ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.04.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 1
вом случае растяжки к несущей конструкции крепят гайками, навинчивая их на резьбовые концы растяжек. Эти гайки используют и для натяжения растяжек. Во втором случае крепление концов растяжек жесткое (часто сварка). Середина растяжек отжимается резьбо вым стержнем при вращении навинченной на него гайки. Постановка, например, на брусе навесного культиватора двух растяжек — сверху и спереди — будет препятство вать прогибу его. Передняя усилит брус от прогиба во время работы в горизонтальной плоскости, а верхняя не даст провисать концам бруса в транспортном положении культиватора.
При подготовке машин к работе во время техниче ских. уходов необходимо подтягивать растяжки. Делать это1 надо стандартным гаечным ключом (без удлините лей), плавно, без рывков, не допуская перенапряжения конструкции.
Резьбовые соединения
Соединительными деталями резьбовых соединений служат болты, шпильки, гайки и винты. Наиболее ответ ственным элементом резьбовых деталей является резь
ба. По форме сечения витка различают |
резьбы — тре |
|||
угольную, трапецеидальную, прямоугольную |
и др.; |
по |
||
системе мер — метрическую и дюймовую; |
по способу |
|||
применения — трубную, упорную, |
крепежную и т. д. |
|
||
Для крепежных деталей, как |
правило, |
используют |
||
метрическую резьбу, профиль, основные |
параметры |
и |
размеры которой стандартизированы (ГОСТ 9150-59). В зависимости от назначения резьба может быть с крупным или мелким шагом.
В большинстве случаев резьбовые соединения явля ются предварительно затянутыми, и эта предваритель-
7* |
99 |
ная затяжка весьма существенно влияет на прочность и надежность соединения. Поэтому затяжку резьбовых со единений необходимо производить своевременно и пра вильно. Ответственные резьбовые соединения, для кото рых в инструкции на машину указан порядок и усилие затяжки, должны быть затянуты в полном соответствии с указаниями инструкции. Невыполнение установленных правил поведет к нарушению нормальных условий рабо ты конструкции и даже разрушению резьбового соеди нения. Особое внимание надо обращать на затяжку резьбовых соединений головки блока двигателя, узлов и механизмов гидросистемы машин и других узлов, тре бующих герметичности.
Крепление разнообразных кронштейнов и других де талей — это групповое резьбовое соединение. Здесь сле дует обращать внимание на равномерность затяжки болтов и следить за тем, чтобы все они были на ме сте. Нельзя допускать замену болтов меньшими по диа метру.
Все резьбовые соединения (для которых не указан момент затяжки) затягивают плавно, без рывков, стан дартным гаечным ключом. Прилагаемое усилие пример но 15—20 кг.
В стандартных крепежных деталях наиболее слабы ми являются стержень болта, шпильки; прочность вит ков резьбы при нормальных условиях эксплуатации ока зывается несколько выше.
Для предотвращения среза, смятия и износа резьбы при сборке и разборке соединения следят за чистотой витков, при необходимости промывая их керосином. За грязнение витков ведет не только к повреждению их, но и, увеличивая трение в резьбе, может привести к скручива нию резьбового стержня.
Сельскохозяйственные машины подвержены вибра циям как во время работы, так и при транспортировке,
100
что может ослаблять резьбовые крепления. Поэтому большинство резьбовых соединений имеет устройства, препятствующие их ослаблению. Простейшее средство стопорения гайки (болта) — применение контргайки. В этом случае даже при полном отсутствии нагрузки на болт или шпильку в сопряженных витках резьбы будут существовать силы сцепления, препятствующие самоотвинчиванию гайки.
Широкое применение в сельскохозяйственных маши нах находят разрезные пружинные шайбы (ГОСТ 6402-52), изготовляемые из пружинной стали 65Г.
В ответственных соединениях в качестве фиксаторов применяют разводные проволочные шплинты, шайбы с усиками и др.
Несмотря на постановку перечисленных устройств, препятствующих отвинчиванию, необходимо постоянное, наблюдение за состоянием креплений. Надо помнить, что пружинные стопорные шайбы от частого отвинчивания гаек со временем теряют свои свойства (после 4— 6 от винчиваний). Своевременная замена шайб в этом случае обязательна.
