Файл: Есенов Г.С. Передвижные зарядные и зарядно-осветительные электрические станции [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ления и регулирования, измерительные приборы и другие эле­ менты электрической схемы.

Топливный бак 15, расположенный над генератором с по­ мощью специальных кронштейнов 14 и 16, крепится к корпу­ су блока управления и к генератору. Топливный бак обеспечи­ вает непрерывную работу агрегата без дозаправки топливом в течение четырех часов.

Топливо самотеком подается в фильтр-остойник 5, а отту­ да в карбюратор.

Для защиты агрегата от попадания в него грязи на опорах рамы расположен поддон 22, а к корпусу блока аппаратуры и

Рис. 5. Вид агрегата без кожуха со стороны глу­ шителя:

1 — воздушный фильтр, 2 —карбюратор, 3 — глушитель, 4 —маг­ нето, 5 —блок приборов, 6 — зажим, 7 — шпилька заземления с барашком, 8 — блок аппаратуры, 9 —выключатель, 10 — штепсель­ ная розетка, 11 —провод

к поддону крепится кожух 4 (рис. 3), защищающий агрегат от механических повреждений и от прямого воздействия атмо­ сферных осадков.

Двигатель УД-1

В агрегате АБ-2-П/115 использован одноцилиндровый че­ тырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным прину­ дительным охлаждением типа УД-1 Ульяновского завода.

Вуказанном исполнении двигатель работает с номинальной скоростью, равной 3000 об]мин.

Вдвигателе используется карбюратор горизонтального ти­

па (К-13Б); управление им ручное и центробежным регуля­ тором; подача топлива из бака к карбюратору осуществляется самотеком.

9


Смазка комбинированная, контроль за давлением масла в масляной магистрали осуществляется указателем давления масла.

Зажигание от магнето типа М-24-Б правого вращения. Регулировка числа оборотов двигателя осуществляется ав­

томатически с помощью центробежного регулятора. Двигатель имеет кривошипно-шатунный механизм, распре­

делительный механизм, систему смазки, систему охлаждения, систему питания с регулятором, систему зажигания и пусковое устройство.

Кривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно­ поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.

К кривошипно-шатунному механизму относятся следующие основные детали: цилиндр, головка цилиндра, поршень, шатун, коленчатый вал с маховиком-вентилятором и картер двига­ теля.

Распределительный механизм служит для впуска в ци­ линдр горючей смеси и выпуска из него продуктов сгбрания в соответствии с рабочим процессом двигателя. Распределитель­ ный механизм состоит из распределительных шестерен, рас­ пределительного вала, толкателей, клапанов с пружинами и деталями крепления.

Система смазки двигателя служит для подачи масла к тру­ щимся поверхностям с целью уменьшения трения, охлаждения их и удаления продуктов износа.

В систему смазки входят масляный насос, масляный фильтр, смазочный подшипник, указатель давления масла и масломерная линейка.

Двигатель имеет принудительную воздушную систему охлаждения, в которую входят: маховик-вентилятор, лопасти которого отлиты как одно целое с маховиком; кожух махови­ ка-вентилятора, выполненный в виде улитки для направления воздушного потока.

Система питания служит для приготовления горючей смеси из топлива и воздуха, для подвода ее в цилиндр двигателя и для отвода отработанных газов.

Система питания состоит из карбюратора, воздухбочисти-

/теля, впускной и выпускной труб, глушителя и регулятора оборотов.

Система зажигания предназначена для своевременного вос­ пламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя.

Она состоит из магнето с автоматом опережения зажига­ ния, привода высокого напряжения и искровой зажигательной свечи. Магнето вырабатывает электрический ток высокого на­ пряжения, который по проводу подводится к свече, ввернутой в отверстие головки цилиндра, сообщающееся с камерой сжа­

10


тия. Рабочая смесь воспламеняется от электрической искры, проскакивающей между электродами свечи.

Пусковой механизм имеет рычажное устройство для запус­ ка и состоит из рычага с рукояткой и зубчатого сектора, вхо­ дящего в зацепление с храповой шестерней стартера на ко­ ленчатом валу двигателя. Кроме того, возможен запуск дви­ гателя рукояткой автомобильного типа, для чего на перед­ нем конце коленчатого вала установлена гайка-храповик.

Рис. 6. Соединение двигателя с генератором:

1 — двигатель, 2 —резиновая прокладка, 3 ~ полумуфта, 4 —полумуфта, £ —крыльчатка вентилятора, 6 — соединительный фланец.

Более подробные технические данные и устройство двига­ теля приведены в «Руководстве по устройству и эксплуатации двигателя УД-1».

