Файл: Катанов Б.А. Станки вращательного бурения на угольных разрезах учебное пособие для учебно-курсовой сети и для подготовки квалифицированных рабочих на производстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чего короткий рычаг 6, повертываясь вместе с валом 5, сме­ щает тягу 7 в направлении, показанном стрелкой. Это влечет за собой поворот полого вала 8 против часовой стрелки и сме­ щение тяги 9, связанной с лентой тормоза 10, охватывающей тормозной шкив ведомого диска фрикциона распределительного

вала.

При смещении тяги 9 в направлении, показанном стрелкой,

происходит ослабление натяжения ленты и тормоз выклю­ чается. Одновременно произойдет смещение тяги 11, также связанной с валом 8, которая будет смещаться в противопо­ ложном направлении и повернет угловой рычаг 12 против часо­

вой стрелки. Угловой рычаг 12 соединен шаровым шарниром с нижним концом вертикальной вилки 13, которая, поворачи­

ваясь вокруг горизонтальной оси, смещает вдоль распредели­

тельного вала коническую муфту включения фрикциона, что влечет за собой сжатие дисков внутреннего и наружного за­ цепления (включение фрикциона). Таким образом, одновре­ менно осуществляется выключение тормоза и включение фрик­ циона, следствием чего является включение левой (по ходу станка) гусеницы.

При смещении рычага 1 в противоположном направлении «От себя» включается тормоз и отключается фрикцион (раз­ жимаются его диски), чем обеспечивается торможение левой гусеницы, что необходимо, например, при повороте машины влево. Правой гусеницей управляют аналогично при помощи

рычага 2.

При смещении рычага 3 «На себя» происходит поворот сплошного вала 14 и смещение тяг 15 и 16 по направлению стрелок. Это вызывает поворот вала 17 по часовой стрелке. Вал 17 смещает жестко сидящий на нем рычаг 18, соединен­ ный с подвижным концом ленты тормоза барабана. Натяжение ленты при этом ослабляется и шкив тормоза освобождается. Рычаг 19 также жестко закреплен на валу 17 и соединен с пру­

жиной 20, которая при упомянутом выше повороте вала сжи­

мается. При освобождении рычага 3 система автоматически затормаживается под действием пружины 20.

Для рычага 4 предусмотрены три фиксируемых положения: «От себя», «На себя» и «Нейтральное». Когда рычаг 4 нахо­

дится в нейтральном положении, кулачковая муфта и фрикцион барабана выключены, что соответствует среднему положению включающей муфты на приводном валу. При этом барабан,

расторможенный при помощи рычага 3, может вращаться под действием натяжения подъемного каната, что соответствует опусканию вращателя или подъему мачты. Скорость вращения

барабана при этом регулируется тормозом.

При перестановке рычага 4 из нейтрального положения в положение «От себя» происходит поворот полого вала против

часовой стрелки, поворот промежуточного валика 21, смещение

59


тяги 22, поворот рычага 23, вилки 24 и включение (сжатие дисков) фрикциона барабана. Барабан начинает вращаться вместе с приводным валом. При вращении барабана подни­ мается вращатель или опускается мачта. В этом случае ско­

рость вращения барабана может регулироваться изменением силы сжатия дисков фрикциона с помощью рычага 4. При не­ большом смещении рычага в направлении «От себя» сила сжатия увеличивается, при его смещении в противоположном

направлении — уменьшается.

При перестановке рычага 4 из нейтрального положения

в положение «На себя» все звенья системы, связ.анной с дан­

ным рычагом, смещаются в направлении, обратном указанному выше. Это влечет за собой смещение муфты в сторону шестерни с торцовыми кулаками, свободно сидящей на приводном валу. При совмещении кулаков шестерни и муфты движение пере­ дается на распределительный вал, т. е. включается гусеничный ход, управление которым производится рычагами 1 и 2. Так Кай включение барабана и гусеничного хода осуществляется

одной муфтой, то их одновременное включение исключается.

На рис. 35 положение А рычага 4 соответствует включен­

ной кулачковой муфте. При изображенном на чертеже положе­

нии Б выключены и фрикцион барабана и кулачковая муфта (нейтральное положение). .При положениях В — Г этого ры­ чага включен фрикцион, причем Г — крайнее положение рычага при максимально изношенных дисках фрикциона. Положения Д и В рычага 3 соответствуют включенному Д и выключенному В тормозу барабана. В положении Ж тормоз включается при максимальном износе ленты. Положения Е и И рычагов 1 и 2 соответствуют включенному тормозу и выключенному фрик­ циону. При этом положение И имеет место при максимальном

износе ленты. Положения К — Л этих рычагов соответствуют включенному фрикциону (Л — при максимальном износе дис­ ков) ; тормоз при этом выключен.

Конструкция системы управления предусматривает возмож­ ность ее регулировки посредством изменения длины тяг. От осевых смещений валы системы удерживаются буртиками й

установочными кольцами.

