Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ственных и технических возможностей и современного жиз ненного уклада.
Четвертой задачей, закономерно вытекающей из предыду щих, является задача решения современного интерьера, объ единяю щ его в себе результаты всех этих работ в единый комплекс.
И, наконец, пятая задача, стоящ ая перед художникамиконструкторам и, занятыми в промышленности, — это разра ботка ряда научно-исследовательских тем, внедрение резуль татов которы х и обеспечит наиболее правильное решение задач, стоящ их перед ними при разработке конкретной тема тики.
Все эти задачи охватывают довольно большой круг вопро
сов, возникаю щ их при их |
решении, и требую т, как правило, |
||||
привлечения |
для |
их выполнения различных специалистов, |
|||
а в целом |
ряде |
случаев |
и оснащения дорогостоящ им |
спе |
|
циальным |
оборудованием. |
|
|||
П оэтом у |
труд |
худож ника-конструктора одиночки, |
рабо |
таю щ его в обычной для художников организационной форм е, бывает чрезвычайно затруднителен. На практике очень редко мы м ож ем встретить случай, когда его работа приводит к успеш ным результатам , и, как правило, это бывает только при работе над простым по конструкции изделием, решение которого не ставит больш ого количества специальных вопро сов. Наиболее успешно, как показывает опыт, такие худож ники работаю т в области создания промышленных изделий, стоящ их близко к изделиям прикладного искусства. Н еобхо димость глубокого изучения конкретных условий производ ства увеличивает сроки их работ, а значит и стоимость. Недо оценка ж е этого ф актора зачастую приводит к созданию
изделий |
нетехнологичных и |
сложных в |
изготовлении, хотя |
они часто |
и подкупаю т своим |
изящ еством |
и элегантностью . |
120
Когда идет проектирование сложной машины или прибора,, такие художники, не имея возможности методически пра вильно решать поставленные перед ними задачи, чаще всего ограничиваются чисто внешней эстетизацией ф орм ы изделия. Это неизбежно приводит к оф орм ительству, которое не может одобряться нами на данном этапе развития пром ы ш ленного искусства. В ряде случаев их работа сводится просто к выполнению демонстрационных чертежей, отражаю щ их готовое конструкторское решение, и результаты их труда могут оцениваться уже не с точки зрения художественного конструирования, а только с точки зрения графики и не ока зывают практически никакого влияния на качество изделия.
Худож ники-конструкторы , работаю щ ие в группах по 2— 3 человека или в одиночку на предприятиях, безусловно, нахо дятся в более выгодном положении, чем художники первой группы. «Привязка» этих художников к непосредственному производству позволяет им глубоко изучить специфику последнего, и изделия, проектируемые ими, выгодно отли чаются именно своей технологичностью и возмож ностью изготовления на данном конкретном предприятии. Однако
здесь |
сущ ествует опасность нерационального |
подчинения |
форм ы |
и конструкции изделия чисто «местным |
условиям» |
в ущ ерб его эмоциональной выразительности. Эти художники зачастую бывают вынуждены узко специализироваться, что также начинает отрицательно влиять на их творчество. В результате снижаются эстетические достоинства изделий, которые они проектируют.
Работа такой небольшой группы так же, как и в первом, случае, не может проходить в строгом соответствии с мето дикой, так как для обеспечения работы этих худож ников-кон- структоров бывает очень затруднительно привлекать всех необходимых специалистов. М акетирование в такой малень-61
16 С. А. Соломонов, В. Э. Винтман |
12* |
кой группе проводится только силами самих художниковконструкторов, без подключения квалифицированных испол- нителей-макетчиков, что такж е удорож ает стоимость их работы .
Кром е этих недостатков сущ ествует еще один немаловаж ный ф актор , значительно затрудняю щ ий работу художниковконструкторов как первой, так и второй групп. Работа по
худож ественном у |
конструированию , |
проводимая художни- |
ком -конструктором |
в одиночку или |
в составе группы в 1— 2 |
человека, становится очень затруднительной для молодых специалистов, только что окончивших вуз. Если инженер, окончивший специальное учебное заведение, попадает в кон стр укто р ско е бю ро, то он первые годы работает под р уко водством опытных специалистов его профиля, соверш енствуя свои знания до тех пор, пока не см ож ет занять пост ведущ его специалиста, способного самостоятельно решить все техни ческие вопросы. Худож ник-конструктор, попадая в то же конструкторское бю ро и являясь там единственным специа листом данного профиля, не м ож ет опираться на опыт и авто ритет старш его товарищ а по работе, он вынужден сам остоя тельно реш ать целый ряд сложных вопросов, к решению которы х зачастую бывает неподготовленным.
Положительной стороной такой форм ы организации труда является, что художник, работающий на предприятии, имеет возм ож ность не только принимать участие в проектной работе, но и очень действенно осущ ествлять авторский над зор за производством изделий. Это положение позволяет ком пенсировать некоторые недочеты, вызванные отступле ниями от наиболее правильной методики работы.
