Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

прорезиненные ремни, которые изготовляют из несколь­ ких слоев (прокладок) хлопчатобумажной ткани (бельтинга), связанных вулканизированной резиной.

 

Надежность работы и долговечность

плоскоременной

передачи зависят

от качества соединений

концов рем­

ней. Применяют

три

основных вида

и

соединений:

1 )

склейку;

2 ) сшивку

(сыромятную

 

жильную);

3)

скрепку

(жесткую и шарнирную).

При

скреплении

ремней, каким бы способом оно ни производилось, очень важно следить за тем, чтобы концы ремня были обреза­ ны под прямым углом и точно пригнаны. Перекос недо­ пустим: он приведет к сбегу ремня со шкива.

Для плоских приводных ремней рекомендуется пред­ варительное натяжение (в момент постановки или под­ тягивания), увеличенное по сравнению с нормальным.

Новым или долгое время не работавшим ремням (в простых передачах) сообщают начальное натяжение, в 1,5 раза больше нормального, особенно если они плохо или совсем не были предварительно вытянуты.

Новым ремням в натяжных передачах и работавшим ремням в простых передачах сообщается натяжение в 1,25 раза больше нормального.

В самонатяжных передачах запаса натяжения не дается.

Предварительная вытяжка ремней производится для того, чтобы работоспособность передачи была постоян­ ной. Вытягивают ремни обычно грузом, вес которого рассчитывают, исходя из условия напряжения в ремне

30—35 кг/см2. При вытяжке нельзя допускать

переги­

бов ремня с радиусом

меньшим, чем 12—15

толщин

ремня.

п е р е д а ч и широко

применя­

К л и н о р е м е н н ы е

ют в приводах зерновых и специальных комбайнов, жа­ ток и других сельскохозяйственных машин облегченных конструкций, работающих при довольно значительных

107


нагрузках. Клиноременная передача обеспечивает воз­ можность передачи вращательного движения с большим передаточным числом, с меньшим, чем в плоскореМенной передаче, давлением на валы при малом межцентровой расстоянии. Клиноременные передачи в сельскохозяйст­ венных машинах разделяют на передачи с неизменным передаточным числом и передачи с переменным переда­ точным числом (вариаторы), осуществляемые регулируе­ мыми шкивами.

Клиновые ремни состоят из кордовой ткани или кор­ дового шнура, оберточной ткани и резины. Сечение и длина клиновых ремней стандартизованы. Используют также клиновые ремни специального профиля.

Чтобы повысить долговечность ремней (главным об­ разом вариаторных), в последние годы начали приме­ нять ремни с улучшенным качеством материала несуще­ го слоя и более точно изготовленные. Вместо кордовой ткани широко используют несущий слой из капрона. Как показывает практика, повышение точности изготов­ ления не только увеличивает срок службы ремней, нЪ и значительно уменьшает нагрузки на подшипники валов.

Клиновые ремни не требуют большого. натяжения. При регулировании натяжения ремней надо руководст­ воваться нормами, приведенными в инструкциях на ма­ шины. Прогиб измеряют в центре пролета между шки­ вами передачи на ветви, где не установлен натяжной ролик. Прилагаемое усилие примерно 4 кг.

Необходимо следить за тем, чтобы на ремни не попа­ дали разрушающе действующие на них бензин и масло. Загрязненные нефтесмазочными продуктами ремни от­ мывают теплой водой и мылом, после чего досуха про­ тирают чистой тряпкой. Одновременно очищают от гря­ зи и шкивы. Хранить ремни следует в закрытом помеще­ нии при умеренной температуре, защищая от солнечных лучей.

108

Регулируют диаметры раздвижных шкивов (вариато­ ров) так, чтобы не заклинить ремень при уменьшении расстояния между дисками. Для этого шкив при регу­ лировке поворачивают.

Цепные передачи. Простейшая цепная передача со­ стоит из двух звездочек и цепи. В сельскохозяйственных машинах часто применяют цепные передачи, в которых от одного вала приводятся во вращательное движение несколько валов. Преимущество цепной передачи-состоит в том, что она обеспечивает постоянство передаточного отношения, имеет малые габариты и вызывает меньшую нагрузку на валы, поскольку не требует предварительно­ го натяжения.

П р и в о д н ы е це пи применяют для передачи вра­ щательного движения рабочим органам, а т я г о в ы е — в транспортерах и элеваторах. В последнем случае ис­ пользуют цепи со звеньями, имеющими элементы для крепления планок и скребков транспортеров.

Малонагруженные рабочие органы, имеющие неболь­ шие скорости, приводят в движение к р ю ч к о в ы м и ц е пя ми . Цепи эти бывают штампованные из холодно­ катаной стальной ленты марки ЗОГ методом безотходной штамповки и литые из ковкого чугуна марки К.Ч—35-10. Соединять и разъединять их можно в любом звене. Звенья крючковых цепей должны двигаться крючками вперед, а открытой частью крючка (зевами) наружу. Крючковые цепи в процессе работы постепенно вытяги­ ваются, отчего изменяется шаг цепи. Удлинение требует

периодической проверки и не должно

превышать

6%.

Растянутые звенья восстанавливают

с помощью

спе­

циального приспособления.

