Файл: Есенов Г.С. Передвижные зарядные и зарядно-осветительные электрические станции [учебное пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реостатная приставка должна быть включена последова­ тельно в соответствующую зарядную группу.

Для подготовки ЗРУ к зарядке необходимо:

а) установить и закрепить приборную панель в вертикаль­ ном положении;

б) выключить автомат соответствующей группы; в) установить переключатель с заряда на разряд в положе­

ние, соответствующее заряду; г) полностью ввести сопротивление гасящего реостата дан­

ной группы; д) подключить цепь последовательно соединенных аккуму­

ляторных батарей к зажимам ( + ) и (—) зарядной группы, соблюдая соответствующую полярность; при подключении на­ конечников проводов к зажимам зарядно-разрядных групп на панели необходимо обеспечить надежный контакт; подключе­ ние проводов без наконечников не допускается во избежание замыкания оголенных жил на корпус или на зажимы сосед­ них групп;

е) подсоединить с помощью специального кабеля агрегат к генераторным зажимам ЗРУ, установить выключатель на­ грузки агрегата в положение «включено» и отрегулировать напряжение агрегата. После проведения указанной выше под­ готовки можно включить автомат данной группы и с помощью гасящего реостата установить требуемый зарядный ток.

При этом следует не допускать перегрузки зарядных групп по току во избежание повреждения измерительных при­ боров и реостатов.

Необходимо также следить за тем, чтобы не происходило чрезмерного искрения и перегрева щеток реостатов. В случае искрения щеток нужно зачистить дорожки на секциях, по которым они перемещаются, а также сменить щетки и стя­ гивающие пружины реостатов.

В том случае, если установленный реостатом ток превысит ток установочного автомата, последний автоматически от­ ключит данную группу.

При зарядке аккумуляторов необходимо строго соблю­ дать режим и правила контроля состояния батарей, пре-, дусмотренные в соответствующих инструкциях по уходу за от­ дельными видами аккумуляторных батарей.

Разряд аккумуляторных батарей

Разряд аккумуляторных батарей осуществляется при про­ ведении контрольно-тренировочного цикла. Для перехода к режиму разряда необходимо установить по соответствующим инструкциям величину тока разряда, принятую для данного типа аккумуляторных батарей и рассчитать максимально не­ обходимую величину гасящего сопротивления. Если сопротив-

64


ление гасящего реостата данной группы недостаточно, то не­ обходимо использовать соответствующую реостатную при­ ставку из имеющихся в укладке.

Реостатную приставку необходимо включить в разрядную цепь последовательно.

Для перехода с режима заряда на разряд необходимо про­ извести следующую подготовку:

а) отключить автоматический выключатель группы, в кото­ рой будет осуществляться разряд аккумуляторных батарей;

б) установить переключатель с заряда на разряд в положе­ ние, соответствующее разряду;

в) полностью ввести сопротивление гасящего реостата дан­ ной группы;

г) подключить цепь последовательно соединенных аккуму­ ляторных батарей к зажимам ( + ) и (—) зарядной группы, со­ блюдать соответствующую полярность;

д) включить автоматический выключатель и с помощью реостата установить необходимый разрядный ток, контролируя его величину по амперметру.

При этом так же, как и при зарядке, следует не допускать перегрузки зарядной группы по току.

ЗРУ допускает также одновременное проведение режимов заряда и разряда аккумуляторных батарей в различных це­ пях. При разряде так же, как и при заряде, необходимо со­ блюдать режим и соответствующие правила, предусмотренные инструкциями по уходу за отдельными видами батарей.

III. ЗАРЯДНО-ОСВЕТИТЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА АЭС-Ik

Передвижная зарядно-осветительная станция предназначе­ на для зарядки аккумуляторов и освещения различных объ­ ектов.

Общий вид зарядно-осветительной станции с вынесенными узлами представлен на рис. 33.

Основные технические данные зарядно-осветительной станции АЭС-1к

п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

* н

Технические

Наименование характеристики

даниыс

 

Номинальная м о щ н о сть ..........................

3 к ет

Напряжение ................................................

120 в

Максимальная сила тока ..........................

25 а

Длина кабельной сети ..............................

700 м

Количество световых точек ...................

60 шт.

Транспортное средство . . . ...............

Автомобиль ГАЗ-63

Вес станции ................................................

4535 к г

Обслуживающий персонал......................

6 чел.

5 Г. С. Есенов

65


Зарядно-осветительная станция (см. рис. 33) состоит из следующих основных узлов и агрегатов:

1.Бензино-электрического агрегата АЛ-6/3.

2.Зарядно-распределительного устройства.

3.Комплекта кабельной сети.

4.Комплекта осветительной аппаратуры.

5.Комплекта вспомогательного имущества.

6.Транспортного средства.

Рассмотрим каждый из этих агрегатов и узлов в отдель­ ности.

Рис. 33. Зарядно-осветительная станция АЭС-1к:

1 — автомобиль станции, 2 — агрегат, 3— зарядно-распределитель­ ное устройство, 4 —вспомогательное имущество

1. Бензино-электрический агрегат

Бензино-электрический агрегат АЛ-6/3 (рис. 34) служит для выработки электрической энергии. Он представляет собой установку, состоящую из первичного двигателя внутреннего сгорания 1, генератора постоянного тока 2, соединительной муфты, радиатора 3, рамы 4, бензинового бака 6. соединитель­ ного кабеля 5.

Первичный двигатель приводит во вращение ротор генера­ тора, который соединен с двигателем с помощью соединитель­ ной муфты. Двигатель и генератор к раме крепятся жестко.

В качестве первичного двигателя используется бензиновый четырехтактный двигатель типа Л-6/3.

