Файл: Кононов А.М. Справочник по тракторам Беларусь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Характеристика приборов освещения тракторов

и

£

ІО

СО

н

5 LO

СО

Н

£

и

с:

ю

го f-

?

с? LO

н

£

s ^ (ЛЮ

СОСО

S S

МТЗ-2

5

н

ет

се

ü

С

e t

 

 

00

 

 

ul

о

СЧ

 

 

ю

Т—■'

00

 

 

[-1

 

 

U-.

 

 

§

 

 

ul

о

сч

 

 

00

Г—1

сП

 

 

ul

 

 

сП

о

сч

со

«—

СЧ

 

 

<3

о

о

, op

со

 

 

 

ul

 

 

 

 

О

 

 

 

 

о

 

 

 

 

со

 

 

 

 

ul

 

 

О

"О*

©■

1—«

сч

О

сч

ю

 

 

 

 

сч

 

СО

 

 

 

 

сч

 

 

 

 

См

 

 

 

 

•ѳ*

 

 

 

 

о

 

 

 

 

о

 

 

 

 

СО

 

 

 

 

ul

 

 

о

 

е-

1

сч

о

 

1

со

 

 

 

 

 

 

сч

 

 

 

 

U-.

 

 

 

 

ф

 

 

о

Tj-

со

 

,—1

сч

 

о

 

 

 

 

о

 

■ѳ*

 

 

со

 

 

 

о

CO

00

1

 

ul

 

о

 

1

 

сч

 

•Ѳ"

 

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

 

,

 

 

 

а .

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

U .

 

 

 

 

 

 

 

 

со

'

 

 

 

 

 

 

 

 

ч .

 

 

 

 

со

 

 

 

со

 

 

 

 

 

 

 

 

X .

 

 

 

 

X

 

 

—V

X >>

 

 

 

 

s

 

 

 

 

 

л

со

 

?«о

со

о

£

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

О м

X

 

О

о

я

 

 

X

со

 

 

D. Я

 

 

X

СО

а

А

X

О 2

О м

 

X

о

X

X

3

о

н

о

' S «

СО

X

*&

л

н

CJ

Я

&

а

о-

эХ

ч

со

О

 

 

О

СО

СО

о

а

X

g S .

•&

X

а

а .

ч

X

-&■

X

н

3

X

5 2

о>

ч

 

X

0)

о

03

X Н

X

 

о

 

о

3

к

ST

 

D"

 

с

со

S6

U

 

 

13*

195



Рис. 39. Схема электроооорудования тракторов МТЗ-5М, МТЗ-5МС и МТЗ-7М (обозначения см. на стр. 197).

Электрооборудование тракторов МТЗ-5М, МТЗ-5МС, МТЗ-7М

К системе электрооборудования (рис. 39) относятся:

1. Источники тока: генератор постоянного тока, снабженный реле-регулятором, аккуму­ ляторные батареи.

2.Приборы пуска двигателя: электриче­ ский стартер с включателем, свечи накалива­ ния, дополнительное сопротивление, конт­ рольный элемент.

3.Приборы освещения и световая сигна­ лизация: фары, подфарники, задний фонарь, стоп-сигнал, лампы освещения приборов, вы­

ключатели и переключатели света.

4. Контрольные и звуковые приборы: кон­ трольно-измерительные приборы, провода и предохранители, звуковой сигнал, кнопка включения.

Генератор Г-81 двухполюсный постоянно­ го тока. Плюсовые щетки установлены в изо­ лированных щеткодержателях и присоедине­ ны к выводному зажиму Я. Минусовые щет-

 

 

Обозначения

к

рисунку

39:

 

/

_

генератор; 2 — передняя

фара;

3

реле-регулятор;

4

свечи накаливания;

5

добавочное

сопротивление;

6 — стартер; 7 — лампа освещения приборов; 8 — включатель

освещения

приборов; 9 — звуковой

сигнал; 10 — переключа­

тель задних фар и ламп освещения

номерного знака

и заднего

фонаря; 11

соединительная

панель; 12 ~

кнопка

звукового

сигнала;

13

— подфарник;

14

включатель стоп-сигнала;

15 —. блок

предохранителей;

16

задняя

фара; 17

— штеп­

сельная розетка; 18 — задний фонарь; 19 — датчик указателя

уровня топлива; 20

— включатель

указателя уровня

топлива;

21 — переключатель

передних фар

и подфарников; 2 2

— вклю­

чатель свечей накаливания; 2 3 — амперметр; 2 4 — контроль­

ный элемент свечей

н а к а л и в а н и я ; 2 5

у к а з а т е л ь у р о в н я

топлива; 2 6

— аккумуляторная

батарея.

197


ки — в неизолированных щеткодержателях, соединены с массой генератора. Обмотка ге­ нератора одним концом подключена к вывод­ ному зажиму Ш, а другим — к массе генера­ тора. Зажимы генератора Я и Ш соединены проводом с одноименными зажимами реле-ре­ гулятора. Винт с меткой М на генераторе соединен с корпусом реле-регулятора.

Генератор приводится в действие от шкива вентилятора ременной передачей. Натяжение ремня изменяют, повертывая генератор на кронштейне. В течение первого года работы трактора генератор не смазывают. Затем че­ рез 100 часов работы дизеля добавляют 5 ка­ пель дизельного масла.

