Файл: Залыгин Е.Н. Методика артиллерийско-стрелковой подготовки наземной артиллерии пособие для офицеров частей наземной артиллерии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опыт показывает, что отступление от такой методики обучения приводит к посредственным, а иногда и к не­ удовлетворительным результатам стрельб.

Тренировки с командирами батарей и командирами взводов необходимо проводить не реже одного раза в неделю. Для других категорий офицеров тренировки мо­ гут проводиться 2—3 раза в месяц.

Продолжительность тренировки 2—3 ч, а тренировка на местности может быть и более продолжительной.

В целях поддержания постоянной готовности стреля­ ющих к выполнению возложенных на них огневых за­ дач в условиях части на артиллерийско-стрелковые тре­ нировки следует выносить все задачи, предусмотренные для данной служебной категории.

Основой высокого качества проведения артиллерий­ ско-стрелковой тренировки, как и любого занятия, яв­ ляется тщательная подготовка руководителя и обучае­ мых.

Подготовка руководителя. При подготовке к прове­ дению артиллерийско-стрелковой тренировки руководи­ тель должен:

определить учебную цель тренировки, ее содержа­ ние, место, время, материальное обеспечение, количест­ во групп обучаемых, взаимодействие между ними, сред­ ства имитации и управления имитацией;

решить, каких именно офицеров надо тренировать на данном занятии;

в соответствии с учебными целями наметить усло­ вия, которые необходимо создать для тренировки каж­ дому обучаемому;

изучить возможности имитационных средств с це­ лью наиболее целесообразного их использования;

назначить помощника руководителя и старшего

имитационной команды (если они необходимы) и про­ вести с ними рекогносцировку, на которой отработать все вопросы организации и проведения тренировки;

организовать топогеодезическую привязку элемен­ тов боевого порядка, ориентиров и целей (если нужно);

подготовить необходимые контрольные данные;

изучить и записать необходимые нормативы и по­ рядок оценки каждого элемента тренировки и выполне­ ния огневой задачи в целом;

—■распределить время тренировки;

39



составить общую тактическую обстановку и ча-. стные вводные для отработки элементов тренировки;

составить план тренировки;

дать задание обучаемым на подготовку к трени­ ровке, определить конкретно, что каждый должен изу­ чить и подготовить.

Приведенный объем работы руководителя при подго­

товке к тренировке конкретизируется в соответствии с темой и видом тренировки.

Подготовка обучаемых. В конце каждой тренировки руководитель должен подвести ее итог и дать задание на подготовку обучаемых к очередной тренировке: ука­ зать тему, что следует изучить по соответствующим уста­ вам и наставлениям артиллерии, что необходимо подго­ товить (ПУО, карты, графики, таблицы и т. п.) и опреде­ лить время проверки готовности обучаемых к ней. Опыт показывает, что необходимость в такой проверке есть и ее следует проводить накануне артиллерийско-стрелко­ вой тренировки или непосредственно на тренировке.

Если обучаемый придет на очередную тренировку неподготовленным, то даже отличная подготовка руко­ водителя не может обеспечить достижения намеченных учебных целей тренировки.

С целью боевого слаживания артиллерийско-стрел­ ковые тренировки могут проводиться на занятиях штат­ ного подразделения по тактической или специальной подготовке.

Артиллерийско-стрелковые тренировки проводятся на местности с использованием средств имитации, а также на винтовочных и миниатюр-полигонах, а по стрельбе прямой наводкой — и в артиллерийском парке. Они мо­ гут проводиться как по отдельным элементам стрельбы, так и по выполнению огневой задачи в целом.

И. ТРЕНИРОВКИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТАМ СТРЕЛЬБЫ

Выполнение огневой задачи при стрельбе по наблю­ даемой цели слагается из следующих основных элемен­ тов:

—■определение координат целей и целеуказания;

подготовка исходных данных;

пристрелка;

стрельба на поражение.

40

Рассмотрим

методику проведения тренировок по

этим элементам.

 

 

Тренировки

по

определению координат целей

 

 

и целеуказанию

При следовании

в район наблюдательного пункта

могут отрабатываться различные вопросы боевого обес­ печения действий артиллерии. С прибытием в район НП отрабатываются развертывание и определение коорди­ нат НП, передача координат «батарейного» («дивизион­ ного») НП для сверки приборов управления огнем (ПУО), ориентирование приборов в основном направ­ лении, постановка задачи на ведение разведки. После этого ведется разведка с тренировкой в различных спо­ собах целеуказания.

