Файл: Савич Е.Ф. Новые фрезы и приспособления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 15, а и б . Фреза торцевая скоростная конструкции бригады £. Ф. Савича для обработки сталей (часть рабочего чертежа).


ДЛЯ СТЕПНОГО ИСПОЛИНА

Если спросить, чем сегодня живет коллектив на­ шего завода, я бы ответил: трактором. Да, именно созданием тракторов «Кировец». Массовый выпуск этих мощных машин нам поручили организовать Центральный Комитет КПСС и Совет Министров

СССР. Никита Сергеевич Хрущев на XXII съезде партии говорил, что это будет самый современный, самый мощный трактор для степных районов страны.

Опытные образцы машины прошли заводские испытания в степях под Ростовом и на целинных зем­ лях. Конструкторы выявили некоторые недоработки, внесли в проект необходимые поправки, и по улуч­ шенному проекту уже в первом квартале 1963 года были изготовлены новые образцы машин для госу­ дарственных испытаний.

Впереди еще более сложные задачи. Нам пред­ стоит организовать массовое производство тракторовбогатырей, причем на основе последних достижений науки и техники. Над решением этой проблемы сов­ местно с коллективом специалистов завода работает ряд научно-исследовательских и проектных институ­ тов, конструкторских бюро. Сейчас идет разработка технологии. Машиностроительным заводам страны заказывается новейшее оборудование для автомати­ ческих линий и конвейеров. Нестандартное оборудо­ вание проектируют инженеры отдела механизации и автоматизации завода.

Подготовительные работы, как видим, ведутся полным ходом, и на первый взгляд может показать­ ся будто новаторам и смекалку свою приложить не

6 Б. Ф. С авич

81

к чему. Но это, разумеется, не так. Здесь и нам ра­ боты хватает. По опыту мы знаем, что при организа­ ции любого нового дела инженерам без помощи но­

ваторов не обойтись.

Я не зря приводил примеры того, как в период освоения и выпуска трелевочных тракторов для ре­ шения трудных задач по переводу оборудования на скоростные режимы и внедрению скоростных мето­ дов изготовления тракторных деталей у нас в цехе была создана комплексная бригада. Результаты ее работы превзошли все ожидания. По опыту прошлых лет мы непременно и теперь организуем комплексную бригаду. Ядро ее уже рождается в нашей лаборато­ рии. Есть договоренность с технологами о том, чтобы в технологию фрезерных операций для автоматиче­ ского нестандартного оборудования закладывались новые инструменты, приспособления, созданные на­ шей бригадой, а также другими новаторами Ленин­ града. Кроме того, по совету технологов тракторного производства мы взялись создать комплекты прогрес­ сивной оснастки, подналадки, которую не берутся де­ лать станкостроительные заводы.

Известно, например, что впервые в практике полу­ оси трактора предстоит изготовлять не при помощи станочной обработки, а методом пластической дефор­ мации. Для этого понадобятся очень сложные штам­ пы. Обработка деталей для них потребует высокопро­ изводительных инструментов и устройств. Кому же, как не нам, всё это создавать! И мы уже думаем над этими вопросами.

Институты, проектирующие оборудование, к концу года должны представить на обсуждение заводских

82


специалистов проект автоматической линии. Наша бригада готовится принять в этом обсуждении самое активное участие. Люди практики, рабочие от станка подскажут много ценного, что позволит создать авто­ матику, отвечающую самым высоким требованиям, удобную в обслуживании и управлении.

В процессе изготовления полуосей есть еще проб­ лема — это обработка шлицев. Обычно на трактор: ных и автомобильных заводах шлицы фрезеруются, а творческий коллектив нашего цеха думает над тем, чтобы фрезерные операции заменить более прогрес­

сивным делом — накаткой. Уверены, что

оборудо­

вание для этой цели создадим хорошее

и надеж­

ное.

 

В этой же детали трактора есть так называемая полусфера. На ее поверхности надо сделать 415 отвер­ стий диаметром 1,2 мм. Расстояния между ними очень маленькие. Поэтому многоместные приспособления для сверления создать невозможно. Если же сверлить каждое отверстие в отдельности, то потребуется слишком много времени. Как быть?

На выручку пришел электроимпульсный метод обработки деталей, получивший у нас на заводе ши­ рокое распространение. И вот одна из комплексных бригад, возглавляемая слесарем В. А. Богдановым, взялась сделать специальный электроимпульсный ста­ нок. На нем можно будет прошивать все 415 отвер­ стий за один прием в течение буквально нескольких минут. Самое широкое применение в тракторном про­ изводстве найдет и электрохимия.

Словом, проблем, связанных с организацией трак­ торного производства, много, и с помощью комплекс­

6*

83

ных бригад, как показывает опыт, их удается разре­ шить быстрее.

Нашей бригаде стало известно, что для степных богатырей потребуется много втулок, имеющих внут­ реннюю и наружную резьбу. Изготовлять эти детали, по замыслам технологов, должны специальные стан­ ки. Но какую технологию избрать и какие необхо­ димо заказать станки?

Одни специалисты предлагали дать техническое задание на проектирование резьбофрезерных агрега­ тов. Другие считали, что наиболее рациональными будут токарные станки, третьи вносили свои предло­ жения.

