Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 78
Скачиваний: 0
ФШ
Рис. |
20. |
Фрикционная |
муфта |
лебедки |
|
/ — диск |
ведущий; |
2 —диск |
нажимной; 3 — |
||
диск |
промежуточный; 4 — диски ведомые; 5 — |
||||
обкладки |
из фрикционного |
материала; 6 — |
|||
гайка |
регулировочная; 7 — кольцо; |
8 — хо |
|||
мут; |
9 — вкладыш; |
10 — втулка |
конусная; |
// — ролики нажимные; 12 — рычаги
173
тормозной ленты с тормозной шайбы ее рас клепывают и отсоединяют изношенную фрик ционную накладку.
Новую фрикционную накладку вставляют на место снятой с внутренней части стальной ленты. Прикрепляют накладку с одного конца медными заклепками длиной 20 мм, изготов ленными из трубки диаметром 10 мм со стен кой толщиной 1 мм. Для этого через отверстия в стальной ленте в одном конце накладки про сверливают два или три отверстия диаметром 10 мм и с внутренней стороны раззенковывают их на глубину 3,5—4 мм сверлом диамет ром 12 мм, заточенным под углом 120°. После этого конец фрикционной накладки приклепы вают. Головки заклепок со стороны накладки должны быть утоплены на глубину не менее
2,5 мм.
Затем через имеющиеся в стальной ленте отверстия просверливают и раззенковывают следующий ряд отверстий в фрикционной на кладке и тотчас ставят заклепки, продолжая эту операцию, пока не достигнут второго кон ца тормозной ленты.
Выступающие края фрикционной накладки опиливают заподлицо со стальной лентой, а внутреннюю поверхность зачищают рашпилем.
Ремонт сопряжения тормозной рукоятки с тормозным валом заключается в заварке гра ней квадрата и опиловке их соответственно граням отверстия во втулке рукоятки. В слу чае износа шпоночного соединения вала с ры чагом шпонку заменяют.
Рем онт и восстановление ш поночных па
зов вала. Шпоночный паз с небольшим изно сом исправляют путем вырубки и последую щей зачистки шабером. Для исправленного
174
паза изготовляют ступенчатую шпонку и под гоняют ее в паз с проверкой на краску.
Сильно поврежденный шпоночный паз можно-восстановить путем:
фрезерования или строжки по ширине на величину смятия; расширять паз нужно равно мерно в обе стороны, чтобы сохранить его ось; заплавки паза электросваркой и обточки после предварительной зачистки и фрезерова
ния или проточки нового шпоночного паза. При ремонте шпоночных пазов на буровой
наплавляют только дефектные места. Разме ры необходимого шпоночного паза получают путем закладки в смятый паз копии шпонки из графита или меди. После заплавки дефек тов бутафорную шпонку удаляют, паз и вал зачищают напильником или шкуркой.
При ремонте не допускается подчеканка или накернивание.
Т ребования , предъявляем ы е
котремонтированны м л ебедк ам
Отремонтированные лебедки должны удов летворять следующим требованиям:
барабан свободно вращается на валу (тор цовое биение барабана более 0,5 мм не допу скается) ;
цепное колесо плотно насажено на валу (торцовое биение цепного колеса должно быть менее 0,5 мм)\
рабочая поверхность тормозного шкива ба
рабана проточена не ниже пятого класса чи стоты ;
фрикционная муфта собрана и отрегули рована так, что она обеспечивает легкое вы ключение и полное разобщение барабана с
175
валом лебедки и при включении надежно пе редает усилие от вала к барабану без пробук совки;
фрикционные накладки плотно приклепа ны к дискам, заклепки должны утопать в на кладках в пределах 0,5—1 мм\ поверхность фрикционных накладок ровная, гладкая, чи стая и незамасленная;
при выключенном фрикционе промежуточ ные диски вращаются легко, без заеданий (торцовое биение переднего, среднего и зад него дисков не допускается более 0,3 мм),-
ленты тормозов барабана отрегулированы так, что торможение начинается на половине хода рычага при нажатии на него;
тормозные ленты во включенном положе нии плотно прилегают к тормозным шкивам, а при выключении отходят на 1—2 мм.
Р а збор к а и рем онт ротора
Разборку ротора (рис. 21) начинают с из влечения из стола ротора малых и больших вкладышей. Затем из горловины корпуса вы нимают стакан с вмонтированной в него (за одно с ведущим валом) конической шестерней.
