Файл: Советы молодому механизатору..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.04.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вом случае растяжки к несущей конструкции крепят гайками, навинчивая их на резьбовые концы растяжек. Эти гайки используют и для натяжения растяжек. Во втором случае крепление концов растяжек жесткое (часто сварка). Середина растяжек отжимается резьбо­ вым стержнем при вращении навинченной на него гайки. Постановка, например, на брусе навесного культиватора двух растяжек — сверху и спереди — будет препятство­ вать прогибу его. Передняя усилит брус от прогиба во время работы в горизонтальной плоскости, а верхняя не даст провисать концам бруса в транспортном положении культиватора.

При подготовке машин к работе во время техниче­ ских. уходов необходимо подтягивать растяжки. Делать это1 надо стандартным гаечным ключом (без удлините­ лей), плавно, без рывков, не допуская перенапряжения конструкции.

Резьбовые соединения

Соединительными деталями резьбовых соединений служат болты, шпильки, гайки и винты. Наиболее ответ­ ственным элементом резьбовых деталей является резь­

ба. По форме сечения витка различают

резьбы — тре­

угольную, трапецеидальную, прямоугольную

и др.;

по

системе мер — метрическую и дюймовую;

по способу

применения — трубную, упорную,

крепежную и т. д.

 

Для крепежных деталей, как

правило,

используют

метрическую резьбу, профиль, основные

параметры

и

размеры которой стандартизированы (ГОСТ 9150-59). В зависимости от назначения резьба может быть с крупным или мелким шагом.

В большинстве случаев резьбовые соединения явля­ ются предварительно затянутыми, и эта предваритель-

7*

99

ная затяжка весьма существенно влияет на прочность и надежность соединения. Поэтому затяжку резьбовых со­ единений необходимо производить своевременно и пра­ вильно. Ответственные резьбовые соединения, для кото­ рых в инструкции на машину указан порядок и усилие затяжки, должны быть затянуты в полном соответствии с указаниями инструкции. Невыполнение установленных правил поведет к нарушению нормальных условий рабо­ ты конструкции и даже разрушению резьбового соеди­ нения. Особое внимание надо обращать на затяжку резьбовых соединений головки блока двигателя, узлов и механизмов гидросистемы машин и других узлов, тре­ бующих герметичности.

Крепление разнообразных кронштейнов и других де­ талей — это групповое резьбовое соединение. Здесь сле­ дует обращать внимание на равномерность затяжки болтов и следить за тем, чтобы все они были на ме­ сте. Нельзя допускать замену болтов меньшими по диа­ метру.

Все резьбовые соединения (для которых не указан момент затяжки) затягивают плавно, без рывков, стан­ дартным гаечным ключом. Прилагаемое усилие пример­ но 15—20 кг.

В стандартных крепежных деталях наиболее слабы­ ми являются стержень болта, шпильки; прочность вит­ ков резьбы при нормальных условиях эксплуатации ока­ зывается несколько выше.

Для предотвращения среза, смятия и износа резьбы при сборке и разборке соединения следят за чистотой витков, при необходимости промывая их керосином. За­ грязнение витков ведет не только к повреждению их, но и, увеличивая трение в резьбе, может привести к скручива­ нию резьбового стержня.

Сельскохозяйственные машины подвержены вибра­ циям как во время работы, так и при транспортировке,

100


что может ослаблять резьбовые крепления. Поэтому большинство резьбовых соединений имеет устройства, препятствующие их ослаблению. Простейшее средство стопорения гайки (болта) — применение контргайки. В этом случае даже при полном отсутствии нагрузки на болт или шпильку в сопряженных витках резьбы будут существовать силы сцепления, препятствующие самоотвинчиванию гайки.

Широкое применение в сельскохозяйственных маши­ нах находят разрезные пружинные шайбы (ГОСТ 6402-52), изготовляемые из пружинной стали 65Г.

В ответственных соединениях в качестве фиксаторов применяют разводные проволочные шплинты, шайбы с усиками и др.

Несмотря на постановку перечисленных устройств, препятствующих отвинчиванию, необходимо постоянное, наблюдение за состоянием креплений. Надо помнить, что пружинные стопорные шайбы от частого отвинчивания гаек со временем теряют свои свойства (после 4— 6 от­ винчиваний). Своевременная замена шайб в этом случае обязательна.