Кабина машиниста

Кабина машиниста установлена на площадке рамы с левой стороны (по ходу станка). Каркас кабины сварной и обшит со всех сторон толстой фанерой, которая снаружи закрыта сталь­ ными листами толщиной 0,5 мм. Кабина имеет дверь с внут­ ренним замком и окна с небьющимися стеклами. Окно со сто­

роны бурового инструмента может открываться (посредством опускания рамы).

60


Внутри кабины установлены рычаги системы управления, по­ зади которых на расстоянии 470 мм от оси рычагов управления гусеничным ходом к полу кабины крепится сидение машиниста.

На щитке, прикрепленном к внутренней боковой стенке, рас­

положены кнопочные посты управления электродвигателями и гудком, выключатель светильника, штепсельная розетка для подключения электропечи или переносной лампы.

Электромагнитный тормоз

Электромагнитный тормоз (рис. 36) служит для удержания вращателя и гусеничного .хода в необходимом положении. Тор­ моз смонтирован на сварном основании 1, которое крепится

Рис. 36. Электромагнитный тормоз

болтами к раме станка. К основанию валиками присоединяются колодки 2 и 3, охватывающие одну из полумуфт муфты, со­ единяющей редуктор хода и подъема с двигателем. К верхнему концу колодки 2 присоединяется тяга 4. Другой конец тяги

крепится к угловому рычагу 5, ось которого соединена с верх­ ним концом колодки 3. Рычаг 5 соединен с тягой 6, а послед­ няя через вилку 7 с рычагом 8, который может поворачиваться вокруг оси нижнего шарнира колодки 3. К рычагу 8 присоеди­

нена еще тяга 9, соединенная с сердечником тормозного элек­ тромагнита 10. На рычаг 8 надет груз 11, положение которого на рычаге фиксируется стопорными винтами. Обмотка ка­ тушки электромагнита включена в цепь электродвигателя хода и подъема. При обесточивании последнего катушка перестает удерживать сердечник и под действием груза 11 рычаг 8 по­

ворачивается вокруг оси шарнира. При этом он воздействует через тягу 6, угловой рычаг 5 и тягу 4 на колодки, которые,

прижимаясь к полумуфте, развивают тормозный момент, до­ статочный для удержания вращателя в верхнем положении.

61

При замыкании цепи электродвигателя сердечник втяги­ вается внутрь катушки и, преодолевая вес груза, поворачивает

•рычаг 8 вверх. Все элементы системы, соединяющей колодки

с рычагом 8, в этом случае смещаются в обратном направле­

нии, а колодки освобождают полумуфту.

Регулировка величины зазора между колодками и полумуфтой, с целью обеспечения равномерного износа колодок, осуществляется с помощью болта 12.

Трущиеся поверхности колодок армированы феродо. Элек­ тромагнит использован типа КМТ-101. Вес замыкающего груза принят равным 5 кг. Система может регулироваться путем из­ менения длины тяг, которые удлиняются или укорачиваются посредством их ввинчивания или вывинчивания в отверстия соединительных ушек и вилок.

Ловитель вращателя

. Ловитель вращателя (рис. 37) предназначен для улавлива­ ния вращателя во время его падения в случае обрывов подъем­ ного каната, ленты тормоза барабана или другой аварии, пре­ пятствующей торможению барабана.

Ловитель состоит из собственно ловцтеля, вмонтированного-

в нижнюю часть корпуса вращателя, и гребенки с удерживаю­ щими кулаками, вертикально установленной на мачте.

Гребенка состоит из угольников 1 с. кулаками 2. Расстоя­ ние между кулаками 100 мм. К угольникам гребенки приварены верхняя 3 и нижняя 4 цапфы, с помощью которых гребенка устанавливается на мачте станка.

Верхняя цапфа гребенки входит в отверстие опоры 5, укреп­ ленной двумя болтами на поперечном швеллере мачты станка. На цилиндрической части верхней цапфы имеются лыски, удер­ живающие гребенку от поворота вокруг вертикальной оси.

Нижняя цапфа входит во втулку, запрессованную в отвер­

стие нижней связи мачты. Гребенка посредством бурта, имею­ щегося на нижней цапфе, опирается на амортизатор, набранный1' из 40 тарельчатых пружин 6. Каждая пружина представляет собой вогнутое кольцо наружным диаметром НО мм, толщи­ ной 9 мм и внутренним диаметром 60 мм, сквозь которое про­ дета цилиндрическая часть нижней цапфы гребенки. Аморти­ затор служит для смягчения ударов, возникающих при резких остановках вращателя вследствие срабатывания ловителя.

К продольному левому швеллеру мачты крепятся два крон­

штейна 7. Посредством крючков 8 к ним крепится стальной канат 9 диаметром 3,7 мм, натяжение которого поддерживается ■пружиной 10.

Канат 9 охватывает двумя витками ролик И, сидящий на шпонке на валике 12. Валик смонтирован на двух радиальных шарикоподшипниках № 203 в корпусе 13, закрепленном посред­

ством четырех болтов на нижней поперечине корпуса вращателя.

