Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
вают путем наплавки с последующей обработ кой. Разработанные шпоночные пазы исправ ляют путем слесарной обработки или фрезе рования, если увеличение ширины паза не превышает 15% первоначального размера. При больш ей разработке шпоночный паз за варивают и вновь фрезеруют по размеру, ука
занному в чертежах.
Разработанные шлицы восстанавливают заплавкой дефектов с последующей обработ кой. Допускается оставлять шлицы без ремон та, если зазоры в них по ширине не превыша
ют 0,25 мм.
Изношенную резьбу на поверхности вала заплавляют и после местного отжига нарезают вновь по номинальным размерам.
Отверстия для подачи смазки тщательно прочищают, забитые отверстия под болты вос станавливают. При срыве или износе резьбы в отверстиях нарезают резьбу ремонтного раз мера или заваривают отверстия и вновь на резают резьбу по первоначальным размерам.
Р ем онт ш естерен . Если шестерни имеют максимальный износ по толщине зуба, не пре вышающей размеров, указанных в табл. 19, их можно снова устанавливать в отремонти рованную коробку. При этом заусенцы и име ющиеся неровности зачищают заподлицо с ра бочей поверхностью зубьев.
Шестерни с выкрошенными несмежными зубьями восстанавливают путем наплавки с последующей обработкой по профилю при ус ловии, что длина выкрошенной части не пре вышает '/з длины зуба.
Для наплавки зубьев следует применять, металл, соответствующий материалу шесте рен. Шестерни, восстановленные путем на-
18J
Т а б л и ц а 19
Шестерня
Число зубьев |
Модуль |
|
Размеры зуба по по |
|
|
стоянной хорде в мм |
Толщина зуба, |
||
| |
I I |
|
|
высотадо замеряе толмойщины |
|
допускаемая к |
|
|
установке без |
||
толщина для |
ремонта |
нового колеса
Подвижная |
19 |
6 |
4,486 |
—0,160 |
—0,160 |
|
первой |
скорости |
|
|
|
8,323 |
7,491 |
|
|
|
|
|
—0,240 |
—0,240 |
Неподвижная |
45 |
6 |
4,486 |
—0,200 |
- 0 ,2 0 0 |
|
первой |
скорости |
|
|
|
8,323 |
7,491 |
|
|
|
|
|
—0,219 |
—0,290 |
Подвижная |
27 |
6 |
4,486 |
—0,160 |
—0,160 |
|
второй |
скорости |
|
|
|
8,323 |
7,491 |
|
|
|
|
|
—0,240 |
—0,240 |
Неподвижная |
37 |
6 |
4,486 |
—0,200 |
—0,200 |
|
второй |
скорости |
|
|
|
8,323 |
7,491 |
|
|
|
|
|
—0,290 |
—0,290 |
Подвижная |
35 |
6 |
4,486 |
—0,200 |
—0,200 |
|
третьей |
скоро |
|
|
|
8,323 |
7,491 |
сти |
|
|
|
|
—0,290 |
—0,290 |
Неподвижная |
29 |
6 |
4,486 |
—0,160 |
—0,160 |
|
третьей |
скоро |
|
|
|
8,323 |
7,491 |
сти |
|
|
|
|
—0,240 |
—0,240 |
Коническая |
22 |
7 |
5,223 |
—0,120 |
—0,120 |
|
малая |
|
|
|
|
9,710 |
8,739 |
|
|
|
|
|
—0,250 |
—0,250 |
Коническая |
37 |
7 |
5,223 |
—0,140 |
—0,140 |
|
большая |
|
|
|
9,710 |
8,739 |
|
|
|
|
|
|
—0,290 |
—0,290 |
182
плавки зуба, подвергают отжигу с последую щей нормализацией, соответствующей марке
материала.
Р ем онт корпуса. Ремонт корпуса коробки скоростей заключается в заварке трещин, если они не выходят в места посадки подшипников, и в растачивании с последующим гильзообразованием разработанных посадочных отвер стий. При выходе трещин в места посадки под шипников корпуса бракуют.
Требования , предъявляем ы е
котремонтированны м коробкам
скоростей
Перед сборкой все детали должны быть промыты и обдуты сжатым воздухом.
Отремонтированные коробки скоростей должны удовлетворять следующим требова ниям:
рычаг переключения скорости свободно включает и выключает все скорости;
вал коробки скоростей, а также шестерни на валу вращаются свободно, без заеданий и заклиниваний;
во включенном положении несовпадение торцов по длине зубьев шестерен не превыша ет 1 мм; для шестерен, бывших в работе, до
пускается несовпадение до 1,5 мм; биение шестерен по торцу обода при уста
новке валов в сборе в центрах не превышает
0,25 мм.