применяют

при

В т у л о ч н о - р о л и к о в ы е ц е п и

более высокой скорости, чем крючковые. Они отличают­ ся большей прочностью, износостойкостью и меньшими потерями на трение. Концы цепи соединяют специальны-

109


/ — цепь;
2 — винт; 3 — рукоятка;
4 — струбцина.
Рис. 27. Инструмент для замены зве­ на цепи:

ми звеньями. При четном числе звень­ ев (включая соеди­ нительное) концы цепи соединяют 'пря­ мым звеном, состоя­ щим из вилки и на­ ружной съемной пластины, удержи­ ваемой на валиках шплинтами или пру­ жинным замком. При нечетном числе звеньев (включая соединительное) кон­

цы цепи соединяют специальным звеном с изогнутыми пластинами. Применять последнее рекомендуется только в случае крайней необходимости (если нет возможности обеспечить четное число звеньев), так как переходное звено не обеспечивает такой прочности, как прямое. К тому же при нечетном числе звеньев увеличивается виб­ рация цепи и неравномерность износа шарниров.

Для повышения равномерности износа и увеличения срока службы втулочно-роликовой цепи рекомендуется периодически ее поворачивать в направлении движения, тем самым меняя поверхность приложения усилия вали­ ка и втулки от зуба звездочки.

При необходимости замены звена Цепи используют специальный инструмент (рис. 27). Звено вводят в вил-* ку, как показано на рисунке, и выпрессовывают ось вин­ том. Когда же нет специального инструмента, цепь ус­ танавливают так, чтобы заменяемое звено имело опору на плите, и затем уже выбивают бородком валики смеж­ ных звеньев цепи. При расклепывании валика, при сбор­ ке цепи не следует допускать сильных ударов молотком.

ПО

так как валик может согнуться во втулке и заклинить звено цепи в шарнире.

При эксплуатации цепных передач надо обращать особое внимание на расположение связанных цепью звездочек в одной плоскости, чтобы избежать повышен­ ный износ и даже обрыв цепи. Натяжение цепей осуще­ ствляется натяжными звездочками или роликами. Цепь считается нормально натянутой, если стрела начального провисания, зависящая от расстояния между центрами звездочек и расположения передачи, составляет: для пе­ редачи с наклоном к горизонту до 45° — 0,02 от межцент­

рового расстояния, с наклоном

более 45° — 0,01— 0,015

от межцентрового расстояния.

Пользуются и другими

методами контроля натяжения цепи. Например, считает­ ся, что цепь натянута нормально, если ее можно отвести усилием руки на 4—5 см (на 1 пог. м ветви цепи) от ли­ нии движения.

Смазывают приводные цепи обычно ежедневно авто­ лом (поливом) на малых оборотах. Через каждые 80—100 час. работы цепи рекомендуется снимать, про­ мывать в керосине и на 20—30 мин. погружать в подо­ гретый автол или дизельное масло.

Карданная передача представляет собой систему ва­ лов с пересекающимися осями, соединенных посредст­ вом шарниров Гука, причем углы между валами могут изменяться в процессе работы передачи. В сельскохозяй­ ственной технике применяется так называемый жесткий шарнир (кардан), допускающий только угловое смеще­ ние валов при передаче крутящего момента без осевого перемещения валов внутри шарнира.

Значительное осевое перемещение валов карданных передач осуществляют телескопическим устройством.

Для обеспечения равномерного вращения ведомого вала передачи требуется сохранить установленное на за­ воде взаимное расположение вилок шарниров. В теле-

111



/ — вилка кардана; 2 — шайба стопорная; 3 — болт;

4 — стопор­

ная крышка; 5 — корпус игольчатого

подшипника; 6

— игла под­

шипника; 7 — крестовина шарнира;

8

— сальник; 9 — шайба под­

жимная; 1 0 — масленка;

1 1

— вилка кардана.

скопических устройствах с многошлицевым или квадрат­ ным валом должны иметься специальные метки для пра­ вильного соединения вала с телескопической трубой. При сборке карданной передачи вилки двух шарниров следует располагать в одной плоскости.

Универсальный шарнир (рис. 28) собирают следую­ щим образом. Крестовину вводят в вилку, вставляя цап­ фу наклонно в одно ушко вилки и затем в другое. Пос­ ле этого крестовину опирают торцом цапфы на упор и с помощью оправки напрессовывают обойму уплотните­ ля на кольцевой поясок противоположной цапфы. Таким же путем надевают обойму на вторую цапфу крестови­ ны. На остальные две цапфы обоймы напрессовывают после установки второй вилки, чтобы они не мешали вво­

112

ду цапф в вилку. Затем устанавливают в обойму уплот­ нительное кольцо и шайбу. Смазывают обойму подшип­ ника слоем солидола и собирают в ней иглы. Надевают собранный игольчатый подшипник на цапфу крестовины, закрывают крышкой, устанавливают замковую пла­ стину и закрепляют крышку на вилке двумя болтами. Болты контрят отгибом замковой пластины на грань болта.

Точно так же производится сборка деталей на осталь­ ных цапфах крестовины.

В собранном шарнире люфт в цапфах, ощутимый ру­ кой при поворачивании одной вилки относительно дру­ гой, недопустим. Необходимо, чтобы были удовлетворе­ ны и другие технические требования, а именно:

1 ) вилки шарнира от усилия руки должны легко по­ ворачиваться относительно одна другой на угол не ме­ нее 30°;

2 ) болты крепления крышек должны быть законтре­ ны замками;

3) шарнир должен быть смазан нигролом через пресс-масленку в крестовине.

Подшипники

Подшипники скольжения изготовляют из антифрик­ ционных материалов и при своевременной и достаточной смазке обеспечивают работу передач с небольшими по­ терями, меньше изнашиваются. В предназначенных для села машинах широко применяют подшипники, у кото­ рых рабочий элемент (втулка или вкладыш) изготовлен вместе с корпусом. Использование их обусловлено малой стоимостью. Для длинных валов при наличии перекоса применяют более долговечные и равномерно изнашиваю­ щиеся по длине самоустанавливающиеся подшипники.

8

С оветы м о л о д о м у м е х ан и за то р у

113