Файл: Есенов Г.С. Передвижные зарядные и зарядно-осветительные электрические станции [учебное пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 56
Скачиваний: 0
ления и регулирования, измерительные приборы и другие эле менты электрической схемы.
Топливный бак 15, расположенный над генератором с по мощью специальных кронштейнов 14 и 16, крепится к корпу су блока управления и к генератору. Топливный бак обеспечи вает непрерывную работу агрегата без дозаправки топливом в течение четырех часов.
Топливо самотеком подается в фильтр-остойник 5, а отту да в карбюратор.
Для защиты агрегата от попадания в него грязи на опорах рамы расположен поддон 22, а к корпусу блока аппаратуры и
Рис. 5. Вид агрегата без кожуха со стороны глу шителя:
1 — воздушный фильтр, 2 —карбюратор, 3 — глушитель, 4 —маг нето, 5 —блок приборов, 6 — зажим, 7 — шпилька заземления с барашком, 8 — блок аппаратуры, 9 —выключатель, 10 — штепсель ная розетка, 11 —провод
к поддону крепится кожух 4 (рис. 3), защищающий агрегат от механических повреждений и от прямого воздействия атмо сферных осадков.
Двигатель УД-1
В агрегате АБ-2-П/115 использован одноцилиндровый че тырехтактный карбюраторный двигатель с воздушным прину дительным охлаждением типа УД-1 Ульяновского завода.
Вуказанном исполнении двигатель работает с номинальной скоростью, равной 3000 об]мин.
Вдвигателе используется карбюратор горизонтального ти
па (К-13Б); управление им ручное и центробежным регуля тором; подача топлива из бака к карбюратору осуществляется самотеком.
9
Смазка комбинированная, контроль за давлением масла в масляной магистрали осуществляется указателем давления масла.
Зажигание от магнето типа М-24-Б правого вращения. Регулировка числа оборотов двигателя осуществляется ав
томатически с помощью центробежного регулятора. Двигатель имеет кривошипно-шатунный механизм, распре
делительный механизм, систему смазки, систему охлаждения, систему питания с регулятором, систему зажигания и пусковое устройство.
Кривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
К кривошипно-шатунному механизму относятся следующие основные детали: цилиндр, головка цилиндра, поршень, шатун, коленчатый вал с маховиком-вентилятором и картер двига теля.
Распределительный механизм служит для впуска в ци линдр горючей смеси и выпуска из него продуктов сгбрания в соответствии с рабочим процессом двигателя. Распределитель ный механизм состоит из распределительных шестерен, рас пределительного вала, толкателей, клапанов с пружинами и деталями крепления.
Система смазки двигателя служит для подачи масла к тру щимся поверхностям с целью уменьшения трения, охлаждения их и удаления продуктов износа.
В систему смазки входят масляный насос, масляный фильтр, смазочный подшипник, указатель давления масла и масломерная линейка.
Двигатель имеет принудительную воздушную систему охлаждения, в которую входят: маховик-вентилятор, лопасти которого отлиты как одно целое с маховиком; кожух махови ка-вентилятора, выполненный в виде улитки для направления воздушного потока.
Система питания служит для приготовления горючей смеси из топлива и воздуха, для подвода ее в цилиндр двигателя и для отвода отработанных газов.
Система питания состоит из карбюратора, воздухбочисти-
/теля, впускной и выпускной труб, глушителя и регулятора оборотов.
Система зажигания предназначена для своевременного вос пламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя.
Она состоит из магнето с автоматом опережения зажига ния, привода высокого напряжения и искровой зажигательной свечи. Магнето вырабатывает электрический ток высокого на пряжения, который по проводу подводится к свече, ввернутой в отверстие головки цилиндра, сообщающееся с камерой сжа
10
тия. Рабочая смесь воспламеняется от электрической искры, проскакивающей между электродами свечи.
Пусковой механизм имеет рычажное устройство для запус ка и состоит из рычага с рукояткой и зубчатого сектора, вхо дящего в зацепление с храповой шестерней стартера на ко ленчатом валу двигателя. Кроме того, возможен запуск дви гателя рукояткой автомобильного типа, для чего на перед нем конце коленчатого вала установлена гайка-храповик.
Рис. 6. Соединение двигателя с генератором:
1 — двигатель, 2 —резиновая прокладка, 3 ~ полумуфта, 4 —полумуфта, £ —крыльчатка вентилятора, 6 — соединительный фланец.
Более подробные технические данные и устройство двига теля приведены в «Руководстве по устройству и эксплуатации двигателя УД-1».
Соединительная муфта
Соединение двигателя с генератором фланцевое (рис. 6). Вращение от двигателя к генератору передается при по
мощи эластичной муфты, состоящей из стальной полумуфты на валу двигателя 3, стальной полумуфты. на крыльчатке вентилятора .генератора 4 и резиновой амортизирующей про кладки 2, в пазы которой входят зубья полумуфт.
