ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Г Л А В А III
УПРАВЛЕНИЕ ТРАКТОРОМ
Пуск дизеля
Подготовка к пуску. К пуску приступают после проверки наличия масла, топлива и во ды.
Перед пуском открывают заборный кран топливного бака; закрывают жалюзи, пере местив рычаг назад до отказа; устанавлива ют рычаг переключения передач в нейтраль ное положение и рычаг вала отбора мощно сти в положение «выключен»; выключают приводной шкив или ходоуменьшитель (если они есть). Убеждаются, что в топливоподаю щей системе нет воздуха, для чего отверты вают вентиль в крышке фильтра тонкой очи стки и прокачивают систему насосом ручной подкачки. При отсутствии воздуха в системе топливо вытекает из спускной трубки ровной
струей, без пузырьков |
воздуха. |
У двигателей Д-36, |
Д-40К и Д-40Л ры |
чагом декомпрессионного |
механизма выклю |
чают компрессию, а рычаг управления пода чей топливного насоса повертывают вперед до отказа.
Проверяют, выведена ли из зацепления с венцом маховика шестерня привода: при
25
включенной муфте сцепления коленчатый вал должен легко проворачиваться от руки (за маховик). Если шестерня не выведена из за цепления, открывают люк в корпусе муфты сцепления и нажимают ломиком задние кон цы грузов, чтобы их передние концы соскочи ли с упора. Когда дизель прогрет, разрешает ся запускать пусковой двигатель с включен ной шестерней привода и при полностью выключенной муфте сцепления приводного механизма.
Подготавливая к пуску двигатель Д-40М, устанавливают рычаг управления подачей топливного насоса в крайнее заднее положе ние, соответствующее наибольшей подаче.
При пуске зимой дизель предварительно прогревают, заливая систему охлаждения горя чей водой и картер двигателя нагретым маслом.
Запрещается пускать дизель без охлаж дающей жидкости в системе охлаждения.
Запуск пускового двигателя. Перед пус ком проверяют и сливают конденсат бензина из картера двигателя через сливное отвер стие, закрытое пробкой. Открывают кран фильтра-отстойника топливного бачка и на жимают утолитель поплавка карбюратора, заполняют поплавковую камеру топливом до появления его из карбюратора (на карбюра торе К-16 нет утолителя поплавка).
Смазывают кривошипно-шатунный меха низм пускового двигателя, провернув за ма ховик коленчатый вал при закрытой воздуш ной заслонке и снятом проводе свечи.
Очищают от пыли и грязи воздушный па трубок карбюратора, открывают крышку
26
патрубка, прикрывают воздушную и приот крывают дроссельную заслонки карбюрато ра. В холодное время года сливают из топ ливного бачка 20—30 слг3 смеси бензина с маслом и заливают ее в цилиндр через за ливной краник в головке.
Вводят узел пускового шнура в один из пазов маховика, наматывают шнур в канав ке маховика по часовой стрелке и резким рывком за второй конец шнура с прикреп ленной деревянной рукояткой прокручивают маховик. Категорически запрещается нама тывать на руку шнур, так как при обратном вращении коленчатого вала руку может за тянуть шнуром на маховик.
Как только пусковой двигатель начнет ра ботать, полностью открывают воздушную заслонку, устанавливают средние числа обо
ротов и прогревают |
двигатель. При |
рабо |
те вхолостую (без |
прокручивания |
дизеля) |
более 3 минут пусковой двигатель перегре вается.
Пуск дизеля. Выключают муфту сцепле ния пускового двигателя, для чего плавно переводят рычаг муфты сцепления на себя; за цепляют шестерню привода с венцом махови ка дизеля, отведя рычаг механизма включе ния шестерни назад до отказа. Если шестер ня включается с трудом, отводят рычаг и включают на короткое время муфту сцепле ния, после чего вторично вводят в зацепление шестерню привода, а затем отводят рычаг в исходное положение.
Полностью открывают дроссельную за слонку карбюратора и плавно включают
27
муфту сцепления. Если пусковой двигатель глохнет — недостаточно прогрет дизель.
При устойчивой работе пускового двигате ля на нормальном числе оборотов включают компрессию и продолжают прогревать дизель. После Ѵг—1 минуты прокручивания дизеля включают подачу топлива, повернув рычаг управлении подачей топливного насоса вниз до отказа. Если дизель не дает вспышки, вы ключают подачу топлива и прогревают еще дизель, после чего снова включают подачу топлива. Пусковой двигатель не должен ра
ботать непрерывно больше |
15 |
минут. |
В холодное время года |
для |
облегчения |
пуска увеличивают подачу топлива пусковым обогатителем.
Не разрешается прогревать дизель с вклю ченной подачей топлива, так как усиленно изнашивается поршневая группа и ухудшает ся пуск дизеля.
После пуска дизель прогревают на сред них числах оборотов. Дизель прогрет и под готовлен к работе, если вода в системе охлаждения нагрета не менее чем до 50°.
Остановка пускового двигателя. Как толь ко дизель разовьет достаточное число оборо тов, выключают муфту сцепления пускового двигателя, закрывают дроссельную заслонку и выключают зажигание, нажав кнопку вы ключения до полной остановки двигателя. За крывают воздушную заслонку, крышку воз душного патрубка карбюратора и кран филь тра отстойника бачка пускового двигателя.
