Файл: Есенов Г.С. Передвижные зарядные и зарядно-осветительные электрические станции [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 58

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

принадлежности и инструмент автоприцепа 1АП-1; техническая документация к станции.

Комплект запасных частей, инструмента и принадлежно­ стей станции уложен в двух деревянных унифицированных укладочных ящиках (рис. 13).

Кроме того, для станции на прицепе часть имущества за­ крепляется непосредственно на платформе и бортах кузова, а инструмент и принадлежности автоприцепа—в металличес­ ком ящике, закрепленном на раме прицепа.

Рис. 13. Укладочный ящик № 2:

1 —ящик, 2 — реостат, 3 — пробник аккумуляторный, 4

щетка, 5 —ковш, 6 — паяльник, 7 — фартук,

8 —реостаты,

9 — фонарь переносный, 10 —провода, 11

мензурки, 12

бутыль, 13— банка, 14 — перчатки кислотоупорные, 7 5 - лента изоляционная, 76 —держатель предохранителя, 77 — денсиметр, 18 — термометр, 19— пакет с мелкими запча­ стями, 20 — вкладной ящик, 21 — вольтметр, 22 — ведро бре­

зентовое, 23 — ремень, 24 — очки, 25

трубка стеклянная,

26 — груша, 27 — ключ, 28

воронка

Внутри укладочных ящиков имеются описи со схемами рас­ положения имущества по отдельным ячейкам.

Для того чтобы в любое время можно было без излишней затраты времени найти необходимый ЗИП, следует хранить его только на специально отведенных местах.

24

4. Автоприцеп 1АП-1

Основной частью одноосного автомобильного прицепа яв­ ляется сварная швеллерная рама. Лонжероны рамы в перед­ ней части рамы сходятся, образуя дышло, на конце которого расположено сцепное устройство.

Сцепное устройство состоит из сцепной петли, вращающей­ ся вокруг продольной оси и амортизационно-поглощающего устройства.

Штырь сцепной петли проходит через отверстие во втулке дышла. На штырь надета пружина, которая и является амор­ тизатором при толчках вдоль прицепа.

К раме на двух полуэллиптических рессорах подвешена ось. На оси с каждой стороны прицепа насажено по одному колесу.

На раме прицепа установлен деревянный кузов с откидны­ ми бортами. Сверху кузов закрывается брезентовым чехлом, предохраняющим имущество станции от атмосферных осадков. Чехол при помощи длинной тесьмы пристегивается к крючкам, установленным по периметру нижней части платформы.

Для предохранения прицепа от опрокидывания при работе станции служат две откидывающиеся сошки. Одна из сошек расположена под дышлом повозки, а вторая—на задней попе­ речной балке рамы прицепа.

Под передней частью рамы прицепа установлен кронштейн для крепления запасного колеса.

На дышле закреплен металлический ящик, предназначен­ ный для хранения ЗИП шовозки.

Для обеспечения безопасности движения на задней попе­ речной балке рамы повозки установлен красный электрический стоп-сигнал. Провода от стоп-сигнала выведены на дышло прицепа и заканчиваются специальной муфтой, подсоединяе­ мой к буксирующему автомобилю.

Кроме того, с обеих сторон заднего борта установлены красные сигнальные'отражатели—катафоты.

II.ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА ЗАРЯДНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ

СТАНЦИИ ЭСБ-4-ВЗ-1

Электростанция ЭСБ-4-ВЗ-1 представляет собой передвиж­ ную электрическую станцию с источником электроэнергии по­ стоянного тока напряжением 115 в, мощностью 4 кет и пред­ назначена для проведения заряда и разряда щелочных и кис­ лотных аккумуляторных батарей.

Всостав станции входят следующие основные части:

1.Унифицированный бензоэлектрический агрегат типа АБ-4-П/115.

2.Зарядно-распределительное устройство (ЗРУ).

3.Комплект запасных частей, инструмента и принадлежно­ стей (ЗИП).

25


1 — крепление колов палатки, 2 —задняя сошка, 3 — кузов, 4 — брезентовый чехол, 5 — балка крепления запасного колеса, 6 —за­ пасное колесо, 7 —рама прицепа, 8 —ящик с ЗИП повозки, 9 — передняя сошка

Рис. 15. Зарядная станция с откинутыми бортами кузова:

1 — запасные баки, 2 —зарядно-распределительное устройство, 3 — палатка, 4 — ремень крепления палатки, 5 —лом, б—укладоч­ ный ящик № 2, 7 — агрегат АБ-4-П/115,8~крепление прибора АД-К для дезактивации, 9 — лопата, 10 —колы для палатки, 11— укла­ дочный ящик № 3, 12 —направляющие для скатывания агрегата

4. Автомобильный прицеп 1АП-1.

Общий вид станции показан на рис. 14, 15, 16.

Все оборудование станции устанавливается и закрепляется на одноосном автомобильном прицепе, который буксируется автомашиной. При этом для защиты от атмосферных осадков и пыли кузов автоприцепа закрывается брезентовым чехлом, надеваемым па дуги, закрепленные на бортах.

