Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
ной команды, если такая была подана стреляющим, указать ее последствия, а также какой должна быть правильная команда. .
Широко распространенным видом индивидуальных заданий является решение артиллерийско-стрелковых задач.
Приступая к решению задач по той или иной теме, следует восстановить в памяти теоретические положе ния, теоремы и формулы. Если обнаружено, что мате риал по отдельным вопросам забыт, его необходимо предварительно повторить.
Последовательность и техника работы при решении задач зависят от содержания задач и в каждом кон кретном случае могут быть различными. Но есть общие методические приемы, применение которых облегчает сознательное и правильное решение любой задачи. Рекомендуются следующие приемы, определяющие в то же время и общую последовательность работы при решении задачи:
—внимательно прочитать, понять, а затем записать условие задачи;
—на основе анализа условия задачи составить (наметить) детальный план ее решения, определить, на
какие вопросы и в каком порядке надо получить отве ты в ходе решения;
— решить задачу по намеченному |
плану; |
|
||
— проверить правильность решения. |
и ее решение |
|||
При необходимости условие задачи |
||||
изображаются графически — на рисунке. |
|
уметь |
||
При решении сложных |
задач |
очень важно |
||
расчленить задачу на основные составные части. |
|
|||
Например, надо решить задачу по теории стрельбы: «Опреде |
||||
лить вероятность получения знака |
по дальности |
при Я С = 0 и ПС= |
||
=5-00, если средняя траектория |
проходит |
через |
середину |
фронта |
цели. |
14 м (расположен перпендикуляр |
|||
Цель — окоп протяженностью |
||||
но к линии наблюдения). Вб= 3 м, Вд= 30 м». |
|
|
||
Условия данной задачи лучше будут поняты, если их изобра |
||||
зить графически (рис. 3). |
задачу на три части: |
|
||
После этого надо расчленить |
|
|||
1. Определение вероятности получения знака по дальности при |
||||
створном наблюдении: |
|
|
|
|
Р = Ф (Р); р = — = 2,33; Р = Ф (2,33) = |
0,88 (по таблице...). |
|||
3 |
|
|
|
|
25
2. Определение величины наблюдаемого срединного бокового от клонения Вб' по формуле
Вб' = V Вд%sinШС + В62 cosine
3 Определение вероятности получения знака по дальности при ЛС=5-00:
p = * № t = W -
&КНП
Рис. 3 Определение вероятности получения знака по дальности
Другой пример сложной задачи.
«Ведется стрельба из 122-лш гаубиц М-30 на разрушение моста шириной 6 м, длиной 18 м.
Стрельбу на поражение начали на прицеле 128 (заряд второй). В первой серии методического огня получено 2 перелета и 6 недоле тов при среднем группировании разрывов по направлению против середины цели. Стрельба ведется поперек моста.
26
Определить средний ожидаемый расход снарядов на стрельбу, если для выполнения огневой задачи достаточно получить 3 попа дания».
Данную задачу можно расчленить на логически связанные про стые задачи:
—по соотношению недолетов и перелетов определить вероятное удаление средней траектории относительно цели;
—определить вероятность попадания в мост (по шкале рассеи
вания или по таблице значений Ф (|3);
— определить средний ожидаемый расход снарядов по формуле. Решение начинается с выписки из Таблиц стрельбы недостаю щих для решения данных — Вд и Вб. Определение вероятного поло жения средней траектории относительно цели по соотношению зна ков показывается на шкале рассеивания. Определение вероятности
попадания в мост следует показать на рисунке.
Успех самостоятельной работы каждого офицера по повышению артиллерийско-стрелковой подготовки во многом зависит от его умения организовать свой труд.
Важную роль в этом играет планирование самосто ятельной работы. Каждый офицер должен иметь лич ный план самостоятельной работы по повышению сво их военных и политических знаний и строго его выпол нять.
И. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Практические занятия необходимы для закрепления знаний, полученных на теоретических занятиях, а так же для выработки определенной системы в работе и навыков в выполнении огневых задач.
Практические занятия проводятся методом группо вых или индивидуальных упражнений.
В зависимости от темы они могут проводиться в классе, на имитационных средствах или на местности.
Практические занятия в классе
Практические занятия в классе, как правило, сво дятся к решению задач, закрепляющих изученные ра нее теоретические вопросы, а также задач по подготов ке данных для стрельбы и по выполнению расчетов, связанных с ведением пристрелки и стрельбы на пора жение.
Подготовка к проведению практического занятия начинается с уяснения учебной цели его. В соответ ствии с этим намечаются учебные вопросы и опреде ляется, какие примеры и задачи будут решаться на за нятии. Подбор примеров и задач зависит от подготовки
27
обучаемых и содержания предыдущих занятий по стрельбе.
Примеры и задачи должны быть разнообразными. Это необходимо для того, чтобы обучаемые, во-первых, научились решать задачи различного типа; во-вторых, разнообразие задач в сочетании с правильным темпом занятия обеспечивает поддержание внимания и интере са у обучаемых.
