Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Простейшие из них изготовляют с выступом на наруж­ ном диаметре, который фиксируется в пазу кронштейна, косынке и других частях машины.

Наряду с чугунными подшипниками используют под­ шипники с рабочими элементами, изготовленными из древесины, металлокерамики и пластмассы. При эксплу­ атации надо стараться не допускать ослабления крепле­ ния деревянных разъемных подшипников, при необходи­ мости подтягивая болты или удаляя по одной регулиро­ вочной прокладке с каждой стороны разъемного подшип­ ника.

Пропитанные в горячем масле, деревянные подшип­ ники имеют запас смазки вполне достаточный для экс­ плуатации подшипника в течение довольно продолжи­ тельного времени. Тем не менее запас смазки подшипни­ ков следует своевременно восстанавливать.

Для этого надо снять подшипники, предварительно проклеймив их, чтобы при сборке поставить на свое ме­

сто, и пропитать в горячем масле (автоле) в

течение

2 час. при температуре масла 130°.

 

 

Подшипники качения ставят на валы с большой ско­

ростью вращения. Закрепляют их на машинах

в

спе­

циальных гнездах или в литых чугунных корпусах.

 

Корпусы разделяют по способу закрепления

на

от­

сечные и фланцевые.

 

 

Валы рабочих органов машин, которые могут потре­ бовать более частой разборки или имеют значительный прогиб (длинные валы), устанавливают на шариковый сферических двухрядных подшипниках с закрепительной разрезной втулкой. Втулка имеет коническую наружную поверхность, которая соприкасается с такой же поверх­ ностью внутреннего кольца подшипника. При завертыва­ нии гайки втулка затягивается во внутреннее кольцо и конической поверхностью зажимается в нем, а цилиндри-

114

ческой поверхностью стягивает вал. Гайка контрится зам­ ковой шайбой.

Подшипники с закрепительными втулками разбира­ ют следующим образом. Снимают крышку подшипника и удаляют лишнюю смазку из корпуса. Отгибают ус зам'- ковой шайбы, загнутый в паз гайки, и на два-три обо­ рота отвертывают гайку. Резким ударом в торец гайки через трубчатую оправку освобождают конусную втул­ ку и затем снимают с вала корпус вместе с подшипни­ ком.

Значительно упрощают обслуживание машин под­ шипники разовой смазки, получающие распространение в сельскохозяйственной технике. Такие подшипники, од­ нажды заправленные на 7 з—Ѵг объема специальной кон­ систентной смазкой ЦИАТИМ-202, ОКБ 122-7 или УТВ1-13 на заводе, не требуют дополнения или замены' смазки в течение всего периода эксплуатации машины. Указанные смазки обладают свойством сохранять сма­ зывающие качества длительный период (в течение не­ скольких лет). Каркасные уплотнительные кольца спе­ циальной конструкции, которые плотно входят в кольце­ вые проточки внешнего кольца подшипника и без натя­ га в проточки внутреннего кольца, надежно защищают смазку от загрязнения.

Для предохранения подшипников от загрязнения и предотвращения утечки масла в корпусах устанавлива­ ют войлочные и фетровые кольца, кожаные и резиновые самоподжимные уплотнители, лабиринтные уплотнения. Большое распространение получили радиальные само­ поджимные резиновые уплотнители, отличающиеся про­ стотой устройств и надежностью в эксплуатации. Уплот­ нительное кольцо имеет завулканизованный металличе­ ский каркас, создающий жесткий обод и пружинное кольцо, которое создает уплотнение за счет обжима ман­ жеты по валу.

8*

115


Шариковые и роликовые подшипники с резиновыми самоподжимающимися уплотнительными кольцами, пра­ вильно смонтированными в корпусе подшипника и на ва­ лу, могут работать без дополнительной смазки в течение всего сезона сельскохозяйственных работ.

Для длительной и надежной работы уплотнительных колец важно, чтобы уплотняющая кромка манжета не имела повреждений, а шейка вала в месте опоры манже­ ты была хорошо отполирована.

Предохранительные устройства

В сельскохозяйственных машинах применяют боль­ шое количество предохранительных устройств, которые при возникновении ненормально увеличенной нагрузки отключают или отсоединяют рабочий орган от источни­

ка движения.

Для ограничения тяговой нагрузки (плуги, косилки и т. д.) используют жесткие и пружинные предохрани­ тели.