Таким образом , как первая, |
так и вторая организационная |
||
ф о р м а |
работы художников |
страдает |
рядом недостатков, |
которы е |
сущ ественно снижают |
эф ф е кт |
от их труда. Однако, |
122
несмотря на это, они позволяю т в ряде случаев получить
относительно |
хорош ие результаты , в зависимости от опыта |
и эрудиции |
каж дого художника-конструктора, работаю щ его |
над конкретными изделиями или интерьерами.
Что касается всех остальных задач, связанных с контролем художественного качества изделий, ведением обобщений и научно-исследовательских тем, следует признать, что эти организационные ф орм ы не позволяю т проводить такие работы. Они требую т привлечения специалистов различных областей, большой организационной работы, непосильной для художника-одиночки, оснащенности научно-исследовательской аппаратурой, приобретение которой потребует больших затрат, а коэф ф ициент использования ее будет очень низок.
Создание более многочисленных групп художников-кон- структоров на предприятиях не всегда бывает возможно, так как далеко не каждое предприятие м ож ет загрузить такую группу работой. В тех случаях, когда позволяет мощ ность предприятия, это дает, безусловно, положительный эффект,, и становится возможным относительно правильно организо вать работу над конкретными изделиями. Однако ведение научно-исследовательских разработок в таких группах на. предприятиях бывает затруднительно. Часто качество работы худож ников-конструкторов страдает от однообразия тем а тики и от невозможности правильно наладить сбор научнотехнической информации.
Для наиболее плодотворной деятельности художника-кон структора необходимо предоставить ему возм ож ность не только быть широко информированным о различных разра ботках в той области, в которой он трудится, но и предоста вить ему наиболее полную информацию о всех сущ ествую щих конструкционных и отделочных материалах. Худож нику соверш енно недостаточно только знать их технические дан
123;
ные, а необходимо видеть образцы , чтобы иметь возм ож ность варьировать их цвет и ф актуру. Создание таких материалотек, естественно, требует больших трудовы х затрат и не м ож ет быть организовано ради одного художника и даже довольно большой их группы.
Избавиться от многих недостатков, снижающих эф ф ектив ность работы худож ника-конструктора и мешаю щих пра вильному решению всех задач, позволяет только другая организационная ф орм а. Этой форм ой является создание крупных худож ественно-конструкторских организаций.
Объединение художников-конструкторов в такие крупные творческие организации, как специальные художественно
конструкторские бю ро, |
имеет целый ряд |
преимущ еств: |
1. Создание больш |
ого творческого |
коллектива, всегда |
оказы ваю щ его положительное влияние на творчество отдель ных художников и пом огаю щ его их творческом у росту.
2.Обеспечение необходимой специализации художниковконструкторов по основным профилирую щ им направлениям работы такого объединения, дающ ее возможность художникам -конструкторам глубоко изучать ряд вопросов, знание которы х необходимо для работы, но однако позволяю щ ее оставлять тем атику его работы настолько широкой, чтобы это не отраж алось отрицательно на его творчестве.
3.Возможность обеспечения методически правильного
ведения работ по художественном у конструированию за счет: а) привлечения к работе отдельных специалистов; б) рентабельности приобретения необходимого научно-
исследовательского оборудования; в) введения разделения труда в процессе художествен
ного конструирования, подключая к работе художника-кон структора на ряде этапов менее квалифицированных специа листов. Такое положение позволяет высвободить довольно
124
большой процент времени худож ника-конструктора и повы сить производительность его труда;
г) создания экспериментального или опытного производ ства, оснащенного необходимым оборудованием и уком п лектованного специалистами, позволяющ ими проводить на высоком художественном уровне работы по макетированию , моделированию и изготовлению эталонов внешнего вида изделий;
д) организации специальной служ бы технической инф ор мации, работа которой в таких организациях имеет свою спе цифику.
4.Обеспечение нормальных условий для роста молодых специалистов и ведения технической учебы, что практически невозможно в маленьких группах.
5.Ш ирокое внедрение прогрессивных худож ественно конструкторских решений и технологических приемов, обес печивающих высокое качество изделий на различных пред приятиях; обмен опытом меж ду этими предприятиями,
неизбежный при работе одних и тех же специалистов над изделиями (в отличие от организации мелкой художественной службы на одном предприятии).
6.. Подклю чение специалистов худож ников-конструкторов к разработке наиболее важной для промышленности тем а тики.
7. Проведение большой работы по организации смотров, экспертизы, разработке предложений, направленных на улуч шение художественно-технического качества выпускаемой продукции.