62


360 ----------- •— ------------------------------------------- ------ г е г г

Рис. 37. Ловитель вращателя

63

С торцов корпус закрыт крышками 14 и уплотнен войлочными кольцами.

При опускании или подъеме вращателя ролик 11 приводится

канатом 9 во вращение. Через валик 12 вращение передается ступице 15, сидящей на нем на шпонке. Вместе со ступицей начинают вращаться вокруг оси валика стальные шары 16, укрепленные на угловых рычагах 17, оси которых закреплены на ступице 15.

Под действием центробежной силы, возникающей при вра­

щении шаров, угловые рычаги поворачиваются вокруг своих осей. При этом их короткие концы воздействуют на втулку 18,

упирающуюся через упорный шарикоподшипник № 8102 в бурт стопора 19. Стопор установлен в стальном фланце 20, прикреп­ ленном к корпусу вращателя и бронзовой втулке 21, запрессо­ ванной в расточке ступицы 15. На ступице фланца 20 с по­ мощью втулок 22 и гаек 23 установлена пружина 24, воздей­

ствующая

на стопор 19 через штифт 25 и удерживающая его

в

крайнем

левом положении, при котором его конец входит

в

прорезь,

имеющуюся на штоке 26.

При опускании вращателя со скоростью около 0,6 м/сек центробежная сила, действующая на шары, достигает такой величины, что угловые рычаги, преодолевая сопротивление пру­ жины 24, смещают стопор 19 по направлению к ролику. Осевое

смещение стопора в этом направлении осуществляется за счет зазора между стопором и торцом валика 12, а также благодаря наличию в ступице фланца 20 продольной прорези, по которой смещаются концы штифта 25.

Смещение стопора вызывает освобождение штока 26, кото­ рый под действием сжатой пружины 27 выталкивается вперед по направляющей расточке в нижней части корпуса вращателя. В выдвинутом положении шток зацепляется за ближайший ку­

лак гребенки, которая задерживает падающий вращатель, а удар воспринимается амортизатором.

Возврат штока в исходное положение осуществляется по­ средством рычага 28, который своим коротким концом, снаб­ женным шаровым бугелем, воздействует на шток, сжимая пру­ жину 27. При этом стопор 19 под действием пружины 24 (при

невращающихся шарах 16) заходит в прорезь штока и удержи­ вает его.

При нажатии на угловой рычаг 29 происходит срабатыва­ ние ловителя независимо от скорости перемещения вращателя, так как стопор смещается торцовым выступом, имеющимся на коротком конце этого рычага.

К обоим угловым рычагам (28 и 29) прикреплены стальные

канатики диаметром 3,7 мм, позволяющие воздействовать на рычаги при любом положении вращателя.

Для обеспечения надежной работы ловителя он требует систематического ухода: регулировки, смазки и чистки.

64


III. БУРОВОЙ ИНСТРУМЕНТ

Буровой инструмент станков БС-110/25м, СВБ-2 и ПВБ-150

состоит из набора буровых штанг (шнеков), количество кото­ рых определяется глубиной бурения, и коронки (резца).

При бурении буровой став вращается вокруг своей оси и одновременно под действием осевого давления подается вперед

вдоль той же оси. При этом коронка вдавливается в породу забоя и постепенно, снимая слой за слоем, внедряется в нее. Образующийся при этом штыб выдается из скважины по опи­

рали штанги.

Применяемый в настоящее время буровой инструмент рас­ считан на разрушение угля и породы до средней крепости.

1. КОРОНКИ

Применяемые в настоящее время коронки, как правило, имеют две режущие грани или два пера. Трехперые и много­ перые коронки распространения не получили.

Конструкция коронки определяется ее назначением, т. е. свойствами породы, для бурения которой она предназначена. По этому признаку все конструкции коронок можно разделить на две группы: коронки для бурения по углю и коронки для

бурения по породам вскрыши.

Коронки первой группы (рис. 38, 39, 40 и 41) состоят из двух

рабочих лопастей и хвостовика, служащего для присоедине­ ния к штанге. Корпус коронки изготовляется свободной ковкой,

штамповкой или отливкой. Режущие кромки коронок армируют твердым сплавом путем напайки пластинок (см. рис. 38) или наплавкой твердого сплава (см. рис. 39, 40 и 41).

Коронки, армированные пластинками сплава марки ВК-8, обладают повышенной стойкостью, но трудоемки в изготовлении и требуют дорогостоящих и дефицитных пластинок твердого сплава. Заточка этих коронок на разрезе также затруднена.

Наиболее простым способом армировки коронки является наплавка ее рабочих кромок по передней грани твердыми спла-

5 Б. А. Катанов, М. С. Сафохия

65

Рис. 38. Коронка для бурения по углю, армированная

пластинками твердого сплава

Рис. 39. Коронка для бурения по углю, армирован­ ная наплавкой режущих кромок рэлитом

66

5*

67