Соединительная муфта

Соединение двигателя с генератором фланцевое (рис. 6). Вращение от двигателя к генератору передается при по­

мощи эластичной муфты, состоящей из стальной полумуфты на валу двигателя 3, стальной полумуфты. на крыльчатке вентилятора .генератора 4 и резиновой амортизирующей про­ кладки 2, в пазы которой входят зубья полумуфт.

И

Подогревное устройство

Подогревное устройство (рис. 7) служит для подогрева двигателя при запуске агрегата в зимнее время. Оно состоит из камеры нагрева, фланца 5 с входным 4 и выходным 1 па­ трубками, насадки 3 и паяльной лампы 2. Камера нагрева рас­ положена непосредственно под дном картера двигателя и яв­ ляется частью опоры рамы агрегата. Фланец с патрубками кре­ пится у входного отверстия камеры нагрева.

В месте крепления фланца установлена металлическая пламегасящая сетка. В камеру нагрева поступает только горячий

Рис. 7. Подогревное' устройство:

1 —выходной патрубок, 2 — паяльная лампа, 3 —насадка, 4 —вход­ ной патрубок, 5 —фланец, 6 — гайки крепления фланца

воздух. Непосредственного соприкосновения пламени паяль­ ной лампы с дном картера нет. Насадка предназначена для удлинения входного патрубка подогревателя.

Во избежание пожара запрещается пользоваться подогрев­ ным устройством без насадки. Нагретый 'пламенем паяльной лампы горячий воздух поступает в камеру нагрева через вход­ ной патрубок, омывает дно картера, нагревая его, затем про­ ходит через 'выходной патрубок, поступает в кожух маховика— вентилятора двигателя и в рубашку цилиндров, обогревая реб­ ристую часть цилиндра и его головки. Паяльная лампа и на­ садка подогревателя хранятся-в ящике ЗИП.

12


Генератор ГАБ-2-П/115

В агрегате установлен генератор постоянного тока ГАБ-2-П/115 со смешанным возбуждением и со следующими номинальными данными: .мощностью 2 кет; напряжением 115 в; током 17,4 а; скоростью вращения ротора 3000 об/мин.

Система возбуждения генератора позволяет регулировать напряжение при помощи шунтового реостата в пределах от 115 до 138 в при включенной последовательной обмотке и в пределах от 115 до 92 в при отключенной или зашунтированной последовательной обмотке возбуждения.

Генератор состоит из станины с полюсами, якоря, подшип­ никовых щитов.

С т а н и н а , четыре главных и четыре добавочных полюса катушки составляют магнитную систему генератора.

Станина изготовлена из стальной трубы марки Ст. 10. К ней приварены четыре ушка, к которым крепится блок аппа­ ратуры; снизу приварены лапы для крепления генератора на опоре рамы.

Сердечники главных полюсов набраны из листовой элект­ ротехнической стали толщиной 0,5 мм.

Между полюсами и станиной имеются стальные прокладки толщиной 0,5 мм. Сердечники полюсов опрессованы асбесто­ вой бумагой.

Шунтовые катушки выполнены проводом ПЭВ-2, последо­ вательная обмотка и катушки добавочных полюсов проводом ПБД.

Катушки вместе с полюсами пропитаны изоляционным ла­ ком.

Генератор имеет шесть выводных концов.

Я к о р ь имеет вал, который выполнен из стали маркй Ст. 45.

Сердечник якоря, состоящий из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм и покрытых с обеих сторон лаком, на­ бирается на вал между двумя обмоткодержателями и закреп­ ляется на нем при помощи кольца, надетого в горячем состоя­ нии на вал.

Сердечник имеет 27 пазов, в которых уложена волновая обмотка.

В пазу обмотка закреплена клиньями из текстолита, на ло­ бовых частях бандажами из стальной проволоки.

Обмоточный провод марки ПЭЛБО.

Якорь также пропитан изоляционным лаком. Коллектор изготовлен из пластмассы. Для увеличения механической проч­ ности коллектора имеются два армированных кольца и метал­ лическая втулка.

Шарикоподшипники, одинаковые на обоих концах вала, за­ полнены смазкой 1—13.

13

Якорь балансируется динамически путем сверления отвер­ стий в балансировочных кольцах.

П о д ш и п н и к о в ы е щи т ы выполнены из алюминиево­ го сплава АЛ9 со стальными втулками в местах посадки под­ шипников.

На щите двумя болтами крепится траверса, отлитая из алю­ миниевого сплава АЛ9. Крепление траверсы позволяет пово­ рачивать ее на угол 45°.

На траверсе крепится четыре пальца из текстолита, на каж­ дом пальце по два щеткодержателя.

Болты, при помощи которых крепятся щеткодержатели, од­ новременно являются токоотводящими.

Щетка марки ЭГ-4 имеет размеры 10X12, 5X32 мм. Необходимое давление на щетку осуществляется нажим­

ным пальцем с пружиной.