8. Возможность проведения единой художественно-техни ческой политики, тогда как художники, работаю щ ие в штате предприятия, иногда вынуждены прямо или косвенно ориен тироваться только на сущ ествую щ ую технологию , учитывать
125
интересы предприятия, не всегда базирую щ иеся на прогрес сивной основе.
Централизация худож ественно-конструкторских организа ций в момент их создания вызывала сомнения: многие счи тали, что отрыв худож ников-конструкторов от заводов может снизить эф ф ективность их работы. Однако опыт работы С Х К Б показал, что художники-конструкторы работают, как правило, над продукцией нескольких определенных предприятий, тех нические возможности которых помогаю т им изучить и освоить инженеры и технологи, работаю щ ие в системе СХКБ .
М ногие осущ ествленные по проектам С Х К Б изделия могли быть выполнены заводами без отступлений от проекта, вызванных нетехнологичностью конструкций, являющ ейся результатом отрыва художника-конструктора от завода.
Анализируя работу художников-конструкторов с этой точки зрения, можно прийти и к таком у выводу, что выход худож ника-конструктора из непосредственного администра тивного подчинения руководству завода в ряде случаев даст свои положительные результаты , так как позволит худож нику-конструктору свободнее внедрять новые решения при положительной оценке его работы художественно-техниче скими советами.
Создание крупных объединений художников-конструкто ров является единственной организационной формой, позво ляю щ ей сам остоятельно решать все задачи художественного конструирования. Значит ли это, что на данном этапе нужно отказаться от других организационных ф орм работы худож ников-конструкторов? Очевидно, наиболее приемлемой после крупного бю ро ф орм ой организации труда художника-кон структора м огут служить относительно крупные группы, лабо ратории и худож ественно-конструкторские отделы при боль ших предприятиях. Такие подразделения могут с успехом
126
решать задачи художественного конструирования конкретных промышленных изделий, рекламно-сопроводительной доку ментации и упаковки этих изделий и производственных интерьеров.
Для выполнения всех требований методического порядка необходимо проводить их работу в очень тесной связи с крупными специальными худож ественно-конструкторским и бю ро. Это даст возможность пользоваться консультациями специалистов различных областей, их методической помощ ью , а также справочно-информационным материалом, концент рирую щ имся в служ бе технической информации такого бю ро.
Таким образом может быть создана определенная систе ма, организационно объединяющая работу в области худож е ственного конструирования. В центре ее будет стоять Все союзный научно-исследовательский институт технической эстетики, координирующий и методически руководящ ий спе циальными художественно-конструкторским и бю ро, а они в свою очередь охватят методическим руководством лабо ратории или худож ественно-конструкторские отделы крупных производственных объединений или предприятий.
Наибольший практический интерес будут представлять структурное построение и организация работы в специальных художественно-конструкторских бю ро, лабораториях или от делах на крупных предприятиях.
В 1962 году было создано несколько С Х К Б в крупных горо дах страны. Естественно, что в организационной их структуре нашли отражение некоторые специфические условия, однако принципиально они близки по своей организации.
Все С Х К Б имеют в своем составе ряд художественно-кон структорских отделов, работа которых профилируется в зави симости от особенностей промышленности. Кром е отделов, разрабатываю щ их промышленные изделия, созданы отделы,
127
работаю щ ие над упаковкой для товаров народного потребле ния и разработкой оригиналов промышленной графики, а так ж е отделы, реш аю щ ие вопросы эстетизации производствен ной среды.
Для |
обеспечения деятельности основных отделов во всех |
С Х К Б |
организовано опытное производство, где сосредото |
чена работа по моделированию и макетированию и созданию эталонов внешнего вида изделия. Безусловно, имеются и спе
циальные отделы, занимающиеся технической |
информацией. |
В некоторых бю ро созданы специальные |
подразделения, |
реш аю щ ие все инженерные и технологические вопросы и обеспечиваю щ ие работу отделов помощ ью экономистов, эргономистов, врачей и искусствоведов.
В качестве примера организации такого конструкторского бю ро можно рассм отреть структуру Ленинградского худож е ственно-конструкторского бю ро и те задачи, которые реш аю т его отделы.
Работу по художественном у конструированию продукции, выпускаемой предприятиями, ведут три отдела — это отдел машиностроения и тяж елого машиностроения, отдел при- боро-, агрегатостроения и электрорадиотехники и, наконец, отдел товаров культурно-бы тового назначения.
О тдел машиностроения и тяж елого машиностроения ведет работу по созданию машин, станков, подъемно-транспортного оборудования и обеспечивает таким образом разработку изделий для основных промышленных предприятий Ленин града. За время своего сущ ествования отдел разработал целый ряд станков для обработки линз алмазами, бум аго делательные машины, тракторы , экскаваторы, турбины и ма
шины для легкой |
промышленности (рис. 16— 27). |
О тдел приборо-, агрегатостроения и электрорадиотехники |
|
специализируется |
на проектировании продукции, выпускае- |
128