Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
Опыт показывает, что отступление от такой методики обучения приводит к посредственным, а иногда и к не удовлетворительным результатам стрельб.
Тренировки с командирами батарей и командирами взводов необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Для других категорий офицеров тренировки мо гут проводиться 2—3 раза в месяц.
Продолжительность тренировки 2—3 ч, а тренировка на местности может быть и более продолжительной.
В целях поддержания постоянной готовности стреля ющих к выполнению возложенных на них огневых за дач в условиях части на артиллерийско-стрелковые тре нировки следует выносить все задачи, предусмотренные для данной служебной категории.
Основой высокого качества проведения артиллерий ско-стрелковой тренировки, как и любого занятия, яв ляется тщательная подготовка руководителя и обучае мых.
Подготовка руководителя. При подготовке к прове дению артиллерийско-стрелковой тренировки руководи тель должен:
—определить учебную цель тренировки, ее содержа ние, место, время, материальное обеспечение, количест во групп обучаемых, взаимодействие между ними, сред ства имитации и управления имитацией;
—решить, каких именно офицеров надо тренировать на данном занятии;
—в соответствии с учебными целями наметить усло вия, которые необходимо создать для тренировки каж дому обучаемому;
—изучить возможности имитационных средств с це лью наиболее целесообразного их использования;
—назначить помощника руководителя и старшего
имитационной команды (если они необходимы) и про вести с ними рекогносцировку, на которой отработать все вопросы организации и проведения тренировки;
—организовать топогеодезическую привязку элемен тов боевого порядка, ориентиров и целей (если нужно);
—подготовить необходимые контрольные данные;
—изучить и записать необходимые нормативы и по рядок оценки каждого элемента тренировки и выполне ния огневой задачи в целом;
—■распределить время тренировки;
39
—составить общую тактическую обстановку и ча-. стные вводные для отработки элементов тренировки;
—составить план тренировки;
—дать задание обучаемым на подготовку к трени ровке, определить конкретно, что каждый должен изу чить и подготовить.
Приведенный объем работы руководителя при подго
товке к тренировке конкретизируется в соответствии с темой и видом тренировки.
Подготовка обучаемых. В конце каждой тренировки руководитель должен подвести ее итог и дать задание на подготовку обучаемых к очередной тренировке: ука зать тему, что следует изучить по соответствующим уста вам и наставлениям артиллерии, что необходимо подго товить (ПУО, карты, графики, таблицы и т. п.) и опреде лить время проверки готовности обучаемых к ней. Опыт показывает, что необходимость в такой проверке есть и ее следует проводить накануне артиллерийско-стрелко вой тренировки или непосредственно на тренировке.
Если обучаемый придет на очередную тренировку неподготовленным, то даже отличная подготовка руко водителя не может обеспечить достижения намеченных учебных целей тренировки.
С целью боевого слаживания артиллерийско-стрел ковые тренировки могут проводиться на занятиях штат ного подразделения по тактической или специальной подготовке.
Артиллерийско-стрелковые тренировки проводятся на местности с использованием средств имитации, а также на винтовочных и миниатюр-полигонах, а по стрельбе прямой наводкой — и в артиллерийском парке. Они мо гут проводиться как по отдельным элементам стрельбы, так и по выполнению огневой задачи в целом.
И. ТРЕНИРОВКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ СТРЕЛЬБЫ
Выполнение огневой задачи при стрельбе по наблю даемой цели слагается из следующих основных элемен тов:
—■определение координат целей и целеуказания;
—подготовка исходных данных;
—пристрелка;
—стрельба на поражение.
40
Рассмотрим |
методику проведения тренировок по |
|
этим элементам. |
|
|
Тренировки |
по |
определению координат целей |
|
|
и целеуказанию |
При следовании |
в район наблюдательного пункта |
могут отрабатываться различные вопросы боевого обес печения действий артиллерии. С прибытием в район НП отрабатываются развертывание и определение коорди нат НП, передача координат «батарейного» («дивизион ного») НП для сверки приборов управления огнем (ПУО), ориентирование приборов в основном направ лении, постановка задачи на ведение разведки. После этого ведется разведка с тренировкой в различных спо собах целеуказания.
На такую тренировку целесообразно отводить целый день. В ходе тренировки может быть отработан не весь комплекс вопросов, а только часть, что заранее опре деляет руководитель.