Не допускается:
ослабление посадки шариковых и ролико вых подшипников на валах и в корпусе ко робки скоростей;
183
течь масла в коробках через сальники, прокладки, а также из-под болтов крепления.
Коробка скоростей после сборки должна быть обкатана в течение 2 ч. Во время обкат ки резкий шум, стук, нагревание трущихся частей свыше 60° С не допускаются.
Р а зб о р к а и рем онт вертлю га
Разборка вертлюга не представляет особой трудности. Первоначально отсоединяют отвод с фланцем. Затем, отвинтив гайки крепления фланца нижнего сальника, из шпинделя выни мают трубу с крышкой. После этого отвинчи вают корпус нижнего сальника, гайки крепле ния фланца верхнего сальника и болты креп ления крышки нижнего подшипника; отсоеди няют крышку нижнего подшипника и фланец верхнего сальника; спрессовывают нижний подшипник и вынимают шпиндель, поставив вертлюг вертикально и нажимая на его кор пус.
Ремонт вертлюга заключается в замене износившихся подшипников, смене трубы, сме не или ремонте деталей сальниковых уст ройств, ремонте корпуса и восстановлении резьбы.
Отремонтированный вертлюг должен удо влетворять следующим требованиям:
крепежные изделия туго затянуты и за шплинтованы;
штроп, корпус вертлюга и пальцы крепле ния штропа не имеют трещин, забоин и дру гих дефектов;
правильно отрегулированы упорные под шипники (осевой люфт 0,08—0,15 мм).
Правильно собранный вертлюг при враще нии со скоростью 300—350 об/мин не должен. нагреваться за 30 мин более чем на 70—80° С.
184
Разборка и ремонт талевого блока
Разборку талевого блока начинают с от соединения качающейся серьги. Сняв стопор ное устройство, отвинчивают гайку и вынима ют ось, на которой крепится серьга. Затем от винчивают гайку роликовой оси и гайки двух шпилек, стягивающих щеки блока. Опилив штифты фиксирующих траверсу колец, выби вают их из отверстий и снимают с траверсы кольца. После этого выбивают роликовую ось и отсоединяют щеки блока.
Специальным съемником за внутренние кольца из ступицы ролика извлекают шарико подшипники. Со штока серьги свинчивают гайку (предварительно выбив из нее штифт) и снимают пружину.
Ремонт блока заключается в замене вы шедших из строя деталей: пальца серьги, серь ги со штоком, верхней качающейся серьги, шарикоподшипников, ролика и траверсы.
Качающуюся серьгу, ее ось и траверсу, серьгу со штоком, палец серьги и роликовую ось необходимо заменять при наличии на них даже небольших трещин. Ролик заменяют при наличии трещин или выработки посадочного листа ступицы.
Отремонтированный талевый блок должен удовлетворять следующим требованиям:
резьбовые соединения надежно затянуты и зашплинтованы;
ролики кронблока после сборки легко про ворачиваются от >руки;
отрегулирован упорный подшипник (осе вой люфт 0,08—0,15 мм)-,
смазочные канавки прочищены и промыты от грязи и в них продавлена шприц-насосом свежая смазка.
7 З а к . 343 |
185 |
4. Р Е М О Н Т Б У Р О В О Й У С Т А Н О В К И У Р Б - 4 П М
Ремонт коробки скоростей, лебедки, рото ра, вертлюга и талевого блока подобен ремон ту аналогичных узлов установки УРБ-ЗАМ. Поэтому в данном разделе рассматриваются вопросы ремонта трансмиссий.
Разборку трансмиссий левого двигателя выполняют в такой последовательности. Отсо единив правую (со стороны малого подшипни ка) и левую сальниковые крышки от корпуса трансмиссии, отвертывают болты и снимают нажимную шайбу малого подшипника. После этого винтовым съемником выпрессовывают вал трансмиссии в левую сторону. При этом должна спрессовываться и укрепленная на валу на шпонке цепная звездочка. Затем сни мают замочное кольцо большого (левого) под шипника и спрессовывают его с вала.
Ремонт трансмиссии заключается в замене износившихся подшипников, восстановлении шпоночных пазов и посадочных мест вала, ремонте или замене цепной звездочки.
Ремонт трансмиссии правого двигателя, средней трансмиссии и привода буровых на сосов ничем не отличается от ремонта транс миссии левого двигателя.