Сварные соединения
Сварные детали и узлы сельскохозяйственных машин отличаются большим разнообразием конструктивных форм; многие из них работают при тяжелых динамиче ских нагрузках. К таким узлам относятся сварные ра мы плугов и тяжелых культиваторов, изготовляемые из среднеуглеродистых сталей. Многие соединения выпол нены угловыми (валиковыми) швами, менее нагружен ные узлы — высокопроизводительной точечной и кон тактной сваркой.
Широкое применение находят соединения на электро-
101
заклепках, выполняемые полуавтоматическим способом. Благодаря глубокому провару такие соединения хорошо работают как при статических, так и при динамических нагрузках.
При эксплуатации машин рекомендуется периодиче ски контролировать состояние силовых сварных швов. Появившаяся трещина увеличивает напряжение в рабо чем сечении шва (при неизменных нагрузках), что обыч но приводит к дальнейшему увеличению трещины и к поломке детали. Своевременное обнаружение и устране ние производственных дефектов (горячая или холодная трещина, непровар), а также дефектов, появившихся во время эксплуатации машины (трещина, скол), позволят повысить эксплуатационную надежность машин.
Шпоночные соединения
Служат для соединения с валом деталей, передаю щих крутящий момент. Широкое применение шпоночных соединений объясняется простотой конструкции, надеж ностью, удобством сборки и разборки. В сельскохозяй ственных машинах используют стандартные клиновые, призматические и сегментные шпонки.
Стандартные клиновые врезные шпонки, образующие напряженные соединения, применяют с головкой (ГОСТ 8793-58) и без головки (ГОСТ 8792-58). Рабочими гра нями клиновых шпонок служат широкие грани. Широ кая грань, прилегающая ко дну паза ступицы посажен ной на вал детали, выполнена с уклоном 1 : 1 0 0 по отно шению к оси ступицы.
При сборке соединения клиновую шпонку забивают или запрессовывают в паз. Распорные силы, возникаю щие при забивке клиновой шпонки, позволяют соедине нию передавать расчетный крутящий момент, мощность.
102
Головка туго забитой клиновой шпонки не должна до ходить до торца ступицы менее чем на h+(0-»-6) мм. Та
кой зазор между головкой |
шпонки и ступицей необхо |
||||||||||
дим для |
разборки |
шпоночного |
соединения |
съемником. |
|||||||
Если |
шпонка |
сво |
|
|
|
|
|
||||
бодно садится в паз до |
|
|
|
|
|
||||||
упора |
головки |
в |
торец |
|
|
|
|
|
|||
ступицы, |
нужно заме |
|
|
|
|
|
|||||
нить |
шпонку |
большей |
|
|
|
|
|
||||
по высоте. |
В крайнем |
|
|
|
|
|
|||||
случае |
под |
основание |
|
|
|
|
|
||||
шпонки |
ставят |
прок |
|
|
|
|
|
||||
ладки. Выступание го |
|
|
|
|
|
||||||
ловки шпонки |
больше |
|
|
|
|
|
|||||
чем |
на |
|
h + 6 |
|
мм |
|
|
|
|
|
|
также недопустимо, |
так |
|
|
|
|
|
|||||
как |
это значительно |
|
|
|
|
|
|||||
уменьшает |
|
опорную |
|
|
|
|
|
||||
длину шпонки. |
|
кли |
|
|
|
|
|
||||
Для |
разборки |
|
|
|
|
|
|||||
новых шпонок |
приме |
|
|
|
|
|
|||||
няется |
специальный |
|
|
|
|
|
|||||
съемник |
(рис. |
25). |
Он |
Рис. 25. Съемник |
для разбор |
||||||
представляет |
|
собой |
|
|
ки клиновых |
шпонок: |
|||||
скобу 5 с упорным бол |
1 |
— вал; 2 — шпонка; 3 — шкив; |
|||||||||
том 6 и рычагом 4, |
ус |
4 |
— рукоятка; |
5 — скоба; 6 — |
|||||||
тановленным |
в отвер-і |
|
|
болт. |
|
||||||
стие |
скобы. |
Для |
раз |
|
|
съемник |
устанавливают |
||||
борки шпоночного соединения |
|||||||||||
зубом скобы у основания |
головки шпонки, ввинчивают |
болт до упора в вал и поворотом рычага 4 вытаскивают шпонку из паза. Если съемника нет, пользуются клином с небольшим уклоном, забивая его между торцом ступи цы и головкой шпонки.
