Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вают путем наплавки с последующей обработ­ кой. Разработанные шпоночные пазы исправ­ ляют путем слесарной обработки или фрезе­ рования, если увеличение ширины паза не превышает 15% первоначального размера. При больш ей разработке шпоночный паз за­ варивают и вновь фрезеруют по размеру, ука­

занному в чертежах.

Разработанные шлицы восстанавливают заплавкой дефектов с последующей обработ­ кой. Допускается оставлять шлицы без ремон­ та, если зазоры в них по ширине не превыша­

ют 0,25 мм.

Изношенную резьбу на поверхности вала заплавляют и после местного отжига нарезают вновь по номинальным размерам.

Отверстия для подачи смазки тщательно прочищают, забитые отверстия под болты вос­ станавливают. При срыве или износе резьбы в отверстиях нарезают резьбу ремонтного раз­ мера или заваривают отверстия и вновь на­ резают резьбу по первоначальным размерам.

Р ем онт ш естерен . Если шестерни имеют максимальный износ по толщине зуба, не пре­ вышающей размеров, указанных в табл. 19, их можно снова устанавливать в отремонти­ рованную коробку. При этом заусенцы и име­ ющиеся неровности зачищают заподлицо с ра­ бочей поверхностью зубьев.

Шестерни с выкрошенными несмежными зубьями восстанавливают путем наплавки с последующей обработкой по профилю при ус­ ловии, что длина выкрошенной части не пре­ вышает '/з длины зуба.

Для наплавки зубьев следует применять, металл, соответствующий материалу шесте­ рен. Шестерни, восстановленные путем на-

18J

Т а б л и ц а 19

Шестерня

Число зубьев

Модуль

 

Размеры зуба по по­

 

стоянной хорде в мм

Толщина зуба,

|

I I

 

высотадо замеряе­ толмойщины

 

допускаемая к

 

установке без

толщина для

ремонта

нового колеса

Подвижная

19

6

4,486

—0,160

—0,160

первой

скорости

 

 

 

8,323

7,491

 

 

 

 

 

—0,240

—0,240

Неподвижная

45

6

4,486

—0,200

- 0 ,2 0 0

первой

скорости

 

 

 

8,323

7,491

 

 

 

 

 

—0,219

—0,290

Подвижная

27

6

4,486

—0,160

—0,160

второй

скорости

 

 

 

8,323

7,491

 

 

 

 

 

—0,240

—0,240

Неподвижная

37

6

4,486

—0,200

—0,200

второй

скорости

 

 

 

8,323

7,491

 

 

 

 

 

—0,290

—0,290

Подвижная

35

6

4,486

—0,200

—0,200

третьей

скоро­

 

 

 

8,323

7,491

сти

 

 

 

 

—0,290

—0,290

Неподвижная

29

6

4,486

—0,160

—0,160

третьей

скоро­

 

 

 

8,323

7,491

сти

 

 

 

 

—0,240

—0,240

Коническая

22

7

5,223

—0,120

—0,120

малая

 

 

 

 

9,710

8,739

 

 

 

 

 

—0,250

—0,250

Коническая

37

7

5,223

—0,140

—0,140

большая

 

 

 

9,710

8,739

 

 

 

 

 

—0,290

—0,290

182


плавки зуба, подвергают отжигу с последую­ щей нормализацией, соответствующей марке

материала.

Р ем онт корпуса. Ремонт корпуса коробки скоростей заключается в заварке трещин, если они не выходят в места посадки подшипников, и в растачивании с последующим гильзообразованием разработанных посадочных отвер­ стий. При выходе трещин в места посадки под­ шипников корпуса бракуют.

Требования , предъявляем ы е

котремонтированны м коробкам

скоростей

Перед сборкой все детали должны быть промыты и обдуты сжатым воздухом.

Отремонтированные коробки скоростей должны удовлетворять следующим требова­ ниям:

рычаг переключения скорости свободно включает и выключает все скорости;

вал коробки скоростей, а также шестерни на валу вращаются свободно, без заеданий и заклиниваний;

во включенном положении несовпадение торцов по длине зубьев шестерен не превыша­ ет 1 мм; для шестерен, бывших в работе, до­

пускается несовпадение до 1,5 мм; биение шестерен по торцу обода при уста­

новке валов в сборе в центрах не превышает

0,25 мм.

Не допускается:

ослабление посадки шариковых и ролико­ вых подшипников на валах и в корпусе ко­ робки скоростей;

183

течь масла в коробках через сальники, прокладки, а также из-под болтов крепления.

