Файл: Знаменский М.Е. Геометрические фигуры в технических формах пособие для учителей средней школы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

которая также представляет пирамиду? Желательно такую часть

башни изобразить па чертеже.

у с е ч е и н ы е плос­

Примеры на пирам и д ы,

костями. На фигуре 46 изображен

предмет, с которым можно

Фиг. 46.

часто встретиться в домашнем быту — это ящик для цве­ тов, представляющий собой правильную усеченную четырехуголь­ ную пирамиду. Пирамида усечена горизонтальной плоскостью а(а2).

На фигуре 47 приведен пример из гидротехники — бетон­ ная пирамида, которыми перекрывается русло рек при строительстве гидроэлектростанций. Такая пирамида весит 10 тонн,

имеет в верхней своей час­

ти

металлическую

петлю,

за

которую

поднимается

краном

при

транспорти­

ровке.

 

 

 

 

 

 

На фигуре 48 представ­

лена

маленькая

нако­

вальня,

применяемая

для отбивки кос (после

такой

отбивки коса лучше

затачивается).

часть

нако­

 

Основная

вальни является

правиль­

ной

усеченной

четырех­

угольной

пирамидой, а

нижняя

часть — непра­

вильная

многогранная пи­

рамида.

 

 

 

Фиг. 47.

3*

 

 

 

 

 

35


Фиг. 48.

Фиг. 49.

На фигуре 49 изображена техническая деталь — подъемная головка домкрата, в основном представляю­

щая правильную усеченную пирамиду.

Здесь

желательно

рассказать

учащимся

о том,

что домкрат

служит для

подъема

различных грузов, например, для подъема автомобиля при смене колес.

При вращении ручки (А), вращательное дви­ жение передается через шестерни (В) на грузо­ подъемный винт (С), на конце которого укреплена головка (D). Головка подводится под груз, а винт (С), получив вращательное движение, преобразует его в поступательное и поднимает головку (D) вмес­ те с грузом на желаемую высоту. Один человек, применяя домкрат, может поднять груз весом в не­ сколько тонн.

На фигуре 50 подъемная головка дом­ крата приведена на комплексном чертеже.

На фигуре 51 показан схематически ковш от снегоочистительной машины.

Такой ковш представляет правильную четырехугольную пирамиду, дважды пересеченную горизонтальной и фронтально-проектирую-

щей плоскостями а и р. В этом примере ученик должен ясно

представлять, как плоскости рассекают пирамиду.

37

Учащимся надо кратко рассказать о работе ковша. Известно,

что ковш путем специального механизма прикрепляется спереди к грузовому автомобилю и при движении последнего собирает снег,

передвигает его в нужном направлении. Для иллюстрации таких

пояснений на той же фигуре показан общий вид ковша с автомо­ билем.

На фигуре 52 изображен колпак («зонт»), устанавливаемый над кузнечным горном для улавливания и отвода продуктов сго­ рания. Основная часть колпака представляет собой четырехуголь­ ную усеченную пирамиду.

Горн служит для нагрева металла при кузнечных работах. В открытую часть горна (В) закладывается уголь и через отверстие (С)— фурму,— посредством вен­ тилятора (или мехов) вдувается воздух, который ускоряет сгорание угля и способ­ ствует повышению температуры, необходимой для нагрева металла. Продукты сгорания поднимаются под колпак и уходят в атмосферу через вытяжную трубу

(D). С боку горна прикреплен резервуар с водой (Е), служащий для охлаждения нагретого металла.

Примеры на взаимное пересечение пи­ рамид. В этом разделе можно привести много примеров оборудо­ вания, изготовляемого из листового металла, например бункер­ ные устройства.

На фигуре 53 показан бункер с одним рукавом для выпуска сыпучего тела. Как видно из рисунка и чертежа, он представляет собой пересечение двух пирамид. Бункер — четырехугольная пирамида, усеченная фронтально-проектирующей плоскостью а(а2).



2750

Рукав — четырехугольная пирамида, но усеченная тремя проек­

тирующими плоскостями а(а2), Р(^2) и у(у2).

Учащимся можно рассказать о том, что в бункере хранят сы­ пучие тела (например, цемент, зерно и др.)- Загрузка бункера происходит в его верхней части. Выпуск сыпучего тела произво­ дится через рукав бункера, на конце которого имеется дверца (заслонка). Ссыпка может происходить непосредственно в желез­ нодорожный вагон, вагонетку, кузов автомашины или на ленту конвейера.

