Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика проведения тренировки в классе

1. Руководитель сообщает условия стрельбы, например: цель — орудие в открытом окопе; стрельба взводом 122-мм гаубиц М-30, подготовка исходных данных — сокращенная, стрельба рикошетная

по наблюдению знаков разрывов, исчисленные данные:

=4400 м,

ДАЦ= —20 м, djj =4-1-20, Ку=0,4, Шу=0-05, ОП — справа.

2. Назначает стреляющего и указывает, что после получения наблюдения первым команду подает стреляющий, его действия хро­ нометрируются.

Остальные присутствующие на тренаже команду готовят парал­ лельно со стреляющим и подают ее по требованию руководителя.

3. Заслушивает команду стреляющего, а затем еще одного—двух обучаемых, требует от стреляющего доклада величин Вд, ДХтыс и других данных, если они необходимы (Мд, Шу, МдВД, Врд, Bpe, AN, tc), фронт цели, ее положение относительно плоскости стрельбы, распределение веера разрывов по фронту цели с НП, пристреливае­ мая точка цели или точка, от которой производится измерение. Та­ кие доклады приучают стреляющего к рациональным приемам в подготовке исходных данных и пользовании таблицами стрельбы, позволяют установить единство данных руководителя и обучаемых.

4. После первой команды «Огонь» сообщает наблюдение для от­ работки команды с целью вывода разрыва на линию наблюдения (или другого элемента продолжения пристрелки), запускает секун­ домер и по второй команде стреляющего «Огонь» снимает отсчет по секундомеру, определяет темп стреляющего; требует, чтобы один— два обучаемых подали команду (если это необходимо).

В дальнейшем в таком же порядке отрабатываются те эле­ менты пристрелки, которые намечены руководителем: захват цели в вилку или изменение установки прицела на величину отклонения по дальности в метрах, сообщенной руководителем, удержание раз­ рывов на линии наблюдения, отыскание узкой вилки или рассмат­ ривается случай окончания пристрелки при получении накрывающей группы и т. п. Действия руководителя аналогичны рассмотренным выше.

По окончании пристрелки руководитель при необходимости тре­ бует обоснования поданных команд, а затем производит разбор стрельбы, проведенной стреляющим, показывает положительные сто­ роны в действиях стреляющего, вскрывает ошибки, их причины и последствия, к которым они привели; оценивает действия стреляю­ щего по знанию Правил стрельбы и отмечает, получен ли требуемый результат пристрелки; на основании частных темпов и сложности команд отмечает умение стреляющего быстро и правильно опреде­ лять корректуру, умение стреляющего применять Наставление по огневой службе и т. д.

После разбора приступает к проведению очередной стрельбы.

Когда вопросы пристрелки будут отработаны, можно перейти к пристрелке в комплексе с подготовкой исход­ ных данных. Такие тренировки целесообразно проводить

46


на винтовочном полигоне, а еще лучше на местности при

реальных дальностях наблюдения.

стрельбе

С первых занятий по артиллерийской

(в том числе и на имитационных средствах)

обучаемым

надо прививать навыки в оценке разрывов по дальности в метрах. Перед переходом к тренировкам на имитаци­ онных средствах целесообразно провести несколько спе­ циальных тренировок на местности по обучению наблю­ дению и оценке разрывов, так как от этого во многом зависят быстрота и качество выполнения огневой задачи.

Тренировки по наблюдению и измерению величин от­ клонений разрывов по дальности в метрах проводятся с использованием средств имитации, для чего необходи­ ма специальная имитационная команда, поэтому такие тренировки наиболее целесообразно проводить в масшта­ бе дивизиона. Наземные разрывы имитируют взрывпакетами, шашками ШИРАС серого дыма, имитационными патронами (ИМ-82, ИМ-85, ИМ-100), воздушные — электровзрывпакетами.

Места имитации разрывов намечаются на местности заблаговременно, после чего составляется карточка (схе­ ма) имитации по каждой цели, на которой отражаются последовательность имитации (номера разрывов) и их место, величины отклонений разрывов от цели. Управле­ ние имитацией производится с использованием средств связи.

