Файл: Постнов Ю.И. Линейное программирование в сельском хозяйстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.04.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урожайность картофеля— 100 ц/га, ячменя — 20 ц/га Нормативные затраты ручного труда на 1 га посева: по картофелю — 20 чел.-дн.; по ячменю — 2 чел.-дня.

Нормативные затраты механизированного труда на 1 га

посева:

по картофелю — 2,1

тракторо-смены,

по ячме­

ню — 0,6.

1 ц ячменя — 5

руб.

Цена 1

ц картофеля — 3 руб.,

Задача заключается в том, чтобы, исходя из данных про­ изводственных ресурсов, добиться максимума валовой продукции в денежном выражении.

Неизвестное количество картофеля, которое необходимо произвести, обозначим через х х ц, а ячменя — через х2 Ц- Тогда количество валовой продукции в денежном выра­ жении будет равно:

С = 3*і + 5*2 руб.

Учтем все имеющиеся производственные ресурсы. Для этого используем технологические коэффициенты, т. е. нормы затрат на производство 1 ц картофеля и 1 ц ячме­ ня. Так как на производство 100 ц картофеля требуется пашни 1 га, то для производства 1 ц — 0,01 га. Для про­ изводства 1 ц ячменя необходимо 0,05 га пашни, если предполагать, что урожайность ячменя — 20 ціга.

Для того, чтобы найти нормы затрат конно-ручного и механизированного труда на производство 1 ц продук­ ции, надо нормы затрат на 1 га разделить на урожай­ ность возделываемой культуры.

Нормы затрат на производство 1 ц картофеля и ячменя по конно-ручному труду равны соответственно:

20 : 100 = 0,2 чел.-дн.; 2 : 20 = 0,1 чел.-дн.

Нормы затрат механизированного труда следующие: по картофелю — 2,1 : 100 = 0,021 тракторо-смены; по ячме­ ню — 0,6 : 20 = 0,03 тракторо-смены.

29

Сведем все данные в таблицу 6.

 

 

 

Таблица 6

 

Затраты на 1 ц

Итого

Производственные ресурсы

 

 

картофеля

ячменя

ресурсов

 

 

Пашня, га

0,01

0,05

1000

Человеко-дни

0.2

0,1

8000

Тракторо-смены

0,021

0,03

900

*і *2

На производство Х\ ц картофеля и * 2 ц ячменя будет за­ трачено:

0,01

Х\+ 0,05*2

га пашни;

0,2

*1 + 0,1 х2

чел.-дн.;

0,021*і + 0,03*2

тракторо-смен.

По условию задачи эти затраты не должны быть больше соответствующих наличных ресурсов, и поэтому можно записать такие неравенства:

0,01

* і+ 0,05х2<1000

(1)

0,2

*і + 0,1 *2 <8000

0,021*і+ 0,03*2 <900.

 

Таким образом, следует решить следующую математиче­ скую задачу: найти наибольшее значение функции

С = 3*і + 5*2

при условиях ( 1).

30


Функцию С будем, как и раньше, называть функцией це­ ли, а неравенства ( 1) — ограничениями.

Нами рассмотрены три основных типа задач, которые могут быть решены симплексным методом. В первом ти­ пе задач ограничения выражаются равенствами, во вто­ ром типе — неравенствами со знаками и, наконец, в третьем типе — неравенствами со знакамиС,.

Наиболее просто симплексным методом решаются зада­ чи третьего типа, и поэтому с них начнем изучение сим­ плексного метода.

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ТРЕТЬЕГО ТИПА СИМПЛЕКСНЫМ

МЕТОДОМ

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

1. Рассмотрим составленную нами задачу третьего типа (см. стр. 28). Надо найти наибольшее значение функции

С = Зх1+ 5x2

(1)

при выполнении условий

0,01

хі + 0,05x2 <1000

 

0,2

X! + 0,1 х2 <8000

(2)

0,02ІХ1 + 0,03х2 <900.