Отремонтированные трансмиссии должны удовлетворять следующим требованиям:
изгиб валов не превышает 0,15 мм на 1 м длины или 0,3 мм по всей длине вала;
новые валы изготовлены из материала, по размерам и с допусками, указанными в черте
жах; шейки валов проточены без подрезки
округлений (галтелей). Радиусы скруглений должны быть выдержаны в соответствии с данными табл. 20;
186
|
|
|
Таблица 20 |
|
|
Р ад и у сы с к р у гл е н и й в мм |
|
Диаметр вала в мм |
в а л а |
в т у л о к |
|
|
|
||
2 0 |
— 2 8 |
1 , 5 |
2 |
3 0 |
— 4 6 |
2 |
2 , 5 |
4 8 |
— 6 8 |
2 , 5 |
3 |
7 0 |
— 1 0 0 |
3 |
4 |
1 0 5 |
— 1 5 0 |
4 |
5 |
1 5 5 — 2 0 0 |
6 |
6 |
|
2 1 0 |
— 2 5 0 |
6 |
8 |
острые кромки, края пазов, канавок, свер лений притуплены по радиусу, равному 0,5 мм, или фаске размером 0,5X0,5 мм;
посадочные поверхности валов и корпусов под подшипники качения имеют чисто обрабо танную поверхность;
после посадки подшипники плотно упира ются в торец заплечика вала без зазора;
в подшипник заложена смазка (не более 2/з свободного пространства корпуса подшип ника);
муфты свободно перемещаются по шлицам валов;
торцы зубьев муфт и звездочек, входящих в зацепления, не имеют сколов и смятий;
муфты входят в зацепление со звездочками на полный зуб (боковой зазор между зубьями 0,2—0,4 мм, для деталей, бывших в работе, допускается увеличение зазора до 1,5 мм);
при выключении муфт из звездочек зазор между их торцами составляет не менее 4 мм; отклонение от общей плоскости вращения звездочек трансмиссий левого и правого дви-
7* |
187 |
гателей со звездочками средней трансмиссии не превышает 0,5 мм\
натяжные ролики отрегулированы так, что провисание цепей в середине между звездоч ками составляет 17 мм (±0,5—0,1 мм).
После монтажа трансмиссии проверяют на легкость вращения от руки, а также обка тывают в течение 2 ч. Правильно смонтиро ванный узел должен работать ровно, без шу ма. Глухой прерывистый шум указывает на загрязнение подшипников, свистящий шум — на плохую смазку или перекос, нагревание бо лее 80° С — на неправильный монтаж.
5. Р Е М О Н Т Б У Р О В О Г О С Т А Н К А У К С -22
Р а зб о р к у главного вала начинают со сня
тия приводного шкива. Затем снимают муфту включения фрикциона привода инструмен тального барабана, разбирают фрикционную муфту и спрессовывают ее корпус с цепной звездочкой с вала. После этого отсоединяют кронштейны опорных подшипников с опор, снимают главный вал со станка и укладывают его на козлы.
Дальнейшую разборку выполняют в такой последовательности: спрессовывают крайние опорные подшипники с корпусами, корпуса фрикционных муфт с шестернями привода та левого и желоночного барабанов, средний опорный подшипник и затем спрессовывают корпус фрикционной муфты с шестерней при вода ударного механизма.
Шкив корпуса фрикционной муфты со звездочкой привода инструментального бара бана и два крайних опорных подшипника снимают при помощи съемника со скобой, а
88
вал остальных деталей — при помощи съемни ка с болтами.
После снятия с вала всех деталей с выпрессовки из корпусов подшипников их про мывают и разбраковывают.
Подшипники подлежат |
замене при наличии |
на рабочих поверхностях |
их деталей мелких |
раковин и черных точек, |
выработки на внут |
ренней поверхности дорожек наружного коль ца, повреждения сепараторов шариков и роли ков, а также при люфте более 0,5 мм.
Если при осмотре на валу будут выявлены трещины любого размера или изгиб его более 8 мм, вал следует заменить новым.
Корпусы подшипников бракуют, если в них имеются трещины и раковины, выходящие в места посадки подшипников.
Ремонт валов и фрикционных муфт не от личается от ремонта тех же деталей в уста новке УРБ-ЗАМ (см. п. 3 настоящего раздела).
Р а збор к у удар н ого вала начинают со сня
тия кривошипов, после чего спрессовывают оба опорных подшипника.
Для снятия с вала шестерни необходимо убрать газовым резаком сварку, с помощью которой шестерня крепится на валу.
Ремонт ударного вала осуществляется сог ласно общим правилам ремонта валов, шесте
рен и подшипников.
Р а зб о р к а ш атуна не представляет трудно сти. Ремонт шатуна заключается в смене под
шипников и пальцев.
Ремонт оттяжной рамы заключается в за мене основных и амортизационных пружин, замене подшипников и осей, ремонте или за мене штоков, подшипников с разжимными вилками штоков, вала и блоков.