Основные данные двигателя: мощность 6 л. с.; число оборо­ тов 2200 об/мин; число цилиндров 2; емкость бензинового ба­ ка 24 л; объем заливаемого масла 2,2 л.

Зажигание двигателя осуществляется от магнето высокого напряжения через свечу. Запуск производится пусковой ру­ кояткой. Система охлаждения—термосифонная. Для обеспече­ ния равномерности хода двигателя, а следовательно, и поддер­ жания постоянства напряжения на зажимах генератора, дви­ гатель снабжен автоматическим центробежным регулятором числа оборотов.

66

чтобы скорость его вращения была номинальной. Если по ка­ кой-либо причине, например при уменьшении нагрузки генера­ тора, скорость вращения двигателя увеличивается, то увели­ чится и центробежная сила. Под действием увеличившейся центробежной силы грузики, преодолевая возрастающее со­ противление пружины, разойдутся несколько больше, пока не остановятся в новом положении равновесия. Грузики своими кулачками нажимают на стержень и через систему рычагов несколько прикрывают дроссельную заслонку, уменьшая по­ дачу топлива. Это уменьшает скорость вращения двигателя.

Наоборот, увеличение нагрузки снижает скорость враще­ ния двигателя. Пружина прижимает грузики ближе к оси,

Рис. 36. Электрическая схема генерато­ ра ПН-28,5:

И — начало обмотки, К «—конец обмотки, Р — рео­ стат, Я\ и Яч — зажимы обмотки якоря, 1ЛХ и Ш7— зажимы обмотки параллельного возбуждения, С\ и С5 — зажимы обмотки последовательного возбуж­ дения

происходит увеличение шодачи топлива и восстановление скорости вращения двигателя. Пружина должна быть отрегулирована так, чтобы в каждом новом положении при изменившейся нагрузке подача топлива обеспечивала скорость вращения, близкую к номинальной.

В бензино-электрическом агрегате в качестве генератора используется генератор постоянного тока типа ПН-28,5.

Электрическая схема его представлена на рис. 36. Данный генератор защищенного типа со смешанной систе­

мой возбуждения, обеспечивающей относительно постоянное напряжение генератора. Мощность генератора 3 кет; сила то­ ка 25 а; число главных полюсов 4; число дополнительных полюсов 4; марка щеток ЭГ-2.

68


Обмотка параллельного возбуждения показана тонкой зигзагообразной линией, а обмотка 'последовательного воз­ буждения—толстой.

Для регулировки напряжения пользуются реостатом Р, включенным последовательно с обмоткой параллельного воз­ буждения. Общий вид генератора ПН-28,5 со снятым подшип­ никовым щитом представлен на рис. 37. Основные части его: корпус 3, якорь 2 с коллектором 1, траверза 7 с щеткодер­ жателем 5, полюсы 4, клеммовая коробка доски зажимов 6 и подшипниковые щиты.

Рис. 37. Генератор ПН-28,5 со спя-

.тым подшипниковым щитом:

1 — коллектор, 2 —якорь, 3 — корпус, 4 — полюсы, 5 —щеткодержатель, 6' —коробка доски зажимов, 7 — траверза

Соединительная муфта

Соединение двигателя с генератором осуществляется с по­ мощью неразъемной эластичной соединительной муфты. Такая муфта допускает работу с некоторым несовпадением центров вала генератора и двигателя и смягчает удары при работе двигателя, вызванными резкими изменениями нагрузки. Об­ щий вид неразъемной эластичной соединительной муфты пред­ ставлен на рис. 38.

В маховике '3 двигателя ввинчены два пальца 2. Вилка 4 также имеет два пальца 5. На пальцы надеты кольца 6 из прорезиненной ткани.

Рама сварная представляет собой тележку с двумя осями и четырьмя колесами, на которой крепятся все части агрегата.

Бензиновый бак, из которого поступает в двигатель бензин, крепится на раме агрегата над генератором.

Соединительный кабель марки КРИТ длиной 6 м предназ­ начен для соединения -генератора с зарядно-распределитель- цым устройством.

69

На конце соединительный кабель имеет штепсельную муф­ ту с тремя гнездами для присоединения к трехполюсной вил­ ке, установленной в зарядно-распределительном устройстве.

2. Зарядно-распределительное устройство

Зарядно-распределительное устройство служит для распре­ деления электрической энергии, вырабатываемой генератором, по потребителям.

Оно состоит из следующих основных частей (рис. 39): же­ лезного ящика 6; распределительного щита 9; регулировочно­ го реостата 4; реостатов 1 зарядно-разрядных групп; панели потребителей.

Рис. 38. Неразъемная эластичная соединитель­ ная муфта:

1 —стопорный винт, 2 — палец маховика, 3 — маховик, 4 — вилка, 5 —палец вилки, 6 — кольцо, 7 — вал-генератора

Зарядно-распределительное устройство обеспечивает:

1. Одновременную зарядку или разрядку нескольких само­ стоятельных групп аккумуляторных батарей.

Первая группа рассчитана на силу тока до 0,6 а.

В этой группе установлен один реостат сопротивлением

360 ом.

Вторая группа—на силу тока до 8 а, где установлены два последовательно соединенных реостата по 8 ом.

Третья группа—на силу тока до 12,5 а и до’25 а. Для полу­ чения нужной величины силы тока в данной группе имеется четыре реостата по 2,4 ом. Если эти реостаты соединены по­ следовательно, то по ним можно пропустить ток в 12,5 а. Пере­ ключением же реостатов по два последовательно в двух па­ раллельных цепях можно увеличить максимально допустимый ток до 25 а.

2.Питание осветительной электрической сети.

3.Защиту генератора от перегрузок и коротких замыканий.

4.Контроль за работой генератора и потребителей.

70