На такую тренировку целесообразно отводить целый день. В ходе тренировки может быть отработан не весь комплекс вопросов, а только часть, что заранее опре­ деляет руководитель.

Тренировка по отработке вопросов целеуказания дол­ жна быть хорошо обеспечена приборами наблюдения, приборами управления огнем с закрепленными на них картами и т. д., а обучаемые должны изучить правила целеуказания по соответствующим наставлениям.

Перед началом тренировки по данному способу целе­ указания целесообразно опросом установить условия применения этого способа.

Разведку целей обучаемые ведут в готовности по тре­ бованию руководителя дать или принять целеуказание. При этом руководитель обращает внимание на правиль­ ность работы на приборах, на выполнение нормативов по работе на них, на правильность докладов при целе­ указании.

Каждая разведанная на местности цель должна все­ ми обучаемыми наноситься на карту.

Точность определения координат цели оценивается руководителем по действующим нормативам.

Отработав, к примеру, целеуказание наведением прибора в цель, переходят к тренировке целеуказания от ориентира, когда дающий и принимающий находят­ ся на одном НП.

Руководитель за дающего целеуказание производит целеуказание от одного — двух ориентиров. Обучаемые

41


в должности принимающего целеуказание отыскивают и уясняют цель на местности и о готовности докладывают: «Цель вижу». По требованию руководителя обучаемый наводит перекрестие прибора в цель. Затем руководи­ тель приказывает начать имитацию целей, подготовлен­ ных для отработки этого способа целеуказания. По раз­ веданной цели обучаемые по приказанию руководителя передают целеуказание на наблюдательный пункт по­ мощника руководителя, расположенный вблизи НП ру­ ководителя (до 100 ж).

По другой цели целеуказание передается с НП по­ мощника на НП руководителя. Таким образом, обучае­ мые будут тренироваться как в роли дающего, так и в роли принимающего целеуказание. После отработки це­ леуказания е одного НП приступают к отработке целе­ указания от ориентира в случае, когда наблюдательные пункты дающего и принимающего смещены один относи­ тельно другого более чем на 100 м.

Группа, в которой проводит занятие помощник руко­ водителя, со всеми приборами и средствами связи пере­ мещается на передовой наблюдательный пункт (ПНП), выбранный в таком месте, которое позволяет давать це­ леуказание как по целям, находящимся вблизи ориенти­ ра, так и с помощью коэффициента удаления. По готов­ ности ПНП к ведению разведки в обеих группах присту­ пают к тренировке в целеуказании от ориентира (в том числе с помощью коэффициента удаления) с таким рас­ четом, чтобы обучаемые тренировались как в передаче, так и в приеме целеуказания.

Закончив отработку целеуказания от ориентира, ру­ ководитель (помощник) делает частный разбор, в ходе которого отмечает:

— условия применения способа, обратив внимание на то, что, если дающий и принимающий целеуказание находятся на разных НП (удаление НП более 100 ж один от "другого), целеуказание от ориентира без транс­ формирования допустимо только по целям, расположен­ ным вблизи ориентира;

— что все расчеты для целеуказания во всех случа­ ях производит дающий целеуказание;

— степень овладения данным способом целеуказания каждым обучаемым и дает оценку.

42

После подведения итогов руководитель приступает к тренировке в целеуказании полярными координатами. Тренировка продолжается с занимаемых НП.

Наблюдательный пункт руководителя условно при­ нимается за КНП дивизиона («дивизионный»), а наблю­ дательный пункт помощника — за КНП батареи («бата­ рейный»). Оба КНП наносятся на ПУО. Затем прово­ дится имитация, и с «дивизионного» КНП с помощью дальномера определяют полярные координаты цели (или направление определяют с помощью углоиэмерительного прибора, а дальность по цели —визуально с использо­ ванием ориентиров), наносят цель на ПУО, определяют

полярные

координаты

цели для НП

принимающего

(в данном

случае для

«батарейного»)

и передают, на­

пример: «Первая, «батарейный», 2400, 44-20, пехота в кустарнике, подавить».

По этой же цели с «батарейного» тоже определяют

полярные координаты цели

и в трансформированном

(с помощью ПУО) виде для

«дивизионного» передают

их на НП руководителя.

Отработав целеуказание в полярных координатах, ру­ ководители занятий на каждом НП производят частный разбор аналогично указанному выше. После этого при­ ступают к отработке целеуказания в прямоугольных ко­ ординатах.

Тренировка продолжается с занимаемых НП. Руково­

дитель

сообщает вводную,

например: «Вторая, орудие

в окопе,

цель 105, х =

20725,

у = 63975, высота 90, уста­

новить

наблюдение».

