ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
Простейшие из них изготовляют с выступом на наруж ном диаметре, который фиксируется в пазу кронштейна, косынке и других частях машины.
Наряду с чугунными подшипниками используют под шипники с рабочими элементами, изготовленными из древесины, металлокерамики и пластмассы. При эксплу атации надо стараться не допускать ослабления крепле ния деревянных разъемных подшипников, при необходи мости подтягивая болты или удаляя по одной регулиро вочной прокладке с каждой стороны разъемного подшип ника.
Пропитанные в горячем масле, деревянные подшип ники имеют запас смазки вполне достаточный для экс плуатации подшипника в течение довольно продолжи тельного времени. Тем не менее запас смазки подшипни ков следует своевременно восстанавливать.
Для этого надо снять подшипники, предварительно проклеймив их, чтобы при сборке поставить на свое ме
сто, и пропитать в горячем масле (автоле) в |
течение |
|
2 час. при температуре масла 130°. |
|
|
Подшипники качения ставят на валы с большой ско |
||
ростью вращения. Закрепляют их на машинах |
в |
спе |
циальных гнездах или в литых чугунных корпусах. |
|
|
Корпусы разделяют по способу закрепления |
на |
от |
сечные и фланцевые. |
|
|
Валы рабочих органов машин, которые могут потре бовать более частой разборки или имеют значительный прогиб (длинные валы), устанавливают на шариковый сферических двухрядных подшипниках с закрепительной разрезной втулкой. Втулка имеет коническую наружную поверхность, которая соприкасается с такой же поверх ностью внутреннего кольца подшипника. При завертыва нии гайки втулка затягивается во внутреннее кольцо и конической поверхностью зажимается в нем, а цилиндри-
114
ческой поверхностью стягивает вал. Гайка контрится зам ковой шайбой.
Подшипники с закрепительными втулками разбира ют следующим образом. Снимают крышку подшипника и удаляют лишнюю смазку из корпуса. Отгибают ус зам'- ковой шайбы, загнутый в паз гайки, и на два-три обо рота отвертывают гайку. Резким ударом в торец гайки через трубчатую оправку освобождают конусную втул ку и затем снимают с вала корпус вместе с подшипни ком.
Значительно упрощают обслуживание машин под шипники разовой смазки, получающие распространение в сельскохозяйственной технике. Такие подшипники, од нажды заправленные на 7 з—Ѵг объема специальной кон систентной смазкой ЦИАТИМ-202, ОКБ 122-7 или УТВ1-13 на заводе, не требуют дополнения или замены' смазки в течение всего периода эксплуатации машины. Указанные смазки обладают свойством сохранять сма зывающие качества длительный период (в течение не скольких лет). Каркасные уплотнительные кольца спе циальной конструкции, которые плотно входят в кольце вые проточки внешнего кольца подшипника и без натя га в проточки внутреннего кольца, надежно защищают смазку от загрязнения.
Для предохранения подшипников от загрязнения и предотвращения утечки масла в корпусах устанавлива ют войлочные и фетровые кольца, кожаные и резиновые самоподжимные уплотнители, лабиринтные уплотнения. Большое распространение получили радиальные само поджимные резиновые уплотнители, отличающиеся про стотой устройств и надежностью в эксплуатации. Уплот нительное кольцо имеет завулканизованный металличе ский каркас, создающий жесткий обод и пружинное кольцо, которое создает уплотнение за счет обжима ман жеты по валу.
8* |
115 |
Шариковые и роликовые подшипники с резиновыми самоподжимающимися уплотнительными кольцами, пра вильно смонтированными в корпусе подшипника и на ва лу, могут работать без дополнительной смазки в течение всего сезона сельскохозяйственных работ.
Для длительной и надежной работы уплотнительных колец важно, чтобы уплотняющая кромка манжета не имела повреждений, а шейка вала в месте опоры манже ты была хорошо отполирована.
Предохранительные устройства
В сельскохозяйственных машинах применяют боль шое количество предохранительных устройств, которые при возникновении ненормально увеличенной нагрузки отключают или отсоединяют рабочий орган от источни
ка движения.
Для ограничения тяговой нагрузки (плуги, косилки и т. д.) используют жесткие и пружинные предохрани тели.