Имитация разрывов снарядов осуществляется путем разбрасывания имитационных средств вручную или под­ рывом электрическим способом с помощью прибора «Краб», состоящего на вооружении саперных подразде­ лений. Прибор позволяет сделать несколько десятков одиночных подрывов (провести несколько пристрелок) за одну зарядку. Прибор типа «Краб» можно изготовить в части.

Тренировки в

стрельбе

на поражение

Выполнение

огневой

задачи

достигается стрельбой

на поражение.

в стрельбе на поражение целесообразно

Тренировки

проводить в классе с использованием классной доски или классного миниатюр-полигона, которые позволяют отра­

ботать всевозможные комбинации знаков

наблюдения

по дальности и отклонений разрывов по

направлению.

47


На винтовочном полигоне этого сделать в полной ме­ ре невозможно. Кроме того, для стрельбы на поражение на винтовочном полигоне требуется значительный рас­ ход патронов. В отдельных случаях тренировки по стрельбе на поражение могут проводиться на местности на реальные дальности наблюдения с имитацией разры­ вов снарядов взрывпакетами, шашками ШИРАС или имитационными патронами.

В ходе тренировок обучаемым необходимо привить твердые навыки в практическом применении Правил стрельбы на подавление, уничтожение и разрушение раз­ личных по своему характеру целей: открытых и укрытых (в открытых и с перекрытиями окопах, траншеях, в блин­ дажах и т. д.), широких и узких, глубоких и неглубоких.

При стрельбе на поражение могут быть получены различные комбинации знаков наблюдений по дально­ сти и отклонений по направлению при стрельбе при малом, среднем и большом смещении. Стрельба может быть ударная, рикошетная, бризантной гранатой или гранатой с радиовзрывателем.

Поэтому руководитель, подготавливая каждый тре­ наж, должен ставить конкретные учебные цели и не стремиться на одном тренаже отработать все правила стрельбы на поражение. В соответствии с учебной целью руководитель составляет вводные для стрельбы на пора­ жение для каждого стреляющего. Вводные должны быть тщательно продуманы.

Так, например, при стрельбе на поражение широкой цели по первой серии (2 снаряда методического огня) может быть отработан вопрос исправления веера с та­ ким расчетом, чтобы поражалась вся или большая часть цели. Руководитель должен дать точные величины откло­ нений разрывов орудий от цели. При продолжении стрельбы отклонения разрывов в сериях методического огня с точностью до 0-01 можно не давать, так как в ходе стрельбы на поражение веер разрывов можно не исправлять, если поражается вся или большая часть цели.

При стрельбе на поражение отдельных целей во всех сериях методического огня на поражение отклонения разрывов должны даваться с точностью до 0-01.

Не следует давать такие вводные: «Цель заволокло дымом», «Цель закрыло дымом» или «Пыль, дым», по­

48

скольку они по результатам ведения беглого огня иска­ жают действительность, вырабатывают у стреляющих привычку не наблюдать ведение беглого огня, отучают их от стремления оценивать результаты стрельбы на поражение, отвлекают от наблюдения за полем боя, упрощают стрельбу, так как не требуют от стреляющего ничего, «роме очередной команды.

Опыт показывает, что при стрельбе батареей (взво­ дом) беглым огнем по четыре снаряда на орудие боль­ шинство разрывов может быть оценено по дальности. Затруднения в оценке возникают только в сухую погоду и при очень пыльном грунте.

Имеется в виду, что по результатам наблюдения бег­ лого огня можно определять общее соотношение знаков разрывов, вводить общие корректуры для прибли­ жения средней точки разрывов батареи (взвода) к цели.

Для последующего уточнения установок орудий при ведении огня батареей (взводом) назначают между се­ риями беглого огня серии методического огня по 4 сна­ ряда на орудие.

При стрельбе орудием вся стрельба на поражение ведется беглым огнем.

Пример 1. При стрельбе взводом на поражение пехоты и огне­ вых средств в окопе по команде «Четыре снаряда беглый, огонь» можно дать такие наблюдения: «В залпе три перелета, один из раз­ рывов влево пять от левого края цели; в дальнейшем наблюдалось еще четыре перелета, два недолета, три разрыва примерно влево десять от левого края цели».