К жестким предохранителям относятся штифтовые, фрикционные и комбинированные фрикционно-штифто­ вые предохранители. При значительном возрастании на­ грузки штифт срезается и после устранения причины, вы­ звавшей срез предохранительного штыря, ставят новый,

запасной.

Более совершенные пружинные предохранители ра-* ботают как амортизаторы, смягчая резкие колебания нагрузки. Пружины предохранителя рассчитаны и дол­ жны быть отрегулированы так, чтобы при возрастании нагрузки до опасного предела они приводили в действие устройство (например, прицепной крюк), отключающее предохраняемый объект-от источника движения. После устранения причины, вызвавшей срабатывание ■предо-

116

хранителя, пружинные предохранители автоматически, полуавтоматически или принудительно легко занимают первоначальное положение.

Для предохранения приводов вращательного движе­ ния используют зубчатые и фрикционные предохрани­ тельные муфты, срезные штифты.

Пружины зубчатых предохранительных муфт затяги­ вают так, чтобы зубчатые шайбы могли размыкаться и проворачиваться относительно одна другой при пере­ грузках с определенным крутящим моментом, величина которого указывается в инструкциях на машину. Прак­ тически зубчатые предохранительные муфты регулируют следующим образом. Пробуксовывающие зубчатые шайбы муфты устанавливают зуб на зуб и в таком поло­ жении полностью затягивают пружины (или пружину, в зависимости от конструкции муфты) гайками. Затем гайки отпускают на 1 — 1 Ѵг оборота.

Чтобы повысить точность срабатывания муфт', зубча­ тые поверхности шайб и втулку шкива (или звездочки) обычно смазывают солидолом. Это особенно важно про­ верить после длительного открытого хранения машины, так как поверхности деталей могут быть подвергнуты коррозии, и тогда предохранительная муфта, даже при правильно затянутых пружинах, не сможет пробуксо­ вать.

Фрикционные предохранительные муфты (рис. 29) яв­ ляются более Совершенными по сравнению с зубчатыми и имеют хорошую точность срабатывания. Ведущий диск 4 крепится клиновой шпонкой. Фрикционные кольца 2 в последних конструкциях не крепятся. Для центрирова­ ния фрикционных колец на ведущем диске сделаны про­ точки. При перегрузке диск 4 пробуксовывает относи-

тельно-шкива (звездочки)

1, и шкив с нажимным диском

6 вращается на валу- ■

,

_ ......

Величина щередав§емого предохранительной муфтбй

W


момента регулируется затяжкой пружины 3. Правиль­ ность затяжки пружины проверяют специальным тарировочным ключом. Если его нет, устанавливают горизон­ тально обычный рычаг между болтами пружин и подве­ шивают на него груз на расстоянии 1 м от оси вала. Вал муфты перед этим надо затормозить, а цепи или ремни передачи на муфту снять.

Рис. 29. Предохранительная фракционная муфта:

1 — диск

(шкив или

зубчатое

колесо);

2 —фрикционные коль­

ца; 3

— пружина; 4 — ведущий

диск;

5

— шпонка;

6 —- диск

 

 

нажимной.

 

Груз должен соответ­ ствовать величине регу­ лируемого момента. При регулировке на крутя­ щий момент 5 кгм он ра­ вен 5 кг, 10 кгм — 10 кг и т. д. Пружины равно­ мерно отпускают до тех пор, пока рычаг с подве­ шенным грузом не начнет плавно опускаться вниз. После этого пружину за­ тягивают гайками на XU

Ѵг оборота.

Один раз в сезон муф­ ту необходимо разбирать, устраняя на поверхностях трения забоины, царапи­ ны и другие дефекты. Од­ новременно заменяют не­ годные детали. При заме­ не фрикционных накладок рекомендуется дать воз­ можность поверхностям трения приработаться при неполной затяжке пру­ жин, не допуская при пробуксовке высокой тем-

иерату-ры (рука должна легко выдерживать температу­ ру нагрева нажимного диска). Замасливание поверхно­ стей трения недопустимо.

Самозатачивающиеся режущие рабочие органы

Для высококачественного выполнения сельскохозяй­ ственных работ необходимо, чтобы лезвия режущих ра­ бочих органов были достаточно острыми. Между тем в процессе работы они быстро затупляются, что влечет за собой не только снижение качества, но и увеличение со­ противления резанию, вызывая дополнительный расход энергии двигателя и перегрузку деталей механизма при­ вода. Приходится периодически производить заточку ре­ жущих рабочих органов. Это снижает производитель­ ность труда и увеличивает себестоимость продукции. Кроме того, при заточках бесполезно расходуется много металла и уменьшается срок службы рабочих органов.

