Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ной команды, если такая была подана стреляющим, указать ее последствия, а также какой должна быть правильная команда. .

Широко распространенным видом индивидуальных заданий является решение артиллерийско-стрелковых задач.

Приступая к решению задач по той или иной теме, следует восстановить в памяти теоретические положе­ ния, теоремы и формулы. Если обнаружено, что мате­ риал по отдельным вопросам забыт, его необходимо предварительно повторить.

Последовательность и техника работы при решении задач зависят от содержания задач и в каждом кон­ кретном случае могут быть различными. Но есть общие методические приемы, применение которых облегчает сознательное и правильное решение любой задачи. Рекомендуются следующие приемы, определяющие в то же время и общую последовательность работы при решении задачи:

внимательно прочитать, понять, а затем записать условие задачи;

на основе анализа условия задачи составить (наметить) детальный план ее решения, определить, на

какие вопросы и в каком порядке надо получить отве­ ты в ходе решения;

— решить задачу по намеченному

плану;

 

— проверить правильность решения.

и ее решение

При необходимости условие задачи

изображаются графически — на рисунке.

 

уметь

При решении сложных

задач

очень важно

расчленить задачу на основные составные части.

 

Например, надо решить задачу по теории стрельбы: «Опреде­

лить вероятность получения знака

по дальности

при Я С = 0 и ПС=

=5-00, если средняя траектория

проходит

через

середину

фронта

цели.

14 м (расположен перпендикуляр­

Цель — окоп протяженностью

но к линии наблюдения). Вб= 3 м, Вд= 30 м».

 

 

Условия данной задачи лучше будут поняты, если их изобра­

зить графически (рис. 3).

задачу на три части:

 

После этого надо расчленить

 

1. Определение вероятности получения знака по дальности при

створном наблюдении:

 

 

 

 

Р = Ф (Р); р = — = 2,33; Р = Ф (2,33) =

0,88 (по таблице...).

3

 

 

 

 

25


2. Определение величины наблюдаемого срединного бокового от­ клонения Вб' по формуле

Вб' = V Вд%sinШС + В62 cosine

3 Определение вероятности получения знака по дальности при ЛС=5-00:

p = * № t = W -

&КНП

Рис. 3 Определение вероятности получения знака по дальности

Другой пример сложной задачи.

«Ведется стрельба из 122-лш гаубиц М-30 на разрушение моста шириной 6 м, длиной 18 м.

Стрельбу на поражение начали на прицеле 128 (заряд второй). В первой серии методического огня получено 2 перелета и 6 недоле­ тов при среднем группировании разрывов по направлению против середины цели. Стрельба ведется поперек моста.

26

Определить средний ожидаемый расход снарядов на стрельбу, если для выполнения огневой задачи достаточно получить 3 попа­ дания».

Данную задачу можно расчленить на логически связанные про­ стые задачи:

по соотношению недолетов и перелетов определить вероятное удаление средней траектории относительно цели;

определить вероятность попадания в мост (по шкале рассеи­

вания или по таблице значений Ф (|3);

— определить средний ожидаемый расход снарядов по формуле. Решение начинается с выписки из Таблиц стрельбы недостаю­ щих для решения данных — Вд и Вб. Определение вероятного поло­ жения средней траектории относительно цели по соотношению зна­ ков показывается на шкале рассеивания. Определение вероятности

попадания в мост следует показать на рисунке.

Успех самостоятельной работы каждого офицера по повышению артиллерийско-стрелковой подготовки во многом зависит от его умения организовать свой труд.

Важную роль в этом играет планирование самосто­ ятельной работы. Каждый офицер должен иметь лич­ ный план самостоятельной работы по повышению сво­ их военных и политических знаний и строго его выпол­ нять.

И. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Практические занятия необходимы для закрепления знаний, полученных на теоретических занятиях, а так­ же для выработки определенной системы в работе и навыков в выполнении огневых задач.

Практические занятия проводятся методом группо­ вых или индивидуальных упражнений.

В зависимости от темы они могут проводиться в классе, на имитационных средствах или на местности.

Практические занятия в классе

Практические занятия в классе, как правило, сво­ дятся к решению задач, закрепляющих изученные ра­ нее теоретические вопросы, а также задач по подготов­ ке данных для стрельбы и по выполнению расчетов, связанных с ведением пристрелки и стрельбы на пора­ жение.

Подготовка к проведению практического занятия начинается с уяснения учебной цели его. В соответ­ ствии с этим намечаются учебные вопросы и опреде­ ляется, какие примеры и задачи будут решаться на за­ нятии. Подбор примеров и задач зависит от подготовки

27


обучаемых и содержания предыдущих занятий по стрельбе.

Примеры и задачи должны быть разнообразными. Это необходимо для того, чтобы обучаемые, во-первых, научились решать задачи различного типа; во-вторых, разнообразие задач в сочетании с правильным темпом занятия обеспечивает поддержание внимания и интере­ са у обучаемых.