Рассмотрим особенности устройства основных частей стан­ ции.

Рис. 16. Зарядная станция в рабочем положении:

1 укладочные ящики, 2 — палатка. 3 — прижим крепления ящика, 4 — агрегат АБ-4-Н/115, 5 — прижим крепления агрегата, 6—крон­ штейн крепления зарядно-распределительного устройства, 7 —за­ рядно-распределительное устройство, <9— дуга для натягивания брезентового чехла кузова, 9 — задняя сошка, 10 —запасные баки,

И— выхлопные шланги

/.Устройство бензоэлектрического агрегата АБ-4-П/115

Агрегат АБ-4-П/115 представляет собой источник постоян­ ного тока напряжением 115'1з, мощностью 4 кет.

Общий вид агрегата показан на рис. 17, 18, 19.

В состав агрегата входят следующие основные части: а) бензиновый двигатель УД-2; б) генератор постоянного тока АБ-4-П/115; в) соединительная муфта; г) блок аппаратуры; д) блок приборов; е) рама; ж) топливный бак;

з) защитный кожух; и) подогревное устройство;

27

к) комплект ЗИП в укладочном ящике.

В качестве первичного двигателя в агрегате используется бензиновый двигатель типа УД-2.

Двигатель приводит во вращение ротор генератора посто­ янного тока типа ГАБ-4-П/115.

Двигатель и генератор при помощи соединительного флан­ ца и эластичной муфты собраны в общий блок, который через резиновые амортизаторы крепится к опорам рамы агрегата. К корпусу генератора прикреплен блок аппаратуры с блоком

Рис. 17. Агрегат с закрытым кожухом:

1 — крышка горловины

топливного

бака, 2 —

блок приборов,

3 — ручка

шунтового реостата, 4 — блок аппаратуры, 5

выключатель

освещения

приборов, 6 — розетка

подключения

переносной лампы, 7 —рама, 8 —

откидывающаяся часть кожуха, 9 — неподвижная часть кожуха, 10—рас­ порки для фиксации лямок

приборов, где размещена аппаратура управления и регулиро­ вания, измерительные приборы и другие элементы электричес­ кой схемы агрегата. •*

Для защиты агрегата от попадания в него грязи на опорах рамы расположен поддон, а к корпусу блока аппаратуры и к поддону крепится кожух, защищающий агрегат от механиче­ ских повреждений и воздействия атмосферных осадков.

К опоре рамы агрегата крепится патрубок подогревного устройства, с помощью которого осуществляется подогрев дви­ гателя при запуске агрегата в зимнее время.

Топливный бак, расположенный над генератором, обеспе­ чивает непрерывную работу агрегата в течение четырех часов. Топливо самотеком подается в фильтр-отстойник, а оттуда в карбюратор.

28


Для перемещения агрегата 'Вручную на небольшие расстоя­ ния, а также для погрузки его вручную на платформу авто­ прицепа в комплекте ЗИП предусмотрены специальные лямки.

Бензиновый двигатель УД-2

Двигатель УД-2 четырехтактный, двухцилиндровый, с при­ нудительным воздушным охлаждением, состоит из кривошип­ но-шатунного механизма, распределительного механизма, си­ стемы смазки, системы охлаждения, системы питания с регу-

Рис. 18. Агрегат с открытым воздухом:

/ — топливный бак, 2 — фильтр-отстойник, 3 — масломср, 4 — пусковой рычаг, 5 — глушитель, б — свеча, 7 —заливная трубка для пускового бензина, 8 —двигатель УД-2, р —поддон, 10 —входной па­ трубок подогревного устройства

лятором, системы зажигания и пускового устройства.

Кривошипно-шатунный механизм преобразует возвратно­ поступательное движение поршней во вращательное движение коленчатого вала.

К кривошипно-шатунному механизму относятся следующие основные детали:

цилиндры с головками, поршни, шатуны, коленчатый вал с маховиком-вентилятором и картер двигателя.

Распределительный механизм служит для впуска в цилинд­ ры горючей смеси и выпуска из них продуктов сгорания в со­

29


ответствии с рабочим процессом двигателя. Распределитель­ ный механизм состоит из распределительных шестерен, рас­ пределительного вала, толкателей, клапанов с пружинами и деталями крепления.

Система смазки двигателя служит для подачи масла к тру­ щимся поверхностям с целью уменьшения трения, охлажде­ ния их и удаления продуктов износа. В систему смазки вхо­ дят: масляный насос, масляный фильтр, смазочный подшип­ ник, указатель давления масла и масломерная линейка.

Рис. 19. Агрегат с открытым кожухом:

1 — воздухоочиститель, 2 — регулятор оборотов, 3— кар­ бюратор, 4 —глушитель, 5 —магнето, 6 —выходной патру­ бок глушителя, 7 —выключатель внешней регулировки на­ пряжения, 8 -— штепсельная розетка для подключения рео­ стата внешней регулировки напряжения, 9 — зажим для

крепления силового кабеля

Система охлаждения. Двигатель УД-2 имеет принудитель­ ную воздушную систему охлаждения, в которую входят: вен­ тилятор, лопасти которого отлиты как одно целое с маховиком; кожух маховика-вентилятора, выполненный в виде улитки; задняя стенка кожуха и кожух цилиндров для направления воздушного потока.