Пуск дизелей Д-40М и Д-48М. Включают свечи накаливания. Когда контрольный эле
28
мент свечи станет ярко-красным (через 15— 20 секунд), включают стартер, нажав педаль включения. Свечи накаливания включают, если температура воды в системе охлажде ния ниже 50°.
Нельзя включать стартер более чем на 15 секунд. Если дизель не пускается, рекоменду ется включать стартер не более 4 раз с интер валами 30—40 секунд. Для облегчения пуска в холодное время предварительно прокручи вают коленчатый вал дизеля рукояткой. Перед включением стартера отводят защелку л полностью выключают муфту сцепления. Све чи накаливания оставляют включенными на 20—25 секунд (считая от первых вспышек в цилиндрах).
После пуска дизель прогревают на сред них оборотах. Нагружают дизель только по сле прогрева. Длительная работа дизеля на холостом ходу может вызвать залегание пор шневых колец. При повышении температуры охлаждающей воды до 75° жалюзи открывают полностью.
Работа на тракторе
Перед началом движения трактор осмат ривают снаружи, проверяют, не забыт ли ин струмент или заправочный инвентарь.
Пускают трактор в такой последователь ности. Рычагом управления подачей топли ва устанавливают малое число оборотов ди зеля и выжимают до отказа педаль муфты сцепления. После 3—5-секундной выдержки включают рычагом нужную передачу (рис. 1).
29
Переводят рычаг плавно. Если шестерни не
включаются, |
устанавливают |
рычаг |
в |
ней |
|||
тральное |
положение н слегка |
отпускают |
пе- |
||||
|
|
|
даль муфты сцеп |
||||
|
|
|
ления, затем сно |
||||
|
|
|
ва |
выжимают и |
|||
|
|
|
повторно |
вклю |
|||
|
|
|
чают. |
Устанавли |
|||
|
|
|
вают рычаг пода |
||||
|
|
|
чи топлива на не |
||||
|
|
|
обходимый скоро, |
||||
|
|
|
стной |
режим |
ди |
||
Понименные |
|
зеля. |
|
повора- |
|||
|
|
|
Круто |
||||
Рис. 1. Схема |
переключения |
чивать |
разреша- |
||||
передач |
тракторов МТЗ-5Л, |
ется ненагружен- |
|||||
МТЗ-5М, |
МТЗ-7Л, МТЗ-7М. |
ны й |
трактор |
при |
движении на малой скорости. На крутых поворотах притор маживают внутренние колеса: при правом повороте правое, при левом повороте левое.
Нельзя резко снижать число оборотов ко ленчатого вала на повороте.
Спускаются с горы, преодолевают пре пятствия, переезжают мосты и железнодо рожные переезды на первой и второй переда чах и малых числах оборотов коленчатого вала.
Во время работы тракторист внимательно
следит за показаниями приборов. |
МТЗ-5МС, |
||
На |
тракторах |
МТЗ-5М, |
|
МТЗ-7М, |
МТЗ-7МС приборы показывают: |
||
давление |
масла в системе смазки (2—. |
||
3 кг/см2); |
температуру |
охлаждающей воды |
|
(70—95°); |
зарядку или разрядку |
аккумуля |
30
торной батареи в зависимости от числа обо ротов коленчатого вала; уровень топлива в баке.
На тракторах МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-7Л, МТЗ-7ЛС при боры показывают: давление масла в системе смазки (2—3 кгісм2); давление топлива в фильтре тонкой очистки (0,2—0,9 кгісм2); температуру масла (70—90°); температуру охлаждающей воды (70—95°). Работать на тракторе с неисправными приборами запре щается.
Нельзя допускать резкого снижения чисел оборотов коленчатого вала из-за перегрузки трактора. При перегрузках переходят на по ниженную передачу или уменьшают нагруз ку.
Чрезмерное увеличение числа оборотов коленчатого вала свидетельствует о неисправ ности системы регулирования. В этом случае немедленно останавливают дизель, переме стив рычаг управления подачей топлива впе ред до отказа.
До устранения неисправности пускать ди зель запрещается.
Нельзя работать на тракторе, у которого буксует муфта сцепления. Механизм блоки ровки дифференциала включают только для переезда препятствий при повышенном бук совании одного из ведущих колес.
Необходимо внимательно следить за ра ботой трактора и дизеля, при появлении не нормальных стуков и шумов немедленно ос танавливают дизель и устраняют неисправ ности.
31
Остановка трактора и дизеля
' '
Для остановки тракторов всех модифика ций, кроме МТЗ-2, выжимают педаль муфты сцепления до упора в защелку (на МТЗ-2 до отказа), устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпу скают педаль муфты сцепления. Устанавли вают малые числа оборотов коленчатого вала дизеля. Для экстренной остановки трак тора одновременно выжимают педали муф ты сцепления и обоих тормозов. Не следует останавливать трактор на склонах. При вы нужденной остановке на склоне или спуске с горы до отказа выжимают и блокируют пе дали тормозов соединительной планкой и стопорят защелкой горного тормоза.
На кратковременных остановках дизель должен работать на малых числах оборотов, а при длительных его останавливают.
Для остановки дизеля выключают подачу топлива, переместив рычаг управления пода чей топлива вперед до отказа. Нельзя пере крывать заборный кран топливного бака до полной остановки дизеля, чтобы топливопо дающая система не заполнилась воздухом.
После остановки дизеля заборный кран пере крывают.
Правила техники безопасности при работе на тракторе21
1. Работать на тракторе могут только ли ца, прошедшие специальную подготовку.
2. Перед пуском дизеля нужно проконтро-
32