Файл: Кононов А.М. Справочник по тракторам Беларусь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

снимают крышку верхнего люка корпуса муф­ ты. Через переднюю масленку смазывают под­ шипник отводки, через заднюю масленку —■ подшипники вала муфты и втулку отводки.

Признак для прекращения подачи смаз­ ки — появление солидола через зазоры в сопряжениях, а для подшипников вала муф­ ты и втулки отводки — появление смазки из контрольного клапана, ввернутого в крышку стакана заднего подшипника вала муфты.

Силовая передача. Трансмиссионное авто­ тракторное масло заливают в корпус короб­ ки передач и заднего моста через отверстие в крышке коробки передач. Уровень масла проверяют через два контрольных отверстия, закрытых пробками. Масло заполняют до уровня верхней пробки и доливают, если уровень понизится до нижней пробки.

Заменяют масло и промывают корпус коробки передач, заднего моста и заднего отсека муфты сцепления (корпус трансмис­ сии) при техническом уходе № 2. Для этого необходимо:

а) после остановки трйктора слить масло; б) залить в корпус трансмиссии 40 л ди­

зельного топлива; в) пустить дизель и двигаться на трак­

торе 5 минут на низшей передаче; г) остановить трактор и дизель, снять

крышки стаканов главной передачи и диффе­ ренциала;

д) промыть дизельным топливом шарико­ вые подшипники вала главной передачи, заполнить их свежим солидолом и устано­ вить крышки;

е) слить из корпусов дизельное топливо, промыть и поставить спускные магнитные пробки;

ж) залить в корпус трансмиссии свежее масло до уровня верхнего контрольного от­ верстия.

Механизм привода шкива тракторов МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-5К смазывается раз­ брызгиванием (трансмиссионным автотрак­ торным маслом). Скользящая шестерня и задний подшипник ведущего вала смазы­ ваются маслом, находящимся в корпусе ко­ робки передач, все другие детали — маслом,

залитым в корпус шкива.

Масло

заливают

через отверстие в корпусе

до верхней мет­

ки измерительного стержня

(щупа);

удаляют

масло через

сливное

отверстие,

 

закрытое

пробкой.

механизма

приводного

шкива

Детали

тракторов МТЗ-5Л,

МТЗ-5М, МТЗ-5ЛС,

МТЗ-5МС,_

МТЗ-7Л,

МТЗ-7М,

МТЗ-7ЛС,

МТЗ-7МС смазываются разбрызгиванием мас­ ла, находящегося в корпусе шкива. Через за­ крываемое пробкой отверстие в верхней части корпуса шкива заливают масло, которое должно доходить до контрольного отвер­ стия.

Ходовая система. Внешние подшипники полуосей ведущих колес смазывают солидо­ лом. Смазку к подшипникам подводят через

масленку,

ввернутую в

крышку

рукава

полуоси,

делая

шприцем

10—12

нагнета­

ний.

 

 

 

 

Подшипники направляющих колес смазы­

вают ежесменно.

Солидол

нагнетают шпри­

18


цем через масленку, ввернутую в ступицу колеса, до появления солидола из-под саль­ ника с внутренней стороны колеса.

Подшипники поворотных цапф и ось ка­ чания передней оси трактора смазывают со­ лидолом. Смазку к трущимся поверхностям оси качания нагнетают шприцем через мас­ ленку, ввернутую в передний торец оси, до появления солидола из зазоров сопрягаемых деталей. Подшипники поворотных цапф сма­ зывают солидолом, делая по 10—12 нагнета­ ний шприцем.

Рулевое управление. Детали рулевого ме­ ханизма смазывают автотракторным транс­ миссионным маслом, заливаемым в корпус до уровня заливной пробки. Для смены мас­ ла снимают нижнюю крышку корпуса, про­ мывают червячную пару дизельным топли­ вом, устанавливают крышку и заливают све­ жее масло.

Верхнюю опору вала рулевого механизма смазывают солидолом ежесменно.

Шаровые пальцы продольной и толкаю­ щей рулевых тяг и палец рулевого рычага смазывают солидолом. Нагнетают шприцем через масленки до появления смазки из-под уплотнений этих деталей.

Механизмы гидравлической системы. Под­ шипники скольжения поворотного вала ме­ ханизма навески смазывают солидолом еже­ сменно. Уровень масла в баке гидравличе­ ской системы контролируют перед началом смены. Масляный фильтр промывают при техническом уходе № 1 в такой последова­ тельности:

2*

19

а) отъединяют трубопроводы от крышки

фильтра,

вывинчивают 4

болта

и снимают

крышку фильтра;

 

вместе с

комплек­

б)

вынимают стакан

том

фильтрующих элементов и снимают от­

ражатель;

 

 

 

фильтра

вместе

с

в)

вынимают трубку

корпусом

перепускного

клапана

(категори­

чески

запрещается вращать корпус по резьбе,

так как нарушится регулировка клапана);

 

г)

промывают сетки фильтра и магнит на

отражателе

чистым

бензином;

фильтр

в

д) собирают и устанавливают

масляный

бак.

и промывают

масляный

Заменяют

масло

бак гидравлической системы через 900—1200 часов работы трактора. Масло удаляют по­ сле остановки трактора и промывают систе­ му дизельным топливом. Когда заливают масло, маслоизмерительный стержень выни­ мают, чтобы открыть отверстие для выхо­ да воздуха из бака.

Если уровень масла ниже нижней риски маслоизмерительного стержня, использовать гидравлическую систему категорически за­ прещается.

Заправка системы охлаждения водой

Систему охлаждения заполняют только чистой, мягкой водой. Лучшая вода для за­ правки — чистая дождевая или кипяченая. Жесткую колодезную воду смягчают кипяче­ нием или добавлением 6—7 г каустической соды или 10—20 г бельевой соды на 10 л во­ ды, дав отстояться не менее 5 часов.