Например, готовясь к проведению упражнения по определению пристрелянных поправок дальности и направления после пристрелки репера для последующих переносов огня на геодезической основе, ру­ ководитель занятия наметил следующие типы примеров и задач:

два—три примера для случая окончания пристрелки репера, когда пристрелянная установка уровня соответствует превышению репера над горизонтом ОП; в условии даются пристрелянные уста­ новки и топогеодезические данные по реперу;

три—четыре примера для случая, когда пристрелянная уста­ новка уровня не соответствует превышению репера (при этом рас­ смотреть случаи, когда уровень «завышен» и «занижен»); в условии

также сообщаются пристрелянные установки и топографические дан­ ные по реперу;

задача с работой на ПУО с натянутой на нем картой; в условии сообщаются пристрелянные установки по реперу; топогра­ фические данные определяются обучаемыми на ПУО;

комплексная задача: проведение пристрелки репера и опре­ деление пристрелянных поправок;

летучка в конце занятия (по типу примеров, решенных в на­ чале занятия).

Входе подготовки к практическому занятию следует

продумать его материальное обеспечение.

Часто накануне практического занятия обучаемым дается предварительное задание с указанием, какой теоретический материал повторить, какие прочитать статьи Правил стрельбы, какую выполнить предвари­ тельную работу по подготовке приборов и т. д.

Такой метод дает возможность на занятии больше времени уделить основным учебным вопросам.

В ходе занятия один из обучаемых может решать задачу на классной доске, а остальные — самостоятель­ но в тетрадях. Руководитель занятия должен одновре­ менно контролировать ход решения задачи на доске, не допуская неправильных записей, и следить за работой всей группы.

Решающий задачу на классной доске по требова­ нию руководителя сопровождает свои действия объяс­ нениями. В ходе решения задачи (примера) руководи­ тель опрашивает и других обучаемых.

28


Особое внимание руководитель должен обращать на то, чтобы обучаемые сознательно решали задачи, не подставляли механически цифры в формулы для полу­ чения правильного ответа. Он должен также требовать объяснения, почему нужно решать так, а не иначе. Не­ которые задачи с целью контроля усвоения материала предлагается решить самостоятельно, а затем руково­ дитель проверяет решение путем опроса.

В отдельных случаях, например при решении зада­ чи нового типа, руководитель занятия сам ведет запись решения на классной доске.

Рекомендуется в конце занятия провести летучку по решению типовой задачи (примера), рассчитанную на 5—15 мин. После проверки обучаемым объявляются оценки.

Руководитель заканчивает занятие разбором и дает задание для самостоятельной работы.

Ряд практических занятий в классе предшествует ар­ тиллерийско-стрелковым тренировкам. К таким занятиям относятся, например, упражнения в подготовке данных, которые проводятся в виде группового упражнения.

В ходе таких занятий после усвоения техники рас­ четов и приемов работы руководитель обязан вести хронометраж работы обучаемых, увязывая оценку по точности и времени с существующими нормативами. Упражнение должно заканчиваться подведением итогов и указаниями на дальнейшее совершенствование фор­ мируемых умений и навыков.

Практические занятия на имитационных средствах

(винтовочном, вспышечном, проекционном или комнатном миниатюр-полигоне)

Практические занятия на имитационных средствах проводятся с целью изучения и закрепления приемов целеуказания, способов подготовки исходных данных для стрельбы и выработки у обучаемых умения и на­ выков ведения пристрелки и стрельбы на поражение.

Руководитель занятия при подготовке упражнения на винтовочном (или другом) полигоне должен хорошо изучить его возможности по имитации целей, возмож­ ности корректирования огня в зависимости от намечае­

29


мых положений командно-наблюдательных пунктов- и огневых позиций.

Из-за того что комнатные полигоны обычно неболь­ шие, даже при незначительном удалении стреляющего изменяется база, а следовательно, и величина смеще­ ния: обучаемые, ведя наблюдение с ‘разных точек клас­ са, получают различные по величине боковые откло­ нения.

Поэтому на практических занятиях следует назна­ чить наблюдателя, который располагается точно над намеченной точкой, и все обучаемые принимают его на­ блюдения. С целью тренировки в пользовании биноклем остальные обучаемые также наблюдают и оценивают отклонения.

При проведении практических занятий на винтовоч­ ных полигонах и на проекционном полигоне эти неудоб­ ства исключены.

Практическое занятие по отработке как отдельных элементов, так и комплекса подготовки данных и при­ стрелки проводится методом группового упражнения. Все обучаемые производят расчеты и готовят команды. Руководитель занятия путем опроса проверяет действия одного —трех обучаемых. После доклада решения или команды по требованию руководителя вызванные обу­ чаемые дают краткое объяснение своей команды.

Затем

руководитель вносит

необходимые

поправки

в команды и объяснения и приказывает

передать

команду

на огневую позицию.

Как правило,

стрельба

должна вестись только на правильных установках. В отдельных случаях разрешается произвести выстрел и по ошибочной команде.

На разных этапах обучения при проведении упраж­ нения первым команду подает любой из обучаемых по

вызову руководителя либо стреляющий,

назначенный

из числа обучаемых.

стреляющего

В последнем случае после команды

могут вызываться для доклада и другие обучаемые. Как и при подготовке к групповому упражнению в

классе, обучаемым может быть дано предварительное задание.

Завершая подготовку к проведению занятия на ими­ тационных средствах, руководитель составляет планконспект, в котором должны быть отражены:

30