 

Для решения данной задачи с помощью симплексного метода следует прежде всего неравенства (2) преобра­ зовать в равенства. Как видно, левые части неравенств не больше правых, и поэтому, если к левым частям при­ бавить некоторые неизвестные неотрицательные части, то тем самым неравенства преобразуются в равенства:

31


0,01*і + 0,05х2

+ х3 = ЮОО

 

 

0,2

*i + 0,l

*2

+ *4 = 8000

 

(3)

0,02 l*i + 0,03*2 + *5 — 900.

 

 

Неизвестные *і

и * 2 назовем основными

неизвестными,

а неизвестные *з, * 4 и *5 — дополнительными.

 

Экономический

смысл

дополнительных

неизвестных

очень прост:

 

 

 

 

 

*з — количество недоиспользованной пашни;

 

*4 — количество недоиспользованных человеко-дней;

 

*5 — количество недоиспользованных тракторо-смен.

 

Если при решении задачи

окажется, что *з = 0, то

это'

означает, что на производство картофеля

и ячменя

ис­

пользована вся пашня; если х4= 0, то использованы все

человеко-дни,

и, наконец,

если *5 = 0, то использованы

все тракторо-смены.

 

 

 

 

Равенства (3)

запишем

теперь так,

чтобы

члены с

одноименными

неизвестными

оказались

один

под дру­

гим:

0,01*1 + 0,05*2

+ * з = Ю00

 

 

 

 

0,2 *і + 0,1

* 2

* 4 = 8000

 

0,21*1 + 0,03*2

 

+ *5 = 900.

 

Эти равенства обладают одной особенностью, благодаря которой к решению нашей задачи можно применить сим­ плексный метод: каждое из них содержит одну неизвест­ ную величину с коэффициентом, равным единице, кото­ рой нет во всех остальных равенствах. Так, в первом равенстве содержится неизвестная величина * 3, но она отсутстует в остальных равенствах; во втором равенстве есть величина * 4, которая не входит в первое и третье равенства; и, наконец, имеющаяся в третьем равенстве неизвестная *5 отсутствует в остальных равенствах.

Так как для решения задачи нам потребуются коэффи­ циенты при всех неизвестных в этих равенствах, то, что­ бы не допустить ошибок, запишем их в следующем виде:

32


0,01

Хі Т0,05х2“Ь х3 Т 0х4-ТOxs = 1000

 

0,2

Xi + 0,1 Х2 + О Х 3+ х4+ 0x5 = 8000

(5)

0,021X] + 0,03x2 Т Охз + 0х4+ Х5 = 900,

 

т. е. если какое-нибудь из равенств не содержит некото­ рую величину, это значит, что оно ее содержит с коэф­ фициентом, равным 0. Дополнительные неизвестные вве­ дем в функцию цели с коэффициентами, равными нулю:

С = Зхі -f-5x2-f-Охз Т 0х4Т ОХ5.

(4)

Исходная задача теперь может быть сформулирована так: найти наибольшее значение функции (4) при вы­ полнении ограничений (3).

Решение задачи симплексным методом производится при помощи составления симплексных таблиц.

Первая симплексная таблица содержит три строки коэф­ фициентов при неизвестных в равенствах (3) и одну строку коэффициентов функции цели. Все эти коэффи­ циенты записаны в соответствующих столбцах неизвест­ ных х ь х2, х3, х4 и х5.

В качестве исходного берем такой план, при котором продукция не производится, и, следовательно, все налич­ ные ресурсы остаются неиспользованными. Математиче­ ски это значит, что

*і = 0, х2 = 0, х3= 1000, х 4 = 8000, х5 = 900.

В столбец «План» в соответствующие строки записываем лишь те величины, которые отличны от нуля. В первый столбец («Цены») записываем коэффициенты функции цели при неизвестных х3, х4 и Х5, взятые со знаками ми­ нус. Так как эти коффициенты в нашем случае нули, то безразлично, с какими знаками их брать. Поэтому пишем во всех строках первого столбца просто нули.