На технический совет, обсуждавший этот вопрос, пригласили и нас, членов бригады творческого содру­ жества. Дали нам чертежи и деталь, изготовленную по так называемой обходной технологии, применяе­ мой в период производства опытной партии тракто­ ров, и попросили подумать. Но думать долго не при­ шлось. За десятки лет работы на заводе через наши руки прошли многие тысячи самых разнообразных деталей, в том числе и втулок. Ознакомившись с об­ разцом новой детали, мы в один голос заявили: за­ казывайте резьботокарный полуавтомат. Конструк­ торы А. Б. Гаврилов, Е. А. Малашкевич, Ю. Н. Лабковский охотно согласились с нашим предложением. Станкостроителям был дан заказ на резьботокарный полуавтомат, применение которого, мы уверены, даст высокую производительность труда, избавит от ра­

боты на малоэффективных резьбофрезерных агрега­ тах.

С тех пор новаторы цехов, члены комплексной

84


бригады, в состав которой входят теперь и ведущие технологи, конструкторы, научные работники, стали частыми гостями тракторного технологического от­ дела. Больше того, заводской совет новаторов, куда входят почти все члены нашей бригады, по сути дела, стал составной частью технологического отдела. На общественных началах, безвозмездно любой из нас с большой готовностью принимает участие в раз­ работке технологических процессов.

Нередко с технологами приходится и поспорить. В их альбомах, спецификациях и нормалях немало' устаревших инструментов.

— Эти инструменты в ГОСТе, и мы не можем не включать их в технологию, — объясняют они.

А мы настаиваем на своем:

— Давайте отказываться от старья, хотя оно и числится в гостовских списках.

В ответ технологи приводят тот довод, что, дес­ кать, инструментальный отдел завода не справится с изготовлением большого количества инструментов, которые предлагают рабочие-изобретатели. Но ведь этим делом заводские инструментальщики могут и не заниматься. Всё новое и полезное можно заказать на специализированных инструментальных предприя­ тиях,

В конце концов технологи вынуждены были с нами согласиться. Фрезы, резцы и другие станочные инст­ рументы, а также быстросменные приспособления, если их побольше заказать специализированным предприятиям, могут быть использованы не только на Кировском заводе, но и на всех тракторных и ав­ томобильных заводах страны (рис. 17). Кроме того,

85

они сослужат большую службу станочникам всех ма­ шиностроительных предприятий, ликвидируют тот го­ лод в технических новинках, который пока еще ощу­

щается.

Таким образом, новая технология с применением прогрессивной оснастки, разрабатываемая кировца-

Рис. 17. Фрезерование зубчатого сектора с помощью--специаль­ ной установки:

а — заготовка, б —• установка в приспособлении.

ми, сыграет большую роль всюду, где идет борьба за наиболее полное использование оборудования, за непрерывный рост производительности труда и уве­ личение выпуска продукции.

Эту главную цель мы преследовали и тогда, ко­ гда предлагали метод фрезерования одновременно пяти «карманов» с большой точностью у корпуса зо­ лотника, и тогда, когда записывали в технологиче­ ских процессах фрезерование деталей, имеющих лит­

86


пиковые прибыли размером до 18 мм. К сожалению* такие прибыли даже при точном литье у некоторых деталей будут получаться, и при обработке их непре­ менно потребуется применять методы скоростного й силового резания. При этом расчет берем на то, что-1 бы эти операции производились за один, максимум два прохода.

Организация массового производства степных бо­ гатырей «Кировец» на основе современных достиже­ ний науки и техники с каждым днем вырисовывается всё более четко. Наша комплексная бригада, рабо­ тая рука об руку с инженерами-технологами, ясно представляет себе, какие большие и ответственные задачи придется решать в период внедрения новой технологии в' новых и реконструированных цехах, на поточных, автоматических и конвейерных линиях. Здесь придется заниматься и созданием оригиналь­ ных устройств, и программированием фрезерных, то­ карных, расточных и других станочных операций.

Над решением многих из этих проблем наша ком­ плексная бригада работает с большим энтузиазмом, потому что она видит перед собой большую перспек­ тиву. Своим творчеством мы добиваемся того, чтобы всем рабочим как нашего, так и других заводов было легче и проще трудиться, чтобы быстрее решалась

самая

важная народнохозяйственная задача — за­

дача

непрерывного роста производительности труда.

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

Каждый станочник может стать скоростником........................

4

С чего мы н ачал и ..........................................................................

6

Если товарищ отстает.......................................................................

18

Счет ведется на м инуты ..............................................................

27

Учиться у д р у з е й ..........................................................................

50

Дешево и быстро..............................................................................

57

Для степного исполина..................................................................

81

Евгений Францевич Савин

. Новые фрезы и приспособления

 

Редактор А. Э. Лепин

 

Технический редактор

В. А. Преснова

 

Корректор Э. Г. Поварская

 

Сдано в набор 11/1Х 1963 г.

Подписано к печати 19/XI 1963 г.

Формат бумаги

70 X 103'/«з* Физ. печ. л. 2,75. Условн. печ. л. 3,77.

Уч.-изд. л. 3,35.

Тираж ЗОЭЭ

экз.

М-31360.

Заказ № 1347

 

Лениздат, Ленинград, Фонтанка, 59

 

Типография имени

Володарского Лениздатэ,

 

Фонтанка,

57

 

Цена 10 коп.