Файл: Кононов А.М. Справочник по тракторам Беларусь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А III

УПРАВЛЕНИЕ ТРАКТОРОМ

Пуск дизеля

Подготовка к пуску. К пуску приступают после проверки наличия масла, топлива и во­ ды.

Перед пуском открывают заборный кран топливного бака; закрывают жалюзи, пере­ местив рычаг назад до отказа; устанавлива­ ют рычаг переключения передач в нейтраль­ ное положение и рычаг вала отбора мощно­ сти в положение «выключен»; выключают приводной шкив или ходоуменьшитель (если они есть). Убеждаются, что в топливоподаю­ щей системе нет воздуха, для чего отверты­ вают вентиль в крышке фильтра тонкой очи­ стки и прокачивают систему насосом ручной подкачки. При отсутствии воздуха в системе топливо вытекает из спускной трубки ровной

струей, без пузырьков

воздуха.

У двигателей Д-36,

Д-40К и Д-40Л ры­

чагом декомпрессионного

механизма выклю­

чают компрессию, а рычаг управления пода­ чей топливного насоса повертывают вперед до отказа.

Проверяют, выведена ли из зацепления с венцом маховика шестерня привода: при

25

включенной муфте сцепления коленчатый вал должен легко проворачиваться от руки (за маховик). Если шестерня не выведена из за­ цепления, открывают люк в корпусе муфты сцепления и нажимают ломиком задние кон­ цы грузов, чтобы их передние концы соскочи­ ли с упора. Когда дизель прогрет, разрешает­ ся запускать пусковой двигатель с включен­ ной шестерней привода и при полностью выключенной муфте сцепления приводного механизма.

Подготавливая к пуску двигатель Д-40М, устанавливают рычаг управления подачей топливного насоса в крайнее заднее положе­ ние, соответствующее наибольшей подаче.

При пуске зимой дизель предварительно прогревают, заливая систему охлаждения горя­ чей водой и картер двигателя нагретым маслом.

Запрещается пускать дизель без охлаж­ дающей жидкости в системе охлаждения.

Запуск пускового двигателя. Перед пус­ ком проверяют и сливают конденсат бензина из картера двигателя через сливное отвер­ стие, закрытое пробкой. Открывают кран фильтра-отстойника топливного бачка и на­ жимают утолитель поплавка карбюратора, заполняют поплавковую камеру топливом до появления его из карбюратора (на карбюра­ торе К-16 нет утолителя поплавка).

Смазывают кривошипно-шатунный меха­ низм пускового двигателя, провернув за ма­ ховик коленчатый вал при закрытой воздуш­ ной заслонке и снятом проводе свечи.

Очищают от пыли и грязи воздушный па­ трубок карбюратора, открывают крышку

26


патрубка, прикрывают воздушную и приот­ крывают дроссельную заслонки карбюрато­ ра. В холодное время года сливают из топ­ ливного бачка 20—30 слг3 смеси бензина с маслом и заливают ее в цилиндр через за­ ливной краник в головке.

Вводят узел пускового шнура в один из пазов маховика, наматывают шнур в канав­ ке маховика по часовой стрелке и резким рывком за второй конец шнура с прикреп­ ленной деревянной рукояткой прокручивают маховик. Категорически запрещается нама­ тывать на руку шнур, так как при обратном вращении коленчатого вала руку может за­ тянуть шнуром на маховик.

Как только пусковой двигатель начнет ра­ ботать, полностью открывают воздушную заслонку, устанавливают средние числа обо­

ротов и прогревают

двигатель. При

рабо­

те вхолостую (без

прокручивания

дизеля)

более 3 минут пусковой двигатель перегре­ вается.

Пуск дизеля. Выключают муфту сцепле­ ния пускового двигателя, для чего плавно переводят рычаг муфты сцепления на себя; за­ цепляют шестерню привода с венцом махови­ ка дизеля, отведя рычаг механизма включе­ ния шестерни назад до отказа. Если шестер­ ня включается с трудом, отводят рычаг и включают на короткое время муфту сцепле­ ния, после чего вторично вводят в зацепление шестерню привода, а затем отводят рычаг в исходное положение.

Полностью открывают дроссельную за­ слонку карбюратора и плавно включают

27

муфту сцепления. Если пусковой двигатель глохнет — недостаточно прогрет дизель.

При устойчивой работе пускового двигате­ ля на нормальном числе оборотов включают компрессию и продолжают прогревать дизель. После Ѵг—1 минуты прокручивания дизеля включают подачу топлива, повернув рычаг управлении подачей топливного насоса вниз до отказа. Если дизель не дает вспышки, вы­ ключают подачу топлива и прогревают еще дизель, после чего снова включают подачу топлива. Пусковой двигатель не должен ра­

ботать непрерывно больше

15

минут.

В холодное время года

для

облегчения

пуска увеличивают подачу топлива пусковым обогатителем.

Не разрешается прогревать дизель с вклю­ ченной подачей топлива, так как усиленно изнашивается поршневая группа и ухудшает­ ся пуск дизеля.

После пуска дизель прогревают на сред­ них числах оборотов. Дизель прогрет и под­ готовлен к работе, если вода в системе охлаждения нагрета не менее чем до 50°.

Остановка пускового двигателя. Как толь­ ко дизель разовьет достаточное число оборо­ тов, выключают муфту сцепления пускового двигателя, закрывают дроссельную заслонку и выключают зажигание, нажав кнопку вы­ ключения до полной остановки двигателя. За­ крывают воздушную заслонку, крышку воз­ душного патрубка карбюратора и кран филь­ тра отстойника бачка пускового двигателя.

