Файл: Соломонов С.А. Художественное конструирование промышленных изделий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельскими и конструкторскими организациями разрабатывать проекты рационально сконструированных и художественно отработанных изделий машиностроения, приборостроения и товаров культурно-бытового назначения. Для контролиро­ вания качества художественно-конструкторских работ создана система художественно-технических советов, которые утверж ­ дают новые образцы промышленных изделий, снимают с про­ изводства морально устаревш ие образцы, не отвечаю щие современным требованиям технической эстетики. Задачей специальных художественно-конструкторских бю ро (СХКБ ) является выполнение работ по заказам промышленности.

Всесоюзный научно-исследовательский институт техниче­ ской эстетики осущ ествляет методическое руководство СХКБ, ведет научно-исследовательскую работу в области техниче­ ской эстетики, разрабатывает руководящ ие технические материалы по художественному конструированию . При ВНИИТЭ создан межведомственный экспертный совет, кото­ рому предоставлено право утверждать или снимать с произ­ водства лю бое изделие, выпускаемое промышленностью . Этот совет является как бы высшим органом, контролирую ­ щим качество промышленных изделий.

Таким

образом, в нашей

стране в настоящее время

сущ ествует

и функционирует

целая система художественно-

конструкторских служб, способная обеспечить промышлен­ ность высококачественными образцами эстетически отрабо­ танных изделий.

З а два года работы С Х К Б дали нашей промышленности

много образцов высококачественных

, художественно отрабо­

танных и патентоспособных изделий.

Каждая художественно­

конструкторская

разработка дает значительный экономиче­

ский эф ф ект,

повышает

конкурентоспособность

наших

изделий на внешнем рынке,

способствует повышению

куль­

34


туры труда на производстве, облегчает тем самым тр уд советских людей, делая его легким и радостным.

В феврале 1963 года в Варшаве состоялось первое сове­ щание представителей организаций технической эстетики: социалистических стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи. Это совещание явилось см отром достиж е­ ний отдельных стран в различных областях технической эсте­ тики. Участниками совещания была отмечена необходимость более тесного сотрудничества, ш ирокого обмена опытом, и информацией.

Таким образом , заканчивая главу, можно в качестве выво­ дов привести следую щ ие положения:

1. Промышленное искусство — это вид искусства, одна из форм человеческой деятельности, направленной на достиже­ ние наибольшей эстетической выразительности промышлен­ ных изделий. Произведениями промышленного искусства могут быть все виды промышленного оборудования (машины, приборы, станки, предметы оргоснастки и т. п.), все видысредств транспорта, все виды ручного инструмента, все виды: товаров культурно-бы тового назначения, создаваемые про­ мышленностью. Промыш ленное искусство как одно из мощ ­ нейших средств эстетического освоения действительности занимается эстетическим преобразованием предметного мира, окруж аю щ его человека в его повседневной жизни. Целью промышленного искусства является достижение постоянного положительного воздействия на человека той среды, того микромира вещей, в котором он живет, трудится и отдыхает.

2. Техническая эстетика — это теория промышленного искусства, дающая идеологическую и теоретическую основу для практической деятельности художников-конструкторов, изучающая отношение человека к технике и занимающ аяся

3 5

проблемами гуманизации, «очеловечивания» материальной среды, окружаю щ ей человека в быту и в процессе труда. Техническая эстетика определяет задачи и пути развития промышленного искусства и дает научное обоснование его функционированию .

3. Художественное конструирование — это метод про­ мышленного искусства. С помощ ью его в процессе проекти­ рования конструкция получает свое внешнее эстетическое выражение, качество которого должно постоянно положи­ тельно воздействовать на человека. В основе метода худож е­ ственного конструирования лежит стремление к достижению максимального соответствия ф орм ы изделия его функцио­ нальному назначению. М етод художественного конструирова­

ния

есть метод создания рационально скомпонованных

и художественно отработанных промышленных изделий.

4.

Художник-конструктор — это специалист, работающий

вобласти художественного конструирования, синтезирующий

впроцессе проектирования изделий как инженерные, так

иэстетические требования.

5.Формообразование любого изделия определяется

рациональным распределением всех его взаимосвязанных элементов. Чем рациональнее эта взаимосвязь, тем выше степень обеспечения положительных качеств всех рабочих параметров изделия и тем больше возможность достижения постоянного положительного эстетического воздействия его на человека.

6. Эстетическая выразительность современной машины достигается не путем «скругления» или «спрямления» углов в погоне за более красивой внешней формой, а из функцио­ нальной целесообразности конструкции, удобства ее в экс­ плуатации, технологичности выполнения и удовлетворения гигиенических и психологических потребностей человека,

36


а также архитектурно-худож ественного решения, вызываю ­ щего чувство удовлетворения. Только совокупность этих оптимально выполненных условий позволяет получить краси­ вую современную ф орм у технического изделия.

