Файл: Денисов А.П. Н. Г. Курганов - выдающийся русский ученый и просветитель XVIII века.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и после некоторых вычислений можно было полу­ чить долготу. Несколько ранее Морена (в 1630 го­ ду), но независимо от него этот же метод был предложен выдающимся немецким астрономом Иоганном Кеплером.

Несмотря на изыскания Морена и Кеплера, найденный ими метод определения долготы не по­ лучил в XVII столетии широкого распростране­ ния. Необычайно громоздкие и продолжительные вычисления не давали возможности внедрить его в практику мореплавания. Кроме того, теория движения Луны была известна еще недостаточно, а это влекло за собой большие ошибки в полу­ ченной долготе и исключало возможность состав­ ления лунных таблиц.

Таким образом, проблема отыскания географи­ ческой долготы для корабля, плывущего вне ви­ димости берегов, оставалась нерешенной. В свя­ зи с этим в 1695 году в Париже была учреждена специальная канцелярия для рассмотрения всех предложений по этому вопросу. Англия с той же целью организовала ів 1714 году особый институт комиссаров и объявила крупную премию (20 000 фунтов стерлингов) за отыскание метода нахожде­ ния долготы с точностью до полуградуса и менее крупные суммы за методы меньшей точности.

В середине XVIII столетия многие выдающиеся ученые продолжали работать над отысканием ме­

тода определения

долготы.

В числе их

был и1

1 История Академии наук

СССР,

т. I. М,—Л., идд.

АН СССР, 1958, стр.

194; А.

Б е р р и .

Краткая история

астрономии. М—Л.,

ОГИЗ,

1946, стр.

240—241;

С. 3 е-

л е н о й . Взгляд на историю морской астрономии. СПб.,

4*

51

 

Леонард Эйлер. Занимаясь теорией движения Луны, Эйлер решил зтУ сложнейшую задачу. Ме­ тод, примененный Эйлером, называется методом вариации элементов орбиты. В результате оказа­ лось возможным создать лунные таблицы, по ко­ торым можно было определить долготу методом лунных расстояний.

Курганов внимательно изучал все материалы, связанные с движением Луны, в том числе и тео­ рию движения Луны. Он произвел многочислен­ ные наблюдения Луны «ради точности лунной теории весьма потребной для исправного сниска­ ния долгот на море».1 К сожалению, журналы на­ блюдений, проведенных Кургановым, в 1771 году сгорели при пожаре вместе с его домом, личным архивом и многочисленными трудами.

Курганов первым начал преподавать в Мор­ ском корпусе способ нахождения долготы посред­ ством лунных расстояний21 и детально описал этот способ в своем труде «Пополнения Бугеровой науки мореплавания».

Тем временем работы экспедиции успешно про­ должались. К середине августа 1752 года были определены астрономическим путем широты и долготы Аренсбурга и некоторых других пунктов острова Эзель, проведены съемки побережья и промеры глубин в водах, окружающих остров. За­ канчивалось строительство здания обсерватории.3

Богатые материалы, накопленные в результате

работ

экспедиции»

дали

Гришову

возможность

1 Н.

Г. К у р г а н о в .

Российская

универсальная

грамматика. СПб., 1769, стр. 369.

 

2 В.

Н. В е р х . Жизнеописание Николая Гаврило­

вича Курганова, стр. 17.

 

 

3 Архив АП СССР,

ф. 3, оп. і, д. 806, лл. 116—117.

52


Здание Морского шляхетного кадетского корпуса.

Середина XVШ в.

приступить к вычерчиванию первого варианта карты острова.

15 декабря 1752 года, когда Курганов еще на­ ходился в экспедиции, Морская академия была преобразована в Морской шляхетный кадетский корпус,1 теперь ставший официально узкосослов­ ным, кастовым, дворянским учебным заведением. Одновременно Московская навигацкая школа бы­ ла закрыта.