На щите на скобе размещены конденсаторы для защиты от радиопомех. Емкость конденсатора 0,25 мкф, рабочее напряжение 500 в.

Блок аппаратуры

Блок аппаратуры (рис. 8) представляет собой металличе­ ский корпус штампованно-сварной конструкции, в котором размещена аппаратура управления и регулирования.

Внижней части задней стенки корпуса блока имеются круг­ лое отверстие по диаметру подшипникового щита генератора и четыре отверстия для крепления блока к генератору.

Вправой боковой стенке корпуса имеются две ниши, в од­ ной из которых расположена ручка шунтового реостата 12 (рис. 3), а в другой размещены штепсельная розетка 10 для присоединения переносной лампы и выключатель 11 освеще­

ния блока приборов.

На левой стенке корпуса с внешней стороны имеется ниша с выключателем 9 (рис. 5), штепсельной розеткой 10 для внешней регулировки напряжения и зажим 6 для крепления кабеля нагрузки.

Внутри кожуха к боковой стенке прикреплено гасящее со­ противление 17 (рис. 8), а к задней стенке—шунтовой реостат 14, переходная панель 16, блок предохранителей 2.

Шунтовой реостат и гасящее сопротивление рыполнены из проволоки, намотанной на фарфоровые трубки.

Трубки реостата смонтированы на двух стойках, соединен­ ных шпильками, проходящими сквозь трубки, и гайками.

Токоотвод к сопротивлениям осуществляется с помощью хомутов. Б1зменение величины сопротивления шунтового рео­ стата производится передвижной кареткой, перемещаемой хо­ довым винтом, на конце которого закреплена ручка.

Блок предохранителей состоит из двух предохранителей ти­ па ПР-2, помещенных на специальной панели.

и


Рис. 8.

Блок управления (вид со стороны

генератора):

/ —выключатель, 2 —блок предохранителей, 3 —зажим,

4 — шпилька за­

земления, 5 —выключатель нагрузки,

6 — амортизатор,

7 — панель с за­

жимами, 8 — крышка блока приборов,

9 —вольтметр, 10 — электрическая

лампа, 11

- колпачок лампы,. 12 —блок приборов, 13 — конденсатор, 14 —

шунтовой

реостат, 15— ручка шунтового реостата, 16 —панель переход­

ная, 17 — гасящее сопротивление,

18

выключатель, 19 — корпус блока

управления, 20 —крышка блока

управления, 21—предохранитель за­

пасной,

22

- генератор

Запасные предохранители 21 крепятся к дну блока аппа­ ратуры.

Спереди блок аппаратуры прикрыт крышкой с просечками для входа воздуха.

Крышка крепится к блоку аппаратуры при помощи двух петель и закрывается двумя патефонными зажимами.

Ниже приведены технические данные некоторых элементов блока аппаратуры для справок при ремонтных работах.

Обозначе­

Наименование

Основные

ние по

п/п

принципы-,

элемента

Тип

альной

параметры

 

схеме

 

 

11 П Р — 2 П Р

22 В

31Ш — 2 Ш

42 С

5

6З В

Предохранитель

ПР-2

60 а, 250 в с плавкой

Выключатель

па­ ПП-1-10/Н2

вставкой

на 20 а

10 а,

250 в

кетный

 

47К

 

12 в,

10 а

Розетка штеп­

 

сельная

 

 

50 вт ,

360 о м

Сопротивление

 

гасящее

 

 

 

 

 

 

ПЭВ-50Х-360-11

 

>280 о м , две

трубки,

Шунтовой рео­

 

стат

 

 

включенные

после­

 

 

 

довательно:

прово­

 

 

 

лока

константано-

Выключатель

па­

ПВ-1-10

вая

d =

0,45 м м

10 а,

250 в

кетный

 

 

 

 

 

 

Блок приборов

Блок приборов 12 (рис. 8) выполнен в виде штампованно­ сварной металлической коробки с двумя нишами, закрытыми крышками. Крышки укреплены на общей петле и фиксируют­ ся в закрытом положении пружинами, вхЬдящими в упор.

Вправой нише размещены вольтметр 9, амперметр и лам­ почка 10 освещения приборов, прикрытая колпаком 11, имею­ щим окно,

Влевой нише помещаются выключатель нагрузки 5 и па­ нель с выходными зажимами 7 для подключения кабеля на­ грузки. Внутри блока приборов на угольниках, приваренных к

стенкам корпуса блока, укреплены проходные конденсато­ ры 13.

Размещение приборов, выключателя нагрузки, лампы ос­ вещения и панели в нишах предохраняет их от механических повреждений. Для удобства наблюдения за показаниями при­ боров дно ниши расположено наклонно.

16