Файл: Корниенко А.Г. Конструктивные схемы автомобилей, тракторов и принцип действия их агрегатов и механизмов лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 54 -

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

9

Полу-

Углы по­

 

 

Цилиндры

 

 

 

обороворота

 

 

 

 

 

 

ты ко­

коленча­

 

 

 

 

 

 

ленча­

того ва­

I

2

3

4

5

6

того

ла, град.

 

 

 

 

 

 

вала

I

2

60

-•Рабочий'

Продувка

Сжатие

 

^ х о д ^

 

 

 

120

 

 

 

 

ТЯП

Продувка

с ™ .

ш А

^ход /%:

 

 

 

 

240

 

 

 

 

ТПП

 

H

f

Продувка

 

 

^

Х О Д ^

360

 

 

 

 

^Рабочий; Сжатие Продувка

'//ЛОя//л

Продувка Рабочий/ Сжатие

 

 

... ,,.

 

 

'/У'У////

 

Продувка

^Рабочий

Сжатие

£ £ х о д ^

;Рабочии

Сжатие

Продувка

б х о д ^

 

 

Порядок работы I-5-3-6-2-4.

9. ФАЗЫ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Для лучшего наполнения цилиндров свежим зарядом и наиболее пол­ ной очистки их от отработавших газов моменты открытия и закрытия клапанов в четырехтактных двигателях не совпадают с положениями поршней в мертвых точках, а происходят с определенным опережением или запаздыванием. (

Моменты открытия и закрытия впускных и выпускных клапанов (.окон) и моменты подачи топлива, выраженные в градусах, соответствующих углам поворота кривошипа коленчатого вала относительно мертвых то­ чек, называются фазами газораспределения. Фазы газораспределения для разных типов двигателей в основном зависят о$ быстроходности двигателя, величины проходного сечения клапанов (окон), оборотов двигателя и др.

Фазы газораспределения могут быть нанесены на круговую диаграмму, называемую диаграммой газораспределения (рис .9).^


- 55 -

ВМТ

НМТ

Рис.9. Диаграмма газораспределения четырехтактного двигателя

Впускной клапан начинает открываться раньше, чем поршень при­ дет в BIST. Угол опережения открытия впускного клапана для раз­ ных двигателей колеблется в пределах 10 - 30°.

Закрытие впускного клапана происходит с некоторым запаздывани­ ем, когда поршень пройдет НМТ и начнет двигаться вверх. При этом некоторое время после перехода НМТ, несмотря на начавшееся незна­ чительное движение поршня вверх, заполнение зарядом будет продол­ жаться вследствие некоторого разряжения, еще имеющегося в цилиндре, а также вследствие инерции заряда, движущегося во впускном трубо­ проводе. Угол запаздывания закрытия впускного клапана J3 =45-70°.

Таким образом, время открытия впускного клапана больше време­ ни, в течение которого происходит полуоборот вала, продолжитель­ ность впуска при этом увеличивается, и.цилиндр полнее заполняется свежим зарядом.

- 56 -

Былускной клапан открывается раньше прихода поршня в НМТ. При этом газы, находясь в цилиндре под большим давлением, быстро на­ чинают выходить наружу, несмотря на то, что поршень еще движется вниз. Затем поршень, пройдя НМТ и двигаясь к ВМТ, будет выталки­ вать оставшиеся в цилиндре газы. Угол опережения открытия выпуск­ ного клапана ^ = 45 - 70°.

Выпускной клапан закрывается тогда, когда поршень перейдет ВМТ. Несмотря на то, что поршень начнет уже немного опускаться вниз, газы будут продолжать выходить из цилиндра по инерции и вследствие отсасывающего действия потока газов, движущихся в выпускном трубо­ проводе. Угол запаздывания закрытия выпускного клапана о = 10-30°.

Таким образом, время открытия выпускного клапана больше време­ ни, в течение которого происходит полуоборот вала, поэтому цилиндр лучше очищается от отработавших газов.

Некоторое уменьшение давления газов на поршень, происходящее при рабочем ходе вследствие раннего открытия выпускного клапана, и потеря части работы газов при этом восполняется тем, что поршень, движущийся при такте выпуска вверх, не испытывает большого сопро­ тивления от газов, оставшихся в небольшом количестве в цилиндре.

Угол поворота кривошипа, соответствующий положению, при кото­ ром впускной и выпускной клапаны одновременно открыты, называется углом перекрытия клапанов ^ .

Углы опережения и запаздывания, а следовательно, и продолжитель­ ность открытия клапанов должны быть тем больше, чем больше число оборотов коленчатого вала, при котором развивается наибольшая мощ­ ность двигателя.

Это объясняется тем, что в более быстроходных двигателях процес­ сы происходят с большими скоростями и для обеспечения впуска, за­ ряда и выпуска отработавших газов необходимо по возможности увели­ чить продолжительность открытия клапанов.

Для современных четырехтактных двигателей углы фаз газораспре­

деления лежат в следующих пределах (табл.10).