Через 240 часов работы проверяют лег­ кость движения щеток в щеткодержателе, износ щеток, состояние рабочей поверхности коллектора. Щетки, изношенные до 14 мм по высоте, заменяют новыми. Новые щетки при­ тирают к коллектору стеклянной шкуркой. Нагар на коллекторе удаляют чистой тряп­

кой, слегка

смоченной в

бензине.

В случае

неисправности

в цепи генера­

тор—реле-регулятор—батарея генератор про­ веряют непосредственно после пуска дизеля, когда батареи несколько разряжены старте­ ром. Генератор должен отдавать значитель­ ный зарядный ток, величина которого быстро падает по мере восстановления заряда бата­ рей.

Реле-регулятор РР-81-Б состоит из трех электромагнитных приборов (рис. 40): реле обратного тока /, регулятора напряжения 3 и ограничителя тока 2.

198

Рис. 40. Электрическая схема реле-регулятора.

Р е л е

о б р а т н о г о т о к а имеет две

обмотки-

намагничивающую Ш] и размагничи­

вающую С\. Обмотка С1 включена последова­

199

тельно в цепь якоря генератора. Обмотки СІ и Ш\ намотаны на сердечнике так, что, когда напряжение генератора выше напряжения аккумуляторной батареи, их магнитные поля совпадают и контакты замыкаются более плот­ но. Если напряжение генератора становится ниже напряжения батареи, ток идет из бата­ рей в генератор через размагничивающую об­ мотку реле в обратном направлении, ослабляя действие намагничивающей обмотки Ши кон­ такты размыкаются и генератор отключается от сети.

Реле обратного тока проверяют, подключая аккумуляторную батарею, амперметр и вольт­ метр (рис. 41). Медленно повышая скорость вращения якоря генератора, определяют на­ пряжение, при котором замыкаются контакты реле обратного тока (по отклонению стрелки амперметра). Понижая скорость вращения генератора, отмечают величину обратного то­ ка, при которой размыкаются контакты реле. Если при повышении скорости вращения яко­ ря генератора показания вольтметра не уве­ личиваются, а реле не выключается (стрелка амперметра не отклоняется), добиваются не­ обходимой величины регулируемого напряже­ ния, а затем напряжения включения реле.

О г р а н и ч и т е л ь т о к а . Его обмотка Сг включена последовательно, и через нее про­

ходит весь ток генератора. При

увеличе­

нии тока до предельной величины

якорек

ограничителя тока притягивается к сердечнику и размыкает контакты; последовательно с об­ моткой возбуждения включается добавочное

200


сопротивление, напряжение генератора па­ дает, вследствие чего уменьшается ток, отдаваемый генератором. Снижение величины

т

Рис. 41. Схема проверки реле обратного тока:

1 — аккумуляторная батарея; 2 — реле-регулятор; 3 — генера­ тор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.

тока в обмотке Сг ослабляет притяжение якорька ограничителя тока, и контакты вновь замыкаются пружиной, рабочий цикл ограни­ чителя тока повторяется.

Ускоряющая обмотка У включена после­

довательно в

цепь возбуждения

генератора

и улучшает

характеристики

ограничителя

тока.

 

 

201

Работу ограничителя тока проверяют по схеме (рис. 42) при 3400 об/мин якоря генера­ тора. Постепенно увеличивая нагрузку реоста­ том, наблюдают за стрелкой амперметра. При увеличении нагрузки наступает момент, когда,

Рис. 42.- Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя тока:

/ _ реостат; 2 реле-регулятор: 3 — ге­ нератор; 4 — амперметр; 5 — вольтметр.

несмотря на уменьшение сопротивления рео­ стата, стрелка амперметра останавливается. Наибольшее значение гока, показываемое ам­ перметром, является максимальным регули­ руемым током.

Р е г у л я т о р н а п р я ж е н и я . Один ко­ нец его параллельной обмотки Ш2 (рис. 40)

202

соединен с массой, другой через добавочное сопротивление — с зажимом Я• Когда напря­ жение достигает величины, на которую отре­ гулирован регулятор, якорь притягивается к сердечнику, размыкает контакты и включает добавочное сопротивление.

Регулятор напряжения контролируют по той же схеме, что и ограничитель тока.

Аккумуляторная батарея. На тракторе установлены две стартерные свинцовые ак­ кумуляторные батареи ЗСТ-135, напряжение каждой батареи 6 в, емкость при 10-часовом разряде 135 а ■ ч.

Плотность электролита полностью заря­ женной аккумуляторной батареи зависит от температурных условий, в которых работает трактор. Поэтому плотность периодически контролируют, не допуская понижения ее про­

тив значений, указанных в таблице 7.

на

Уровень

электролита

должен

быть

10—15 мм

выше

пластин.

При

понижении

уровня доливают

дистиллированную

воду.

Доливать в

аккумуляторную батарею

элек­

тролит допускается только в том случае, ес­ ли уровень понизился вследствие расплески­ вания или вытекания электролита. Удельный

вес электролита

должен быть

такой

же, как

в батарее.

 

 

 

Степень разрядки батареи проверяют на­

грузочной вилкой и ареометром

(опреде­

ляют плотность

электролита).

Напряжение

каждого

аккумулятора (элемента) исправной

батареи

не должно изменяться

в течение

5 сек; допускается разница в

напряжении

отдельных аккумуляторов в пределах 0,16 в.

203