Сварные соединения

Сварные детали и узлы сельскохозяйственных машин отличаются большим разнообразием конструктивных форм; многие из них работают при тяжелых динамиче­ ских нагрузках. К таким узлам относятся сварные ра­ мы плугов и тяжелых культиваторов, изготовляемые из среднеуглеродистых сталей. Многие соединения выпол­ нены угловыми (валиковыми) швами, менее нагружен­ ные узлы — высокопроизводительной точечной и кон­ тактной сваркой.

Широкое применение находят соединения на электро-

101


заклепках, выполняемые полуавтоматическим способом. Благодаря глубокому провару такие соединения хорошо работают как при статических, так и при динамических нагрузках.

При эксплуатации машин рекомендуется периодиче­ ски контролировать состояние силовых сварных швов. Появившаяся трещина увеличивает напряжение в рабо­ чем сечении шва (при неизменных нагрузках), что обыч­ но приводит к дальнейшему увеличению трещины и к поломке детали. Своевременное обнаружение и устране­ ние производственных дефектов (горячая или холодная трещина, непровар), а также дефектов, появившихся во время эксплуатации машины (трещина, скол), позволят повысить эксплуатационную надежность машин.

Шпоночные соединения

Служат для соединения с валом деталей, передаю­ щих крутящий момент. Широкое применение шпоночных соединений объясняется простотой конструкции, надеж­ ностью, удобством сборки и разборки. В сельскохозяй­ ственных машинах используют стандартные клиновые, призматические и сегментные шпонки.

Стандартные клиновые врезные шпонки, образующие напряженные соединения, применяют с головкой (ГОСТ 8793-58) и без головки (ГОСТ 8792-58). Рабочими гра­ нями клиновых шпонок служат широкие грани. Широ­ кая грань, прилегающая ко дну паза ступицы посажен­ ной на вал детали, выполнена с уклоном 1 : 1 0 0 по отно­ шению к оси ступицы.

При сборке соединения клиновую шпонку забивают или запрессовывают в паз. Распорные силы, возникаю­ щие при забивке клиновой шпонки, позволяют соедине­ нию передавать расчетный крутящий момент, мощность.

102

Головка туго забитой клиновой шпонки не должна до­ ходить до торца ступицы менее чем на h+(0-»-6) мм. Та­

кой зазор между головкой

шпонки и ступицей необхо­

дим для

разборки

шпоночного

соединения

съемником.

Если

шпонка

сво­

 

 

 

 

 

бодно садится в паз до

 

 

 

 

 

упора

головки

в

торец

 

 

 

 

 

ступицы,

нужно заме­

 

 

 

 

 

нить

шпонку

большей

 

 

 

 

 

по высоте.

В крайнем

 

 

 

 

 

случае

под

основание

 

 

 

 

 

шпонки

ставят

прок­

 

 

 

 

 

ладки. Выступание го­

 

 

 

 

 

ловки шпонки

больше

 

 

 

 

 

чем

на

 

h + 6

 

мм

 

 

 

 

 

также недопустимо,

так

 

 

 

 

 

как

это значительно

 

 

 

 

 

уменьшает

 

опорную

 

 

 

 

 

длину шпонки.

 

кли­

 

 

 

 

 

Для

разборки

 

 

 

 

 

новых шпонок

приме­

 

 

 

 

 

няется

специальный

 

 

 

 

 

съемник

(рис.

25).

Он

Рис. 25. Съемник

для разбор­

представляет

 

собой

 

 

ки клиновых

шпонок:

скобу 5 с упорным бол­

1

— вал; 2 — шпонка; 3 — шкив;

том 6 и рычагом 4,

ус­

4

— рукоятка;

5 — скоба; 6

тановленным

в отвер-і

 

 

болт.

 

стие

скобы.

Для

раз­

 

 

съемник

устанавливают

борки шпоночного соединения

зубом скобы у основания

головки шпонки, ввинчивают

болт до упора в вал и поворотом рычага 4 вытаскивают шпонку из паза. Если съемника нет, пользуются клином с небольшим уклоном, забивая его между торцом ступи­ цы и головкой шпонки.

