Файл: Касаткин В.М. Эксплуатация и ремонт буровых машин и механизмов для бурения скважин на воду.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФШ

Рис.

20.

Фрикционная

муфта

лебедки

/ — диск

ведущий;

2 —диск

нажимной; 3 —

диск

промежуточный; 4 — диски ведомые; 5 —

обкладки

из фрикционного

материала; 6

гайка

регулировочная; 7 — кольцо;

8 — хо­

мут;

9 — вкладыш;

10 втулка

конусная;

// — ролики нажимные; 12 — рычаги

173

тормозной ленты с тормозной шайбы ее рас­ клепывают и отсоединяют изношенную фрик ционную накладку.

Новую фрикционную накладку вставляют на место снятой с внутренней части стальной ленты. Прикрепляют накладку с одного конца медными заклепками длиной 20 мм, изготов­ ленными из трубки диаметром 10 мм со стен­ кой толщиной 1 мм. Для этого через отверстия в стальной ленте в одном конце накладки про­ сверливают два или три отверстия диаметром 10 мм и с внутренней стороны раззенковывают их на глубину 3,5—4 мм сверлом диамет­ ром 12 мм, заточенным под углом 120°. После этого конец фрикционной накладки приклепы­ вают. Головки заклепок со стороны накладки должны быть утоплены на глубину не менее

2,5 мм.

Затем через имеющиеся в стальной ленте отверстия просверливают и раззенковывают следующий ряд отверстий в фрикционной на­ кладке и тотчас ставят заклепки, продолжая эту операцию, пока не достигнут второго кон­ ца тормозной ленты.

Выступающие края фрикционной накладки опиливают заподлицо со стальной лентой, а внутреннюю поверхность зачищают рашпилем.

Ремонт сопряжения тормозной рукоятки с тормозным валом заключается в заварке гра­ ней квадрата и опиловке их соответственно граням отверстия во втулке рукоятки. В слу­ чае износа шпоночного соединения вала с ры­ чагом шпонку заменяют.

Рем онт и восстановление ш поночных па­

зов вала. Шпоночный паз с небольшим изно­ сом исправляют путем вырубки и последую­ щей зачистки шабером. Для исправленного

174


паза изготовляют ступенчатую шпонку и под­ гоняют ее в паз с проверкой на краску.

Сильно поврежденный шпоночный паз можно-восстановить путем:

фрезерования или строжки по ширине на величину смятия; расширять паз нужно равно­ мерно в обе стороны, чтобы сохранить его ось; заплавки паза электросваркой и обточки после предварительной зачистки и фрезерова­

ния или проточки нового шпоночного паза. При ремонте шпоночных пазов на буровой

наплавляют только дефектные места. Разме­ ры необходимого шпоночного паза получают путем закладки в смятый паз копии шпонки из графита или меди. После заплавки дефек­ тов бутафорную шпонку удаляют, паз и вал зачищают напильником или шкуркой.

При ремонте не допускается подчеканка или накернивание.

Т ребования , предъявляем ы е

котремонтированны м л ебедк ам

Отремонтированные лебедки должны удов­ летворять следующим требованиям:

барабан свободно вращается на валу (тор­ цовое биение барабана более 0,5 мм не допу­ скается) ;

цепное колесо плотно насажено на валу (торцовое биение цепного колеса должно быть менее 0,5 мм)\

рабочая поверхность тормозного шкива ба­

рабана проточена не ниже пятого класса чи­ стоты ;

фрикционная муфта собрана и отрегули­ рована так, что она обеспечивает легкое вы­ ключение и полное разобщение барабана с

175

валом лебедки и при включении надежно пе­ редает усилие от вала к барабану без пробук­ совки;

фрикционные накладки плотно приклепа­ ны к дискам, заклепки должны утопать в на­ кладках в пределах 0,5—1 мм\ поверхность фрикционных накладок ровная, гладкая, чи­ стая и незамасленная;

при выключенном фрикционе промежуточ­ ные диски вращаются легко, без заеданий (торцовое биение переднего, среднего и зад­ него дисков не допускается более 0,3 мм),-

ленты тормозов барабана отрегулированы так, что торможение начинается на половине хода рычага при нажатии на него;

тормозные ленты во включенном положе­ нии плотно прилегают к тормозным шкивам, а при выключении отходят на 1—2 мм.

Р а збор к а и рем онт ротора

Разборку ротора (рис. 21) начинают с из­ влечения из стола ротора малых и больших вкладышей. Затем из горловины корпуса вы­ нимают стакан с вмонтированной в него (за­ одно с ведущим валом) конической шестерней.