Например, готовясь к проведению упражнения по определению пристрелянных поправок дальности и направления после пристрелки репера для последующих переносов огня на геодезической основе, ру ководитель занятия наметил следующие типы примеров и задач:
—два—три примера для случая окончания пристрелки репера, когда пристрелянная установка уровня соответствует превышению репера над горизонтом ОП; в условии даются пристрелянные уста новки и топогеодезические данные по реперу;
—три—четыре примера для случая, когда пристрелянная уста новка уровня не соответствует превышению репера (при этом рас смотреть случаи, когда уровень «завышен» и «занижен»); в условии
также сообщаются пристрелянные установки и топографические дан ные по реперу;
—задача с работой на ПУО с натянутой на нем картой; в условии сообщаются пристрелянные установки по реперу; топогра фические данные определяются обучаемыми на ПУО;
—комплексная задача: проведение пристрелки репера и опре деление пристрелянных поправок;
—летучка в конце занятия (по типу примеров, решенных в на чале занятия).
Входе подготовки к практическому занятию следует
продумать его материальное обеспечение.
Часто накануне практического занятия обучаемым дается предварительное задание с указанием, какой теоретический материал повторить, какие прочитать статьи Правил стрельбы, какую выполнить предвари тельную работу по подготовке приборов и т. д.
Такой метод дает возможность на занятии больше времени уделить основным учебным вопросам.
В ходе занятия один из обучаемых может решать задачу на классной доске, а остальные — самостоятель но в тетрадях. Руководитель занятия должен одновре менно контролировать ход решения задачи на доске, не допуская неправильных записей, и следить за работой всей группы.
Решающий задачу на классной доске по требова нию руководителя сопровождает свои действия объяс нениями. В ходе решения задачи (примера) руководи тель опрашивает и других обучаемых.
28
Особое внимание руководитель должен обращать на то, чтобы обучаемые сознательно решали задачи, не подставляли механически цифры в формулы для полу чения правильного ответа. Он должен также требовать объяснения, почему нужно решать так, а не иначе. Не которые задачи с целью контроля усвоения материала предлагается решить самостоятельно, а затем руково дитель проверяет решение путем опроса.
В отдельных случаях, например при решении зада чи нового типа, руководитель занятия сам ведет запись решения на классной доске.
Рекомендуется в конце занятия провести летучку по решению типовой задачи (примера), рассчитанную на 5—15 мин. После проверки обучаемым объявляются оценки.
Руководитель заканчивает занятие разбором и дает задание для самостоятельной работы.
Ряд практических занятий в классе предшествует ар тиллерийско-стрелковым тренировкам. К таким занятиям относятся, например, упражнения в подготовке данных, которые проводятся в виде группового упражнения.
В ходе таких занятий после усвоения техники рас четов и приемов работы руководитель обязан вести хронометраж работы обучаемых, увязывая оценку по точности и времени с существующими нормативами. Упражнение должно заканчиваться подведением итогов и указаниями на дальнейшее совершенствование фор мируемых умений и навыков.
Практические занятия на имитационных средствах
(винтовочном, вспышечном, проекционном или комнатном миниатюр-полигоне)
Практические занятия на имитационных средствах проводятся с целью изучения и закрепления приемов целеуказания, способов подготовки исходных данных для стрельбы и выработки у обучаемых умения и на выков ведения пристрелки и стрельбы на поражение.
Руководитель занятия при подготовке упражнения на винтовочном (или другом) полигоне должен хорошо изучить его возможности по имитации целей, возмож ности корректирования огня в зависимости от намечае
29
мых положений командно-наблюдательных пунктов- и огневых позиций.
Из-за того что комнатные полигоны обычно неболь шие, даже при незначительном удалении стреляющего изменяется база, а следовательно, и величина смеще ния: обучаемые, ведя наблюдение с ‘разных точек клас са, получают различные по величине боковые откло нения.
Поэтому на практических занятиях следует назна чить наблюдателя, который располагается точно над намеченной точкой, и все обучаемые принимают его на блюдения. С целью тренировки в пользовании биноклем остальные обучаемые также наблюдают и оценивают отклонения.
При проведении практических занятий на винтовоч ных полигонах и на проекционном полигоне эти неудоб ства исключены.
Практическое занятие по отработке как отдельных элементов, так и комплекса подготовки данных и при стрелки проводится методом группового упражнения. Все обучаемые производят расчеты и готовят команды. Руководитель занятия путем опроса проверяет действия одного —трех обучаемых. После доклада решения или команды по требованию руководителя вызванные обу чаемые дают краткое объяснение своей команды.
Затем |
руководитель вносит |
необходимые |
поправки |
в команды и объяснения и приказывает |
передать |
||
команду |
на огневую позицию. |
Как правило, |
стрельба |
должна вестись только на правильных установках. В отдельных случаях разрешается произвести выстрел и по ошибочной команде.
На разных этапах обучения при проведении упраж нения первым команду подает любой из обучаемых по
вызову руководителя либо стреляющий, |
назначенный |
из числа обучаемых. |
стреляющего |
В последнем случае после команды |
могут вызываться для доклада и другие обучаемые. Как и при подготовке к групповому упражнению в
классе, обучаемым может быть дано предварительное задание.
Завершая подготовку к проведению занятия на ими тационных средствах, руководитель составляет планконспект, в котором должны быть отражены:
30