20



Систему охлаждения заполняют водой че­ рез воронку с сеткой из чистой посуды до уровня горловины верхнего бачка радиатора. Уровень воды при работе не должен опу­ скаться ниже чем на 8 см от верхней плоско­ сти заливной горловины.

Зимой заливают воду, нагретую до 60—80°, при открытых сливных краниках на патрубке нижнего бачка радиатора и на блоке цилин­ дров. Краники перекрывают, когда из них вытекает горячая вода.

Для заполнения системы охлаждения зи­ мой выпускают охлаждающую низкозамерза­ ющую жидкость двух марок — 40 и 65.

Жидкостью марки 40 заправляют систему охлаждения тракторов, работающих в райо­ нах с умеренно низкой зимней температурой. Жидкость содержит 53% этиленгликоля и 47% воды; температура замерзания минус 40°, удельный вес 1,072 при 20“, цвет светло-жел­ тый.

Жидкостью марки 65 заполняют систему охлаждения тракторов, работающих в усло­ виях низких температур. Жидкость содержит 66% этиленгликоля и 34% воды; температура замерзания минус 65°, удельный вес 1,0863 при 20°, цвет оранжевый.

Этиленгликолевые жидкости ядовиты. Работая с ними, принимают меры предосто­ рожности.

Низкозамерзающую жидкость заливают в систему охлаждения неполностью — 26 л вме­ сто 28 л, так как она при нагреве расширяет­ ся сильнее воды.

21

Если при эксплуатации трактора понизил­ ся уровень жидкости в радиаторе вследствие ее испарения, доливают только воду.

Заправка пусковым топливом

Для пускового двигателя ПД-10 (ПД-10М) используют в качестве топлива смесь автомо­ бильного бензина А-66 и дизельного масла. Перед заправкой смесь тщательно перемеши­ вают в чистой посуде и хорошо очищают от пыли и грязи заливную горловину бачка. Следует помнить, что надежная работа и лег­ кий пуск двигателя во многом зависят от ка­ чества и чистоты топливной смеси.

Запрещается заправлять бачок пускового двигателя чистым бензином, не добавляя кар­ терного масла, смесью бензина с меньшим ко­ личеством масла, а также раздельно зали­ вать бензин и масло.

После длительной стоянки трактора пере­ мешивают топливо и масло и смазывают де­ тали кривошипно-шатунного механизма, пе­ реполнив поплавковую камеру карбюратора горючей смесью и прокручивая коленчатый вал шнуром за маховик.

Через каждые 200 часов работы дизеля снимают и промывают отстойник в чистом бензине; после 1200 часов работы снимают и промывают топливный бачок и топливопро­ вод.

Заправка основным топливом

По ГОСТ 4749—49 топливо для тракторных дизелей выпускают трех сортов:

22


летнее ДЛ — с температурой застывания не выше минус 10°, используют при темпера­ туре воздуха выше 0°;

зимнее ДЗ — с температурой застывания не выше минус 45°, используют при темпера­ туре воздуха выше минус 30°;

арктическое ДА — с температурой засты­ вания не выше минус 60°, применяют для осо­ бо холодных зон и времени года в местностях, где температура воздуха ниже минус 30°.

Из застывающего топлива выделяются кристаллы парафина, которые, осаждаясь на фильтрах, могут прекратить подачу топлива.

При заправке топливом необходимо вы­ полнять ряд требований:

а) заполнять бак только закрытым спосо­ бом, используя шланги с раздаточными нако­ нечниками;

б) устранять причины, вызывающие поте­ ри топлива;

в) обеспечивать безопасность заправки в противопожарном отношении.

Для безотказной и продолжительной рабо­ ты топливоподающей аппаратуры системы пи­ тания дизеля необходимо, чтобы дизельное топливо было чистым. Для очистки топливо перед заправкой не менее 96 часов отстаива­ ют в резервуарах и пропускают через специ­ альные фильтры. Отстоявшееся топливо заби­ рают из верхнего наиболее чистого слоя при помощи плавающего приемника.

Заправлять топливо в бак, используя вед­ ро и воронку, следует только в исключитель­ ных случаях. Ведро и воронку тщательно про­ мывают дизельным топливом.

23

Перед заправкой тщательно удаляют пыль и грязь с горловины бака. Топливо заливают через воронку с фильтром из плотной бязи, фланели, сукна или шелкового полотна. Фла­ нель или сукно укладывают ворсом вверх. Материю перед фильтрацией промывают в чистом дизельном топливе.

Топливный бак рекомендуется заполнять полностью в конце рабочего дня, тем самым устраняя конденсацию воды из воздуха. Фильтрующую набивку крышки горловины бака промывают через каждые 240 часов работы.

100-литровый бак тракторов обеспечивает

12-часовую непрерывную работу дизеля при полной нагрузке.

Через 100 часов работы трактора перед началом смены удаляют отстой топлива из бака через сливной кран. Через 240 часов работы трактора бак промывают дизельным топливом. Для этого перекрывают заборный кран и спускают все топливо через сливной кран, снимают крышку заливной горловины и вынимают из нее сетчатый фильтр. Промы­ вают бак цри помощи заправочного насоса до тех пор, пока вытекающее топливо не будет чистым. Промывают сетчатый фильтр, филь­ трующую набивку и все детали крышки, сма­ чивают набивку дизельным маслом и собира­ ют крышку. Устанавливают сетчатый фильтр заливной горловины и, закрыв сливной кран, заполняют бак дизельным топливом.

Через каждые 1200 часов работы бак сни­ мают с трактора и тщательно промывают.

24