Сняв поддон, отвинтив контргайку и уста­ новочную гайку, из корпуса вынимают стол ротора. Для снятия венцовой шестерни предва­ рительно извлекают верхнее кольцо подшип­ ника, напрессованное на втулку стола, после чего отвинчивают болты, крепящие шестерню. При снятии колец и сепараторов шарикопод­ шипников не следует нарушать их комплект­ ность. В случае износа одного из колец под­ шипник заменяют в полном комплекте. Верх­ ний подшипник обычно изнашивается больше

176


Y772

I

# 4

щ

Регу/шроЬачные прокладки

Ф252-

1 — собачка с рукояткой;

Рис. 21.

Ротор

под­

2 — храповое

колесо;

3 — коническая шестерня; 4 — стакан с

шипниками; 5 — вкладыш

неразъемный;

6 — вкладыши разъемные; 7 — венец зубчатый;

8

стол ротора; 9 — шариковые опоры; 10 — корпус ротора

 

нижнего, поэтому при сборке ротора их реко­ мендуется поменять местами.

При ремонте ведущего вала с шестерней заменяют шариковый и роликовый подшипни­ ки, заменяют или восстанавливают вал с шес­ терней и стопорным устройством.

Требования, предъявляем ы е

котрем онтированном у ротору

Все детали ротора перед сборкой должны быть тщательно промыты и обдуты сжатым воздухом. Наличие на деталях грязи, стружки и опилок не допускается.

Отремонтированный ротор должен удов­ летворять следующим требованиям:

радиально-упорные подшипники плотно насажены на шейках и в корпусах, ослабление посадки не допускается;

конические шестерни зацепляют на пол­ ный зуб (боковой зазор в зубьях шестерен должен быть в пределах 0,1—0,3 мм, для ше­ стерен, бывших в работе, допускается увеличе­ ние зазора до 1,5 мм) ;

при вращении вала ротора стол вращает­ ся свободно, без заеданий и заклиневаний;

протекание смазки через соединения и про­ кладки не допускается.

После сборки каждый ротор должен быть обкатан. Во время обкатки резкий шум ше­ стерен, стук и нагревание трущихся частей не допускаются.

Р а зб о р к а и рем онт коробки скоростей

Разборку коробки скоростей (рис. 22) на­ чинают с выпрессовки валика привода ротора. Выпрессовку производят съемником, захва-

178


Рис. 22. Коробка скоростей буровой установки УРБ-ЗАМ

1 — полумуфта

карданного

вала;

2 — зубчатая

муф­

та;

3 — шкив

привода

насоса; 4 — корпус подшипни­

ка;

5 — первичный

вал;

6 — подвижная

шестерня

первой скорости; 7 — блок-шестерня второй

и

треть­

ей

скоростей;

8 — горловина для

заливки масла; 9

трехкулачковая муфта;

10 — рукоятка включения и

выключения насоса;

И — масляный насос;

12 — цеп­

ная

звездочка

привода лебедки;

13 — вал

попереч­

ный;

14 — коническая

 

шестерня;

15 — вал

роторный;

16,

17

й 18 — неподвижные

шестерни второй, третьей

 

и

первой

скоростей; - 19 — вал; 20 — пробка

тив его лапами нажимную шайбу, привинчен­ ную к торцу валика. .

Ведущий вал из корпуса выпрессовывают

179


в сторону большого подшипника ударами мо­ лотка через медную выколотку.

Ведомый вал снимают, спрессовав предва­ рительно коническую шестерню приводного вала, для чего отвинчивают болты, крепящие нажимную шайбу и стакан, затем вынимают стакан из корпуса (при этом шестерня легко сойдет со шлицев приводного вала). Для спрессовки конической шестерни, укрепленной на ведомом валу, используют рычаг, который упирают в край люка коробки скоростей и в торец шестерни.

Отвинтив крышку стакана с левой сторо­ ны ведомого вала, его отодвигают вместе со стаканом в крайнее положение и снимают ше­ стерню с вала, затем отвинчивают болты, крепящие нажимную шайбу на левом торце вала, и специальным съемником за резьбу вы-

прессовывают ведомый вал из шарикоподшип­ ника.

Ремонт коробки скоростей состоит из ре­ монта валов, шестерен, корпусов и замены из­ ношенных подшипников.

Рем онт валов. Валы не подлежат ремонту,

их заменяют при скручивании, при изгибе бо­ лее 8 мм и при наличии трещины любого раз­ мера и расположения.

Задиры, общая площадь которых не пре­ вышает 1—2% величины поверхности шеек вала, зашлифовывают без общей проточки и шлифовки шеек валов. При износе шеек ва­ лов под подшипники качения их восстанавли­ вают путем хромирования, металлизации, вибродуговой наплавки или наплавки под сло­ ем флюса с последующей механической обра­ боткой до номинального размера. Сработав­ шиеся округления валов также воСстанавли­

180