Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 0
—тема занятий;
—учебная цель;
—место и время проведения занятия;
—материальное обеспечение занятия;
—содержание и ход занятия. Содержание занятия включает:
—условное наименование местности;
—ориентиры;
—краткую тактическую обстановку (сведения о противнике, о наших подразделениях, которые поддер живает батарея, и о батарее);
—вводные на каждую стрельбу;
—контрольные данные для стрельбы.
Часть данных плана занятия руководитель может иметь на своей рабочей карте.
Ниже приводится пример построения и методики проведения упражнения на винтовочном полигоне на тему «Стрельба с закрытой огневой позиции по наблю даемым движущимся целям».
ПЛ АН
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «СТРЕЛЬБА С ЗАКРЫТОЙ ОГНЕВОЙ ПОЗИЦИИ ПО НАБЛЮДАЕМЫМ
ДВИЖУЩИМСЯ ЦЕЛЯМ»
Учебная цель. Научить готовить данные, вести пристрелку и стрельбу на поражение движущихся целей.
Время. 2 часа.
Место. Винтовочный полигон. Метод. Групповое упражнение.
Материальное обеспечение. Бинокли, карты винтовочного поли гона, артиллерийско-стрелковые принадлежности, приборы управле ния огнем, секундомеры, дальномер (макет); на винтовочном поли гоне готовятся три маршрута подвижной цели.
Предварительное задание. Изучить Правила стрельбы наземной артиллерии, ст. . . .
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1.Условные наименования местных предметов (учебные карты
№2—50):
— высота «Придорожная» — выс. с отм. 180,3 (1948);
—роща «Квадратная» (1948);
—высота «Круглая» — выс. с отм. 193,2 (1946);
—высота «Плоская» — выс. с отм. 195,8 (1946).
31
ОРИЕНТИРЫ:
—41-й — отдельное дерево на выс. с отм. 180,7 (2048);
—42-й — колодец в хуторе Марья;
—43-й — труба кирпичного завода в Дяки.
ТАКТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА
1.25 мсп перешел к обороне на рубеже с передним краем по восточному берегу р. Наумка.
2.1/6 ап придан 25 мсп. 1-я батарея к 8.00 24.7 заняла боевой
порядок:
ОП: *= 18750, г/= 53430, Я=172; КНП: *=19100, £/=50750.
Основное направление стрельбы а Оц=40-00.
Батарея поддерживает 2/25 мсп, который обороняет район выс.
с отм. 173,1 (2049), Мстибово, Саущина (2050).
На огневой позиции 1-й батареи боеприпасы штатные. Известно: ДК0 ор = —1,5%.
Снаряды окрашенные, нормального веса. Условия стрельбы, близкие к табличным.
ПЕРВАЯ СТРЕЛЬБА
а) Назначить:
—Стреляющий...
—Хронометрист...
—Радиотелефонист...
—Дальномерщик...
б) Всем нанести боевой порядок на ПУО (карту).
в) Объявить вводную:
«В 8.20 противник нанес ядерные удары по участку обороны полка и начал огневую подготовку.
Командир батареи, находясь на своем КНП, наблюдает выдви жение пехоты противника на бронетранспортерах с танками в на правлении гора Дальняя — хутор Марья и развертывание ее в бое вой порядок».
г) Включить движение цели и после уяснения ее обучаемыми остановить цель.
д) Закончить объявление вводной:
«...Командир батальона приказал командиру 1-й батареи унич тожить движущуюся пехоту».
е) Все в должности командира 1-й батареи.
В батарее принято упредителрное время 3 минуты.
КБ решил данные определять по результатам двух засечек цели дальномерщиком. Темп засечки 30 секунд.
ж) Всем подготовить, команду за КБ.
Команда: «По пехоте, заряд третий, батарее, один снаряд, за рядить! Дальномерщик, ориентир 42, вправо 70, выше 6. Пехота. Темп засечки 30 секунд. Внимание... Стоп!»
з) Заслушать команду одного—двух обучаемых. Включить дви жение цели. Приказать стреляющему подать команду. В момент
команды «Стоп!» включить секундомеры. |
|
32 |
За к. 238 |
Доклад дальномерщика: «38-45, 3250». В момент второй засечки по команде «Стоп!» остановить цель.
Доклад дальномерщика: «38-28, 3020».
и) Всем нанести курс движения цели, наметить точку встречи, подготовить команду на ОП для проверки установок стрельбой.
Команда: «Прицел... Уровень... Основное направление... Веер...
третьему, один снаряд, огонь!» к) Заслушать 1—2 обучаемых. Приказать отыскать на местно
сти район точки встречи, рассчитать Ку и Шу.
—Включить движение цели.
—Приказать стреляющему подать команду на ОП.
—Обратить внимание обучаемых, что при таком методе опре деления точки встречи время открытия огня по секундомеру не определяется. На пути движения цели пристреливается рубеж.
Время открытия огня на поражение определяется моментом подхода цели к пристрелянному рубежу (к месту падения снарядов послед ней очереди) с учетом полетного времени снаряда.
—В момент первого выстрела остановить цель, заслушать команды обучаемых.
