдвухтактном двигателе полный рабочий цикл происходит за один оборот коленчатого вала, поэтому распределительный вал должен вра щаться с тем же числом оборотов, что и коленчатый вал.
При движении поршня вниз под действием давления газов, когда
кривошип не дойдет до нижнего своего положения на угол £ (рис.10), начинают открываться выпускные клапаны, при этом газы вследствие избыточного давления выходят в атмосферу. Несколько позже, не до ходя до нижнего положения кривошипа на угол сС , открываются про дувочные окна,и происходит продувка цилиндра.
При ходе поршня вверх сначала закрываются продувочные окна при
повороте кривошипа на угол J3 |
от НМТ, а |
затем при повороте на угол |
сГ закрываются выпускные клапаны, после |
чего поступивший в цилиндр |
|
воздух сжимается. |
|
|
В конце сжатия в цилиндр впрыскивается |
через форсунку в мелко |
|
распыленном состоянии топливо, |
происходит |
сгорание его, начинается |
- 58 -
рабочий ход, и процесс повторяется в той же последовательности. |
|
|||||
Продолжительность выпуска определяется углом ^ , равным сумме |
|
|||||
углов J' и J |
. Продолжительность продувки определяется углом |
, |
||||
равным сумме |
углов оС и р |
. Опережение впрыска, конец впрыска |
|
|||
и продолжительность подачи |
топлива |
в |
цилиндры двигателя |
на диа |
|
|
грамме обозначены углами ф |
, f и |
О соответственно. Для |
совре |
|
||
менных двухтактных дизежвЙых двигателей углы фаз газораспреде |
|
|||||
ления лежат в следующих пределах: сС- |
30 - 5 0 ° , = 30 - |
50°, |
|
|||
jf = 80 - 90°, S'= 55 - 65°, |
ф = 6 |
-30°. |
|
|
ВМТ
Рис.10. Диаграмма газораспределения двухтактного дизельного двигателя с прямоточно-клапанной продувкой
- 59 -
Моменты открытия и закрытия клапанов для каждого двигателя под бираются опытный путем для оборотов, составляющих примерно полови ну числа оборотов, соответствующих максимальной мощности двигателя. При этом число оборотов, коэффициент наполнения, а следовательно, и давление газов в цилиндре достигают максимума и поэтому двига тель может преодолеть наибольшие дорожные сопротивления.
В процессе эксплуатации двигателя фазы газораспределения могут изменяться в результате износа деталей и нарушения регулировки те плового зазора между клапаном и толкателем. Поэтому периодически необходимо проверять и восстанавливать установленный для данного двигателя тепловой зазор между клапаном и толкателем.
10. СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ В АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ
Для того чтооы автотракторный двигатель работал, необходимо обеспечить питание его горючей смесью, состоящей из воздуха и топ лива. Кроме того, чем полнее и равномернее топливо в цилиндрах дви гателя перемешивается с воздухом, тем при меньших избытках воздуха достигается полное сгорание топлива за достаточно малый промежуток времени. Следовательно, чем лучше смесеобразование, тем больше то плива можно ввести в данный объем цилиндра и снять с него большую мощность, что ведет к уменьшению габаритов и веса двигателя.
В поршневых автотракторных двигателях внутреннего сгорания ис пользуются следующие способы смесеобразования:
-внешнее, когда перемешивание топлива с воздухом происходит вне цилиндра двигателя при работе на жидком топливе в карбюраторе и при работе на газообразном топливе - в специальной смесительной камере;
-внутреннее, когда перемешивание топлива с воздухом происходит непосредственно в цилиндре двигателя; подача топлива в цилиндр и его распыление производятся с помощью насоса и форсунки. Указанный спо
соб смесеобразования используется в дизельных, колоризаторных дви гателях и двигателях с впрыском бензина в цилиндр и принудительным зажиганием.
Воздух, поступающий в двигатель, должен быть очищен от пыли, так как при попадании на зеркало цилиндра пыль вызывает его быстрый из