Система питания служит для приготовления горючей сме­ си Из топлива и воздуха, для подвода ее >в цилиндры двигате­ ля и для отвода отработанных газов.

Она состоит из карбюратора, воздухоочистителя, впускно­ го и выпускного коллекторов, глушителя и регулятора обо­ ротов.

30

Регулятор оборотов обеспечивает автоматическое управле­ ние работой двигателя.

Он укреплен на картере, на одной оси с магнето, совмест­ но с которым приводится во вращение от коленчатого вала с передаточным отношением 1:1.

Валик регулятора и привод магнето смонтированы на двух шарикоподшипниках и при помощи шестеренчатой передачи вращаются от коленчатого вала.

Закрепленные на валу и расходящиеся под действием цент­ робежной силы грузики действуют через систему рычагов на тягу, связанную с дроссельной заслонкой карбюратора.

Система зажигания предназначена для своевременного вос­ пламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Она состоит из магнето с автоматом опережения зажигания, проводов вы­ сокого напряжения и искровых зажигательных свечей.

Магнето вырабатывает электрический ток высокого напря­ жения, который по проводам подводится к свечам, ввернутым в отверстия головок цилиндров.

Рабочая смесь воспламеняется от электрической искры, проскакивающей между электродами свечи.

Пусковой механизм. Двигатель имеет рычажное приспособ­ ление для запуска, состоящее из рычага с рукояткой и зубча­ того сектора, входящего в зацепление с храповой шестерней на коленчатом валу двигателя.

Кроме того, на переднем конце коленчатого вала имеется гайка-храповик, позволяющая запускать двигатель с помощью рукоятки автомобильного типа.

Подробное описание устройства двигателя УД-2 дано в учебном пособии «Руководство що устройству и эксплуатации двигателя УД-2».

Генератор постоянного тока ГАБ-4-П/115

Источником тока в агрегате АБ-4-П/115 служит генератор (ГАБ-4-П/115) постоянного тока фланцевого исполнения со смешанным (компаундным) возбуждением.

Он имеет следующие номинальные данные: мощность А кет, напряжение 115 в; ток 40 а.

Скорость вращения ротора генератора 3000 об/мин. Генератор состоит из следующих составных частей: индук­

тора, якоря и подшипниковых щитов.

Индуктор (риС. 20) состоит из станины 1, четырех главных 9 и четырех добавочных полюсов 2 с катушками б, 10, И.

Станина изготовлена из стальной трубы марки Ст. 10. К станине приварены четыре ушка 7, к которым крепится блок аппаратуры и лапы 13 для крепления генератора на опоре ра­ мы.агрегата.

Сердечники главных полюсов 9 набраны из листовой элект­ ротехнической стали толщиной 0,5 мм.

31


Между полюсами и станиной имеются стальные прокладки 4, 8 толщиной 0,5 мм.

Сердечники полюсов спрессованы асбестовой бумагой 5. Шунтовые обмотки 11 выполнены проводом ПЭВ-2, последова­ тельная обмотка 10 и катушки добавочных полюсов 6—прово­ дом ПБД.

Катушки вместе с полюсами пропитаны лаком.

Я корь . Вал якоря (рис. 21) выполнен из стали марки Ст. 45. Сердечник якоря, состоящий из листов электротехнической стали Э12, толщиной 0,5 мм, покрытых с обеих сторон лаком, насаживается на вал между двумя обмоткодержателями и за­ крепляется на нем при помощи кольца, надетого в горячем со­

стоянии на вал.

Схемо соединений

<4 , /бид по стреми д

Рис. 20. Индуктор генератора:

I — станина, 2 — сердечник добавочного полюса, 2— болты для крепления полю­

сов, 4 — прокладка между полюсами и станиной, 5 — изоляция сердечника полю­

са,

6 — катушка добавочного полюса,

7 —ушко, 8 —прокладка между полюсами

и

станиной, 9 —сердечник главного

полюса, 10 — последовательная катушка,

 

И —шуитовая катушка, 12— выводы, 13 —лапы

Сердечник имеет 27 пазов, в которые уложена волновая об­ мотка. В пазу обмотка закреплена клиньями из текстолита, на лобовых частях—бандажами из стальной проволоки. Обмоточ­ ный провод марки ПЭЛБО. Якорь пропитан лаком № 447.

Коллектор изготовлен на пластмассе, для увеличения ме­ ханической прочности имеются кольца для армирования и ме­ таллическая втулка.

Шарикоподшипники, одинаковые на обоих концах вала, № 307, класса II, заполнены смазкой.

Якорь балансируется динамически, путем сверления отвер­ стий в балансировочных кольцах.

П о д ш и п н и к ов ы е щ иты

выполнены литыми из алюминиево­

г о оплава АЛ9. В местах

посадки подшипников в щиты за­

прессованы стальные втулки. Щиты имеют окна для прохода охлаждающего воздуха.

32