Эксплуатируя машины, нельзя допускать ослабления
103
запрессовки клиновой шпонки, которое возникает при действии переменного крутящего момента (особенно при вибрационных нагрузках), так как тогда нарушится нор мальная работа соединения, что может привести к его поломке.
Призматические шпонки, образующие ненапряжен ные соединения (в противоположность клиновым) и пе редающие нагрузку своими узкими боковыми гранями, как и сегментные шпонки, обеспечивают лучшее, по сравнению с, клиновыми, центрирование деталей на валу.
Для неподвижного или подвижного соединения с ва лом деталей, передающих крутящий момент, предназна чены и зубчатые (шлицевые) соединения. Весьма широко распространены подвижные зубчатые соединения в кар данных передачах, где требуется обеспечивать возмож ность осевого перемещения валов относительно друг друга (телескопические трубы). При сборке и разборке подвижных соединений особенно придирчиво надо сле дить за чистотой, не допуская их загрязнения, а также не делая забоин на шлицах.
Передачи
В современных сельскохозяйственных машинах преи мущественное распространение получили механические передачи, служащие для передачи мощности от двига теля к исполнительной (рабочей) машине или механиз му. Эти передачи часто осуществляются с изменением скоростей и соответственным изменением сил или мо ментов.
Ременные передачи. Позволяют осуществлять пере дачу мощности от одного ведущего (шкива, вала) на несколько ведомых (рис. 26). Ременные передачи разли чают по способам натяжения:
104
Рис. 26. Схемы ременных передач:
а — открытая; б — полуперекрестная; в — перекрест ная; г — открытая вертикальная с натяжным роли ком; д — открытая горизонтальная с натяжным ро
ликом.
1 ) простые — с фиксированными валами шкивов и осями роликов и с редким подтягиванием (перешивкой) ремня;
2) натяжные — с натяжными (перемещающимися) валом и осью ролика, т. е. с периодическим подтягива нием ремня;
3) самонатяжные — с плавающим валом шкива или осью ролика, т. е. с непрерывным (автоматическим) подтягиванием ремня.
Ременные передачи обычно имеют параллельные ва лы и одинаковое направление вращения шкивов. Полу перекрестная и угловые передачи имеют скрещиваю щиеся в пространстве оси. Для обратного направления
105
вращения ведомого шкива служат передачи перекрест ные.
Чтобы обеспечить передачу полного рабочего усилия или мощности, в ременной передаче должно постоянно поддерживаться определенное предварительно установ ленное, начальное натяжение. Недостаточное натяжение ведет к снижению тяговой способности ремня. Увеличение натяжения выше рекомендованного ведет к понижению долговечности ремня и увеличению давления на валы и опоры. Натяжение ремня натяжным роликом производят на ведомой ветви. Это связано с перераспределением на пряжений в ведущей и ведомой ветвях при работе ремен ной передачи — натяжение ведущей увеличивается, а ве домой уменьшается.
Характеризуя ременные передачи, надо сказать, что они по сравнению с зубчатыми имеют ряд преимуществ:
1 ) |
возможность |
перекрывать |
значительные |
расстояния; |
2 ) |
эластичность |
привода, обеспечивающая |
плавность |
|
хода и бесшумность работы; |
3) способность |
предохра |
нять привод от значительных перегрузок (за счет буксо вания ремня по шкиву); 4) меньшая начальная стои мость; 5) сравнительная простота ухода и обслужива ния.
Однако есть и недостатки у ременных передач, о ко
торых тоже должен знать и учитывать в |
своей работе |
||||||||
механизатор: 1 ) |
меньшая |
по |
сравнению |
с зубчатыми |
|||||
компактность; 2 ) некоторое непостоянство |
передаточно |
||||||||
го |
числа |
(за |
счет |
скольжения |
ремня |
на |
шкивах); |
||
3) большое давление на валы и опоры; |
4) |
несколько |
|||||||
большие |
потери |
мощности. |
|
|
|
|
|||
П л о с к о р е м е н н ы е |
п е р е д а ч и применяют, глав |
||||||||
ным |
образом, |
в стационарных |
сельскохозяйственных |
||||||
машинах, |
например |
привод |
пневматической |
машины |
ОП-10, ОП-20, привод триеров машины ОС-4,5, машины ОСМ-ЗУ и т. д. Преимущественно используют тканевые
106