На фигуре 54 изображен бункер, имеющий два рукава. Сам бункер является правильной усеченной пирамидой. Каждый из рукавов — четырехугольная пирамида, усеченная плоскостями а(а2) и 8(!32) и Такой бункер является наиболее производитель­ ным, так как под погрузку сыпучего тела могут быть поставлены одновременно две автомашины.

В этих двух примерах ученику надо подробней разобраться в построении проекций и особенно горизонтальной проекции ру­ кавов.

II.КРИВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ

5.ЦИЛИНДРЫ

Втехнике и быту весьма широкое распространение имеют цилиндрические поверхности. При проработке этой темы сначала можно рекомендовать рассмотреть рисунок, приведенный на фи­ гуре 55, показывающий образование цилиндрической поверхности.

Хотя в элементарной геометрии рассматривается только круго­ вой цилиндр, весьма желательно учащихся ознакомить и с другими видами цилиндрических поверхностей, так как они часто встре­ чаются в технических формах. Рекомендуется показать учащимся рисунки и чертежи, приведенные на фигурах 56, 57, 58 и 59. Эти

рисунки являются дополнительным

иллюстративным материалом

к учебнику.

представляют пространствен­

Убедившись, что учащиеся ясно

ные формы цилиндрических поверхностей, можно перейти к практи­ ческим примерам.

Фиг. 55.

Примеры на прямые и наклонные ци­ линдры. На фигуре 60 изображены хорошо всем известные городки. Многие из учащихся после предварительной прора-

Фиг. 56.

Фиг. 57.


Фиг. 60.

1

2

3

 

 

 

ботки вопроса о цилиндрической поверхности, несомненно, определят по рисунку и комплексному чертежу, что городки представляют собой прямой круговой цилиндр. Часть городков (например, 2 и 3) даны

в ином положении, чем городок 1. Учащиеся должны выработать в

себе навыки представлять геометрическую фигуру на комплексном чертеже не только в простейших, но и в различных положениях.

На фигуре 61 изображена

техническая деталь—вал (транс­ миссионный), на котором закреп­

лена другая деталь, называемая шкивом. Как видно из рисунка

и чертежа, вал представляет пря­ мой круговой цилиндр. Здесь уместно рассказать учащимся,

Шкив

О

что такой вал служит для передачи вращательного движения дви­ гателя на стенки или какие-либо механизмы. Передача движения производится через приводные ремни, натягиваемые на шкивы.

На фигуре 62 показана другая техническая деталь —о с ь.

Она включает в себя три круговых цилиндра с разными диаметрами. Из рисунка видно, что такая ось служит для установки на ней

вагонных колес.

Преподаватель при желании может дополнительно привести еще ряд примеров на оси, так как последние имеют в практике ши­

рокое применение.

44

Вагонное

1700

Фиг. 62.

Фиг. 63.

На фигуре 63 изображены металлические трубы для воды, пара, газа. Эти трубы являются полыми круговыми

цилиндрами. Одна из труб показана с фланцами (фланец служит для крепления труб между собой при помощи болтов), ко­ торые также представляют собой круговые цилиндры большого диаметра, но малой высоты.

Здесь полезно проделать следующие упражнения: 1. Определить какие это поверхности;

2. Задать на чертеже точки А и В так, чтобы они лежали на этих поверхностях;

3.Построить проекции точек С и D, изображенных на рисунке,

иопределить на каких поверхностях они расположены.

Фиг. 64.

На фигуре 64 изображен пароход и его труба, пред­ ставляющая наклонный круговой цилиндр (на некоторых парохо­ дах труба устанавливается с наклоном). При рассмотрении этого примера полезно дополнительно остановиться на построении нор­ мального сечения (показать на комплексном чертеже след секущей плоскости — а2).

На фигуре 65 дан пример на применение эллиптического ци­

линдра для технических целей — автомобиль с цистер­

ной. Форма цистерны — прямой эллиптический цилиндр. Ци­ стерна изготовляется из листовой (котельной) стали путем сварки или листы стали скрепляются при помощи заклепок.

Примеры на цилиндры, пересеченные плос­ костями. Раньше чем перейти к практическим примерам из техники рекомендуется проработать с учащимися несколько приме­ ров на пересечение цилиндров проектирующими плоскостями.

46