Файл: Знаменский М.Е. Геометрические фигуры в технических формах пособие для учителей средней школы.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 54
Скачиваний: 0
которая также представляет пирамиду? Желательно такую часть
башни изобразить па чертеже. |
у с е ч е и н ы е плос |
Примеры на пирам и д ы, |
|
костями. На фигуре 46 изображен |
предмет, с которым можно |
Фиг. 46.
часто встретиться в домашнем быту — это ящик для цве тов, представляющий собой правильную усеченную четырехуголь ную пирамиду. Пирамида усечена горизонтальной плоскостью а(а2).
На фигуре 47 приведен пример из гидротехники — бетон ная пирамида, которыми перекрывается русло рек при строительстве гидроэлектростанций. Такая пирамида весит 10 тонн,
имеет в верхней своей час
ти |
металлическую |
петлю, |
||||
за |
которую |
поднимается |
||||
краном |
при |
транспорти |
||||
ровке. |
|
|
|
|
|
|
|
На фигуре 48 представ |
|||||
лена |
маленькая |
нако |
||||
вальня, |
применяемая |
|||||
для отбивки кос (после |
||||||
такой |
отбивки коса лучше |
|||||
затачивается). |
часть |
нако |
||||
|
Основная |
|||||
вальни является |
правиль |
|||||
ной |
усеченной |
четырех |
||||
угольной |
пирамидой, а |
|||||
нижняя |
часть — непра |
|||||
вильная |
многогранная пи |
|||||
рамида. |
|
|
|
Фиг. 47. |
||
3* |
|
|
|
|
|
35 |
Фиг. 48.
Фиг. 49.
На фигуре 49 изображена техническая деталь — подъемная головка домкрата, в основном представляю
щая правильную усеченную пирамиду.
Здесь |
желательно |
рассказать |
учащимся |
о том, |
что домкрат |
служит для |
подъема |
различных грузов, например, для подъема автомобиля при смене колес.
При вращении ручки (А), вращательное дви жение передается через шестерни (В) на грузо подъемный винт (С), на конце которого укреплена головка (D). Головка подводится под груз, а винт (С), получив вращательное движение, преобразует его в поступательное и поднимает головку (D) вмес те с грузом на желаемую высоту. Один человек, применяя домкрат, может поднять груз весом в не сколько тонн.
На фигуре 50 подъемная головка дом крата приведена на комплексном чертеже.
На фигуре 51 показан схематически ковш от снегоочистительной машины.
Такой ковш представляет правильную четырехугольную пирамиду, дважды пересеченную горизонтальной и фронтально-проектирую-
щей плоскостями а и р. В этом примере ученик должен ясно
представлять, как плоскости рассекают пирамиду.
37
Учащимся надо кратко рассказать о работе ковша. Известно,
что ковш путем специального механизма прикрепляется спереди к грузовому автомобилю и при движении последнего собирает снег,
передвигает его в нужном направлении. Для иллюстрации таких
пояснений на той же фигуре показан общий вид ковша с автомо билем.
На фигуре 52 изображен колпак («зонт»), устанавливаемый над кузнечным горном для улавливания и отвода продуктов сго рания. Основная часть колпака представляет собой четырехуголь ную усеченную пирамиду.
Горн служит для нагрева металла при кузнечных работах. В открытую часть горна (В) закладывается уголь и через отверстие (С)— фурму,— посредством вен тилятора (или мехов) вдувается воздух, который ускоряет сгорание угля и способ ствует повышению температуры, необходимой для нагрева металла. Продукты сгорания поднимаются под колпак и уходят в атмосферу через вытяжную трубу
(D). С боку горна прикреплен резервуар с водой (Е), служащий для охлаждения нагретого металла.
Примеры на взаимное пересечение пи рамид. В этом разделе можно привести много примеров оборудо вания, изготовляемого из листового металла, например бункер ные устройства.
На фигуре 53 показан бункер с одним рукавом для выпуска сыпучего тела. Как видно из рисунка и чертежа, он представляет собой пересечение двух пирамид. Бункер — четырехугольная пирамида, усеченная фронтально-проектирующей плоскостью а(а2).
2750
Рукав — четырехугольная пирамида, но усеченная тремя проек
тирующими плоскостями а(а2), Р(^2) и у(у2).