Эксплуатируя машины, нельзя допускать ослабления

103


запрессовки клиновой шпонки, которое возникает при действии переменного крутящего момента (особенно при вибрационных нагрузках), так как тогда нарушится нор­ мальная работа соединения, что может привести к его поломке.

Призматические шпонки, образующие ненапряжен­ ные соединения (в противоположность клиновым) и пе­ редающие нагрузку своими узкими боковыми гранями, как и сегментные шпонки, обеспечивают лучшее, по сравнению с, клиновыми, центрирование деталей на валу.

Для неподвижного или подвижного соединения с ва­ лом деталей, передающих крутящий момент, предназна­ чены и зубчатые (шлицевые) соединения. Весьма широко распространены подвижные зубчатые соединения в кар­ данных передачах, где требуется обеспечивать возмож­ ность осевого перемещения валов относительно друг друга (телескопические трубы). При сборке и разборке подвижных соединений особенно придирчиво надо сле­ дить за чистотой, не допуская их загрязнения, а также не делая забоин на шлицах.

Передачи

В современных сельскохозяйственных машинах преи­ мущественное распространение получили механические передачи, служащие для передачи мощности от двига­ теля к исполнительной (рабочей) машине или механиз­ му. Эти передачи часто осуществляются с изменением скоростей и соответственным изменением сил или мо­ ментов.

Ременные передачи. Позволяют осуществлять пере­ дачу мощности от одного ведущего (шкива, вала) на несколько ведомых (рис. 26). Ременные передачи разли­ чают по способам натяжения:

104

Рис. 26. Схемы ременных передач:

а — открытая; б — полуперекрестная; в — перекрест­ ная; г — открытая вертикальная с натяжным роли­ ком; д — открытая горизонтальная с натяжным ро­

ликом.

1 ) простые — с фиксированными валами шкивов и осями роликов и с редким подтягиванием (перешивкой) ремня;

2) натяжные — с натяжными (перемещающимися) валом и осью ролика, т. е. с периодическим подтягива­ нием ремня;

3) самонатяжные — с плавающим валом шкива или осью ролика, т. е. с непрерывным (автоматическим) подтягиванием ремня.

Ременные передачи обычно имеют параллельные ва­ лы и одинаковое направление вращения шкивов. Полу­ перекрестная и угловые передачи имеют скрещиваю­ щиеся в пространстве оси. Для обратного направления

105


вращения ведомого шкива служат передачи перекрест­ ные.

Чтобы обеспечить передачу полного рабочего усилия или мощности, в ременной передаче должно постоянно поддерживаться определенное предварительно установ­ ленное, начальное натяжение. Недостаточное натяжение ведет к снижению тяговой способности ремня. Увеличение натяжения выше рекомендованного ведет к понижению долговечности ремня и увеличению давления на валы и опоры. Натяжение ремня натяжным роликом производят на ведомой ветви. Это связано с перераспределением на­ пряжений в ведущей и ведомой ветвях при работе ремен­ ной передачи — натяжение ведущей увеличивается, а ве­ домой уменьшается.

Характеризуя ременные передачи, надо сказать, что они по сравнению с зубчатыми имеют ряд преимуществ:

1 )

возможность

перекрывать

значительные

расстояния;

2 )

эластичность

привода, обеспечивающая

плавность

хода и бесшумность работы;

3) способность

предохра­

нять привод от значительных перегрузок (за счет буксо­ вания ремня по шкиву); 4) меньшая начальная стои­ мость; 5) сравнительная простота ухода и обслужива­ ния.

Однако есть и недостатки у ременных передач, о ко­

торых тоже должен знать и учитывать в

своей работе

механизатор: 1 )

меньшая

по

сравнению

с зубчатыми

компактность; 2 ) некоторое непостоянство

передаточно­

го

числа

(за

счет

скольжения

ремня

на

шкивах);

3) большое давление на валы и опоры;

4)

несколько

большие

потери

мощности.

 

 

 

 

П л о с к о р е м е н н ы е

п е р е д а ч и применяют, глав­

ным

образом,

в стационарных

сельскохозяйственных

машинах,

например

привод

пневматической

машины

ОП-10, ОП-20, привод триеров машины ОС-4,5, машины ОСМ-ЗУ и т. д. Преимущественно используют тканевые

106