Пуск дизелей Д-40М и Д-48М. Включают свечи накаливания. Когда контрольный эле­

28


мент свечи станет ярко-красным (через 15— 20 секунд), включают стартер, нажав педаль включения. Свечи накаливания включают, если температура воды в системе охлажде­ ния ниже 50°.

Нельзя включать стартер более чем на 15 секунд. Если дизель не пускается, рекоменду­ ется включать стартер не более 4 раз с интер­ валами 30—40 секунд. Для облегчения пуска в холодное время предварительно прокручи­ вают коленчатый вал дизеля рукояткой. Перед включением стартера отводят защелку л полностью выключают муфту сцепления. Све­ чи накаливания оставляют включенными на 20—25 секунд (считая от первых вспышек в цилиндрах).

После пуска дизель прогревают на сред­ них оборотах. Нагружают дизель только по­ сле прогрева. Длительная работа дизеля на холостом ходу может вызвать залегание пор­ шневых колец. При повышении температуры охлаждающей воды до 75° жалюзи открывают полностью.

Работа на тракторе

Перед началом движения трактор осмат­ ривают снаружи, проверяют, не забыт ли ин­ струмент или заправочный инвентарь.

Пускают трактор в такой последователь­ ности. Рычагом управления подачей топли­ ва устанавливают малое число оборотов ди­ зеля и выжимают до отказа педаль муфты сцепления. После 3—5-секундной выдержки включают рычагом нужную передачу (рис. 1).

29

Переводят рычаг плавно. Если шестерни не

включаются,

устанавливают

рычаг

в

ней­

тральное

положение н слегка

отпускают

пе-

 

 

 

даль муфты сцеп­

 

 

 

ления, затем сно­

 

 

 

ва

выжимают и

 

 

 

повторно

вклю­

 

 

 

чают.

Устанавли­

 

 

 

вают рычаг пода­

 

 

 

чи топлива на не­

 

 

 

обходимый скоро,

 

 

 

стной

режим

ди­

Понименные

 

зеля.

 

повора-

 

 

 

Круто

Рис. 1. Схема

переключения

чивать

разреша-

передач

тракторов МТЗ-5Л,

ется ненагружен-

МТЗ-5М,

МТЗ-7Л, МТЗ-7М.

ны й

трактор

при

движении на малой скорости. На крутых поворотах притор­ маживают внутренние колеса: при правом повороте правое, при левом повороте левое.

Нельзя резко снижать число оборотов ко­ ленчатого вала на повороте.

Спускаются с горы, преодолевают пре­ пятствия, переезжают мосты и железнодо­ рожные переезды на первой и второй переда­ чах и малых числах оборотов коленчатого вала.

Во время работы тракторист внимательно

следит за показаниями приборов.

МТЗ-5МС,

На

тракторах

МТЗ-5М,

МТЗ-7М,

МТЗ-7МС приборы показывают:

давление

масла в системе смазки (2—.

3 кг/см2);

температуру

охлаждающей воды

(70—95°);

зарядку или разрядку

аккумуля­

30



торной батареи в зависимости от числа обо­ ротов коленчатого вала; уровень топлива в баке.

На тракторах МТЗ-2, МТЗ-5, МТЗ-5К, МТЗ-5Л, МТЗ-5ЛС, МТЗ-7Л, МТЗ-7ЛС при­ боры показывают: давление масла в системе смазки (2—3 кгісм2); давление топлива в фильтре тонкой очистки (0,2—0,9 кгісм2); температуру масла (70—90°); температуру охлаждающей воды (70—95°). Работать на тракторе с неисправными приборами запре­ щается.

Нельзя допускать резкого снижения чисел оборотов коленчатого вала из-за перегрузки трактора. При перегрузках переходят на по­ ниженную передачу или уменьшают нагруз­ ку.

Чрезмерное увеличение числа оборотов коленчатого вала свидетельствует о неисправ­ ности системы регулирования. В этом случае немедленно останавливают дизель, переме­ стив рычаг управления подачей топлива впе­ ред до отказа.

До устранения неисправности пускать ди­ зель запрещается.

Нельзя работать на тракторе, у которого буксует муфта сцепления. Механизм блоки­ ровки дифференциала включают только для переезда препятствий при повышенном бук­ совании одного из ведущих колес.

Необходимо внимательно следить за ра­ ботой трактора и дизеля, при появлении не­ нормальных стуков и шумов немедленно ос­ танавливают дизель и устраняют неисправ­ ности.

31

Остановка трактора и дизеля

' '

Для остановки тракторов всех модифика­ ций, кроме МТЗ-2, выжимают педаль муфты сцепления до упора в защелку (на МТЗ-2 до отказа), устанавливают рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпу­ скают педаль муфты сцепления. Устанавли­ вают малые числа оборотов коленчатого вала дизеля. Для экстренной остановки трак­ тора одновременно выжимают педали муф­ ты сцепления и обоих тормозов. Не следует останавливать трактор на склонах. При вы­ нужденной остановке на склоне или спуске с горы до отказа выжимают и блокируют пе­ дали тормозов соединительной планкой и стопорят защелкой горного тормоза.

На кратковременных остановках дизель должен работать на малых числах оборотов, а при длительных его останавливают.

Для остановки дизеля выключают подачу топлива, переместив рычаг управления пода­ чей топлива вперед до отказа. Нельзя пере­ крывать заборный кран топливного бака до полной остановки дизеля, чтобы топливопо­ дающая система не заполнилась воздухом.

После остановки дизеля заборный кран пере­ крывают.

Правила техники безопасности при работе на тракторе21

1. Работать на тракторе могут только ли­ ца, прошедшие специальную подготовку.

2. Перед пуском дизеля нужно проконтро-

32