К жестким предохранителям относятся штифтовые, фрикционные и комбинированные фрикционно-штифто вые предохранители. При значительном возрастании на грузки штифт срезается и после устранения причины, вы звавшей срез предохранительного штыря, ставят новый,
запасной.
Более совершенные пружинные предохранители ра-* ботают как амортизаторы, смягчая резкие колебания нагрузки. Пружины предохранителя рассчитаны и дол жны быть отрегулированы так, чтобы при возрастании нагрузки до опасного предела они приводили в действие устройство (например, прицепной крюк), отключающее предохраняемый объект-от источника движения. После устранения причины, вызвавшей срабатывание ■предо-
116
хранителя, пружинные предохранители автоматически, полуавтоматически или принудительно легко занимают первоначальное положение.
Для предохранения приводов вращательного движе ния используют зубчатые и фрикционные предохрани тельные муфты, срезные штифты.
Пружины зубчатых предохранительных муфт затяги вают так, чтобы зубчатые шайбы могли размыкаться и проворачиваться относительно одна другой при пере грузках с определенным крутящим моментом, величина которого указывается в инструкциях на машину. Прак тически зубчатые предохранительные муфты регулируют следующим образом. Пробуксовывающие зубчатые шайбы муфты устанавливают зуб на зуб и в таком поло жении полностью затягивают пружины (или пружину, в зависимости от конструкции муфты) гайками. Затем гайки отпускают на 1 — 1 Ѵг оборота.
Чтобы повысить точность срабатывания муфт', зубча тые поверхности шайб и втулку шкива (или звездочки) обычно смазывают солидолом. Это особенно важно про верить после длительного открытого хранения машины, так как поверхности деталей могут быть подвергнуты коррозии, и тогда предохранительная муфта, даже при правильно затянутых пружинах, не сможет пробуксо вать.
Фрикционные предохранительные муфты (рис. 29) яв ляются более Совершенными по сравнению с зубчатыми и имеют хорошую точность срабатывания. Ведущий диск 4 крепится клиновой шпонкой. Фрикционные кольца 2 в последних конструкциях не крепятся. Для центрирова ния фрикционных колец на ведущем диске сделаны про точки. При перегрузке диск 4 пробуксовывает относи-
тельно-шкива (звездочки) |
1, и шкив с нажимным диском |
|
6 вращается на валу- ■ |
, |
_ ...... |
Величина щередав§емого предохранительной муфтбй
W
момента регулируется затяжкой пружины 3. Правиль ность затяжки пружины проверяют специальным тарировочным ключом. Если его нет, устанавливают горизон тально обычный рычаг между болтами пружин и подве шивают на него груз на расстоянии 1 м от оси вала. Вал муфты перед этим надо затормозить, а цепи или ремни передачи на муфту снять.
Рис. 29. Предохранительная фракционная муфта:
1 — диск |
(шкив или |
зубчатое |
|
колесо); |
2 —фрикционные коль |
||
ца; 3 |
— пружина; 4 — ведущий |
||
диск; |
5 |
— шпонка; |
6 —- диск |
|
|
нажимной. |
|
Груз должен соответ ствовать величине регу лируемого момента. При регулировке на крутя щий момент 5 кгм он ра вен 5 кг, 10 кгм — 10 кг и т. д. Пружины равно мерно отпускают до тех пор, пока рычаг с подве шенным грузом не начнет плавно опускаться вниз. После этого пружину за тягивают гайками на XU—
Ѵг оборота.
Один раз в сезон муф ту необходимо разбирать, устраняя на поверхностях трения забоины, царапи ны и другие дефекты. Од новременно заменяют не годные детали. При заме не фрикционных накладок рекомендуется дать воз можность поверхностям трения приработаться при неполной затяжке пру жин, не допуская при пробуксовке высокой тем-
иерату-ры (рука должна легко выдерживать температу ру нагрева нажимного диска). Замасливание поверхно стей трения недопустимо.
Самозатачивающиеся режущие рабочие органы
Для высококачественного выполнения сельскохозяй ственных работ необходимо, чтобы лезвия режущих ра бочих органов были достаточно острыми. Между тем в процессе работы они быстро затупляются, что влечет за собой не только снижение качества, но и увеличение со противления резанию, вызывая дополнительный расход энергии двигателя и перегрузку деталей механизма при вода. Приходится периодически производить заточку ре жущих рабочих органов. Это снижает производитель ность труда и увеличивает себестоимость продукции. Кроме того, при заточках бесполезно расходуется много металла и уменьшается срок службы рабочих органов.