7. Образность и красота современной машины — это слия­ ние функциональной целесообразности конструкции с ее внешним выражением, т. е. максимальное соответствие формы ее внутреннему содержанию . О браз машины — это документальный памятник материальной культуры общ ества, образ достигнутого человеком уровня интеллектуального и общественного развития. Это свидетельство уровня освое­ ния материалов и технологии их производства, овещ ествлен­ ный символ победы человека над силами природы.

ГЛАВА II

МЕТОД РАБОТЫ ХУДОЖНИКА-КОНСТРУКТОРА

предыдущей главе нами было установлено, что мы понимаем под термином «метод художественного конструи­ рования».

Следую щ им актуальным вопросом, в котором следует разобраться, является целесообразность применения этого метода при различных видах конструкторских работ. При решении его необходимо исходить в первую очередь из того положения, что в основе нового метода лежит совместная работа художника-конструктора и инженера на всех стадиях проектирования, начиная с подготовительной работы, стадии исследования и вплоть до запуска изделия в серию.

Зачастую имеют место попытки привлечения художникаконструктора к работе после окончания конструирования или уж е после выполнения опытного образца. Иногда художникаконструктора просят сделать внешнее оформление изделия, художественно оформить, украсить, облагородить готовое-

38

изделие. Естественно, что в этих случаях ничего хорош его от привлечения к работе художника нельзя ожидать.

Красота изделия создается в процессе его построения. Она заклю чается в логичности, целесообразности, в гарм о­ ничном соотношении частей, в соответствии целого деталям и деталей целому, а не рождается за счет всевозможных накладок, покраски и каких-либо других элементов, привноси­ мых в изделие только ради его внешнего вида.

Само название метода работы — художественное кон­ струирование— предполагает обязательное участие художни­ ка-конструктора в процессе конструирования изделия.

Если конструирование изделия практически закончено, участие художника-конструктора не может принести скольконибудь ощ утимых результатов. Оно будет всегда выражено формальным украш ательством , ничем не оправданным, кроме угождения моде, и приведет, естественно, к оформительству, или, как часто его называют, к стайлингу.

Исходя из сложившейся практики работы художниковконструкторов наиболее действенным оказывается их участие в разработке проектов новых изделий, перспективных и про­ блемно-перспективных проектов. Все эти три вида проектиро­ вания обеспечивают максимальную возможность участия в них художника-конструктора и позволяю т ему действенно влиять на формообразование изделия. При разработке этих проек­ тов он не связан, как правило, с большим количеством огра­ ничивающих факторов, затрудняю щ их его работу, и имеет возможность свободно варьировать как выбором материалов и отдельных элементов конструкции, так и общей ее компо­ новкой и технологией изготовления изделия.

Несколько по-другом у дело обстоит с проектом модерни­ зации изделия, однако совершенно не следует умалять роль художника в этом виде конструкторского проекта.

39



При модернизации художник-конструктор поставлен в жесткие условия налаженного производства и обязан счи­ таться с наличием технологической оснастки и с отработан­ ными технологическими процессами так же, как с наличием готовых узлов и деталей механизма, которые не подлежат изменению.

Однако это не исключает возможности работы худож ­ ника-конструктора при модернизации. Результаты его работы будут тем более ощутимы, чем больше технических измене­ ний рационально и рентабельно будет внесено в модерни­ зируемый прототип.

На рис. 1, 2 и 3, 4 показаны два примера модернизации изделий, причем при сравнении с прототипами этих изделий становится совершенно понятно, что в первом случае перед художником -конструктором стояла очень ограниченная задача, так как технически изделие почти не изменялось. Во втором случае модернизация потребовала пересмотра целого ряда узлов и их компоновки. Это, естественно, отра­ зилось на формообразовании изделия, и, хотя данное изде­ лие является только улучшенным вариантом прототипа, внеш­ ний вид изменился настолько, что его можно принять за новую разработку.

М одернизация изделия занимает очень большой удельный вес в практике наших промышленных предприятий, поэтому решение ее методами художественного конструирования совершенно необходимо. Практически очень трудно провести четкую грань между новым и модернизируемым изделием, так как каждая новая разработка, выпускаемая заводом, будет всегда базироваться на сущ ествую щ ей производствен­ ной базе и здесь совершенно закономерно стремление при конструировании использовать максимальное количество готовых узлов и деталей, выпуск которых уже налажен.

40

Рис. 1. Опытный образец рентгенов­ ского дифрактометра ДР-5.

Рис. 2. Макет рентгеновского ди­ фрактометра ДР-6.

Художники-конструкторы : С. А. Га­ рибян, В. А. Кульсинова, М. А. Бицкая.

Рис. 4. Фотоэлектронная измеритель­ ная машина ИЛ после художествен­ но-конструкторской разработки.

Художник-конструктор

Э. П. С о ­

ловьева;

инженер -

конструкт<РР

Л. Ф. Пискун.

 

I