 

 

Эта команда принимается всеми участниками трени­

ровки и передается на

КНП

1-й батареи (группа, в ко­

торой тренировку проводит помощник руководителя). Обучаемые наносят цель на прибор управления ог­

нем (карту), определяют полярные координаты цели и характерные признаки местности, с помощью приборов отыскивают цель на местности, докладывая по готовно­ сти: «Цель вижу». Руководитель (помощник) проверяет правильность отыскания цели, требует от обучаемых на­ ведения прибора в цель, описания характерных призна­ ков цели и местности в районе цели. В последующем тре­ нировка продолжается таким образом, чтобы обучаемые обеих групп выступали как в роли дающего, так и в ро­ ли принимающего целеуказание.

43


Целеуказание прямоугольными и полярными коорди­ натами в практике управления огнем артиллерии нахо­ дит самое широкое применение. Эти способы просты по форме, но отыскание цели на местности по полученным координатам вызывает определенную трудность даже у опытных артиллеристов. Этим способам целеуказания на тренировке должно быть отведено максимум внимания.

После окончания тренировки руководитель (помощ­ ник) проводит полный разбор тренировки, в котором це­ лесообразно указать:

какие учебные цели ставились перед тренировкой

икак они выполнены;

степень натренированности и недостатки каждого обучаемого, объявить оценки по работе на приборах, по

определению координат и другим элементам; —■определить, какие вопросы надо доработать, и

сроки устранения недостатков.

Тренировки в подготовке исходных данных

Тренировки в подготовке исходных данных могут проводиться в классе, на имитационных средствах и в поле. Вначале обучаемые тренируются в определении то­ пографических, а затем и исчисленных данных для стрельбы. Каждая задача должна заканчиваться коман­ дой для открытия огня, после чего стреляющий опреде­ ляет и докладывает Ку, Шу, Мд, величины широкой и узкой вилок, величины АХТыо, Вд и положение батареи относительно КНП.

На этих занятиях обучаемые тренируются не только

вотработке техники подготовки исходных данных, но и

вправилах подачи команд, выборе средств и назначении веера для пристрелки. Время подготовки исходных дан­ ных хронометрируется руководителем, который должен следить за тем, чтобы обучаемые использовали наиболее рациональные приемы подготовки данных для стрельбы, позволяющие производить все расчеты в кратчайший срок.

Когда обучаемые приобретут твердые навыки в под­ готовке исчисленных данных, тренировки • переносят в поле.

44

На тренировках в поле целесообразно отрабатывать глазомерную и сокращенную подготовку, а также пере­ носы огня (глазомерный и по карте).

На этих тренировках обучаемые тренируются не толь­ ко в подготовке данных, но и в глазомерном определении дальности до цели, отыскании цели на местности и опре­ делении ее положения на карте.

Здесь же обучаемых необходимо тренировать в опре­ делении фронта цели, выборе пристреливаемой точки, масштаба боковых отклонений, в измерении углов нево­ оруженным глазом, а также в оценке местности с артил­ лерийско-стрелковой точки зрения, например: каковы условия наблюдения в районе цели, где можно не заме­ тить разрыва, возможна ли рикошетная стрельба, какую установку и вид взрывателя целесообразнее назначить для пристрелки, и т. п.

Тренировки по подготовке исходных данных для стрельбы прекращаются лишь тогда, когда обучаемые будут твердо укладываться в нормативы по времени и точности.

Тренировки в пристрелке

Последовательность отработки способов пристрелки зависит от категории обучаемых, степени их подготовки, от задач обучения, поставленных на данный период.

Если тренировки проводятся в начальный период обу­ чения, то целесообразно их начинать с отработки при­ стрелки по наблюдениям знаков разрыва. Это объясняет­ ся тем, что при пристрелке по измеренным отклонениям стреляющий обязан лично оценивать отклонения разры­ вов и при необходимости продолжать пристрелку по ре­ зультатам своих наблюдений.

Вначале тренировки целесообразно проводить в клас­ се с записью на доске, а затем перенести их на комнат­ ный, проекционный и винтовочный полигоны. Каждую пристрелку необходимо заканчивать командой для пере­ хода на поражение.

Условия выполнения пристрелки на тренировках на­ до постепенно усложнять и разнообразить.

На первом этапе тренировки руководитель может со­ общать обучаемым готовые исходные данные для при­ стрелки, а затем необходимо проводить тренировки в пристрелке в комплексе с подготовкой исходных данных.

45