Один из значительных резервов повышения произво дительности труда, дающий народному хозяйству значи тельную экономию, — это более широкое использование самозатачивающихся режущих рабочих органов.
Разработанные в ГОСНИТИ самозатачивающиеся плужные лемехи и рабочие органы культиваторов пока зывают, что можно получить постоянно острое и доста точно прочное лезвие, если сделать его двухслойным из материалов разной износостойкости. Износостойкость материалов слоев и их толщину подбирают с таким рас четом, чтобы лезвие затачивалось в процессе работы.
Самозатачивающиеся почворежущие рабочие органы (лемехи плугов, лапы культиваторов) получают обычно в результате наплавки с тыльной (нижней) стороны ре жущей кромки износостойкого слоя. Наплавка произво дится твердым сплавом сормайт № 1 , или релитом
119
60 X80 (трубки с голубой |
краской на концах), или рели |
том в смеси с сормайтом |
(при весовом соотношении 1 :1 ). |
При обработке почвы незакаленный верхний слой леме ха (лапы) изнашивается так быстро, что нижний тонко наплавленный слой постоянно выступает и хорошо под резает нижнюю часть пласта почвы. Наплавленное лез вие остается работоспособным, пока не износится его двухслойная часть.
Ножи силосорезного аппарата барабанного типа (комбайны типа СК-2,6) наплавляют аналогично почворежущим рабочим органам. Ведутся работы по изготов лению самозатачивающихся ножей из двухслойного про ката и другими технологическими методами.
Для измельчающего аппарата комбайна «Херсонец» был выбран способ изготовления самозатачивающихся сегментов гальваническим покрытием. Этот способ по зволяет получить тонкий износостойкий слой хрома на одной грани, необходимый для самозатачивания. Не по крытая хромом грань в процессе измельчения стеблей кукурузы изнашивается быстрее, чем хромированная, и благодаря этому происходит самозатачивание. Срок службы хромированных сегментов увеличивается в 4—5 раз по сравнению с рядовыми. Подобным образом мо жет быть решен вопрос и для сегментов косилок, жаток, для ножей силосоизмельчителей и для ножей целого ря да других машин.
Новые материалы деталей сельскохозяйственных машин
Традиционные материалы сельскохозяйственного ма
шиностроения — сталь, чугун, цветные металлы, |
дере |
во — не всегда полностью отвечают требованиям, |
кото |
рые предъявляются к деталям сельскохозяйственных ма
120
шин. Не случайно их все чаще начинают заменять поли мерами. Как показывает многочисленный опыт, детали из полимеров не только не уступают металлическим, но и превосходят их. Они надежней в работе и долго
вечней.
Хорошие эксплуатационные качества показали при испытаниях различных сельскохозяйственных машин пластмассовые подшипники. В большинстве случаев для изготовления их применяют капрон с антифрикционными добавками графита, дисульфида, молибдена, талька и других веществ в количестве 0,5—3%. Подшипники из капрона могут работать без смазки или при весьма огра ниченной ее подаче.
Получили распространение капроновые детали. Но применение их (особенно в качестве пар трения) ограни чено темпёратурными условиями. При повышенных тем пературах капрон оплывает. Размеры капроновых вту лок изменяются в зависимости от влажности (поглоще ние влаги до 1 1 %) и от теплового расширения материа ла (коэффициент теплопроводности в 10 раз ниже, чем у стали). Поэтому, чтобы обеспечить нормальную работу трущихся пар, в конструкции узла необходимо преду сматривать первоначальный зазор, превышающий в 2 ра за зазор металлической пары.
Капрон можно применять при изготовлении трудоем ких небольших деталей сложной конфигурации. Со вре-.- менем его заменят полиформальдегидом, отличающимся от капрона значительно меньшим водопоглощением и бог лее высокими антифрикционными свойствами. Для тя
желых условий работы будут использовать |
полеурита- |
ны, поликарбонаты и некоторые другие пластмассы. |
|
Более широко будут применять и такие |
пластмассы: |
стеклопласты — для закрытых емкостей, |
ящиков, за |
щитных ограждений, различных несущих элементов кон струкций и других изделий вместо листовой стали;
121