И
Подогревное устройство
Подогревное устройство (рис. 7) служит для подогрева двигателя при запуске агрегата в зимнее время. Оно состоит из камеры нагрева, фланца 5 с входным 4 и выходным 1 па трубками, насадки 3 и паяльной лампы 2. Камера нагрева рас положена непосредственно под дном картера двигателя и яв ляется частью опоры рамы агрегата. Фланец с патрубками кре пится у входного отверстия камеры нагрева.
В месте крепления фланца установлена металлическая пламегасящая сетка. В камеру нагрева поступает только горячий
Рис. 7. Подогревное' устройство:
1 —выходной патрубок, 2 — паяльная лампа, 3 —насадка, 4 —вход ной патрубок, 5 —фланец, 6 — гайки крепления фланца
воздух. Непосредственного соприкосновения пламени паяль ной лампы с дном картера нет. Насадка предназначена для удлинения входного патрубка подогревателя.
Во избежание пожара запрещается пользоваться подогрев ным устройством без насадки. Нагретый 'пламенем паяльной лампы горячий воздух поступает в камеру нагрева через вход ной патрубок, омывает дно картера, нагревая его, затем про ходит через 'выходной патрубок, поступает в кожух маховика— вентилятора двигателя и в рубашку цилиндров, обогревая реб ристую часть цилиндра и его головки. Паяльная лампа и на садка подогревателя хранятся-в ящике ЗИП.
12
Генератор ГАБ-2-П/115
В агрегате установлен генератор постоянного тока ГАБ-2-П/115 со смешанным возбуждением и со следующими номинальными данными: .мощностью 2 кет; напряжением 115 в; током 17,4 а; скоростью вращения ротора 3000 об/мин.
Система возбуждения генератора позволяет регулировать напряжение при помощи шунтового реостата в пределах от 115 до 138 в при включенной последовательной обмотке и в пределах от 115 до 92 в при отключенной или зашунтированной последовательной обмотке возбуждения.
Генератор состоит из станины с полюсами, якоря, подшип никовых щитов.
С т а н и н а , четыре главных и четыре добавочных полюса катушки составляют магнитную систему генератора.
Станина изготовлена из стальной трубы марки Ст. 10. К ней приварены четыре ушка, к которым крепится блок аппа ратуры; снизу приварены лапы для крепления генератора на опоре рамы.
Сердечники главных полюсов набраны из листовой элект ротехнической стали толщиной 0,5 мм.
Между полюсами и станиной имеются стальные прокладки толщиной 0,5 мм. Сердечники полюсов опрессованы асбесто вой бумагой.
Шунтовые катушки выполнены проводом ПЭВ-2, последо вательная обмотка и катушки добавочных полюсов проводом ПБД.
Катушки вместе с полюсами пропитаны изоляционным ла ком.
Генератор имеет шесть выводных концов.
Я к о р ь имеет вал, который выполнен из стали маркй Ст. 45.
Сердечник якоря, состоящий из листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм и покрытых с обеих сторон лаком, на бирается на вал между двумя обмоткодержателями и закреп ляется на нем при помощи кольца, надетого в горячем состоя нии на вал.
Сердечник имеет 27 пазов, в которых уложена волновая обмотка.
В пазу обмотка закреплена клиньями из текстолита, на ло бовых частях бандажами из стальной проволоки.
Обмоточный провод марки ПЭЛБО.
Якорь также пропитан изоляционным лаком. Коллектор изготовлен из пластмассы. Для увеличения механической проч ности коллектора имеются два армированных кольца и метал лическая втулка.
Шарикоподшипники, одинаковые на обоих концах вала, за полнены смазкой 1—13.
13
Якорь балансируется динамически путем сверления отвер стий в балансировочных кольцах.
П о д ш и п н и к о в ы е щи т ы выполнены из алюминиево го сплава АЛ9 со стальными втулками в местах посадки под шипников.
На щите двумя болтами крепится траверса, отлитая из алю миниевого сплава АЛ9. Крепление траверсы позволяет пово рачивать ее на угол 45°.
На траверсе крепится четыре пальца из текстолита, на каж дом пальце по два щеткодержателя.
Болты, при помощи которых крепятся щеткодержатели, од новременно являются токоотводящими.
Щетка марки ЭГ-4 имеет размеры 10X12, 5X32 мм. Необходимое давление на щетку осуществляется нажим
ным пальцем с пружиной.
На щите на скобе размещены конденсаторы для защиты от радиопомех. Емкость конденсатора 0,25 мкф, рабочее напряжение 500 в.