Тренировка по отработке вопросов целеуказания дол жна быть хорошо обеспечена приборами наблюдения, приборами управления огнем с закрепленными на них картами и т. д., а обучаемые должны изучить правила целеуказания по соответствующим наставлениям.
Перед началом тренировки по данному способу целе указания целесообразно опросом установить условия применения этого способа.
Разведку целей обучаемые ведут в готовности по тре бованию руководителя дать или принять целеуказание. При этом руководитель обращает внимание на правиль ность работы на приборах, на выполнение нормативов по работе на них, на правильность докладов при целе указании.
Каждая разведанная на местности цель должна все ми обучаемыми наноситься на карту.
Точность определения координат цели оценивается руководителем по действующим нормативам.
Отработав, к примеру, целеуказание наведением прибора в цель, переходят к тренировке целеуказания от ориентира, когда дающий и принимающий находят ся на одном НП.
Руководитель за дающего целеуказание производит целеуказание от одного — двух ориентиров. Обучаемые
41
в должности принимающего целеуказание отыскивают и уясняют цель на местности и о готовности докладывают: «Цель вижу». По требованию руководителя обучаемый наводит перекрестие прибора в цель. Затем руководи тель приказывает начать имитацию целей, подготовлен ных для отработки этого способа целеуказания. По раз веданной цели обучаемые по приказанию руководителя передают целеуказание на наблюдательный пункт по мощника руководителя, расположенный вблизи НП ру ководителя (до 100 ж).
По другой цели целеуказание передается с НП по мощника на НП руководителя. Таким образом, обучае мые будут тренироваться как в роли дающего, так и в роли принимающего целеуказание. После отработки це леуказания е одного НП приступают к отработке целе указания от ориентира в случае, когда наблюдательные пункты дающего и принимающего смещены один относи тельно другого более чем на 100 м.
Группа, в которой проводит занятие помощник руко водителя, со всеми приборами и средствами связи пере мещается на передовой наблюдательный пункт (ПНП), выбранный в таком месте, которое позволяет давать це леуказание как по целям, находящимся вблизи ориенти ра, так и с помощью коэффициента удаления. По готов ности ПНП к ведению разведки в обеих группах присту пают к тренировке в целеуказании от ориентира (в том числе с помощью коэффициента удаления) с таким рас четом, чтобы обучаемые тренировались как в передаче, так и в приеме целеуказания.
Закончив отработку целеуказания от ориентира, ру ководитель (помощник) делает частный разбор, в ходе которого отмечает:
— условия применения способа, обратив внимание на то, что, если дающий и принимающий целеуказание находятся на разных НП (удаление НП более 100 ж один от "другого), целеуказание от ориентира без транс формирования допустимо только по целям, расположен ным вблизи ориентира;
— что все расчеты для целеуказания во всех случа ях производит дающий целеуказание;
— степень овладения данным способом целеуказания каждым обучаемым и дает оценку.
42
После подведения итогов руководитель приступает к тренировке в целеуказании полярными координатами. Тренировка продолжается с занимаемых НП.
Наблюдательный пункт руководителя условно при нимается за КНП дивизиона («дивизионный»), а наблю дательный пункт помощника — за КНП батареи («бата рейный»). Оба КНП наносятся на ПУО. Затем прово дится имитация, и с «дивизионного» КНП с помощью дальномера определяют полярные координаты цели (или направление определяют с помощью углоиэмерительного прибора, а дальность по цели —визуально с использо ванием ориентиров), наносят цель на ПУО, определяют
полярные |
координаты |
цели для НП |
принимающего |
(в данном |
случае для |
«батарейного») |
и передают, на |
пример: «Первая, «батарейный», 2400, 44-20, пехота в кустарнике, подавить».
По этой же цели с «батарейного» тоже определяют
полярные координаты цели |
и в трансформированном |
(с помощью ПУО) виде для |
«дивизионного» передают |
их на НП руководителя.
Отработав целеуказание в полярных координатах, ру ководители занятий на каждом НП производят частный разбор аналогично указанному выше. После этого при ступают к отработке целеуказания в прямоугольных ко ординатах.