—Включить движение цели. Приказать стреляющему подать команду на ОП.
Команда: «Прицел..., правее (левее)..., батарее, один снаряд, огонь!
Дальномерщику, засечь центр батарейной очереди».
Указать обучаемым, что отсчет дальномера в дальнейшем ис пользуется стреляющим для примерного определения момента пе рехода на поражение, сопоставляя его с отсчетами по цели по мере ее приближения к пристрелянному рубежу. Отсчет по центру бата рейной очереди сообщает руководитель.
По последней очереди (если необходимо) определяются коррек туры, стреляющий подает команду для перехода на поражение и определяет полетное время снаряда.
Команда: «Прицел..., правее (левее)..., два снаряда, беглый, зарядить!
Дальномерщику, дальность до цели докладывать через 20 се кунд».
Если необходимо, стреляющий корректирует веер разрывов.
С подходом цели к пристрелянному рубежу стреляющий подает команду «Огонь!». Определяет результат стрельбы, при необходимо сти вводит корректуры по направлению и командует: «Четыре сна ряда, огонь!».
После выхода цели из зоны разрывов (в том числе и после первой поражающей очереди) руководитель останавливает цель и приказывает подготовить установки для стрельбы на следующем рубеже.
Команду подают один—два' обучаемых. Правильную команду стреляющий передает на ОП.
Обратить внимание обучаемых, что исправленные установки должны быть такими, чтобы к моменту падения снарядов цель ока залась непосредственно в зоне разрывов.
На |
исправленных |
установках назначается два |
снаряда беглого |
огня. |
время подачи |
команды на ОП руководитель пускает цель. |
|
Во |
|||
По |
окончании стрельбы подвести итог первой |
стрельбы. |
|
3 Зак. |
238 |
|
33 |
ВТОРАЯ СТРЕЛЬБА
Проводится по подвижной дели без использования дальномера. Маршрут движения цели и точка встречи определяются по карте на глаз.
Руководитель назначает стреляющего, телефониста, хронометри ста и объявляет вводную:
«В 9.15 командир батареи наблюдает выдвижение пехоты на бронетранспортерах с танками в направлении ур. Заднее Поле — Дяки» (методика проведения стрельбы аналогична первой)'.
ТРЕТЬЯ СТРЕЛЬБА
Проводится одним из обучаемых без остановки движения цели. После выполнения задачи руководитель проводит разбор стрельбы и подводит итог всего занятия.
|
ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ |
||
Изучить |
Правила стрельбы |
ст. . . . |
и Объяснительную записку |
к ним. |
|
|
|
Практические занятия |
на местности |
||
Полное |
и правильное |
представление о комплексе |
подготовки исходных данных, целеуказании и стрельбе можно получить лишь на практических занятиях, про водимых на местности.
Эти занятия проводятся большей частью после усвоения обучаемыми определенного количества знаний и навыков, связанных с решением артиллерийско-стрел ковых вопросов. Занятию на местности предшествуют занятия в классе и на имитационных средствах, где изучается теория и приобретается практика в производ стве необходимых расчетов, графических работ, в поль зовании приборами и подаче команд.
Каждое занятие на местности — это, как правило, отработка комплекса отдельных вопросов (элементов), связанных между собой общей тактической обстановкой.
Так, на практических занятиях по целеуказанию от рабатываются следующие вопросы:
—ориентирование на местности, условное наимено вание местных предметов и ориентирование приборов в основном направлении;
—выбор ориентиров, определение расстояний до них
исоставление.схемы ориентиров;
—целеуказание наведением приборов в цель;
— глазомерное |
определение расстояний до целей |
(с использованием |
схемы ориентиров) и целеуказание |
от ориентиров; |
|
34
—целеуказание от основного направления;
—целеуказание в полярных 'И прямоугольных коор динатах;
—нанесение целей на карту (ПУО).
Комплекс вопросов, отрабатываемых на практических занятиях по глазомерной подготовке исходных данных, включает первые четыре вопроса из указанных выше и, кроме того:
— определение величины базы и отметки по точке стояния основного орудия при ориентировании буссоли на НП в основном направлении;
—измерение угла НКЦ и определение дальности до цели способом сопоставления с известной дальностью до ориентира;
—расчет исходных установок и подачу команд. Занятия на местности рекомендуется проводить каж
дый раз на новом участке в разнообразных условиях. При этом надо иметь в виду, что разнообразие условий местности можно получить иногда простой переменой фронта. Целесообразно начинать занятия на открытой местности, постепенно переходя на местность, более пе ресеченную и закрытую.
В целях экономии времени и моторесурсов районы занятий следует выбирать возможно ближе к располо жению части.
Уяснив тему и учебную цель занятия, руководитель намечает по карте район, продумывает тактическую об становку и намечает учебные вопросы, подлежащие уточ нению на местности.
После этого он проводит рекогносцировку, на которой уточняет тактическую обстановку, выбирает ориентиры, продумывает, если нужно, схему имитации.