Сняв поддон, отвинтив контргайку и уста новочную гайку, из корпуса вынимают стол ротора. Для снятия венцовой шестерни предва рительно извлекают верхнее кольцо подшип ника, напрессованное на втулку стола, после чего отвинчивают болты, крепящие шестерню. При снятии колец и сепараторов шарикопод шипников не следует нарушать их комплект ность. В случае износа одного из колец под шипник заменяют в полном комплекте. Верх ний подшипник обычно изнашивается больше
176
Y772
I
# 4
щ
Регу/шроЬачные прокладки
Ф252-
1 — собачка с рукояткой; |
Рис. 21. |
Ротор |
под |
|
2 — храповое |
колесо; |
3 — коническая шестерня; 4 — стакан с |
||
шипниками; 5 — вкладыш |
неразъемный; |
6 — вкладыши разъемные; 7 — венец зубчатый; |
8 — |
|
стол ротора; 9 — шариковые опоры; 10 — корпус ротора |
|
нижнего, поэтому при сборке ротора их реко мендуется поменять местами.
При ремонте ведущего вала с шестерней заменяют шариковый и роликовый подшипни ки, заменяют или восстанавливают вал с шес терней и стопорным устройством.
Требования, предъявляем ы е
котрем онтированном у ротору
Все детали ротора перед сборкой должны быть тщательно промыты и обдуты сжатым воздухом. Наличие на деталях грязи, стружки и опилок не допускается.
Отремонтированный ротор должен удов летворять следующим требованиям:
радиально-упорные подшипники плотно насажены на шейках и в корпусах, ослабление посадки не допускается;
конические шестерни зацепляют на пол ный зуб (боковой зазор в зубьях шестерен должен быть в пределах 0,1—0,3 мм, для ше стерен, бывших в работе, допускается увеличе ние зазора до 1,5 мм) ;
при вращении вала ротора стол вращает ся свободно, без заеданий и заклиневаний;
протекание смазки через соединения и про кладки не допускается.
После сборки каждый ротор должен быть обкатан. Во время обкатки резкий шум ше стерен, стук и нагревание трущихся частей не допускаются.
Р а зб о р к а и рем онт коробки скоростей
Разборку коробки скоростей (рис. 22) на чинают с выпрессовки валика привода ротора. Выпрессовку производят съемником, захва-
178
Рис. 22. Коробка скоростей буровой установки УРБ-ЗАМ
1 — полумуфта |
карданного |
вала; |
2 — зубчатая |
муф |
|||||
та; |
3 — шкив |
привода |
насоса; 4 — корпус подшипни |
||||||
ка; |
5 — первичный |
вал; |
6 — подвижная |
шестерня |
|||||
первой скорости; 7 — блок-шестерня второй |
и |
треть |
|||||||
ей |
скоростей; |
8 — горловина для |
заливки масла; 9 — |
||||||
трехкулачковая муфта; |
10 — рукоятка включения и |
||||||||
выключения насоса; |
И — масляный насос; |
12 — цеп |
|||||||
ная |
звездочка |
привода лебедки; |
13 — вал |
попереч |
|||||
ный; |
14 — коническая |
|
шестерня; |
15 — вал |
роторный; |
||||
16, |
17 |
й 18 — неподвижные |
шестерни второй, третьей |
||||||
|
и |
первой |
скоростей; - 19 — вал; 20 — пробка |
тив его лапами нажимную шайбу, привинчен ную к торцу валика. .
Ведущий вал из корпуса выпрессовывают
179
в сторону большого подшипника ударами мо лотка через медную выколотку.
Ведомый вал снимают, спрессовав предва рительно коническую шестерню приводного вала, для чего отвинчивают болты, крепящие нажимную шайбу и стакан, затем вынимают стакан из корпуса (при этом шестерня легко сойдет со шлицев приводного вала). Для спрессовки конической шестерни, укрепленной на ведомом валу, используют рычаг, который упирают в край люка коробки скоростей и в торец шестерни.
Отвинтив крышку стакана с левой сторо ны ведомого вала, его отодвигают вместе со стаканом в крайнее положение и снимают ше стерню с вала, затем отвинчивают болты, крепящие нажимную шайбу на левом торце вала, и специальным съемником за резьбу вы-
прессовывают ведомый вал из шарикоподшип ника.
Ремонт коробки скоростей состоит из ре монта валов, шестерен, корпусов и замены из ношенных подшипников.
Рем онт валов. Валы не подлежат ремонту,
их заменяют при скручивании, при изгибе бо лее 8 мм и при наличии трещины любого раз мера и расположения.
Задиры, общая площадь которых не пре вышает 1—2% величины поверхности шеек вала, зашлифовывают без общей проточки и шлифовки шеек валов. При износе шеек ва лов под подшипники качения их восстанавли вают путем хромирования, металлизации, вибродуговой наплавки или наплавки под сло ем флюса с последующей механической обра боткой до номинального размера. Сработав шиеся округления валов также воСстанавли
180