Зима 1752—1753 годов прошла на Эзеле в обра­ ботке и систематизации накопленных материалов. Весной начались съемки внутренней части остро­ ва и был составлен подробный план Аренсбурга. А 5 июня участники экспедиции, закончив работы,

1 А. К р о т к о в. Морской кадетский корпус, стр. 64.

53

отплыли в Ревель, куда и прибыли 7 июня.1 Повреждения, причиненные кораблю штормом, вызвали двухнедельную стоянку в Ревеле. И лишь 8 июля небольшой парусный корабль во­ шел в Неву и стал на якорь против здания Ака­ демии наук. Экспедиция завершилась. На основе ее работ впоследствии была издана первая точ­ ная, подробная карта Эзеля и прилегающего к нему района моря.2*

!

Архив АН СССР, ф. 3, оп. 1, д. 806,

лл. 72, 72 об.

2

В. Ф. Г н у ч е в а. Географический

департамент

Академии наук XVIII века. Труды Архива АН СССР,

вып.

6. М.—Л., изд. АН СССР, 1946, стр.

244.

ВЫДАЮЩИЙСЯ ПЕДАГОГ-МАТЕМАТИК

Дальнейшее развитие производства, совершен­ ствование кораблестроения, перевооружение ар­ мии и флота, происходившие в XVIII веке, по­ влекли за собой быстрое развитие математических наук. Без глубокого знания математики нельзя было готовить кадры, строить корабли и пред­ приятия, В Морском корпусе и других учебных заведениях, где математика служила основой для изучения специальных дисциплин, в программу были введены новые разделы: начала алгебры, логарифмы, тригонометрия, задачи на геометри­ ческие построения. В связи с этим значительно возросла потребность в учебниках по математике и в специалистах, способных преподавать новые дисциплины.

К началу тридцатых годов XVIII столетия «Арифметика» Магницкого начала устаревать. Рецептурный метод изложения материала (без теоретических обоснований), характерный для «Арифметики» и других математических руко­ водств того времени, уже не удовлетворял возрос­ шим требованиям, поэтому Академия наук поручи­ ла Леонарду Эйлеру написать новый учебник по

55


арифметике. В 1737 гиду Эйлер завершил ргат труд, назвав его «Руководство к арифметике». Он состоял из двух основных частей и был отпе­ чатан в 1738 и 1740 годах на немецком языке. Русский перевод первой части, выполненный адъюнктом Академии наук Адодуровым, вышел в свет в 1740 году. Вторая же часть, переведенная студентом университета В. Кузнецовым, была из­ дана в 1760 году.

Выход в свет «Руководства к арифметике» явился началом совершенно нового этапа в рус­ ской учебно-математической литературе.

Главными достоинствами учебника Эйлера бы­ ли глубина содержания, простота и ясность из­ ложения, решительный отказ от догматических методов преподавания, когда учащимся предлага­ лись готовые математические правила без их обоснования и примеры решения задач по этим правилам. В труде Эйлера математические поло- я«ения образовали стройную систему, в основе ко­ торой лежали исследование и логические доказа­ тельства.

Учебник Эйлера был первым общедоступным учебником арифметики, образцом передовой пе­ дагогической мысли. Однако он имел серьезный недостаток, заключающийся в том, что текст ил­ люстрировался незначительным количеством при­ меров, главным образом библейского и мифоло­ гического содержания, то есть по существу был оторван от практической жизни. А для достиже­ ния наибольшего эффекта в обучении следовало показать читателям значение математики в прак­ тической жизни, подчеркнуть потребность об­ щества в математике, подобно тому, как это было сделано Магницким в его «Арифметике»,

56

Необходимо отметить и тот факт, что круг лиц. пользовавшихся «Руководством к арифметике», был очень узок. Книга Эйлера служила учебни­ ком лишь в академической гимназии с небольшим количеством обучающихся.