Коробка скоростей после сборки должна быть обкатана в течение 2 ч. Во время обкат­ ки резкий шум, стук, нагревание трущихся частей свыше 60° С не допускаются.

Р а зб о р к а и рем онт вертлю га

Разборка вертлюга не представляет особой трудности. Первоначально отсоединяют отвод с фланцем. Затем, отвинтив гайки крепления фланца нижнего сальника, из шпинделя выни­ мают трубу с крышкой. После этого отвинчи­ вают корпус нижнего сальника, гайки крепле­ ния фланца верхнего сальника и болты креп­ ления крышки нижнего подшипника; отсоеди­ няют крышку нижнего подшипника и фланец верхнего сальника; спрессовывают нижний подшипник и вынимают шпиндель, поставив вертлюг вертикально и нажимая на его кор­ пус.

Ремонт вертлюга заключается в замене износившихся подшипников, смене трубы, сме­ не или ремонте деталей сальниковых уст­ ройств, ремонте корпуса и восстановлении резьбы.

Отремонтированный вертлюг должен удо­ влетворять следующим требованиям:

крепежные изделия туго затянуты и за­ шплинтованы;

штроп, корпус вертлюга и пальцы крепле­ ния штропа не имеют трещин, забоин и дру­ гих дефектов;

правильно отрегулированы упорные под­ шипники (осевой люфт 0,08—0,15 мм).

Правильно собранный вертлюг при враще­ нии со скоростью 300—350 об/мин не должен. нагреваться за 30 мин более чем на 70—80° С.

184


Разборка и ремонт талевого блока

Разборку талевого блока начинают с от­ соединения качающейся серьги. Сняв стопор­ ное устройство, отвинчивают гайку и вынима­ ют ось, на которой крепится серьга. Затем от­ винчивают гайку роликовой оси и гайки двух шпилек, стягивающих щеки блока. Опилив штифты фиксирующих траверсу колец, выби­ вают их из отверстий и снимают с траверсы кольца. После этого выбивают роликовую ось и отсоединяют щеки блока.

Специальным съемником за внутренние кольца из ступицы ролика извлекают шарико­ подшипники. Со штока серьги свинчивают гайку (предварительно выбив из нее штифт) и снимают пружину.

Ремонт блока заключается в замене вы­ шедших из строя деталей: пальца серьги, серь­ ги со штоком, верхней качающейся серьги, шарикоподшипников, ролика и траверсы.

Качающуюся серьгу, ее ось и траверсу, серьгу со штоком, палец серьги и роликовую ось необходимо заменять при наличии на них даже небольших трещин. Ролик заменяют при наличии трещин или выработки посадочного листа ступицы.

Отремонтированный талевый блок должен удовлетворять следующим требованиям:

резьбовые соединения надежно затянуты и зашплинтованы;

ролики кронблока после сборки легко про­ ворачиваются от >руки;

отрегулирован упорный подшипник (осе­ вой люфт 0,08—0,15 мм)-,

смазочные канавки прочищены и промыты от грязи и в них продавлена шприц-насосом свежая смазка.

7 З а к . 343

185

4. Р Е М О Н Т Б У Р О В О Й У С Т А Н О В К И У Р Б - 4 П М

Ремонт коробки скоростей, лебедки, рото­ ра, вертлюга и талевого блока подобен ремон­ ту аналогичных узлов установки УРБ-ЗАМ. Поэтому в данном разделе рассматриваются вопросы ремонта трансмиссий.

Разборку трансмиссий левого двигателя выполняют в такой последовательности. Отсо­ единив правую (со стороны малого подшипни­ ка) и левую сальниковые крышки от корпуса трансмиссии, отвертывают болты и снимают нажимную шайбу малого подшипника. После этого винтовым съемником выпрессовывают вал трансмиссии в левую сторону. При этом должна спрессовываться и укрепленная на валу на шпонке цепная звездочка. Затем сни­ мают замочное кольцо большого (левого) под­ шипника и спрессовывают его с вала.

Ремонт трансмиссии заключается в замене износившихся подшипников, восстановлении шпоночных пазов и посадочных мест вала, ремонте или замене цепной звездочки.

Ремонт трансмиссии правого двигателя, средней трансмиссии и привода буровых на­ сосов ничем не отличается от ремонта транс­ миссии левого двигателя.