Блок аппаратуры
Блок аппаратуры (рис. 8) представляет собой металличе ский корпус штампованно-сварной конструкции, в котором размещена аппаратура управления и регулирования.
Внижней части задней стенки корпуса блока имеются круг лое отверстие по диаметру подшипникового щита генератора и четыре отверстия для крепления блока к генератору.
Вправой боковой стенке корпуса имеются две ниши, в од ной из которых расположена ручка шунтового реостата 12 (рис. 3), а в другой размещены штепсельная розетка 10 для присоединения переносной лампы и выключатель 11 освеще
ния блока приборов.
На левой стенке корпуса с внешней стороны имеется ниша с выключателем 9 (рис. 5), штепсельной розеткой 10 для внешней регулировки напряжения и зажим 6 для крепления кабеля нагрузки.
Внутри кожуха к боковой стенке прикреплено гасящее со противление 17 (рис. 8), а к задней стенке—шунтовой реостат 14, переходная панель 16, блок предохранителей 2.
Шунтовой реостат и гасящее сопротивление рыполнены из проволоки, намотанной на фарфоровые трубки.
Трубки реостата смонтированы на двух стойках, соединен ных шпильками, проходящими сквозь трубки, и гайками.
Токоотвод к сопротивлениям осуществляется с помощью хомутов. Б1зменение величины сопротивления шунтового рео стата производится передвижной кареткой, перемещаемой хо довым винтом, на конце которого закреплена ручка.
Блок предохранителей состоит из двух предохранителей ти па ПР-2, помещенных на специальной панели.
и
Рис. 8. |
Блок управления (вид со стороны |
генератора): |
|
/ —выключатель, 2 —блок предохранителей, 3 —зажим, |
4 — шпилька за |
||
земления, 5 —выключатель нагрузки, |
6 — амортизатор, |
7 — панель с за |
|
жимами, 8 — крышка блока приборов, |
9 —вольтметр, 10 — электрическая |
||
лампа, 11 |
- колпачок лампы,. 12 —блок приборов, 13 — конденсатор, 14 — |
||
шунтовой |
реостат, 15— ручка шунтового реостата, 16 —панель переход |
ная, 17 — гасящее сопротивление, |
18 |
выключатель, 19 — корпус блока |
управления, 20 —крышка блока |
управления, 21—предохранитель за |
|
пасной, |
22 |
- генератор |
Запасные предохранители 21 крепятся к дну блока аппа ратуры.
Спереди блок аппаратуры прикрыт крышкой с просечками для входа воздуха.
Крышка крепится к блоку аппаратуры при помощи двух петель и закрывается двумя патефонными зажимами.
Ниже приведены технические данные некоторых элементов блока аппаратуры для справок при ремонтных работах.
№ |
Обозначе |
Наименование |
Основные |
ние по |
|||
п/п |
принципы-, |
элемента |
Тип |
альной |
параметры |
||
|
схеме |
|
|
11 П Р — 2 П Р
22 В
31Ш — 2 Ш
42 С
54С
6З В
Предохранитель |
ПР-2 |
60 а, 250 в с плавкой |
||||
Выключатель |
па ПП-1-10/Н2 |
вставкой |
на 20 а |
|||
10 а, |
250 в |
|||||
кетный |
|
47К |
|
12 в, |
10 а |
|
Розетка штеп |
|
|||||
сельная |
|
|
50 вт , |
360 о м |
||
Сопротивление |
|
|||||
гасящее |
|
|
|
|
|
|
ПЭВ-50Х-360-11 |
|
>280 о м , две |
трубки, |
|||
Шунтовой рео |
|
|||||
стат |
|
|
включенные |
после |
||
|
|
|
довательно: |
прово |
||
|
|
|
лока |
константано- |
||
Выключатель |
па |
ПВ-1-10 |
вая |
d = |
0,45 м м |
|
10 а, |
250 в |
|||||
кетный |
|
|
|
|
|
|
Блок приборов
Блок приборов 12 (рис. 8) выполнен в виде штампованно сварной металлической коробки с двумя нишами, закрытыми крышками. Крышки укреплены на общей петле и фиксируют ся в закрытом положении пружинами, вхЬдящими в упор.
Вправой нише размещены вольтметр 9, амперметр и лам почка 10 освещения приборов, прикрытая колпаком 11, имею щим окно,
Влевой нише помещаются выключатель нагрузки 5 и па нель с выходными зажимами 7 для подключения кабеля на грузки. Внутри блока приборов на угольниках, приваренных к
стенкам корпуса блока, укреплены проходные конденсато ры 13.
Размещение приборов, выключателя нагрузки, лампы ос вещения и панели в нишах предохраняет их от механических повреждений. Для удобства наблюдения за показаниями при боров дно ниши расположено наклонно.
16