Новая методика преподавания математики, из­ ложенная в труде. Эйлера, получила в России ши­ рокое распространение в значительной мере бла­ годаря Курганову.1

Владея немецким языком, он внимательно изу­ чил «Руководство к арифметике» и стал препода­ вать математику в Морской академии по методу Эйлера.

Преклоняясь перед гением великого ученого, Курганов тем не менее подошел к его труду творчески. У Эйлера он взял ясную цепь ло­ гических доказательств, систематическое и ясное изложение материала; у Магницкого — яркий по­ каз потребности общества в математике и прило­ жение математики к практической жизни. Посте­ пенно Курганов пришел к мысли создать совре­ менный учебник математики, объединяющий в себе достоинства трудов Эйлера и Магницкого. Это руководство должно было включать основ­ ную часть математического курса Морской акаде­ мии и большинства других учебных заведений того времени.

В 1754 году Курганов приступил к написанию учебника, а 15 ноября 1755 года уже представил в Адмиралтейств-коллегию рукопись своего труда при следующем «доношении»:

1 А.

П.

Ю ш к е в и ч .

Эйлер и русская математика

в XVIII

в.

Труды Института истории

естествознания

АН СССР.

т. III. М,—Л.,

изд. АН СССР,

1949, стр. 58.

57


аГосударственной Адмиралтейской коллегии, Морского шляхетного кадетского корпуса подмастерья математических и навигационных паук Николая Курганова

ДО Н О Ш Е Н И Е

Всвободное время от моей должности обуче­ ния кадет при корпусе сочинена мною книга Универсальная арифметика или сокращенное ос­ нование математических наук содержащая, ко­ торую при сем прилагаю: а понеже в рассужде­ нии содержания оной столь нужной для употреб ления российского юношества печатной книги еще не имеется. Того ради Государственную Адмирал­ тейскую коллегию иреданнейше прошу предло­ женную книжку своего, высокого покровитель­ ства удостоить, для засвидетельства в император скую Академию наук, как в подлежащее место отослать, и ежели явится к напечатанию годная, чего беспрепятственно надеюсь; то в пользу об­ щества за мой кошт (или за счет коллегии как оная за благо рассудит), чтоб соблаговолено было помянутой книги один выход, то есть тысячу две­ сти экземпляров такоже в Академии напечатать.

ноября 15 дня

1755 года

подмастерье Николай Курганов». 1

Труд Курганова был внимательно рассмотрен и тщательно проанализирован академиком про­ фессором Н. 11. Поповым, давшим высокую оцен­ ку книге.1

1 ЦГАВМФ, ф. 212, оп. 3, д. 9—1755, л. 33. Подлинник.

58

В 1757 году учебник Курганова, названный им «Универсальная арифметика», вышел в свет. За ним последовали и другие математические труды. В течение 40 лет он создал энциклопедию руко­ водств, получившую широкое распространение.

Книга Курганова сразу вошла в жизнь. Вот как отзывался о ней в середине XIX века писатель Е. Колбасин:

«„Универсальная арифметика” была с восторгом принята для руководства в корпусе и вытеснила собой знаменитую «Арифметику» Магницкого. Происшествие это наделало много шуму, потому что сочинение Магницкого, бывшее главным ру­ ководством везде, считалось таким фундаменталь­ ным сочинением, с которым соперничать не было никакой возможности. Но достоинства «Универ­ сальной арифметики» Курганова были так не­ сомненны, написана она была таким простым и ясным языком, что знаменитый Магницкий со своим церковно-славянским языком и запутанны­ ми определениями окончательно и навсегда по­ мерк в учебной литературе».1

«Универсальная арифметика» открывается «Об­ ращением к читателю».

Затем следует предисловие «О арифметике и математике вообще», в котором автор дает опре­ деление арифметики и излагает свои соображе­ ния о задачах математики как науки. Он отли­ чает две стороны арифметики: первая — это наука о числах; вторая — указатель для решения практических задач.

Основной материал книги делится на пять ча­

' Е. Я. К о л б а с и н . Литературные деятели преж­ него времени, стр. 191—192.

59