Учащимся можно рассказать о том, что в бункере хранят сы пучие тела (например, цемент, зерно и др.)- Загрузка бункера происходит в его верхней части. Выпуск сыпучего тела произво дится через рукав бункера, на конце которого имеется дверца (заслонка). Ссыпка может происходить непосредственно в желез нодорожный вагон, вагонетку, кузов автомашины или на ленту конвейера.
На фигуре 54 изображен бункер, имеющий два рукава. Сам бункер является правильной усеченной пирамидой. Каждый из рукавов — четырехугольная пирамида, усеченная плоскостями а(а2) и 8(!32) и Такой бункер является наиболее производитель ным, так как под погрузку сыпучего тела могут быть поставлены одновременно две автомашины.
В этих двух примерах ученику надо подробней разобраться в построении проекций и особенно горизонтальной проекции ру кавов.
II.КРИВЫЕ ПОВЕРХНОСТИ
5.ЦИЛИНДРЫ
Втехнике и быту весьма широкое распространение имеют цилиндрические поверхности. При проработке этой темы сначала можно рекомендовать рассмотреть рисунок, приведенный на фи гуре 55, показывающий образование цилиндрической поверхности.
Хотя в элементарной геометрии рассматривается только круго вой цилиндр, весьма желательно учащихся ознакомить и с другими видами цилиндрических поверхностей, так как они часто встре чаются в технических формах. Рекомендуется показать учащимся рисунки и чертежи, приведенные на фигурах 56, 57, 58 и 59. Эти
рисунки являются дополнительным |
иллюстративным материалом |
к учебнику. |
представляют пространствен |
Убедившись, что учащиеся ясно |
ные формы цилиндрических поверхностей, можно перейти к практи ческим примерам.
Фиг. 55.
Примеры на прямые и наклонные ци линдры. На фигуре 60 изображены хорошо всем известные городки. Многие из учащихся после предварительной прора-
Фиг. 56.
Фиг. 57.
Фиг. 60. |
1 |
2 |
3 |
|
|
|
ботки вопроса о цилиндрической поверхности, несомненно, определят по рисунку и комплексному чертежу, что городки представляют собой прямой круговой цилиндр. Часть городков (например, 2 и 3) даны
в ином положении, чем городок 1. Учащиеся должны выработать в
себе навыки представлять геометрическую фигуру на комплексном чертеже не только в простейших, но и в различных положениях.
На фигуре 61 изображена
техническая деталь—вал (транс миссионный), на котором закреп
лена другая деталь, называемая шкивом. Как видно из рисунка
и чертежа, вал представляет пря мой круговой цилиндр. Здесь уместно рассказать учащимся,
Шкив
О
что такой вал служит для передачи вращательного движения дви гателя на стенки или какие-либо механизмы. Передача движения производится через приводные ремни, натягиваемые на шкивы.
На фигуре 62 показана другая техническая деталь —о с ь.
Она включает в себя три круговых цилиндра с разными диаметрами. Из рисунка видно, что такая ось служит для установки на ней
вагонных колес.
Преподаватель при желании может дополнительно привести еще ряд примеров на оси, так как последние имеют в практике ши
рокое применение.
44
Вагонное
1700
Фиг. 62.
Фиг. 63.
На фигуре 63 изображены металлические трубы для воды, пара, газа. Эти трубы являются полыми круговыми
цилиндрами. Одна из труб показана с фланцами (фланец служит для крепления труб между собой при помощи болтов), ко торые также представляют собой круговые цилиндры большого диаметра, но малой высоты.
Здесь полезно проделать следующие упражнения: 1. Определить какие это поверхности;
2. Задать на чертеже точки А и В так, чтобы они лежали на этих поверхностях;
3.Построить проекции точек С и D, изображенных на рисунке,
иопределить на каких поверхностях они расположены.
Фиг. 64.
На фигуре 64 изображен пароход и его труба, пред ставляющая наклонный круговой цилиндр (на некоторых парохо дах труба устанавливается с наклоном). При рассмотрении этого примера полезно дополнительно остановиться на построении нор мального сечения (показать на комплексном чертеже след секущей плоскости — а2).
На фигуре 65 дан пример на применение эллиптического ци
линдра для технических целей — автомобиль с цистер
ной. Форма цистерны — прямой эллиптический цилиндр. Ци стерна изготовляется из листовой (котельной) стали путем сварки или листы стали скрепляются при помощи заклепок.
Примеры на цилиндры, пересеченные плос костями. Раньше чем перейти к практическим примерам из техники рекомендуется проработать с учащимися несколько приме ров на пересечение цилиндров проектирующими плоскостями.
46