Четвертая строка второго столбца («План») предназна­ чается для всей валовой продукции в денежном выраже-

3 -3 6

33

нии (в руб.). Так как в исходном плане продукция не производится, то в этой клетке пишем нуль. Итак, первая симплексная таблица имеет такой вид (табл. 7):

 

 

 

 

 

Таблица 7

Цены с

План

 

*3

*4

*5

минусом-

 

0

*3=1000

0,01

0,05

1

0

0

0

*4=8000

0,2

0,1

0

1

0

0

*5= £00

0,021

0,03

0

0

1

 

0

3

5

0

0

0

Желательно как можно скорее получить наибольшее значение валовой продукции в рублях. Поэтому попы­ таемся вначале в план ввести ячмень, так как он имеет большую цену 1 ц.

Как это сделать?

В четвертой строке столбцов неизвестных выбираем наи­ большее положительное число, и тот столбец, которому оно принадлежит, называем генеральным столбцом таб­ лицы. В нашем примере наибольшее положительное чис­ ло 5 находится в столбце х2. Следовательно, столбец х2 генеральный. В нем отмечаем положительные элементы (числа) во всех строках, кроме последней. В нашем слу­ чае все элементы — 0,05, 0,1 и 0,03 — положительные. Составляем отношения элементов плана к соответствую­

34


щим (по строкам) положительным элементам генераль­ ного столбца:

1000 : 0,05 = 20 000; 8000 : 0,1 =80 000; 900 : 0,03 = 30 000.

Первое из этих чисел показывает, сколько ячменя можно произвести за счет использования всей пашни, второе — за счет использования всех человеко-дней и, наконец, третье — за счет использования всех тракторо-смен.

Если при имеющихся ресурсах надо производить только один ячмень, то больше 20 000 ц произвести его не удаст­ ся, так как не позволят размеры пашни. По этой причи­ не из всех полученных чисел выбираем наименьшее число (20 000), а строку, которой оно соответствует (в данном случае первую строку), называем генеральной строкой таблицы.

Элемент 0,05, находящийся и в генеральном столбце, и в генеральной строке, называется генеральным элемен­ том таблицы.

Таблица 8

Цены с

План

*1

Х3

Хі

*5

минусом

- 5

х2

 

 

 

 

0

 

 

 

 

Хі

 

 

 

 

0

Хц

 

 

 

 

3’

35

Генеральный столбец показывает, какую из неизвестных надо включить в план, а генеральная строка — какую из неизвестных вывести. То есть на место неизвестной х3 в план надо ввести неизвестную х2. (См. общий вид второй симплексной таблицы — табл. 8).

В первом столбце («Цены») в строке х2 пишем цену 1 ц ячменя, взятую со знаком минус, и сохраняем нули во второй и третьей строках.

Теперь переходим к вычислению элементов второй симп­ лексной таблицы. Прежде всего вычисляем элементы строки, стоящей на месте генеральной. Так как первая строка в первой таблице была генеральной, то вначале мы вычисляем элементы первой строки. Для этого эле­ менты генеральной строки, кроме элемента в первом столбце (цены), делим на генеральный элемент 0,05:

1000:0,05 = 20 000; 0,01:0,05 = 0,2; 0 ,05:0,05= 1; 1:0,05 = 20; 0 :0 ,0 5 = 0; 0 :0 ,0 5 = 0.

Полученные результаты записываем в те клетки, в кото­

рых находились делимые.

После

этого

вторая

таблица

примет вид (табл.

9):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

Ц е н ы с

П л а н

Хі

Х3

Хз

Хі

*5

м и н у с о м

- 5

* 3 = 2 0

0 0 0

0 , 2

1

2 0

0

0

0

Х і=

 

 

 

 

 

 

0

* 5 =

 

 

 

 

 

 

38