Исходя из учебной цели и содержания занятия, руко водитель определяет его материальное обеспечение, обо рудование участка местности, мишенную обстановку, по рядок имитации. Все это он отражает в плане-конспек те занятия. Кроме этого, в плане-конспекте должны быть вводные и контрольные данные (координаты точек, топографические и исчисленные данные и др.).
Накануне занятия обучаемым может даваться пред варительное задание по изучению Правил стрельбы, на ставлений и подготовке к занятию карты.
3' |
35 |
Занятие на местности проводится, как правило, ме тодом группового упражнения.
Ниже приводится пример методики проведения прак тического занятия в поле с курсантами артиллерийского училища или школы сержантов.
П Л А Н
ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ «СОКРАЩЕННАЯ ПОДГОТОВКА ИСХОДНЫХ ДАННЫХ ДЛЯ ПРИСТРЕЛКИ»
Учебная цель. Дать практику в определении исходных данных способом сокращенной подготовки.
Учебные вопросы. Топографическое и тактическое ориентирова ние. Нанесение на карту точек НП и ОП. Нанесение точки цели. Определение топографических данных по цели. Введение поправок на отклонение баллистических и метеорологических условий стрель бы от табличных. Определение исходных установок по цели. Расчет
Ку и Шу.
Метод. Групповое упражнение.
Время. 6 ч.
Место. Поле, район...
Материальное обеспечение. Бинокли, компасы, планшеты, карты района занятия масштабом 1 : 25000 или 1 : 50000, Таблицы стрельбы, целлулоидные круги АК-3 и масштабные прицельные линейки на каж дого обучаемого, один дальномер и одна буссоль.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Расположив группу на наблюдательном пункте, дать обучае мым 5—10 мин на топографическое ориентирование. По истечении указанного времени проверить обучаемых, требуя указать на карте точку стояния и ряд местных предметов.
Получив правильные ответы, сообщить краткую тактическую обстановку, дирекционный угол основного направления и приказать нанести на карту огневую позицию батареи (по координатам или контурным точкам) и определить ее высоту над уровнем моря.
Проверив выполнение задания всеми обучаемыми, указать ряд ориентиров и потребовать нанести их на карту по данным дально мерщика.
Путем опроса определить температуру воздуха (реальную) и температуру зарядов. Дать сведения об отклонении начальной ско рости и о весовых знаках снарядов.
Нанесение точки цели. Указать наведением прибора или от ори ентира одну из целей, намеченных на рекогносцировке. Путем опро са обучаемых-установить, какой из ориентиров (местных предметов) удобнее использовать для нанесения на карту точки цели.
Получив правильный ответ, приказать одному из обучаемых измерить прибором угловое расстояние от ориентира (местного пред мета)' до цели и определить дальность. Результат измерений исполь зуется всеми обучаемыми для нанесения цели на карту. '
36
Определение топографических данных по цели. Приказать опре делить топографические данные по цели и по готовности этих дан ных сверить их с контрольными, которые принимаются за истинные.
Введение поправок на отклонение баллистических и метеороло гических условий стрельбы от табличных и определение исчислен ных установок. Расчет каждой поправки обучаемые делают само стоятельно, после чего полученные результаты и суммарные поправки дальности и направления сверить. По окончании расчетов прика зать ввести поправки в топографические данные по цели, рассчи тать исчисленные данные и подготовить команды для открытия огня. По готовности команд опросить нескольких обучаемых, после чего приказать рассчитать Ку и Шу.
Подготовку исходных установок по другим целям постоянно усложнять, изменяя (усложняя) условия стрельбы (способ целеука зания, баллистические условия стрельбы и т. п.). В ходе занятия по отдельным целям расчеты обучаемых проверять не по отдельным элементам, а по окончательным результатам.
Занятие завершить летучкой, результат которой оценить по вре мени и точности.
Занятие закончить подведением итогов: указать, как выполнена учебная цель, дать общую оценку усвоения учебных вопросов, ука зать на наиболее грубые ошибки, допускаемые некоторыми обучае мыми, и на меры по их устранению; кроме того, дать задание к оче редному занятию.
Г ЛАВ А В Т О Р А Я
АРТИЛЛЕРИЙСКО-СТРЕЛКОВЫЕ ТРЕНИРОВКИ
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проведению артиллерийско-стрелковых тренировок предшествуют практические занятия, на которых должны быть изучены:
—тактико-технические свойства приборов и орудий, состоящих на вооружении артиллерийских подразделе ний;
—характер современных целей и в соответствии <: этим огневые задачи, решаемые артиллерийскими под разделениями в бою;
—основные вопросы огневой службы;
—Правила стрельбы (в необходимом объеме);
—правила работы с картой на местности.
Вначале тренировки проводятся без хронометража. Цель их— выработать аккуратность, точность и рацио нальные приемы работы (без торопливости, с обдумыва нием элемента решаемой задачи). Только после этого можно переходить к тренировкам с хронометрированием выполнения отдельных элементов стрельбы, а затем и стрельбы в целом. Сначала необходимо достичь удовлет ворительного „ норматива по времени при правильном исполнении всех приемов, а затем последовательно доби ваться хороших и отличных оценок нормативов.
Такая методика вырабатывает автоматизм в работе и умение уложиться в необходимые нормативы времени.
38