Тренировка продолжается с занимаемых НП. Руково
дитель |
сообщает вводную, |
например: «Вторая, орудие |
|
в окопе, |
цель 105, х = |
20725, |
у = 63975, высота 90, уста |
новить |
наблюдение». |
|
|
Эта команда принимается всеми участниками трени |
|||
ровки и передается на |
КНП |
1-й батареи (группа, в ко |
торой тренировку проводит помощник руководителя). Обучаемые наносят цель на прибор управления ог
нем (карту), определяют полярные координаты цели и характерные признаки местности, с помощью приборов отыскивают цель на местности, докладывая по готовно сти: «Цель вижу». Руководитель (помощник) проверяет правильность отыскания цели, требует от обучаемых на ведения прибора в цель, описания характерных призна ков цели и местности в районе цели. В последующем тре нировка продолжается таким образом, чтобы обучаемые обеих групп выступали как в роли дающего, так и в ро ли принимающего целеуказание.
43
Целеуказание прямоугольными и полярными коорди натами в практике управления огнем артиллерии нахо дит самое широкое применение. Эти способы просты по форме, но отыскание цели на местности по полученным координатам вызывает определенную трудность даже у опытных артиллеристов. Этим способам целеуказания на тренировке должно быть отведено максимум внимания.
После окончания тренировки руководитель (помощ ник) проводит полный разбор тренировки, в котором це лесообразно указать:
—какие учебные цели ставились перед тренировкой
икак они выполнены;
—степень натренированности и недостатки каждого обучаемого, объявить оценки по работе на приборах, по
определению координат и другим элементам; —■определить, какие вопросы надо доработать, и
сроки устранения недостатков.
Тренировки в подготовке исходных данных
Тренировки в подготовке исходных данных могут проводиться в классе, на имитационных средствах и в поле. Вначале обучаемые тренируются в определении то пографических, а затем и исчисленных данных для стрельбы. Каждая задача должна заканчиваться коман дой для открытия огня, после чего стреляющий опреде ляет и докладывает Ку, Шу, Мд, величины широкой и узкой вилок, величины АХТыо, Вд и положение батареи относительно КНП.
На этих занятиях обучаемые тренируются не только
вотработке техники подготовки исходных данных, но и
вправилах подачи команд, выборе средств и назначении веера для пристрелки. Время подготовки исходных дан ных хронометрируется руководителем, который должен следить за тем, чтобы обучаемые использовали наиболее рациональные приемы подготовки данных для стрельбы, позволяющие производить все расчеты в кратчайший срок.
Когда обучаемые приобретут твердые навыки в под готовке исчисленных данных, тренировки • переносят в поле.
44
На тренировках в поле целесообразно отрабатывать глазомерную и сокращенную подготовку, а также пере носы огня (глазомерный и по карте).
На этих тренировках обучаемые тренируются не толь ко в подготовке данных, но и в глазомерном определении дальности до цели, отыскании цели на местности и опре делении ее положения на карте.
Здесь же обучаемых необходимо тренировать в опре делении фронта цели, выборе пристреливаемой точки, масштаба боковых отклонений, в измерении углов нево оруженным глазом, а также в оценке местности с артил лерийско-стрелковой точки зрения, например: каковы условия наблюдения в районе цели, где можно не заме тить разрыва, возможна ли рикошетная стрельба, какую установку и вид взрывателя целесообразнее назначить для пристрелки, и т. п.
Тренировки по подготовке исходных данных для стрельбы прекращаются лишь тогда, когда обучаемые будут твердо укладываться в нормативы по времени и точности.
Тренировки в пристрелке
Последовательность отработки способов пристрелки зависит от категории обучаемых, степени их подготовки, от задач обучения, поставленных на данный период.
Если тренировки проводятся в начальный период обу чения, то целесообразно их начинать с отработки при стрелки по наблюдениям знаков разрыва. Это объясняет ся тем, что при пристрелке по измеренным отклонениям стреляющий обязан лично оценивать отклонения разры вов и при необходимости продолжать пристрелку по ре зультатам своих наблюдений.
Вначале тренировки целесообразно проводить в клас се с записью на доске, а затем перенести их на комнат ный, проекционный и винтовочный полигоны. Каждую пристрелку необходимо заканчивать командой для пере хода на поражение.
Условия выполнения пристрелки на тренировках на до постепенно усложнять и разнообразить.
На первом этапе тренировки руководитель может со общать обучаемым готовые исходные данные для при стрелки, а затем необходимо проводить тренировки в пристрелке в комплексе с подготовкой исходных данных.
45