- 57 -

 

 

Т а б л и ц а

10

 

Углы фаз газораспределения для

 

Наименование углов

двигателей,

в градусах

 

карбюраторных

 

 

 

дизельных

 

Угол опережения открытия

10-30

10-40

 

впускного клапана .........

 

Угол запаздывания закры­

45-73

20-56

 

тия впускного клапана .....

 

Угол опережения открытия

45-70

30-56

 

выпускного клапана ........

 

Угол запаздывания закры­

10-40

10-35

 

тия выпускного клапана.....

 

Вдвухтактных дизельных двигателях с прямоточно-клапанной про­ дувкой (ЯМЗ-М204 и ЯМЗ-М206) впуск воздуха в цилиндр производится через продувочные окна в стенках цилиндра в средней его части.

Продувочные окна расположены в один ряд под углом к радиусу окруж­ ности цилиндра. Это обеспечивает хорошее завихрение подаваемого в цилиндр воздуха. Продувочные окна открываются и закрываются при помощи поршня, движущегося в цилиндре. Выпуск газов происходит через два клапана.

Вдвухтактном двигателе полный рабочий цикл происходит за один оборот коленчатого вала, поэтому распределительный вал должен вра­ щаться с тем же числом оборотов, что и коленчатый вал.

При движении поршня вниз под действием давления газов, когда

кривошип не дойдет до нижнего своего положения на угол £ (рис.10), начинают открываться выпускные клапаны, при этом газы вследствие избыточного давления выходят в атмосферу. Несколько позже, не до­ ходя до нижнего положения кривошипа на угол сС , открываются про­ дувочные окна,и происходит продувка цилиндра.

При ходе поршня вверх сначала закрываются продувочные окна при

повороте кривошипа на угол J3

от НМТ, а

затем при повороте на угол

сГ закрываются выпускные клапаны, после

чего поступивший в цилиндр

воздух сжимается.

 

 

В конце сжатия в цилиндр впрыскивается

через форсунку в мелко

распыленном состоянии топливо,

происходит

сгорание его, начинается


- 58 -

рабочий ход, и процесс повторяется в той же последовательности.

 

Продолжительность выпуска определяется углом ^ , равным сумме

 

углов J' и J

. Продолжительность продувки определяется углом

,

равным сумме

углов оС и р

. Опережение впрыска, конец впрыска

 

и продолжительность подачи

топлива

в

цилиндры двигателя

на диа­

 

грамме обозначены углами ф

, f и

О соответственно. Для

совре­

 

менных двухтактных дизежвЙых двигателей углы фаз газораспреде­

 

ления лежат в следующих пределах: сС-

30 - 5 0 ° , = 30 -

50°,

 

jf = 80 - 90°, S'= 55 - 65°,

ф = 6

-30°.

 

 

ВМТ

Рис.10. Диаграмма газораспределения двухтактного дизельного двигателя с прямоточно-клапанной продувкой

- 59 -

Моменты открытия и закрытия клапанов для каждого двигателя под­ бираются опытный путем для оборотов, составляющих примерно полови­ ну числа оборотов, соответствующих максимальной мощности двигателя. При этом число оборотов, коэффициент наполнения, а следовательно, и давление газов в цилиндре достигают максимума и поэтому двига­ тель может преодолеть наибольшие дорожные сопротивления.

В процессе эксплуатации двигателя фазы газораспределения могут изменяться в результате износа деталей и нарушения регулировки те­ плового зазора между клапаном и толкателем. Поэтому периодически необходимо проверять и восстанавливать установленный для данного двигателя тепловой зазор между клапаном и толкателем.

10. СМЕСЕОБРАЗОВАНИЕ В АВТОТРАКТОРНЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Для того чтооы автотракторный двигатель работал, необходимо обеспечить питание его горючей смесью, состоящей из воздуха и топ­ лива. Кроме того, чем полнее и равномернее топливо в цилиндрах дви­ гателя перемешивается с воздухом, тем при меньших избытках воздуха достигается полное сгорание топлива за достаточно малый промежуток времени. Следовательно, чем лучше смесеобразование, тем больше то­ плива можно ввести в данный объем цилиндра и снять с него большую мощность, что ведет к уменьшению габаритов и веса двигателя.

В поршневых автотракторных двигателях внутреннего сгорания ис­ пользуются следующие способы смесеобразования:

-внешнее, когда перемешивание топлива с воздухом происходит вне цилиндра двигателя при работе на жидком топливе в карбюраторе и при работе на газообразном топливе - в специальной смесительной камере;

-внутреннее, когда перемешивание топлива с воздухом происходит непосредственно в цилиндре двигателя; подача топлива в цилиндр и его распыление производятся с помощью насоса и форсунки. Указанный спо­

соб смесеобразования используется в дизельных, колоризаторных дви­ гателях и двигателях с впрыском бензина в цилиндр и принудительным зажиганием.

Воздух, поступающий в двигатель, должен быть очищен от пыли, так как при попадании на зеркало цилиндра пыль вызывает его быстрый из­