Таким образом, для двух орудий получено соотношение 6 : 2; одно из орудий цель не поражает.

По этой вводной правильным будет решение взводу уменьшить дальность на 1 Вд и назначить серию методического огня. Даже до­ пущение, что три разрыва в стороне от цели — недолеты, не меняет решения: разрывы этого орудия в последующей серии методиче­ ского огня цель не поразят независимо от того, будет ли введена корректура дальности или нет. Методический огонь необходим для того, чтобы определить, какому из орудий необходима коррек­ тура направления, и попутно уточнить пригодность установок при­ цела каждого орудия для продолжения стрельбы.

В этом же примере можно дать такую вводную: «В залпе два недолета, один перелет; затем наблюдалось еще четыре недолета и три перелета, знаки остальных разрывов определить не удалось, раз­ рывы в пределах фронта цели».

По этой

вводной должна быть команда «Огонь», так как любые

наблюдения

остальных разрывов дадут общее соотношение знаков

меньше 3:1.

 

4 Зак. 238

49



Пример 2. Стрельба батареей на поражение укрытой жипой силы и огневых средств, фронт цели с НП 0-60, Ку=0,Ь. По команде

«Четыре снаряда, беглый, огонь»

могут быть даны такие вводные:

а) «В залпе четыре недолета,

один перелет, один разрыв впра­

во 15 от правого края цели; в последующем наблюдалось семь недо­ летов, два перелета, два разрыва от цели вправо семь. Знаки осталь­ ных разрывов оценить не удалось; поражается правая часть цели на фронте 0-25».

 

По этой вводной из 14 разрывов, знаки которых были опреде­

лены, 11 недолетов и три перелета, часть разрывов в стороне от

цели (в среднем вправо 10); с достаточной вероятностью можно ут­

верждать, что средняя точка разрывов батареи недолетна примерно

на 1

Вд\ поражается менее половины цели, веер разрывов по фронту

0-35

(0-25+0-10), целесообразно ввести общую корректуру направ­

ления левее 0-11 с расчетом совместить середину веера разрывов

с серединой цели и разделить огонь от третьего

назначив серию методического огня с целью уточнения установок при­ цела орудий.

Очередная команда должна быть: «Уровень больше 0-02, ле­ вее 0-11, разделить огонь от третьего в 0-02, 10-секунд выстрел, огонь» (1 Вд= 2 тыс.).

б) «В залпе четыре перелета, два недолета; в последующем на­ блюдали три перелета и четыре недолета, знаки остальных разрывов не определены; все разрывы в пределах фронта цели, поражается правая часть цели по фронту 0-35».

По данной вводной из 13 разрывов, знаки которых определены в начале серии огня на поражение, получено примерное равенство перелетов и недолетов (соотношение 7 : 6). С достаточной уверен­ ностью можно утверждать, что установка прицела наивыгоднейшая; по фронту поражается не вся и не большая часть цели — необходимо совместить середину веера разрывов с центром цели и разделить огонь в 0-02. Продолжать стрельбу на поражение беглым огнем.

Команда: «Левее 0-06, разделить огонь от третьего в 0-02, шесть снарядов, беглый, огонь».

Составление вводных о результатах наблюдения ме­ тодического огня обычно трудности не представляет.

Взаключение отметим, что руководитель к каждому тренажу должен тщательно продумать вводные, чтобы они вносили что-то новое в отработку Правил стрельбы, расширяли кругозор стреляющих, усложняли их рабо­ ту, приближали стрельбу на тренаже к боевой обстанов­ ке, чтобы эти вводные не приводили к шаблонному чере­ дованию серий беглого и методического огня.

III.ТРЕНИРОВКИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ОГНЕВОЙ ЗАДАЧИ

ВЦЕЛОМ ПРИ СТРЕЛЬБЕ С ЗАКРЫТЫХ ОП

Входе тренировок по выполнению огневой задачи в целом совершенствуются и вырабатываются твердые практические навыки и умение стреляющих:

50