Один из значительных резервов повышения произво­ дительности труда, дающий народному хозяйству значи­ тельную экономию, — это более широкое использование самозатачивающихся режущих рабочих органов.

Разработанные в ГОСНИТИ самозатачивающиеся плужные лемехи и рабочие органы культиваторов пока­ зывают, что можно получить постоянно острое и доста­ точно прочное лезвие, если сделать его двухслойным из материалов разной износостойкости. Износостойкость материалов слоев и их толщину подбирают с таким рас­ четом, чтобы лезвие затачивалось в процессе работы.

Самозатачивающиеся почворежущие рабочие органы (лемехи плугов, лапы культиваторов) получают обычно в результате наплавки с тыльной (нижней) стороны ре­ жущей кромки износостойкого слоя. Наплавка произво­ дится твердым сплавом сормайт № 1 , или релитом

119


60 X80 (трубки с голубой

краской на концах), или рели­

том в смеси с сормайтом

(при весовом соотношении 1 :1 ).

При обработке почвы незакаленный верхний слой леме­ ха (лапы) изнашивается так быстро, что нижний тонко наплавленный слой постоянно выступает и хорошо под­ резает нижнюю часть пласта почвы. Наплавленное лез­ вие остается работоспособным, пока не износится его двухслойная часть.

Ножи силосорезного аппарата барабанного типа (комбайны типа СК-2,6) наплавляют аналогично почворежущим рабочим органам. Ведутся работы по изготов­ лению самозатачивающихся ножей из двухслойного про­ ката и другими технологическими методами.

Для измельчающего аппарата комбайна «Херсонец» был выбран способ изготовления самозатачивающихся сегментов гальваническим покрытием. Этот способ по­ зволяет получить тонкий износостойкий слой хрома на одной грани, необходимый для самозатачивания. Не по­ крытая хромом грань в процессе измельчения стеблей кукурузы изнашивается быстрее, чем хромированная, и благодаря этому происходит самозатачивание. Срок службы хромированных сегментов увеличивается в 4—5 раз по сравнению с рядовыми. Подобным образом мо­ жет быть решен вопрос и для сегментов косилок, жаток, для ножей силосоизмельчителей и для ножей целого ря­ да других машин.

Новые материалы деталей сельскохозяйственных машин

Традиционные материалы сельскохозяйственного ма­

шиностроения — сталь, чугун, цветные металлы,

дере­

во — не всегда полностью отвечают требованиям,

кото­

рые предъявляются к деталям сельскохозяйственных ма­

120

шин. Не случайно их все чаще начинают заменять поли­ мерами. Как показывает многочисленный опыт, детали из полимеров не только не уступают металлическим, но и превосходят их. Они надежней в работе и долго­

вечней.

Хорошие эксплуатационные качества показали при испытаниях различных сельскохозяйственных машин пластмассовые подшипники. В большинстве случаев для изготовления их применяют капрон с антифрикционными добавками графита, дисульфида, молибдена, талька и других веществ в количестве 0,5—3%. Подшипники из капрона могут работать без смазки или при весьма огра­ ниченной ее подаче.

Получили распространение капроновые детали. Но применение их (особенно в качестве пар трения) ограни­ чено темпёратурными условиями. При повышенных тем­ пературах капрон оплывает. Размеры капроновых вту­ лок изменяются в зависимости от влажности (поглоще­ ние влаги до 1 1 %) и от теплового расширения материа­ ла (коэффициент теплопроводности в 10 раз ниже, чем у стали). Поэтому, чтобы обеспечить нормальную работу трущихся пар, в конструкции узла необходимо преду­ сматривать первоначальный зазор, превышающий в 2 ра­ за зазор металлической пары.

Капрон можно применять при изготовлении трудоем­ ких небольших деталей сложной конфигурации. Со вре-.- менем его заменят полиформальдегидом, отличающимся от капрона значительно меньшим водопоглощением и бог лее высокими антифрикционными свойствами. Для тя­

желых условий работы будут использовать

полеурита-

ны, поликарбонаты и некоторые другие пластмассы.

Более широко будут применять и такие

пластмассы:

стеклопласты — для закрытых емкостей,

ящиков, за­

щитных ограждений, различных несущих элементов кон­ струкций и других изделий вместо листовой стали;

121