Отремонтированные трансмиссии должны удовлетворять следующим требованиям:

изгиб валов не превышает 0,15 мм на 1 м длины или 0,3 мм по всей длине вала;

новые валы изготовлены из материала, по размерам и с допусками, указанными в черте­

жах; шейки валов проточены без подрезки

округлений (галтелей). Радиусы скруглений должны быть выдержаны в соответствии с данными табл. 20;

186


 

 

 

Таблица 20

 

 

Р ад и у сы с к р у гл е н и й в мм

Диаметр вала в мм

в а л а

в т у л о к

 

 

2 0

— 2 8

1 , 5

2

3 0

— 4 6

2

2 , 5

4 8

— 6 8

2 , 5

3

7 0

— 1 0 0

3

4

1 0 5

— 1 5 0

4

5

1 5 5 — 2 0 0

6

6

2 1 0

— 2 5 0

6

8

острые кромки, края пазов, канавок, свер­ лений притуплены по радиусу, равному 0,5 мм, или фаске размером 0,5X0,5 мм;

посадочные поверхности валов и корпусов под подшипники качения имеют чисто обрабо­ танную поверхность;

после посадки подшипники плотно упира­ ются в торец заплечика вала без зазора;

в подшипник заложена смазка (не более 2/з свободного пространства корпуса подшип­ ника);

муфты свободно перемещаются по шлицам валов;

торцы зубьев муфт и звездочек, входящих в зацепления, не имеют сколов и смятий;

муфты входят в зацепление со звездочками на полный зуб (боковой зазор между зубьями 0,2—0,4 мм, для деталей, бывших в работе, допускается увеличение зазора до 1,5 мм);

при выключении муфт из звездочек зазор между их торцами составляет не менее 4 мм; отклонение от общей плоскости вращения звездочек трансмиссий левого и правого дви-

7*

187


гателей со звездочками средней трансмиссии не превышает 0,5 мм\

натяжные ролики отрегулированы так, что провисание цепей в середине между звездоч­ ками составляет 17 мм (±0,5—0,1 мм).

После монтажа трансмиссии проверяют на легкость вращения от руки, а также обка­ тывают в течение 2 ч. Правильно смонтиро­ ванный узел должен работать ровно, без шу­ ма. Глухой прерывистый шум указывает на загрязнение подшипников, свистящий шум — на плохую смазку или перекос, нагревание бо­ лее 80° С — на неправильный монтаж.

5. Р Е М О Н Т Б У Р О В О Г О С Т А Н К А У К С -22

Р а зб о р к у главного вала начинают со сня­

тия приводного шкива. Затем снимают муфту включения фрикциона привода инструмен­ тального барабана, разбирают фрикционную муфту и спрессовывают ее корпус с цепной звездочкой с вала. После этого отсоединяют кронштейны опорных подшипников с опор, снимают главный вал со станка и укладывают его на козлы.

Дальнейшую разборку выполняют в такой последовательности: спрессовывают крайние опорные подшипники с корпусами, корпуса фрикционных муфт с шестернями привода та­ левого и желоночного барабанов, средний опорный подшипник и затем спрессовывают корпус фрикционной муфты с шестерней при­ вода ударного механизма.

Шкив корпуса фрикционной муфты со звездочкой привода инструментального бара­ бана и два крайних опорных подшипника снимают при помощи съемника со скобой, а

88

вал остальных деталей — при помощи съемни­ ка с болтами.

После снятия с вала всех деталей с выпрессовки из корпусов подшипников их про­ мывают и разбраковывают.

Подшипники подлежат

замене при наличии

на рабочих поверхностях

их деталей мелких

раковин и черных точек,

выработки на внут­

ренней поверхности дорожек наружного коль­ ца, повреждения сепараторов шариков и роли­ ков, а также при люфте более 0,5 мм.

Если при осмотре на валу будут выявлены трещины любого размера или изгиб его более 8 мм, вал следует заменить новым.

Корпусы подшипников бракуют, если в них имеются трещины и раковины, выходящие в места посадки подшипников.

Ремонт валов и фрикционных муфт не от­ личается от ремонта тех же деталей в уста­ новке УРБ-ЗАМ (см. п. 3 настоящего раздела).

Р а збор к у удар н ого вала начинают со сня­

тия кривошипов, после чего спрессовывают оба опорных подшипника.

Для снятия с вала шестерни необходимо убрать газовым резаком сварку, с помощью которой шестерня крепится на валу.

Ремонт ударного вала осуществляется сог­ ласно общим правилам ремонта валов, шесте­

рен и подшипников.

Р а зб о р к а ш атуна не представляет трудно­ сти. Ремонт шатуна заключается в смене под­

шипников и пальцев.

Ремонт оттяжной рамы заключается в за­ мене основных и амортизационных пружин, замене подшипников и осей, ремонте или за­ мене штоков, подшипников с разжимными вилками штоков, вала и блоков.